Эссе "Профессиональная культура учителя"
материал на тему

Татьяна Геннадьевна Иванова

Что такое профессиональная культура учителя? Каким должен быть современный учитель? Как этого добиться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_t.g._esse.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Профессиональная культура учителя»

«Обучать – значит вдвойне учиться»

 Ж. Жубер        

          В 17 веке Ян Амос Каменский писал: «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо «полезному".  Что имел в виду чешский педагог-гуманист под словом «полезному»? Актуальна ли в наше время мысль, высказанная более 300 лет назад? Чему должен учиться современный учитель. Ян Каменский утверждает, что  «хорошим учителем» можно назвать только такого учителя, который постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство.  Потому ключевое слово здесь -  «научиться».   А «полезное» - это всё, что может пригодиться  учителю в работе и жизни. Фактически, автор высказывает мысль об ответственности учителя перед  обществом.                                                                                                                                            Я согласна   с позицией чешского педагога - гуманиста.  Моё педагогическое кредо: «Профессиональная культура учителя – гарантия учебной и социальной успешности ученика». Профессиональная культура современного педагога складывается из социальных (принадлежность к определённой социальной группе), профессиональных (профессиональные компетентности,  способность к непрерывному образованию и адаптация к меняющимся условиям труда) и личностных характеристик (свойства характера, интеллектуальные способности, психологическая готовность  к овладению инновационными компетенциями).  Для меня профессиональная культура учителя  – это не только трансляция предметных знаний, а  творческий подход к своей педагогической деятельности,  стремление к личностному росту.  Приоритетным направлением в моей педагогической работе  является  создание условий для восприятия учениками уникальности и хрупкости планеты Земля, удивительной Жизни появившейся на ней, причастности каждого из нас к гордому званию – Человек и ответственности Человека за свою голубую планету на которой живёт.                                                   Немецкий педагог 19 века Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег писал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель»  Но быть «живым примером» -  огромная ответственность!  Поэтому  самоуспокоенность учителя, как показатель отсутствия его профессиональной культуры,  страшна не столько для него самого, сколько для его учеников

 Работая  педагогом  25 лет, я периодически ловлю себя на мысли, что жизнь не стоит на месте и моих знаний недостаточно для дальнейшей профессиональной деятельности.  Все годы работы я непрерывно повышаю свою квалификацию, изучаю научно-методическую литературу, передовой опыт своих коллег, педагогические инновации, участвую в научно-практических семинарах, конференциях, применяю полученные сведения в своей практике.  Но в связи с модернизацией российского образования повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Мной составлен план самообразования на ближайшее время. Он предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических  ценностей, технологий, творчества. Основные тезисы моего плана таковы.  
    1. В современных условиях неотъемлемой частью профессионального роста является овладение компьютерными технологиями, работа с Интернет-ресурсами
. В связи с переходом школ на новые стандарты образования значение информационных технологий будет возрастать, а значит, будет возрастать  необходимость грамотного овладения ими. 2. Переход современного общества  от  постиндустриального к информационному,  требует не только удовлетворения новой информированной личности, но и овладения инновационными технологиями, применение их в своей работе. Это даёт возможность современному педагогу передавать свои знания и опыт  современными  средствами и способами. Педагогу необходимо превратить традиционную образовательную среду в  высокотехнологичную. Повышение профессиональной культуры невозможно без постоянного освоения новейшими педагогическими технологиями. 3. Экономические, социальные изменения, происходящие в обществе и личной жизни, не лучшим образом повлияли  на мировоззрение и психику  моих учеников.  Должен ли современный учитель быть психологом? Безусловно! Новые знания о психологических особенностях каждой возрастной группы детей - сирот помогут найти индивидуальный подход к ученикам, избежать конфликтных ситуаций.  4. С течением времени у каждого педагога наступает профессиональное выгорание. Последствиями процесса выгорания являются крайне низкая эффективность и продуктивность учительской деятельности, неудовлетворенность трудом, значительное ухудшение состояния здоровья педагога. Учитель должен уметь владеть собой, избегать разрушительного воздействия отрицательных эмоций, то есть формировать здоровьетворящее мышление, которое направлено на достижение согласия с самим собой и окружающим миром. Оно позволяет контролировать воображение и эмоции, способно уменьшить внутренний конфликт и внутреннюю напряженность, снять стресс и, соответственно, предотвратить развитие психосоматических заболеваний.

Учитель должен учится всю жизнь!

Считаю, что педагог, работающий творчески, стремящийся к постоянному самосовершенствованию, идущий в ногу со временем, воспринимающий ребёнка, как личность и находящий огромное удовлетворение в своей работе и представляет профессионально - педагогически культурного современного педагога.   Инновационные процессы, происходящие в современной педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к профессиональной подготовке учителей. В связи с этим профессионально-педагогическая культура занимает особое место, поскольку в ней, как и в общей культуре, аккумулируются социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре учителя физической культуры и ОБЖ Федотова А.Г. во 2 классе.

Система оценки по физической культуре имеет комплексный  подход к оценке результатов  образования, позволяющий вести  оценку достижения обучающимися всех  трёх групп  результа...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры ПРОЖИРОВОЙ ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры Прожировой Оксаны Васильевны на 2016 – 2017 учебный год 1 класс

Настоящая рабочая учебная адаптированная программа составлена на основании авторской программы «Физическое воспитание для 1 - 4 классов», авт.: В. М. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» учителя физической культуры ПРОЖИРОВОЙ ОКСАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании...