Что же значит для меня – быть воспитателем?
план-конспект урока по теме
Всё начинается с любви... Любовь – это великое вселенское чувство, на котором держится мир. Мне повезло. Я росла, обогреваемая любовью родителей, родных. И любовь ответная не могла не созреть во мне, не наполнить мою душу. Это любовь к жизни, к миру, к людям, ко всему, что окружает меня.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всё начинается с любви... Любовь – это великое вселенское чувство, на котором держится мир. Мне повезло. Я росла, обогреваемая любовью родителей, родных. И любовь ответная не могла не созреть во мне, не наполнить мою душу. Это любовь к жизни, к миру, к людям, ко всему, что окружает меня.
Мои близкие... Именно им я бесконечно благодарна за то, что дали мне отправную точку в жизни. Как известно, любви нужен выход, ее следует передавать, дарить другим, иначе она потеряет свое назначение. Пусть не всегда ее легко отдавать, но востребована она всегда. В этом великом чувстве больше всего нуждаются дети. Ведь дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя чего мы живем. Оглядываясь назад, я все больше убеждаюсь, что мой профессиональный путь был для меня предопределен ещё в детстве. Работать с детьми и отдавать им частичку себя, своей души и любви – вот то, пожалуй, ради чего стоит жить и трудиться.
Педагогический стаж моей работы небольшой – 3 года. Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что не могу провести черту между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к вершинам педагогического мастерства, к бесконечной жизни в душах моих дошколят. Я не работаю воспитателем, я и есть «Воспитатель детской мечты». Мечты под названием – счастливое детство.
Что же значит для меня – быть воспитателем? Не только возможность чему-то научить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих дошколятах. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить…
Да, для меня «воспитатель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть воспитателем – это и значит жить.
В моем представлении воспитатель – это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины.
Основными качествами своей профессии считаю именно Любовь и Доброту. В работе на первом плане «простое человеческое»: помочь, подбодрить, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, просто поговорить по душам.
Совершенно согласна с мнением В.А. Сухомлинского, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей педагогической деятельности.
Не жалейте силы на любовь, и вы удивитесь результатам…
Н. Г. Тихонцева
Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома в условиях малого города
Рассматриваются внутренние и внешние проблемы при профессиональном самоопределении детей-сирот в новых экономических условиях, учитывающих состояние регионального рынка труда, а также трудности профессионального обучения и трудоустройства выпускников детского дома в малом городе.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение детей-сирот, трудности профессионального самоопределения, внешние и внутренние трудности социализации и профессионального самоопределения детей-сирот.
Профессиональное самоопределение предполагает учет местных (региональных) особенностей развития производства, наличия рабочих мест и потребностей в рабочей силе в тех или иных видах профессиональной деятельности (состояние рынка труда, возможности профессионального обучения и трудоустройства). Соответственно, данный аспект профессионального самоопределения изначально предопределяет и общую направленность профориентационных мероприятий, ориентацию подростков, прежде всего, на востребованные виды профессиональной деятельности, с учетом возможностей получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства в соответствии с социально-экономическими характеристиками конкретного региона проживания [4].
Также существенной региональной особенностью профориентационной работы с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот является необходимость привлечения сторонних учреждений и организаций, опыт и возможности которых способны расширить круг представлений подростков о мире профессий, о характере и особенностях трудового процесса, осуществлении конкретных операций в определенных видах труда. Указанная деятельность, например, может быть успешно реализована не только в рамках осуществления экскурсионно-ознакомительных посещений предприятий региона, но и в сотрудничестве с привлечением шефских организаций, при проведении практики воспитанников на конкретных рабочих местах и т. д. [4, с. 19–20].
Однако наряду с заинтересованностью региональных государственных структур и ведомств в решении проблем трудовой подготовки к самостоятельной жизни выпускников детских учреждений, можно выделить ряд серьезных проблем, условно разделяемых на «внешние» и «внутренние» [1, 2, 3, 5]. Дадим краткую характеристику этих проблем.
Так, первая внешняя проблема заключается в том, что, несмотря на то, что государство и общество всецело заинтересовано в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни, обучать ребенка необходимым трудовым навыкам, согласно существующим нормам организации жизнедеятельности детей-сирот, запрещено (нормы СанПиНа, пожарной инспекции и пр.). Дети-сироты не участвуют в ведении домашнего хозяйства, не планируют бюджет, не оплачивают газ, не распределяют доходы, не планируют расходы, они привыкают к иждивенчеству. Дети не могут приготовить себе элементарную пищу, сходить в магазин.
В некоторых учреждениях им даже нельзя убирать помещения, комнаты убирают уборщицы. Иногда можно натолкнуться на удивительные явления: в столовых детям не разрешается пользоваться вилками в целях общей и личной безопасности, и подростки вынуждены есть макароны ложками [3].
По мнению Л. В. Байбородовой, Л. Н. Сереберенникова и Е. Б. Кириченко, до сих пор серьезной проблемой остается кадровое обеспечение детских учреждений, существует большая потребность общества в подготовке специалистов, компетентных в решении вопросов социального и тру-дового воспитания детей-сирот. При этом недостаточно разработано научно обоснованное теоретическое и методическое обеспечение этой деятельности [3, 5, 8].
Третья проблема неизбежно возникает в связи с развитием хозяйственной деятельности, налаживанием производственной сферы в некоторых учреждениях для детей-сирот и в связи с неразработанностью законодательно-правовой и нормативной базы по обеспечению их функционирования. Так, руководители детских учреждений, по материалам специальных исследований, с го-речью отмечают, что их производственная деятельность облагается большими налогами, под-час не позволяющими развиваться производству; продукты, выращиваемые в приусадебном хозяйстве, нельзя использовать в питании воспитанников детских учреждений, необходимо всю продукцию регистрировать, которая затем проходит соответствующий контроль; детское производство рассматривается подчас сильным конкурентом в бизнесе местных предпринимателей, и его расширению пытаются препятствовать на разных уровнях [3].
И, наконец, самое печальное то, что хотя подросткам и оказывается необходимая помощь в выборе профессии, проводится работа по профориентации и профессиональному образованию непосредственно в детских учреждениях, а также в различных учреждениях социальной защиты населения (центры помощи детям, центры социально-педагогического сопровождения ребенка, центры занятости населения), однако выпускники подчас не могут (по разным причинам) устроиться в образовательные учреждения по выбранной специальности (отсутствие общежития, платное обучение, проблемы с оформлением документов, наличие договоров интернатного учреждения с ПУ, различные препятствия со стороны управленческих структур образовательного учреждения, занятость социальных педагогов и т. д.) [3].
В отдельных случаях, выходя из детского дома в 15 лет и желая заработать на жизнь, выпускники наталкиваются на препятствия трудового законодательства: до совершеннолетия они не могут быть приняты на работу, а значит, и не считаются безработными, не имеют права на пособие. По сути, до 16 лет эти подростки не существуют для общества с точки зрения трудоустройства. В результате, по данным специальных исследований, в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского учреждения состоит в «группе риска» [3].
В последнее время специалисты отмечают еще одну тенденцию: выпускники, окончившие профессиональные училища, не желают трудоустраиваться, а переходят в другие ПУ, что законодательно поддерживается, пока они не достигнут 23-летнего возраста – окончания выплат государственных пособий. Так, по данным, опубликованным в печати, наблюдается тенденция роста граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих статус безработных, которым в течение 6 месяцев выплачивается пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы. Поэтому они не желают трудоустраиваться, так как заработная плата, предлагаемая им на предприятиях, значительно ниже выплачиваемого пособия по безработице [3].
Такое положение еще больше усугубляет социальные проблемы выпускников, которые, занимая иждивенческую позицию, теряют способность к самореализации, жизненному и профессиональному самоопределению.
По мнению специалистов, внутренние проблемы связаны с трудовым воспитанием сирот и организацией трудовой деятельности непосредственно в учреждениях. К внутренним проблемам они относят профессиональную педагогическую позицию воспитателей и особенности лич-ности ребенка-сироты [1, 3, 5].
Так, в многочисленных исследованиях уста-новлено, что организация трудовой деятельности в учреждениях строится преимущественно опыт-ным путем, путем проб и ошибок, стихийно [3]. При этом в учреждениях для детей-сирот чаще всего нет единой концепции трудового воспита-ния.
В век информационных технологий, когда меняются условия жизни лю-дей, повышаются требования к специалистам, к их профессиональным компетенциям, меняется трудовой рынок, возрастает потребность в умст-венном труде, учреждения для детей-сирот реа-гируют на происходящие вокруг перемены с большим отставанием.
Кроме того, организация трудовой деятельно-сти в учреждении – достаточно трудоемкий и затратный с точки зрения ресурсов процесс. Он требует от специалистов согласованности в тре-бованиях, предъявляемых детям, понимания и большого терпения. В связи с этим со стороны руководителя учреждения должна исходить твердая уверенность в необходимости включе-ния детей-сирот в трудовую деятельность разных видов, создания общественного мнения среди педагогов и детей о ценности, пользе и важности труда. Подчас решающее значение приобретает заинтересованность администрации что-то изме-нить в своем учреждении, стремление создать у себя трудовую школу. Однако для многих руково-дителей это становится непреодолимым препятст-вием как по причине внутренних (личных), так и внешних (государственных) факторов [3, 6].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Быть современным, значит быть толерантным!»
Цели:1. Улучшение психологического климата в группе.2. Создание условий для формирования терпимости к различ...

Конспект занятия "Что такое ГИА? И что он значит для меня".
Познакомить выпускников с особенностями процедуры ГИА, со способами снятия напряжения, с элементами аутотренинга, нервно-мышечной релаксации, дыхательной релаксации....

Сценарий классного часа "Что значит для меня семья?"
Сценарий классного часа "Что значит для меня семья?"...
Что значит для меня быть волонтером (What it means to me to be a volunteer)
Существует много людей на нашей планете, которые посвящают свою жизнь помощи нуждающимся. В этом заключается смысл их жизни. Девочка по имени Кэйт пишет о том,что не может пройти мимо тех, кто протяги...
Доклад "Как меняется образование и что это значит для меня"
ПозицияРазвитие педагога – обязательное условие обучения по новым стандартам....
