Статья "Математика как средство для успешной адаптации учащихся коррекционной (VII вида) школы в социуме".
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы социальной адаптации учащихся коррекционной школы в социуме и роли математики в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика как средство для успешной  адаптации учащихся коррекционной (VII вида) школы в социуме.

В специальной коррекционной школе (VII вида) обучаются дети  с задержкой психического развития. Основными проблемами детей ЗПР являются низкий уровень общего здоровья, дефекты развития, педагогическая запущенность, кратковременная память, нарушения сложных форм мышления, большие пробелы в знаниях, отсутствие или низкий уровень познавательных интересов, низкая мотивация, нежелание учиться, отсутствие или низкий уровень самоконтроля и контроля со стороны родителей.

Трудовая и бытовая адаптации выпускников школы  далеко не всегда проходит успешно. Поэтому одной из главных задач нашей   школы является социализация и адаптация  учащихся в различные структурные элементы среды, посильное участие в будущей трудовой, общественной и бытовой жизни. Большинство наших выпускников не могут продолжать обучение, получать дальнейшее образование  в силу проблем со здоровьем. У многих из них семья не может дать им навыков в социальной жизни. Успех подготовки школьников к самостоятельной жизни возможен  при непосредственном участии учителя в этом процессе.

Программа по математике переработана и нацелена на решение коррекционно-развивающих  задач,  процесс обучения используется в целях повышения уровня общего развития и коррекции недостатков познавательной деятельности.  Обучение ведется как  в зоне ближайшего развития: возможность выполнять с помощью учителя то, что самостоятельно сделать пока не удается, и в зоне актуального развития: такая подготовка ученика, которая дает возможность действовать самостоятельно. Каждый ребёнок выполняет задание по его возможностям.

При этом математика как учебный предмет имеет определенные возможности для социальной адаптации детей.

           С этой целью мною разработаны и используются на уроках задачи практического содержания. Через их решение, направленное на формирование прикладных умений, идет подготовка учащихся к самостоятельной жизни, к трудовой деятельности, так как одним из важнейших условий успешной интеграции учащихся в социум является умение применять полученные знания на практике.

           Кроме того объяснение нового материала ведется на практических, жизненных ситуациях, не так как предусмотрено в учебнике. Это обусловлено еще и тем, что обучение  наших детей  более эффективно, если опираться на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления, подкрепляя умственную деятельность конкретной материальной и наоборот.

Формирование элементов экономических знаний у наших учащихся является жизненно важным. Это и бюджет семьи, планирование расходов на покупку различных промышленных и продовольственных товаров, оплата за коммунальные услуги, умение пользоваться услугами банков.

При изучении десятичных дробей  на обобщающем уроке я использую счета-квитанции по оплате за коммунальные услуги. На примере этих счетов-квитанций я объясняю учащимся все виды коммунальных и прочих услуг, даю словарь терминов.

Фрагмент урока:

Словарь терминов  ( проецируется на интерактивную доску и разъясняется)

Коммунальное хозяйство – городское хозяйство, оказывающее коммунальные услуги( водопровод, канализация, отопление, освещение)

Услуга – действие, приносящее пользу, помощь другому.

Тариф – ставка оплаты за пользование чем-нибудь.

Единица  услуги – величина, которой измеряются  предоставленные услуги  

            Учащиеся получают распечатанные «квитанции на оплату коммунальных услуг»

Задача №1  (Слайд).

Задача решается с условием, что в квартире проживают 2 человека, площадь квартиры 36,6 м2.

Оплата коммунальных услуг.

Площадь квартиры :             м2   Количество проживающих:                  чел.

№ п/п

Вид услуги

Единица услуги

Тариф  (руб.)

Начислено

1

Холодная вода

С чел. в месяц

125,43

2

Горячая вода

С чел. в месяц

210,86

3

Канализация

С чел. в месяц

187,42

4

Отопление

С  м2

19,9

5

Ремонт жилья

С  м2

2,86

Итого

           Решение выполняется на доске и в тетрадях, ответы заносятся в «квитанции» и записываются в «квитанцию», которая проектируется на интерактивную доску. Каждый вид услуги объясняется, учащиеся должны знать, какие услуги нами оплачиваются,  и что мы как пользователи и плательщики можем требовать от жилищно-коммунальных хозяйств.

Задача №2. ( Слайд) Вычислить сумму, которую школа оплачивает за электроэнергию. Задача решается самостоятельно. Графа «начислено» закрыта «шторкой», ответ проверяется при открытии «шторки».

Оплата электроэнергии  школы

№ п/п

Вид услуги

Расход

Тариф

Начислено

1

Электроэнергия

23278 Квт.ч

2,16

50280,48

Домашнее задание.  Подсчитать,  какую сумму за коммунальные услуги платит ваша семья. ( У учащихся есть еще один экземпляр «квитанций», в который они вписывают размер своей квартиры, узнав у родителей, и выполняют необходимые вычисления).

 При решении этих задач я говорю об экономии, о том, что некоторые семьи получают субсидии. При решении задач на проценты, я возвращаюсь к этому вопросу, объясняя, что на субсидии могут рассчитывать те, у кого оплата коммунальных услуг превышает 22% от совокупного дохода семьи. Рассчитываем приблизительный совокупный доход  и рассматриваем вопрос о правомерности начисления субсидий.

Например, Отец получает 12780 рублей в месяц, зарплата матери – 10670 рублей, в семье двое детей. Квартплата составляет 3783 рубля. Положена  ли субсидия этой семье за ЖКХ? Максимальная доля расходов на оплату ЖКХ составляет 22% от среднемесячного совокупного дохода.

Решение задач на подготовку учащихся к самостоятельной жизни проходит красной нитью через все темы, изучаемые на уроках.

          Введение процентов начинаю с решения задачи о покупке джинсов со скидкой 30%. После решения этой задачи изучение темы проходит легче и результативнее.

Вот примеры задач, которые учащиеся решают при изучении и повторении данной темы.

Задача №1. При устройстве на работу в частную фирму вы подписали контракт, в котором сказано, что в течение года вам будет увеличена   зарплата на 10%. Что выгоднее для вас, чтобы зарплату увеличили сразу на 10%  или первый раз на 5% , а потом еще на 5%, или это равнозначно? Ваша зарплата по договору составляет 6500 рублей.

Задача №2. Владелец дискотеки,  желая увеличить прибыль,  поднял цены на билеты на 25%. Посещаемость дискотеки снизилась. Через некоторое время он решил вернуться к первоначальной цене. На сколько процентов надо снизить цену,  чтобы цена билетов была старой? Цена билета была 100 рублей.

Задача №3. С заработной платы берется подоходный налог. Налогом не облагается 1000 рублей. Какая сумма будет удержана на подоходный налог, который составляет 13 %, если ваша зарплата составляет 10200 рублей.

Кроме того, при изучении темы «Проценты» решаются задачи, в которых речь идет об услугах банков: кредитах и вкладах. Выпускники коррекционной школы должны уметь пользоваться услугами банков, так как система оплаты труда, хранения денег, получения кредитов все больше входит в нашу жизнь.

 При решении этих задач я знакомлю учащихся с  условиями кредитования в различных банках, приношу на урок рекламные проспекты, которые можно взять в любом магазине, предлагающем услуги кредитования при покупке товара. После решения серии таких задач делаем вывод, что проценты по кредиту различные банки предлагают разные и выбираем где, в каком банке выгоднее взять кредит. Учащимся объясняется, что берется в виде   ссуды меньшая сумма, а возвращается большая, на сколько большая – считаем по процентам.

Составлены и решаются задачи на условия хранения денег в банке.  Например, такая задача: По денежным вкладам сбербанк выплачивает вкладчикам 3% годовых. Сколько выплатит банк вкладчику за год, если вклад составляет 5000 рублей? 7500 рублей? 12000 рублей? 25000 рублей?

Сумма вклада

5000 рублей

7500 рублей

12000 рублей

25000 рублей

Сумма по процентам

150 рублей

225 рублей

360 рублей

750 рублей

Вывод: чем больше вклад, тем крупнее выплаты банка по вкладу.

Кроме того, в это же время ребята знакомятся и узнают смысл таких понятий, как «ссуда», «вклад», «кредит», «процентная ставка»,  «скидка», «годовые проценты», «подоходный налог», «распродажа», «сбербанк», «вкладчик».

При изучении темы «Прогрессии» учащимся предлагаются задачи, вызывающие большой интерес.  Они учитывают их личную заинтересованность, поэтому обучение проходит с большим успехом.    

            Например,  родители ко дню рождения своего сына Никиты решили купить и обновить ему мобильный телефон. Для этого они в первый месяц отложили 650 рублей, а в каждый последующий месяц они откладывали на 50 рублей больше, чем в предыдущий. Какую сумму  должны отложить родители   в 8-м месяце? Какую сумму отложат родители за эти 8 месяцев? Хватит ли денег на покупку телефона «Nokia» за 6500 рублей?

            Решение подобных задач учит учащихся строить математическую модель жизненной ситуации.

            У математики есть еще одна возможность подготовить обучаемых к жизни - это пропаганда здорового образа жизни. Уроки здоровья проводятся ежегодно, разработаны задачи по этой теме для разных параллелей, с учетом объема математических знаний.

          Задача №1. После курения 1 сигареты в кровь поступает 3мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? (Смертельная доза 50–100).

          Задача №2. В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростков могли остаться здоровыми?

         Задача № 3. Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите,  какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни  в России 56 лет.

         Задача № 4. Ежедневно каждый курильщик выкуривает в среднем 8 сигарет. После выкуривания 1 сигареты в легких оседает 0,0002 грамма никотина и табачного дегтя. С каждой последующей это количество увеличивается в 2 раза. Сколько граммов никотина и табачного дегтя оседает в легких за один день?

           При  решении задач практического содержания, видя необходимость изучения математики для своей дальнейшей жизни, у учащихся изменяется  учебная мотивация, повышается познавательный интерес, что способствует получению стабильных результатов в обучении даже при усложнении изучаемого материала, как следствие учащиеся  чувствуют  себя успешными, более уверены в своих силах и готовы к жизни в обществе. Таким образом на уроках математики осуществляется подготовка   к социальной адаптации, к жизни и труду в современном обществе и дается  возможность приобрести опыт разнообразной деятельности.

 Эти задачи  и им подобные могут быть использованы и в массовой школе для предотвращения функциональной безграмотности и подготовке выпускников  к жизни в социуме.

             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

рисование как одно из средств социализации учащихся коррекционной школы 8 вида

В работе рассматриваются различные виды занятий с учащимися с ограниченными возможностями  здоровья....

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...

Формирование коммуникативных способностей учащихся коррекционной и средней школ посредством совместной проектной деятельности

В статье описан опыт первого года реализации проекта «Взаимодействие учащихся коррекционной и средней школ, посредством организации совместной проектной деятельности «Общаемся в ,,Игра-Сит...