Педагогический ключ успешного обучения учащихся коррекционной школы.
статья на тему

Гуменюк Наталья Васильевна
В материале прописаны факторы, способствующие успеху умственного действия: мотивация учения, условия ученической деятельности, психологический климат....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_klyuch_uspeshnogo_obucheniya_uch-sya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический ключ

успешного обучения учащихся

коррекционной школы.

(Подготовила учитель русского языка и литературы Гуменюк Н. В.)

    Школа является образовательным центром, в котором главная роль принадлежит учебной функции – обучению. Обучение в школе направлено на конкретную реализацию содержания образования. Именно обучение выступает основным видом деятельности педагогов и учащихся, определяющим фактором высокого качества подготовки учеников. Успешность обучения во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых умением анализировать свою работу.

   Для достижения наибольшей успешности обучения педагоги школ в процессе преподавания учебных дисциплин используют различные методики и технологии.

Успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Исходя из этого основным критерием успешности обучения   будет являться умение учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких как: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.

Факторы, способствующие успеху умственного действия: мотивация учения, условия ученической деятельности (умения),   психологический климат, богатство и разнообразие средств деятельности, природные возможности мозга ребёнка, индивидуальные особенности каждого ученика, профессионализм учителя.. 

Базовые умения, которые обеспечивают результативность деятельности, познавательного успех учащихся, должны быть вплетены в практическую деятельность:  

- слышать - «слушая, слышать», воспринимая речь другого человека, слышать каждое сказанное им слово, каждую интонацию, выделять сделанные говорящим акценты на опорных словах.

Правила:

 1) мысленно повторяй за говорящим его слова;

2) выделяй опорные слова как главные в сообщении;

3) прослеживай связь этих опорных слов в речи говорящего;

4) теперь в сжатом виде воспроизведи услышанное;

5) обрати внимание на интонацию;

- видеть - воспринимать объект согласно тому, что он представляет собой в текущей реальности.

Правила:

 1) определить позицию, точку зрения (выглядит по- разному с разных сторон, в разных условиях);

2) выделить в предмете, явлении особо важный элемент («здесь главное...» «Это, конечно, кислота, т.к...»;

3) очертить структуру объекта как совокупность элементов - схватить общим взглядом составные части единого целого («прочти ещё раз задачу»);

 4) отметить связи предмета с другими объектами («увеличиваем трение, уменьшается скорость. Засыхают цветы, но рождаются семена», считывание слова, а не буквы;

5) задуматься о значимости объекта для жизни (увидеть то, что хотел сказать автор, научный факт - как безусловно важный факт в жизни человека);

- говорить - умение рассказывать, отвечать на вопрос, доказывать, разворачивать свою мысль, пересказывать. Неумение говорить - причина плохой успеваемости неуспешных детей.

Правила:

1) выстраивать речевое суждение по формуле «тезис (суждение) -аргумент (довод в пользу высказывания) - иллюстрация (описательная картинка явления)». «Я так считаю, потому что ... И вот как это выглядит в реальной действительности»;

 2) ставить логические акценты на словах, значимых для высказываемой мысли. Смысловое содержание высказывания варьирует в зависимости от интонационной окраски («При увеличении скорости... При увеличении скорости»);

3) воображать картинку явления, о котором говоришь. Это эмоциональное окрашивание речи говорящего создаёт сферу эмоционального заражения слушателя, вовлекает их в проживание и понимание сообщаемого (закрыть глаза, произнести текст дважды);

4) соблюдать чёткую артикуляцию при произнесении слов. Повседневная работа учителя, постоянное педагогическое требование чёткости и звучности речи («Пожалуйста, не торопись. Мы тебя внимательно слушаем»);

5) не произносить слов, значение которых не понятно («классный первого или пятого?» Шутками - дети включаются охотно в игру);

6) вовлекать учащихся в свободный рассказ о происходящем Как прошёл день? Чем было заполнено воскресенье?;

        -  читать - это не только скорочтение, но и умение постигать смысл текста.

        Правила:

 1)выделить основную мысль абзаца (тезисы - ведущие положения всех абзацев);

2) вообразить картину действительности;

3) выходить за пределы текста в реальную действительность;

- думать - постоянно решать проблемы с помощью разума.

 Главные операции: 1) последовательно переходить от вопроса к вопросу и последовательно отвечать на них (что? почему? где? когда? как?);

 2) выявлять и формулировать причинно- следственные связи (наполнять объяснение словами «если ... то», «представим, что ...тогда увидим»;

 3) выявлять необходимое в предмете;

 4) постоянно обнаруживать две противоположные стороны в объекте и не давать однолинейных решений;

 5) выходить на новые связи объекта и выявлять новый вопрос, на который пока нет ответа;

 6) лаконично, красиво, ясно оформить понятое явление;

 - возражать - иное решение, иной подход, иные оценки. Это момент напряжённой мыслительной деятельности всех присутствующих, когда возникает необходимость выбрать один из вариантов решения, приходится ещё и ещё раз проверить исходные данные, логику и способ решения.

   Правила:

 1) не спешить сообщать о своём возражении (не понял мысль, не дослушал, не знал всё);

 2) предварительно воспроизвести сказанное другим («если я правильно понял...» повторить; а, вот что. ты ошибся);

 3) этически оформить, чтобы не обидеть другого и дать возможность отказаться от собственного возражения при его несостоятельности («Интересно и хорошо, что вы сказали, но у меня есть некоторые сомнения...»;

 4) излагать суть возражения можно, если другие согласились его выслушать (формулировать чётко и доказательно, так не будет принятым, если хорошо не продумано);

        5) если все не согласны, то надо развернуть дискуссию - критерием оценки станет проекция последствий избранного решения: «Если согласимся, то...»).

     - писать сочинение - движение в раскрытии темы от последнего до первого слова в названии сочинения;

     - запоминать - сохранение в памяти информации

    Виды памяти:

  • зрительная - создать картинку предъявляемой информации (картинка, знаки, схемы, иллюстрации, опыты и т.д.);
  • слуховая - чётко и выразительно, ставя логические ударения, интонационные акценты на опорных словах (держателях информации) проговаривать текст вслух. Важны ритм, мелодика произнесения, артистизм;
  • осязательная - манипуляция с предметом, чтобы материал прямо воздействовал на органы чувств (при невозможности можно его придумать, модели, знаки);
  • двигательная - многократное повторение запоминаемого материала, механическое воспроизведение, показательные действия при зрителях (родителях, инспекторах) требуют максимального напряжения и оставляют глубокий след;
  • обонятельная и вкусовая - то, что можно попробовать на вкус и понюхать замечательно воспринимается (конфеты, яблоки, печенье, цветы, духи и т.д.), но связанное с изучаемым материалом (дробь - пирог);

  благодарить - спасибо за совместную напряжённую умственную работу, забота об успехе каждого, проявляющаяся в дисциплине, порядке, доброжелательности, взаимной помощи. Формы:

  • пластический и мимический (улыбка, тёплый взгляд, кивок головы, открытые ладони к ученику, поза внимания и т.д.);

- вербальный (слова);

      - оценочный (высокая оценка результатов работы, анализ «если бы не

       твоя ..., нам бы не удалось, благодаря тебе и т.д.»;

      - символические жесты, аплодисменты;

      - предметно-символический - угощение, грамота, сувенир, знак,                                      открытка, новое полномочие и т.д.

   Стандарт преподавательских умений:

-   Компетентность в планировании и подготовке уроков;

 – высокий темп работы;

 – концентрация и переключение внимания учеников;

–многообразие форм презентации материала;

-  компетентность в управлении классом;

– максимальная включённость всех учеников;

 –разнообразие форм работы и заданий;

 – сотрудничество между учителем и детьми;

 -  максимальное соответствие потребностям учеников;

  – максимальный учет индивидуальных потребностей учащихся;

 – дифференциация заданий по сложности и объёму;

– использование творческих заданий, обеспечение активности и самостоятельности   учеников, самостоятельная работа в группах и парах;

 – эмоциональная вовлечённость учеников;

– индивидуальная работа и обратная связь;

- использование разнообразных методов оценивания  для управления учебным процессом.

   Некоторые особенности современного урока: тенденция к созданию личностно ориентированной среды обучения.

   Образовательная среда - условие обучения и развития Личностно ориентированная образовательная среда школы создается совместными усилиями всех специалистов школы учителей, психологов, социального педагога, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми.

   Для создания личностно ориентированной образовательной среды учителям необходимо уметь: строить работу по выявлению субъектного опыта детей; использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний; строить работу по выявлению субъектного опыта детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний; стимулировать и поддерживать рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения; гибко и вариативно вести урок в зависимости от возникающих учебных ситуаций; гибко и вариативно вести урок в зависимости от возникающих учебных ситуаций; разнообразить дидактические средства с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению;   давать позитивную оценку познавательных усилий ученика (независимо от его успеваемости); давать позитивную оценку познавательных усилий ученика (независимо от его успеваемости); организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.  

   Педагогические технологии, направленные на достижения успешности в обучении:

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.  

 2. Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся.   К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение.  

 3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.   Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.  

  Современный урок должен быть ориентирован на целостное миропонимание школьника и на обеспечение условий равного старта Технологии уровневой дифференциации. Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.  

 Индивидуальное обучение – это:

 1) форма, модель организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником;

2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, карточки и т.п.).  

    Дифференциация – это групповая работа: Основным "двигателем" самостоятельного мышления и познавательной активности ребёнка является сотрудничество в группах совместно работающих детей.   Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Используя на уроках опыт групповой работы, технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности и операций над информацией, а так же сотрудничества в группах

     Дидактическая модель организации познавательной деятельности учащихся при дифференцированной работе в группе позволяет сконструировать процесс обучения, основываясь на принципах организации учебного процесса.   Системный подход к делению класса на группы позволяет учителю ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели.  Групповая работа – это дифференцированная работа с учебной подгруппой, учет психологических особенностей и умственных способностей детей и ориентированность на побуждение внутренних мотивов деятельности.  

Педагог школы обязан владеть самоанализом проведенного урока, мероприятия.

План самоанализа урока.

  1. Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
  2. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
  3. Обосновать постановку целей урока, тип и его структуру.
  4. Выделить главный этап и дать его полный анализ.
  5. Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  6. Дать оценку успешности достижения целей урока, обосновать показатели  реального результата.
  7. Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

Примерные вопросы для самоанализа.

  1. Была ли достигнута цель урока?
  2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
  3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
  4. Как использовалось время урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
  5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
  6. Какие были недостатки в ходе урока и почему?
  7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?

Примерная памятка для самоанализа урока учителем.

  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
  3. Какие цели достигались на уроке:

Образовательные,

Коррекционные,

Воспитательные,

  1. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
  2. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этапами урока?
  3. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
  4. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
  5. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
  6. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
  7. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
  8. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?
  9. Запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.
  10. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то как и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:

формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;

развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать” организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Было бы наивно думать, что учительство в своей основной массе само овладеет методикой системного самоанализа урока. Этому надо учить, настойчиво и систематически.  

Используемые интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/101368/

http://juknn.ru/3_metodika/didartika/didaktika.htm

http://zoovet.kharkov.ua/rus/prep,

http://ksut.krasnoyarsk.su/~gorono/NewTeacher 

http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Статья "Математика как средство для успешной адаптации учащихся коррекционной (VII вида) школы в социуме".

В статье рассматриваются вопросы социальной адаптации учащихся коррекционной школы в социуме и роли математики в этом процессе....

Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации.

Выступление на семинаре директоров. Тема: "Внедрение метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы в целях создания условий для их успешной социализации"...

Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешности обучения учащихся»

Вашему вниманию предлагаю свою разработку на тему: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в средней школе, их адаптационный период, проблемы с учителями и родителями. В этом докладе я постара...

Юрченко Е.Ф. "Приёмы и формы успешного обучения учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрывается содержание методических приёмов обучения учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Доклад-презентация "Педагогический ключ успешного обучения"

Широко известна максима: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!». Беда в том, что желающих учит...