Доклад-презентация "Педагогический ключ успешного обучения"
статья

Симбирских Алеся Анатольевна

Широко известна максима: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!». Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%. Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня в большинстве государственных образовательных учреждениях.(слайд 2)

         Возникает резонный вопрос: почему не хотят? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_klyuch_doklad.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО "ДШИ им. А. М. Кузьмина"

Доклад на педагогическом совете

«Педагогический ключ успешного обучения»

часть 1

Подготовили: Симбирских А. А.

Бажанова О.Н.

                                                                       2018-2019 уч.г.

        (слайд 1) Широко известна максима: «Хорошо учится тот, кто хочет учиться». Учителя говорят: «Дайте нам тех, кто хочет учиться, — мы научим их всему!». Беда в том, что желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%. Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня в большинстве государственных образовательных учреждениях. (слайд 2)

        Возникает резонный вопрос: почему не хотят? Учителя, пытаясь ответить на этот вопрос, называют обычно: перегрузка, неинтересно, телевидение — круче, просто лень; трудно, не умеют, не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем.
        Безусловно, перечень можно продолжить. Понятно, что причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем все таки повлиять.

Успешное обучение зависит от множества факторов:

-мотивации учения;

-условий ученической деятельности;

-состояния субьекта познавательного труда;

-психологического климата учебной группы;

-богатства и разнообразия средств деятельности;

-природных возможностей мозга ребенка;

-индивидуальных особенностей каждого ученика;

-профессионализма учителя;

и других менее значимых обстоятельств.

(слайд 3)        К.Д. Ушинский говорил, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.  Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.

(слайд 4) Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.

Многие современные педагоги высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

( слайд 5) Типы ситуаций успеха

(слайд 6) Неожиданная  радость - чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

(слайд 7) Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

( слайд 8) Радость познания Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

(слайд 9) Приемы создания ситуации успеха.

  1. "Эмоциональное поглаживание".

 Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно.. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3.  «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

6. «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

7. «Сопереживание»

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам  детей получит понимание.

8. «Заражение»

В случае, если успех отдельного  ученика станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой.

9. «Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о  д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!  

 (слайд 10)          От чего же еще зависит успешное обучение?

     С позиции идеи успешного обучения выделим особые факторы , целиком зависящие от учителя,- профессионализм, условия ученической деятельности, психологический климат учебной группы.

        Умение и навыки учащегося– это первостепенный фактор успешности. Лишь только ребенок пробует произвести действие или видит, что у него получается выполнение заданного, у него немедленно улучшается настроение, повышается мотивация, увеличивается активность в поиске средств, изменяются условия социального окружения (все говорят «молодец» и улыбаются ему).

Часто педагоги совершают главную ошибку в своей педагогической деятельности. Они призывают детей: «Думайте». Но не показывают, как думать. Требуют: «Запомните!», не инструктируя к запоминанию.

Когда ребенка не научили соответствующим операциям, он не может выполнить требуемое. В результате его упрекают в безответственности, неряшливости… А вот вам и главный секрет дурного поведения, низкой успеваемости, грубости, забывчивости, лености ребенка.

        Но если учитель говорит детям: «Не бойтесь, у вас есть я, и я вам помогу!», дети с радостью принимаются за работу, ребенок наполняется спокойствием и уверенностью.

Но и тут не забывайте, что каждый ребенок индивидуален.

        Кажется, что любой слышащий и говорящий ребенок умеет слышать и говорить. Мы рассчитываем на дар природы, забывая при этом, что вхождение ребенка в социум при стремительно развивающейся цивилизации предъявляет все более высокие требования к искусству слышать, видеть, говорить, думать, выражать непонимание и несогласие.

Нельзя торопиться, вооружая ребенка учебно-познавательными умениями; опасно форсировать процесс становления учений: скорость их рождения у всех индивидуальна – педагогу нужно научиться выжидать и поддерживать ребенка в овладении новыми умениями. А главное, не бросать по пути к знаниям того, кто шагает медленнее!

        (слайд11) Существует 3 ключевых способа оснастить учащихся умениями учебной деятельности.

Первый - исходный: подражание.

Подражание действиям учителя путем воспроизведения увиденного, услышанного, сделанного:

- дети видят, как учитель слушает и как вслушивается в речь ученика;

- дети слышат выделенные в речи учителя акценты на опорных словах;

- дети отмечают, каким образом учитель высказывает свое несогласие;

- дети воспринимают последовательность логических суждений учителя;

- детям нравится, как учитель отвечает на поставленный вопрос.

Если процесс обучения красив и интересен, то дети с удовольствием постигают простые и одновременно сложные умения, даже не замечая своего духовного обогащения, приобретенного в ходе совместной работы с учителем.

Правда, учитель сам должен свободно владеть абсолютно всеми умениями, которыми необходимо овладеть детям. Учитель предъявляет детям первичный образ. Даже порядок на столе учителя, его форма и одежда на уроке – первичный образ ученика.

Второй – инструкции, сообщение простых, четких правил методики исполнения.

Эффективным всегда оказывается алгоритм, разработанный для обучающихся, согласно которому самыми сложными умениями можно овладеть легко и просто.

Третий – организация обучающего упражнения – тренинга на простом, интересном материале.

Базовые умения, такие как: "слышать и видеть", читать и писать", "думать", "спрашивать и возражать", "запоминать" и "благодарить" в личностной структуре ребенка обуславливают его способность овладевать учебным материалом, относительно легко и просто, с удовольствием.

Подробнее о базовых умениях будет рассказано на следующем педагогическом совете.

 

Вот где кроется секрет учебного успеха.

(слайд 12)

        « Учитель должен создать каждому ученику ситуацию успеха. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

         « Успешное обучение, вне всякого сомнения, зависит от успешного взаимодействия участвующих в процессе сторон: учителя и ученика. При этом учитель должен до мелочей знать предмет, который он ведет; должен обладать очень высокой общей эрудицией; хорошо владеть методологией и методикой по предмету. Урок должен строиться как диалог с обучаемыми. Нужно помнить, что любовь к предмету прежде всего достигается через любовь к учителю…

Должен поощряться любой успех, любая оригинальная мысль, систематичность в работе.

Инициатива не наказуема в учебе и творчестве».

(слайд 13)

(слайд 14)
Используемые интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/101368/

http://juknn.ru/3_metodika/didartika/didaktika.htm

http://zoovet.kharkov.ua/rus/prep,

http://ksut.krasnoyarsk.su/~gorono/NewTeacher 

http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/32/1092/

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять ключей успешного воспитания

Десять ключей успешного воспитания 350 учителей-инструкторов Международной организации, работающих с трудными подростками и семьями в школах, церквах, социальных центрах Америки, собрались вместе...

10 ключей успешного воспитания

350учителей - инструкторов Международной организации, работающих с трудными подростками и их семьями в школах, церквях, социальных центрах Америки, собрались вместе и составили эти 10 правил - ключей,...

Презентация к педагогическому совету "Мотивация как главное условие успешного обучения"

Презентация используется в качестве наглядного сопровождения к основной теме педсовета...

Проект педагогического совета на тему "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения"

Данный проект предлагает план проведения педагогического совета по теме "Использование современных образовательных технологий – залог успешного обучения". Разработан творческой группой....

Педагогический ключ успешного обучения учащихся коррекционной школы.

В материале прописаны факторы, способствующие успеху умственного действия: мотивация учения, условия ученической деятельности, психологический климат.......

Педагогический совет "Учебная мотивация как необходимое условие успешности обучения"

Материал содержит сценарий педагогического совета, презентацию, советы молодым педагогам, раздаточный материал и варианты похвалы ученика...