Что же значит для меня – быть воспитателем?
план-конспект урока по теме

Всё начинается с любви... Любовь – это великое вселенское чувство, на котором держится мир. Мне повезло. Я росла, обогреваемая любовью родителей, родных. И любовь ответная не могла не созреть во мне, не наполнить мою душу. Это любовь к жизни, к миру, к людям, ко всему, что окружает меня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всё начинается с любви... Любовь – это великое вселенское чувство, на котором держится мир. Мне повезло. Я росла, обогреваемая любовью родителей, родных. И любовь ответная не могла не созреть во мне, не наполнить мою душу. Это любовь к жизни, к миру, к людям, ко всему, что окружает меня.

Мои близкие... Именно им я бесконечно благодарна за то, что дали мне отправную точку в жизни. Как известно, любви нужен выход, ее следует передавать, дарить другим, иначе она потеряет свое назначение. Пусть не всегда ее легко отдавать, но востребована она всегда. В этом великом чувстве больше всего нуждаются дети. Ведь дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя чего мы живем. Оглядываясь назад, я все больше убеждаюсь, что мой профессиональный путь был для меня предопределен ещё в детстве. Работать с детьми и отдавать им частичку себя, своей души и любви – вот то, пожалуй, ради чего стоит жить и трудиться.

Педагогический стаж моей работы небольшой – 3 года. Размышляя о своем жизненном пути, я понимаю, что не могу провести черту между тем, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к вершинам педагогического мастерства, к бесконечной жизни в душах моих дошколят. Я не работаю воспитателем, я и есть «Воспитатель детской мечты». Мечты под названием – счастливое детство.

Что же значит для меня – быть воспитателем?  Не только возможность чему-то научить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих дошколятах. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить… 

Да, для меня «воспитатель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть воспитателем – это и значит жить.   

В моем представлении воспитатель – это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а  сопровождающий в поиске истины.

Основными качествами своей профессии считаю именно Любовь и Доброту. В работе на первом плане «простое человеческое»: помочь, подбодрить, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, просто поговорить по душам.

Совершенно согласна с мнением В.А. Сухомлинского,  что  «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей педагогической деятельности.

Не жалейте силы на любовь, и вы удивитесь результатам…

 Н. Г. Тихонцева

Профессиональное самоопределение воспитанников детского дома в условиях малого города

Рассматриваются внутренние и внешние проблемы при профессиональном самоопределении детей-сирот в новых экономических условиях, учитывающих состояние регионального рынка труда, а также трудности профессионального обучения и трудоустройства выпускников детского дома в малом городе.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение детей-сирот, трудности профессионального самоопределения, внешние и внутренние трудности социализации и профессионального самоопределения детей-сирот.

Профессиональное самоопределение предполагает учет местных (региональных) особенностей развития производства, наличия рабочих мест и потребностей в рабочей силе в тех или иных видах профессиональной деятельности (состояние рынка труда, возможности профессионального обучения и трудоустройства). Соответственно, данный аспект профессионального самоопределения изначально предопределяет и общую направленность профориентационных мероприятий, ориентацию подростков, прежде всего, на востребованные виды профессиональной деятельности, с учетом возможностей получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства в соответствии с социально-экономическими характеристиками конкретного региона проживания [4].

Также существенной региональной особенностью профориентационной работы с воспитанниками детских учреждений для детей-сирот является необходимость привлечения сторонних учреждений и организаций, опыт и возможности которых способны расширить круг представлений подростков о мире профессий, о характере и особенностях трудового процесса, осуществлении конкретных операций в определенных видах труда. Указанная деятельность, например, может быть успешно реализована не только в рамках осуществления экскурсионно-ознакомительных посещений предприятий региона, но и в сотрудничестве с привлечением шефских организаций, при проведении практики воспитанников на конкретных рабочих местах и т. д. [4, с. 19–20].

Однако наряду с заинтересованностью региональных государственных структур и ведомств в решении проблем трудовой подготовки к самостоятельной жизни выпускников детских учреждений, можно выделить ряд серьезных проблем, условно разделяемых на «внешние» и «внутренние» [1, 2, 3, 5]. Дадим краткую характеристику этих проблем.

Так, первая внешняя проблема заключается в том, что, несмотря на то, что государство и общество всецело заинтересовано в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни, обучать ребенка необходимым трудовым навыкам, согласно существующим нормам организации жизнедеятельности детей-сирот, запрещено (нормы СанПиНа, пожарной инспекции и пр.). Дети-сироты не участвуют в ведении домашнего хозяйства, не планируют бюджет, не оплачивают газ, не распределяют доходы, не планируют расходы, они привыкают к иждивенчеству. Дети не могут приготовить себе элементарную пищу, сходить в магазин.

В некоторых учреждениях им даже нельзя убирать помещения, комнаты убирают уборщицы. Иногда можно натолкнуться на удивительные явления: в столовых детям не разрешается пользоваться вилками в целях общей и личной безопасности, и подростки вынуждены есть макароны ложками [3].

По мнению Л. В. Байбородовой, Л. Н. Сереберенникова и Е. Б. Кириченко, до сих пор серьезной проблемой остается кадровое обеспечение детских учреждений, существует большая потребность общества в подготовке специалистов, компетентных в решении вопросов социального и тру-дового воспитания детей-сирот. При этом недостаточно разработано научно обоснованное теоретическое и методическое обеспечение этой деятельности [3, 5, 8].

Третья проблема неизбежно возникает в связи с развитием хозяйственной деятельности, налаживанием производственной сферы в некоторых учреждениях для детей-сирот и в связи с неразработанностью законодательно-правовой и нормативной базы по обеспечению их функционирования. Так, руководители детских учреждений, по материалам специальных исследований, с го-речью отмечают, что их производственная деятельность облагается большими налогами, под-час не позволяющими развиваться производству; продукты, выращиваемые в приусадебном хозяйстве, нельзя использовать в питании воспитанников детских учреждений, необходимо всю продукцию регистрировать, которая затем проходит соответствующий контроль; детское производство рассматривается подчас сильным конкурентом в бизнесе местных предпринимателей, и его расширению пытаются препятствовать на разных уровнях [3].

И, наконец, самое печальное то, что хотя подросткам и оказывается необходимая помощь в выборе профессии, проводится работа по профориентации и профессиональному образованию непосредственно в детских учреждениях, а также в различных учреждениях социальной защиты населения (центры помощи детям, центры социально-педагогического сопровождения ребенка, центры занятости населения), однако выпускники подчас не могут (по разным причинам) устроиться в образовательные учреждения по выбранной специальности (отсутствие общежития, платное обучение, проблемы с оформлением документов, наличие договоров интернатного учреждения с ПУ, различные препятствия со стороны управленческих структур образовательного учреждения, занятость социальных педагогов и т. д.) [3].

В отдельных случаях, выходя из детского дома в 15 лет и желая заработать на жизнь, выпускники наталкиваются на препятствия трудового законодательства: до совершеннолетия они не могут быть приняты на работу, а значит, и не считаются безработными, не имеют права на пособие. По сути, до 16 лет эти подростки не существуют для общества с точки зрения трудоустройства. В результате, по данным специальных исследований, в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского учреждения состоит в «группе риска» [3].

В последнее время специалисты отмечают еще одну тенденцию: выпускники, окончившие профессиональные училища, не желают трудоустраиваться, а переходят в другие ПУ, что законодательно поддерживается, пока они не достигнут 23-летнего возраста – окончания выплат государственных пособий. Так, по данным, опубликованным в печати, наблюдается тенденция роста граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих статус безработных, которым в течение 6 месяцев выплачивается пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы. Поэтому они не желают трудоустраиваться, так как заработная плата, предлагаемая им на предприятиях, значительно ниже выплачиваемого пособия по безработице [3].

Такое положение еще больше усугубляет социальные проблемы выпускников, которые, занимая иждивенческую позицию, теряют способность к самореализации, жизненному и профессиональному самоопределению.

По мнению специалистов, внутренние проблемы связаны с трудовым воспитанием сирот и организацией трудовой деятельности непосредственно в учреждениях. К внутренним проблемам они относят профессиональную педагогическую позицию воспитателей и особенности лич-ности ребенка-сироты [1, 3, 5].

Так, в многочисленных исследованиях уста-новлено, что организация трудовой деятельности в учреждениях строится преимущественно опыт-ным путем, путем проб и ошибок, стихийно [3]. При этом в учреждениях для детей-сирот чаще всего нет единой концепции трудового воспита-ния.

В век информационных технологий, когда меняются условия жизни лю-дей, повышаются требования к специалистам, к их профессиональным компетенциям, меняется трудовой рынок, возрастает потребность в умст-венном труде, учреждения для детей-сирот реа-гируют на происходящие вокруг перемены с большим отставанием.

Кроме того, организация трудовой деятельно-сти в учреждении – достаточно трудоемкий и затратный с точки зрения ресурсов процесс. Он требует от специалистов согласованности в тре-бованиях, предъявляемых детям, понимания и большого терпения. В связи с этим со стороны руководителя учреждения должна исходить твердая уверенность в необходимости включе-ния детей-сирот в трудовую деятельность разных видов, создания общественного мнения среди педагогов и детей о ценности, пользе и важности труда. Подчас решающее значение приобретает заинтересованность администрации что-то изме-нить в своем учреждении, стремление создать у себя трудовую школу. Однако для многих руково-дителей это становится непреодолимым препятст-вием как по причине внутренних (личных), так и внешних (государственных) факторов [3, 6].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Конспект занятия "Что такое ГИА? И что он значит для меня".

Познакомить выпускников с особенностями процедуры  ГИА, со способами снятия напряжения, с элементами аутотренинга, нервно-мышечной релаксации, дыхательной релаксации....

Сценарий классного часа "Что значит для меня семья?"

Сценарий классного часа "Что значит для меня семья?"...

Быть здоровым – значит быть красивым!

Классный час для учащихся 5-6 классов...

Что значит для меня быть волонтером (What it means to me to be a volunteer)

Существует много людей на нашей планете, которые посвящают свою жизнь помощи нуждающимся. В этом заключается смысл их жизни. Девочка по имени Кэйт пишет о том,что не может пройти мимо тех, кто протяги...

Доклад "Как меняется образование и что это значит для меня"

ПозицияРазвитие педагога – обязательное условие обучения по новым стандартам....