Гуманитарные технологии в школе: коммуникативное обеспечение в полиэтнической образовательной среде. Проблемы возникновения непонимания между детьми
статья по теме

Медведева Ирина Анатольевна

Актуальность темы.

Проблемы возникновения непонимания между учащимися.

«Самое главное – научить человека мыслить». (Брехт Бертольд)

Сегодня современный урок  рассматривается не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика.

Гуманитарные технологии в образовательной среде это технологии самовыражения учащихся, самореализации их интеллектуальных качеств.

Совокупность взаимоотношений проявлений жизнедеятельности человека в социуме дает возможность выделить город как особое и необыкновенно значительное явление в истории культуры.

Современное образовательное учреждение это полиэтническое сообщество.  Предмет история и культура Санкт-Петербурга в 5-8 классах в ГБОУ СОШ №96.

Коммуникативное обеспечение   с целью развития социокультурной личности, а также обеспечения высокого уровня коммуникативной компетентности и способности к диалогу культур.

Использование гуманитарной технологии:  развитие критического мышления, исследовательскую и проектную деятельность, индивидуальные и групповые методы и приемы работы, из технических средств – мультимедиа.

Решение проблемы непонимания,  возникающие  между детьми   на уроках и после уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva_i.a._gummanitarnye_tehnologii.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Гуманитарные технологии в школе:  коммуникативное

обеспечение в полиэтнической  образовательной  среде.

Проблемы возникновения непонимания между детьми

Медведева Ирина Анатольевна,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 96 Калининского района Санкт-Петербкрга,

учитель истории и культуры  Санкт-Петербурга

                                                             "Плохой учитель преподносит  истину,
                                                                   хороший учит ее находить".
                                                                                                         А. Дистервег.

Актуальность темы. Полиэтничность Санкт-Петербурга ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся соответствующей системы знаний по целому ряду предметов, но и дать возможность социализации личности в полиэтнической образовательной  среде.

Проблемы возникновения непонимания между учащимися, на мой взгляд, следующие:

- языковые, некоторые ребята с трудом разговаривают по-русски;

- интолерантность, он не такой как я.

В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же  рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры.

Брехт Бертольд сказал: «Самое главное – научить человека мыслить». Эти слова не устарели, и наверно, наиболее близки, стали к современной  образовательной среде.

Образовательная среда организуется учителем, согласно образовательным стандартам, программе предмета, целям и задачам определенной темы.  Сегодня современный урок  рассматривается не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика.  В деятельности ученика  мастерство учителя помогает учащемуся овладеть новыми знаниями,  при помощи современных педагогических технологий, которые позволяют ему свободно самореализоваться, быть способным к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

Гуманитарные технологии в образовательной среде это технологии самовыражения учащихся, самореализации их интеллектуальных качеств.

Поскольку педагогические технологии гуманитарны по своей природе, то важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. В результате участники взаимодействия в таком педагогическом процессе смогут услышать и понять друг друга, а следовательно, выработать общий язык общения.

 Мне, наиболее близка теория поликультурного образования, основанная на коммуникативной концепции культуры М.М. Бахтина, раскрывшего доминирующую роль межличностного диалога личностей - культур в развитии общественного сознания, духовного мира. Именно диалог культур будет способствовать  воспитанию личности учащегося как гражданина Российской Федерации, государства которое является одним из самых больших многонациональных государств в мире,  в духе толерантности,  сознания того, что стремление к этнической идентичности должно рассматриваться в качестве источника общего духовного богатства, а не угрозы национальным ценностям и существованию отдельных народов.  «Он не такой как я» будет восприниматься уже по- другому: «Да мы разные, но мы вместе! В этом наша сила!»        

 Население Петербурга изначально было «чрезвычайно пестрым – и в социальном, и в профессиональном, и в этническом, и в социально-психологическом, и в общекультурном отношениях». (4). Осталось оно таким и сегодня в ХХI веке. Совокупность взаимоотношений проявлений жизнедеятельности человека в социуме дает возможность выделить город как особое и необыкновенно значительное явление в истории культуры. Культура города, по выражению М.Кагана, трехмерна: одно ее измерение – духовно-человеческое, другое – процессуально-деятельностное, третье – предметное, а ее реальная жизнь есть постоянный переход одной модальности в другую: культурного потенциала людей в способы их деятельности и поведения, этого процесса – в предметно развернутый мир, создаваемый людьми, а предметно-рукотворного мира в результате его распредмечивания  человеком – в его внутреннее духовное достояние. Если ученику помочь раскрыть красоту и гармонию культуры города, увидеть все ее грани, созданные руками полиэтнического общества, впитать и принять как частичку самого себя,  то можно с уверенностью сказать: «Такой человек сможет самореализоваться, быть толерантным, а самое, наверное, главное воспитан в духе петербургского стиля культуры».  

 Современное образовательное учреждение это полиэтническое сообщество. Я  преподаю  историю и культуру Санкт-Петербурга в 5-8 классах в ГБОУ СОШ №96. Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть состав учащихся школы с 5 по 8 классы и представить среднестатистический класс.  (Приложение)

 При изучении моего предмета можно очень хорошо проиллюстрировать диалог культур на основе коммуникативного обеспечения. Коммуникативное обеспечение  представляет собой целенаправленное воздействие учителя на учащихся в процессе  мотивации, организации и контроля их учебной деятельности, развивая социокультурную личность, обеспечивая ей высокий уровень коммуникативной компетентности и способность к диалогу культур. На своих уроках я использую гуманитарные технологии:  развитие критического мышления, исследовательскую и проектную деятельность, индивидуальные и групповые методы и приемы работы, из технических средств – мультимедиа.

Проблемы непонимания,  возникающие  между детьми можно решать как  на уроках, так  и после уроков.

В качестве примера решения проблемы непонимания между детьми в урочное время можно привести изучение истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе.

Название курса «Петербург город мировых религий»

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ.

ЧАС.

Тема 4. ПЕТЕРБУРГ – ГОРОД МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ.

   10

Санкт-Петербург многонациональный город.

1

Собор Казанской иконы Божией Матери.

1

Голландская реформаторская церковь.

1

Немецкая лютеранская церковь Св. Ап. Петра.

1

Римско-католическая ц-вь Св.Вкм. Екатерины.

1

Армяно-Григорианская ц-вь Св. Вкм.Екатерины.

1

Магометанский храм.

1

Синагога.

1

Буддийский храм.

1

Повторительно-обобщающий урок.

1

Работа учащихся организована с применением проэктно- исследовательской технологии.

Стадии работы:

На стадии «Вызова» определяем:

- что означает слово «многонациональность»;

- методом кооперации рассматриваем «+» и  «-» многонационального  

  Петербурга.

На стадии «Реализации»:

- индивидуальная работа по изучению одного культового сооружения;

- работа в малых группах по алгоритму;

- презентация работы в группе;

- заполнение общей  таблицы.

Стадия «Рефлексии»:

- небольшое эссе;

- синквейн;

- рисунок и т.д. (Приложение, рисунок)

Так как школа полиэтническая образовательная среда, в классе есть учащиеся, исповедующие ислам, я стараюсь их включить в группу, которая  изучает  Мечеть. Затем прошу  рассказать про уклад жизни в семье, обычаях, правилах поведения, изучение Корана, посещение Мечети.   Как правило, ребята с интересом слушают этот рассказ. Таким образом, можно говорить о диалоге культур.   В ходе изучения данной темы появляются работы, которые вселяют надежды на то, что новое поколение петербуржцев - толерантно.    

После уроков для решения проблемы непонимания детей организовываются совместные мероприятия - игры, экскурсии, концерты. Как правило, все это объединяет детей, дает возможность показать себя с  творческой стороны, уже на эмоциональном позитивном уровне. И опять можно говорить о диалоге культур. (Приложение, фоторграфии)

 Вывод. Полиэтничность образовательной среды дает возможность учащимся соприкоснуться с культурой другого «Я», возникающий при этом диалог культур способствует разрешению проблем непонимания между детьми. Диалог культур будет формировать  «истинных  петербуржцев – истинных, то есть петербуржцев  не по паспорту, а по духу» (М.Каган).

Библиография.

1. Бахтин  М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – 444 с.

2. Горшкова В. В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности. — Вл-к, 1999 г.— стр.

83—85.

3. Джуринский  А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. – 2002 .– № 10. – С. 93–96.

4. Дмитриев  Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 3–12.

5. Каган М.С. История культуры Санкт-Петербурга: Учебное пособие /

Библиотека Гуманитпрного университета. – СПб.: Изд-во СПбГУП,   2000. -232с.  

   

                                                                                                   

Приложение.

Состав учащихся ГОУ СОШ №96 5 – 8 классы.

№ п/п

Национальность

Кол-во учащихся

%

1.

азербайджанцы

16

10,1%

2.

армяне

5

3,2%

3.

дагестанцы

1

0,6%

4.

русские

125

79,1%

5.

таджики

3

1,9%

6.

татары

1

0,6%

7.

узбеки

3

1,9%

8.

украинцы

4

2.6%

Всего

158

Диаграмма состава учащихся ГОУ СОШ №96

5 – 8 классы.

Состав среднестатистического класса.

№ п/п

Национальность

Кол-во учащихся

1.

азербайджанцы

3,12

12%

2.

армяне

0,69

2,65%

3.

дагестанцы

0,15

0,58%

4.

русские

20,55

79,03%

5.

таджики

0,4

1,54%

6.

татары

0,15

0,58%

7.

узбеки

0,4

1,54%

8.

украинцы

0,54

2,08%

Всего

26

Диаграмма состава среднестатистического класса ГОУ СОШ №96

5 – 8 классы.

Состав сформированного  среднестатистического класса.

№ п/п

Национальность

Кол-во учащихся

1.

азербайджанцы

 3

11,5%

2.

армяне

 1

3,9%

3.

русские

 21

80,7

4.

украинцы

 1

3,9%

Всего

26

Экскурсия. Старая Ладога. 5-8 класса. Фото автора.

Концерт «День учителя». Восточный танец. Фото автора.

ВЫЗОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение мер по безопасному использованию сети Интернет детьми

Без преувеличения интернет - всемирная сеть, в которой чтобы мы ни искали - это обязательно найдется. Однако не стоит забывать, что это система, внутри которой детей могут подстерегать опасности....

Как устранить конфликты между детьми

5 правил помогают разрешить конфликты в семье между детьми....

Игра между детьми и взрослыми "Давайте жить дружно"

мероприятие проходило в рамках проведения недели толерантности...

Обобщение опыта по теме "Трудности взаимодействия между детьми на занятиях дополнительного образования"

Размещенный материал способствует созданию комфортной ситуации для занятий обучающихся, дает возможность овладения педагогическим общением как особым видом творчества....

Статья по теме: «Трудности взаимодействия между детьми на занятиях дополнительного образования».

Статья содержит материал, в котором описываются психологические особенности обучающихся различного возраста и приёмы работы педагога в разновозрастном коллективе....

Выступление на педсовете "Конфликты между детьми"

Сообщение на данную тему позволит педагогу выяснить причины конфликтов между детьми и помочь предотвратить их....

Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Родительский лекторий. Проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми....