Правила конспектирования для учащихся.
материал по теме

Правила конспектирования для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon not_uchashchegosya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правила конспектирования

Конспект (от лат. conspectus – обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать – значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника.

Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Им можно воспользоваться через некоторое количество времени, а так же предоставить для применения кому-то еще, поскольку прочтение грамотно зафиксированных данных никогда не вызовет затруднений. «Умный» конспект помогает воспринимать информацию практически любой сложности, предварительно придавая ей понятный вид.

Виды конспектов

Нужно уметь различать конспекты и правильно использовать ту категорию, которая лучше всего подходит для выполняемой работы.

ПЛАНОВЫЙ. Такой вид изложения на бумаге создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается – дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Именно такой вариант больше всего подходит для срочной подготовки к публичному выступлению или семинару. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет ваш доклад. Специалисты рекомендуют наполнять плановый конспект пометками, в которых будут указаны все используемые вами источники, т. к. со временем трудно восстановить их по памяти.

СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНОВЫЙ. Эта разновидность конспекта выглядит так: все пункты плана представлены в виде вопросительных предложений, на которые нужно дать ответ. Изучая материал, вы вносите короткие пометки (2–3 предложения) под каждый пункт вопроса. Такой конспект отражает структуру и внутреннюю взаимосвязь всех сведений и способствует хорошему усвоению информации.

ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Он лучше всего подходит тем, кто изучает науку или литературу, где цитаты авторов всегда важны. Однако такой конспект составить непросто. Нужно уметь правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Такой способ записи информации существенно отличается от других. Суть его – в освещении какого-нибудь определенного вопроса; при этом используется не один источник, а несколько. Содержание каждого материала не отражается, ведь цель не в этом. Тематический конспект помогает лучше других анализировать заданную тему, раскрывать поставленные вопросы и изучать их с разных сторон. Однако будьте готовы к тому, что придется переработать немало литературы для полноты и целостности картины, только в этом случае изложение будет обладать всеми достоинствами.

СВОБОДНЫЙ. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться что угодно – выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами. Считается, что подобное фиксирование сведений является наиболее целостным и полновесным.

Техника составления конспекта

Если вы хотите извлечь максимальную пользу при работе с книгами и учебными пособиями, необходимо учесть следующие моменты.

  1. Предварительно просмотрите материал. Так вы сумеете выявить особенности текста, его характер, понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые вам термины. При беглом знакомстве с литературой вы сумеете выбрать подходящую разновидность конспектирования.
  2. Снова прочтите текст и тщательно проанализируете его. Такая работа с материалом даст вам возможность отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части, расположить ее в нужном порядке. Используйте закладки – это отменное подспорье.
  3. Обозначьте основные мысли текста, они называются тезисами. Их можно записывать как угодно – цитатами (в случае, если нужно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом. Однако помните: изобиловать цитатами можно тогда, когда вы используете текстуальные конспекты. Кроме того, дословную выдержку из текста всегда заключайте в скобки и помечайте ссылкой на источник и автора.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил.

  1. Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.
  2. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
  3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.
  4. Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.
  5. Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.
  6. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения. Однако будьте осмотрительны. Знатоки считают, что сокращение типа «д-ть» (думать) и подобные им использовать не следует, так как впоследствии большое количество времени уходит на расшифровку, а ведь чтение конспекта не должно прерываться посторонними действиями и размышлениями. Лучше всего разработать собственную систему сокращений и обозначать ими во всех записях одни и те же слова (и не что иное). Например, сокращение «г-ть» будет всегда и везде словом «говорить», а большая буква «Р» – словом «работа».
  7. Бесспорно, организовать хороший конспект помогут иностранные слова. Наиболее применяемые среди них – английские. Например, сокращенное «ок» успешно обозначает слова «отлично», «замечательно», «хорошо».
  8. Нужно избегать сложных и длинных рассуждений.
  9. При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
  10. Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.
  11. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значение у преподавателя.

Изучив все подробности правильного конспектирования, вы научитесь не только легко и результативно трудиться на лекциях или курсах, но станете делать это с удовольствием. Это большое наслаждение – познать те истины, которые доселе казались недоступными.

Процесс построения карт памяти


  1. Используют различные графические средства (рисунки, символы, стрелочки, разные шрифты). Все они делаются разноцветными.
  2. Лист располагают горизонтально, тем самым отводят больше места под рисунок (конспект).
  3. В центре страницы обозначают главную идею.
  4. Разноцветными ручками выводят из главной идеи линии, каждая из которых является определенной частью основной темы.
  5. Каждая линия подписывается ключевым словом
  6. Конспект можно детализировать, т. е. добавлять линии.
  7. Ключевые слова обозначают печатными буквами, а размер шрифта выбирают согласно значимости ключевого слова.
  8. На карте должно быть много рисунков и символов.
  9. Стрелочки будут показывать связи между идеями

Требования к выполнению реферата

Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к реферату должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе.

Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами, в частности ГОСТом 7.1 - 84. "Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления", "Правилами составления библиографического описания". Для рефератов необходимо выполнять следующие требования: общие требования, правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения и использования числительных. Очень полезно запомнить данные правила сразу, чтобы впоследствии не уделять этому много времени

Правила оформления реферата

При оформлении текста реферата следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства, университета, факультета, кафедра, тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером 2, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.).

Поля страницы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).

Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа.

Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).


Учтите, что реферат, в отличие от конспекта, не копирует фрагменты текста первоисточника. Так что не стоит увлекаться самозабвенным «передиранием» чужих мыслей без указания на источник. Во-первых, большинство преподавателей с первого взгляда узнает тексты известных научных трудов (не исключено, что на некоторых они и сами учились). Во-вторых, вряд ли студент-первокурсник и тем более школьник станет изъясняться сложным, часто специфическим языком научных деятелей.

Так что два первых вывода, думаю, вы уже сделали:

1. При написании реферата перерабатывайте содержание первоисточников, а не копируйте его.

2. Если очень уж хочется процитировать умную мысль — цитируйте, но обязательно ссылайтесь на автора.

Итак, представление о том, что такое реферат, мы имеем. С чего же начать?

Правильно планируем работу над рефератом

1. Выбираем тему. Она должна быть для вас интересной и актуальной. Тогда при написании (и защите) работы вы будете чувствовать себя «как рыба в воде».

2. Задаем сами себе вопрос: а какие, собственно, проблемы будет затрагивать данная работа? Очерчиваем пути решения данных проблем.

3. Подыскиваем литературу по данной теме (кроме книг, желательно использовать также периодические издания), делаем выписки из книг и статей. Если это не противоречит тематике работы, стараемся использовать современные источники.

4. Очерчиваем план основной части реферата. Каждой отдельной проблеме уделяем отдельную главу, главы разбиваем на параграфы.

5. Наконец, пишем черновой вариант работы, причем введение пишем тогда, когда основная часть работы уже написана. Ведь по ходу работы главы и задачи реферата могут слегка измениться, и введение придется переписывать заново!

6. Предоставляем черновик преподавателю (если он выдвигает такое требование).

7. Распечатываем чистовой вариант работы и составляем краткое сообщение (на 5-7 мин.), которое пригодится во время защиты реферата. Какова же структура реферата, и что из себя представляет каждая из его частей?

Структура реферата    ВВЕДЕНИЕ. Обосновываем выбор темы, ее актуальность. Очерчиваем цели и задачи работы. Даем краткий обзор использованной литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Раскрываем тему, шаг за шагом, подтверждая сказанное цифрами, фактами и цитатами. Конец каждого раздела завершаем кратким выводом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Формулируем общие выводы по теме, высказываем согласие или несогласие с позициями авторов первоисточников, а также собственный взгляд на решение проблемы.

Когда реферат практически готов, завершающим штрихом является правильное оформление работы.

Оформление реферата

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ оформляется согласно стандартам данного учебного заведения и, как правило, содержит следующую информацию:

  1. название учебного заведения;
  2. название класса ;
  3. название реферата;
  4. фамилия, имя ,отчество исполнителя;
  5. фамилия  имя отчество проверяющего.

Титульный лист считается первой страницей работы, но на ней номер страницы не проставляется.

СОДЕРЖАНИЕ — оглавление с обозначением номеров страниц. Содержание считается второй страницей работы; на ней цифра 2 также не ставится.

ТЕКСТ РАБОТЫ (введение, основная часть, заключение). Все главы и параграфы должны быть выделены в тексте заголовками и подзаголовками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ — список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных.

Итак, вы теперь знаете, каковы основные этапы написания реферата, структура реферата и правила его оформления. Надеюсь, моя статья будет вам в помощь!

Если у вас все же не хватает времени или сил написать работу самостоятельно, а сроки поджимают – не расстраивайтесь! Вы всегда можете заказать готовый реферат, курсовую или дипломную работу из каталога www.referats.info.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности учащихся

Хорошее воспитание не в том ,что ты не прольешь соус на скатерть,а в том,что ты не заметишь,если это сделает кто- то другой....

Права и обязанности учащихся в школе

                                                      ...

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Внимание дети!»

Программа по профилактикедорожно-транспортных происшествийи изучению правилдорожного движения учащихсяМБОУ «Мульминская СОШ«Внимание дети!»...

Презентация "Права и обязанности учащихся."

Данную презентацию можно использовать при проведении инструктажа по правилам поведения учащихся на кл.часах....

Правила проверки дневников учащихся

Правила проверки дневников учащихся...

Классный час "Конвенция о правах ребёнка" для учащихся 5 класса

Данное мероприятие представляет учащимся международно-правовой акт "Конвенция о правах ребёнка", знакомит ребёнка и несовершеннолетнего с правами по законодательству РФ, учит защищать и отстаивать сво...

Права и обязанности учащихся.

классный час на тему: "Права и обязанности учащихся"....