Современные педагогические технологии
статья на тему

Зиневская Лариса Николаевна

В педагогической литературе (Г.К. Селевко, 1998, 2005) предложена подробная классификация педагогических технологий по самым различным признакам, которая по признанию автора все же не является исчерпывающей, в связи со сложностью и многообразием педагогических технологий.
Педагогическим технологиям обычно присваиваются названия, которые должны отражать основополагающие цели и направления их применения. В описательной части указываются научно-методические, методологические и концептуальные основы, области наиболее успешного применения и ограничения в применении данной технологии, методы и средства обучения и воспитания, организационные формы учебно-воспитательного процесса, результаты апробации и применения на практике и т.д.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr.pedag_._tehnologii.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе

 

  1. 1. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
    В толковых словарях указывается, что технология – это набор и последовательность технических операций, выполняемых в определенных производственных процессах. Во второй половине XX века в дидактике появляется термин «педагогическая технология», под которым мы подразумеваем систему средств, приемов и методов обучения на основе определенной научно-методической концепции, объединенных единой общей дидактической идеей и используемых в учебно-воспитательном процессе с целью наиболее эффективного решения задач обучения, развития и воспитания учащихся.
    В зависимости от основной идеи в разные годы в отечественной педагогике и психологии разрабатывались различные технологии обучения, в том числе, ориентированные на формирование системного подхода на средства, приемы и методы обучения; на формирование системных знаний у учащихся; на развитие мыслительной и творческой деятельности школьников; на воспитание социально адаптированной активной личности обучаемого; на внедрении принципов педагогики сотрудничества в процесс обучения и т.д.
    Любая педагогическая технология должна строиться на основе научного анализа учебно-воспитательного процесса; базироваться на определенной методологии и иметь строго обусловленные параметры приложения; комплексно решать образовательные и воспитательные задачи школы; обеспечивать наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.
    К основным критериям, позволяющим оценить ту или иную педагогическую технологию, можно отнести такие факторы, как: научность и концептуальность, системность и целостность, целенаправленность и прогнозируемость, эффективность и воспроизводимость (запишите краткие определения понятий).
    Научность –

    Концептуальность –

    Системность –

    Целостность –

    Целенаправленность –

    Прогнозируемость –

    Эффективность –

    Воспроизводимость –


    В педагогической литературе (Г.К. Селевко, 1998, 2005) предложена подробная классификация педагогических технологий по самым различным признакам, которая по признанию автора все же не является исчерпывающей, в связи со сложностью и многообразием педагогических технологий.
    Педагогическим технологиям обычно присваиваются названия, которые должны отражать основополагающие цели и направления их применения. В описательной части указываются научно-методические, методологические и концептуальные основы, области наиболее успешного применения и ограничения в применении данной технологии, методы и средства обучения и воспитания, организационные формы учебно-воспитательного процесса, результаты апробации и применения на практике и т.д.

    2. ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

    - Традиционная классно-урочная технология обучения.
    Практически единственной формой обучения сегодня является классно-урочная система. Содержание и построение учебных дисциплин соответствуют возрасту и уровню развития обучаемых, а также другим основным принципом дидактики (научности, доступности, наглядности, последовательности и систематичности, сознательности и активности учащихся, прочности усвоения знаний, умений и навыков, связи изучаемого материала с жизнью, использование межпредметных связей и др.).

    - Личностно-ориентированные педагогические технологии. 
    В основе различных вариантов этой группы технологий лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого, для которой обеспечивается максимальная возможность самореализации и усвоения новых знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальностью ученика и его образовательными запросами. К личностно-ориентированным педагогическим технологиям относятся: педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, педагогическая система Е.Н. Ильина (преподавание литературы как учебной дисциплины, формирующей человека) и др. В определенной степени к личностно-ориентированным гуманистическим педагогическим технологиям можно отнести Вольдорфскую педагогическую систему, согласно которой каждый ребенок – существо духовное, имеет на Земле определенную божественную миссию. Задача школы – в процессе свободного воспитания дать учащимся не столько знания, сколько сформировать целостную ответственную за свои действия личность, обладающую способностью к самореализации, самосовершенствованию и самоопределению.

    - Педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию учебной деятельности обучаемых.
    В основе технологий данного типа используются приемы, средства и методы обучения, способствующие формированию интереса, высокой степени мотивации, осознанного подхода учащихся к обучению. В качестве конечного результата достигается значительное повышение активности деятельности учащихся, а также уровня их знаний, умений и навыков. Примерами таких технологий могут служить игровые педагогические технологии; технология проблемного обучения; технология интенсификации обучения на основе моделей учебного материала в виде опорных схем (по В.Ф. Шаталову) и др.

    - Педагогические технологии, основанные на повышении эффективности организации учебного процесса.
    К данной группе педагогических технологий можно отнести методическую систему перспективно-опережающего обучения С.Н. Лысенковой; технологии уровневой дифференциации обучения по различным параметрам (по возрастному составу, по полу, по области интересов, по уровню умственного развития, по уровню учебных достижений, по уровню физического развития и здоровью и т.д. вплоть до технологии индивидуального обучения детей). Технологии программированного обучения предполагают сочетание последовательного изучения отдельных блоков учебного материала с непосредственным и постоянным контролем его усвоения учащимися. В качестве форм программированного обучения можно использовать учебники-тренажеры или компьютерные обучающие программы.

    - Технологии развивающего обучения. 
    В основе различных моделей технологий развивающего обучения лежит идея: главная цель обучения – не определенный объем знаний, а развитие всех основных качеств личности. При этом решающая роль в развитии ребенка должна принадлежать обучению. В учебно-воспитательном процессе ученик является полноправным субъектом деятельности. В результате обучения, кроме приобретения знаний, умений и навыков, в первую очередь формируются и совершенствуются способы умственных действий, самоуправляющие механизмы, эмоционально-нравственные и деятельностно-практические качества личности.

    - Технология укрупнения дидактических единиц.
    Эффективность изучения новых знаний крупными блоками позволяет учащимся воспринимать учебный материал более осознанно и целостно; устанавливать взаимосвязи как внутри изучаемого предмета, так и межпредметные связи; более результативно проводить закрепление и обобщение знаний; чаще и более объективно проводить контроль и учет знаний учащихся.
    Технологии поэтапного формирования умственных действий. Обучение проводится в виде последовательных этапов. Вначале предполагается предвари-тельное ознакомление с умственным действием, дается первое представление об этом действии. Во-вторых, учащиеся выполняют указанное действие в соответствии с заданием или инструкцией. В-третьих, учащиеся учатся проговаривать вслух те или иные умственные (мыслительные) действия (этап внешней речи). В-четвертых, учащиеся проговаривают те или иные умственные действия про себя с различной долей обобщения (этап внутренней речи). Окончательным этапом обучения по данной технологии является достижение автоматизированного действия, те есть без инструкции, без внешнего или внутреннего проговаривания.

    - Технология модульного (блочного) обучения. 

    Данная технология предполагает предварительное деление изучаемого материала на систему отдельных модулей. Каждый модуль (блок) представляет собой логически выделенный в учебном предмете раздел, имеющий определенную целостность и законченность. После изучения каждого модуля учащиеся аттестуются в форме дифференцированного зачета (на отметку).

    - Интеграционные технологии в обучении.
    В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности изучение нескольких ранее самостоятельных школьных дисциплин в рамках одного предмета. Примером такой интеграции является школьный курс «Естествознание», объединяющий знания по биологии, химии и физике и позволяющий, по мнению авторов технологии, более цельно, глубоко и достоверно сформировать в сознании учащихся единую естественнонаучную картину мира.

    - Технологии концентрированного обучения.
    Под концентрированным обучением понимают такую форму и методы его организации, когда учащиеся за меньшее учебное время усваивают больший объем учебного материала. К технологиям концентрированного обучения можно отнести модель суггестивного (от слова «суггестика» - внушение, активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание учащихся посредством определенных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций) «погружения»; модель временного «погружения», предполагающая длительное занятие одним словесно-знаковым предметом, чередуя уроки этого предмета с уроками образно-эмоциональной сферы.
    В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс новых информационных и коммуникативных средств, появился термин компьютерные технологии в обучении учащихся. Этот термин сегодня отражает, прежде всего, не целостную научно разработанную методологию применения системы средств, приемов и методов обучения на основе определенной научно-методической концепции, объединенных единой общей дидактической идеей и используемых в учебно-воспитательном процессе с целью наиболее эффективного решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, но только применение информационных и коммуникативных средств в школе. Можно считать, что «компьютерные технологии» являются в школе одним из средств реализации той или иной педагогической технологии, применяемой в каждом конкретном случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...