«Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)
статья по физкультуре по теме

Жукович Сергей Владимирович

Статья представляет собой педагогический проект по внедрению СОТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon педагогический проект66 КБ
Microsoft Office document icon statya_2.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль педагогической культуры учителя при формировании положительной Я-концепции школьника» (на примере использования личностно-ориентированного подхода при организации уроков физической культуры)

Введение

Построить эффективный образовательный процесс возможно лишь при условии осознанного выбора и применения современной теории обучения и воспитания, что подразумевает развитие яркой, активной, творческой личности ученика, способного быть субъектом собственной жизнедеятельности, стремящегося к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации и самореализации.

Актуальность проведенного исследования определяется несоответствием между высокой социальной значимостью позитивной Я-концепции для полноценного развития личности и низким уровнем ее развития у большинства учащихся подросткового возраста.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы определить, как педагогическая культура учителя влияет на формирование положительной Я-концепции школьника.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. идентифицировать место и значение Я-концепции в рамках формирования активной жизненной позиции молодежи;
  1. определить роль личности учителя в формировании положительной Я-концепции ученика;
  2. обозначить воспитательные и дидактические средства, которые обеспечили бы успешную реализацию Я-концепции в процессе обучения физической культуре.

Место и значение Я-концепции  в рамках формирования активной жизненной позиции молодёжи.

В психолого-педагогических науках принята исходная дидактическая аксиома, которая состоит в том, что без собственной активности учащихся обучение утрачивает свою основную миссию – становление интеллектуально самодостаточной личности. В практике обучения и теоретических исследованиях постоянно идет поиск путей интенсификации обучения. К наиболее интересным находкам в этой области традиционно относятся следующие педагогические технологии: здоровьесберегающая, развивающая, игровая, информационно-коммуникативная.

Коммуникативное окружение современного школьника мотивирует его обращаться к нетрадиционным, информационно насыщенным способам и средствам получения знаний. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося в том случае, если сам учащийся вовлечен в их конструирование. С другой стороны, преподавателю средней школы приходится конкурировать с передовыми технологиями не только в процессе подачи информации, но и в её качестве. Поскольку сами учащиеся не всегда обладают достаточным интеллектуальным и эмоциональным опытом для того, чтобы определить объем учебного материала, его качество и необходимость для изучения, профессиональной обязанностью современного учителя является создание максимально благоприятных условий как для оптимального восприятия потока информации, так и для формирования личности учащегося, способной ориентироваться в потоке информации и правильно её оценивать. Именно этому способствует формирование положительной Я-концепции ученика.

Я-концепция (Я-образ, Образ ”Я”) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Они делятся на реальные – каким человек кажется себе в действительности; идеальные – каким он стремится стать, то, к чему стремится; зеркальные – то, что думают о нем другие, что заставляет страдать и радоваться; фантастические – кем бы хотел быть.

При этом, Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также собственное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Я концепция и самооценка - устойчивые характеристики, но они могут изменяться. Анализ некоторых исследований показал, что самооценка может возрастать. (”В конечном счете самооценка возрастает в результате тяжелой работы и практики, практики, практики - это неотвратимый экзистенциальный факт”).

Мы представляем другим наш Я-образ и самооценку через различные выполняемые нами роли; мы определяем их нашими собственными нуждами, отношениями, которые мы создаем, культурными ожиданиями, влияющими на нас, выбором групп, членами которых мы хотели бы стать, и нашими собственными сознательными решениями. Каждый из нас ежедневно исполняет множество ролей, и мы находим в себе различные навыки и свойства для исполнения этих ролей. В каждой новой ситуации мы можем попробовать знакомую нам роль или попытаться сыграть новую.                    

Иными словами, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности.

К сожалению, большинство учащихся не готовы осознать собственные личностные качества. Как правило, дети ограничиваются лишь физическим аспектом. У них отсутствует адекватная самооценка, не сформирован целостный Я-образ. Чаще всего, учащиеся не умеют осуществлять рефлексивную, самооценочную деятельность, испытывая сложности с целеполаганием, выбором и анализом собственных сущностных состояний и самоопределением в личностно-значимых ситуациях.

Несмотря на ведущую роль Я-концепции в становлении социально зрелой личности, при традиционном подходе к обучению происходит опосредованное воздействие учителя на учащихся. В силу объективных условий игнорируются Я-концепции участников образовательного процесса. Личность ученика остается за пределами внимания учителя, направляющего свои усилия на решение проблем функционального характера (формирование знаний, умение их применять, познавательный интерес, активность). В этой связи возрастает необходимость качественно нового подхода к обучению – особое значение приобретает мотивационная направленность.

Учебная деятельность школьников сопровождается широким спектром мотивов: от широких социальных до узколичностных. Однако каждая из групп мотивов по-разному влияет на эффективность учебной деятельности. В максимальной степени ее успех определяют познавательные интересы.

В области познавательных интересов прослеживаются достаточно яркие различия. Важный аспект познавательной мотивации - учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Развитие у ребенка мотивов, адекватных структуре учебной деятельности, означает, что он получает моральное удовлетворение от того, что узнал что- то новое, чему-то научился. Яркие эмоциональные переживания по поводу успехов, достигнутых в процессе познавательной деятельности, создают основу для формирования устойчивой самооценки.

Роль личности учителя в формировании положительной Я-концепции ученика

Одним из ведущих мотивов, влияющих на эффективность учебной деятельности, является личность учителя. Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности как ребенка, так и учителя.

Каким же быть учителю физической культуры?

В физическом воспитании определены роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

Проблему создания условий для становления и самореализации ребенка, в том числе и как члена общества, призван решить личностно-ориентированный подход. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь – через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.

Модернизация системы российского образования потребовала коренной перестройки процесса обучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между учащимися и педагогами. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому необходимо развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Средства и методы, обеспечивающие успешную реализацию                    Я-концепции в процессе обучения физической культуре

Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности как ребенка, так и учителя.

В современном обществе необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Назревает ситуация, когда общество захочет измерить то качество образовательных услуг, которое гарантируется образовательными учреждениями (о чем свидетельствуют новации последних лет: введение единого государственного экзамена, принятие образовательных стандартов, обсуждение основных тенденций модернизации).

Основное содержание деятельности преподавателя физической культуры включает в себя выполнение определенных функций – обучающую, воспитывающую, организующую. Они воспринимаются в единстве.

Педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и воспитания детей. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования объектов критериев сущностных характеристик педагога. Оценка педагогической деятельности должна быть комплексной (разные источники информации), прежде всего должна использоваться в целях совершенствования и развития творческого потенциала преподавателя, его физического и нравственного здоровья.

На основе общей диагностической карты учителя, разработанной группой исследователей РГПУ, Е.В. Бондаревской, Т.Ф. Белоусовой, мною была составлена диагностическая карта для изучения самооценки профессиональных знаний и умений. Эта карта составлена с учетом перехода системы физического воспитания к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями.

В результате самодиагностики и на опыте педагогической деятельности функции работы учителя физической культуры проявляются во взаимосвязи друг с другом и во взаимообусловленности, формируется индивидуальный стиль работы, индивидуальный стиль общения, т. е. излюбленная система приобретенных в работе методов и приемов, которые характеризуют особенности педагогической деятельности.

Творческая индивидуальность педагога – это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность – стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

Перестраивая педагогический процесс на основе самодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения (условия):

– исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;

– «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей;

– «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;

– «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений) учеников;

– «крупные блоки», которые позволяют усвоить главные сущности понятия, связи, овладеть методами физического воспитания;

– «самоанализ», сотрудничество с родителями, культурная идентификация через народную подвижную игру.

Ответственный и творческий труд учителя – это подлинно гуманные и демократичные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, коллегами.

Учитель должен чувствовать, с кем он общается, и соответственно вносить коррективы в манеру своего общения.

Профессионально значимыми компонентами педагогической культуры учителя считаю:

– организацию процесса физического воспитания на основе программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1–11-х классов в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся;

– проведение разных по типу и структуре уроков физической культуры.

- правильную оценку успеваемости по физической культуре учащихся;

– проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;

– безопасности детей на занятиях физическими упражнениями;

– осуществление управления процессом физического воспитания в школе;

– изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных знаний в педагогической деятельности;

– изучение и обобщение передового опыта физического воспитания школьников и в сочетании с личным опытом применение его в физическом воспитании детей;

– проведение исследовательской работы в области физического воспитания учащихся;

– технически правильное выполнение физических упражнений школьной программы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях.

-  эффективное использование в педагогической работе метода личного

показа учащимся двигательных действий;

– выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

Внедрение принципа, что личность учителя оказывает положительное воздействие на успешную реализацию Я-концепции в процессе обучения физической культуре, позволило мне достичь определённых результатов:

  1. несмотря на то, что МБУ СОШ №13, в которой я работаю, является школой с эстетическим уклоном и имеет только 30%  здоровых учащихся, положительная установка на принцип «Главное – участие, а главный результат - здоровье»  позволяет достойно участвовать ученикам в городских соревнованиях (например, в городском соревновании «Самый сильный школьник»);
  2. мои ученики становились победителями городских проектов по здоровьесбережению (например, проект «Развенчивая мифы» на городском конкурсе проектов «Мы выбираем здоровье»);
  3. ежегодно около 80% учеников школы выбирают физическую культуру как предмет для прохождения аттестации;
  4. ежегодно мои ученики выбирают для себя профессию тренера-преподавателя по физической культуре (только в 2012 году – 3 выпускника);
  5. мои воспитанники входят в сборную области по тяжёлой атлетике.

Таким образом, можно сделать вывод, что культура учителя – это важная составляющая формирования положительной Я-концепции ученика. Эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры повышается при его построении на основе учета педагогической культуры учителя.



Предварительный просмотр:

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения физической культуре»

Введение

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этих проблем заключаются не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных людей, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Профессиональному самоопределению может способствовать самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление. Последнее составляет одно из обязательных условий, обеспечивающих превращение знаний в убеждения. Поэтому существенное значение в процессе обучения приобретают приемы и методы, способствующие развитию самостоятельности и профессиональному самоопределению учащихся. Данной темой в педагогике и психологии занимались такие ученые, как Е.А. Климов, А.А. Бодалёв, А.Е. Голомшток, П.А. Шавир, И.Д. Чернышенко и другие. Процесс профессионального самоопределения в процессе обучения физической культуре в свою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Профессиональное самоопределение в данном случае рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Вопросы профессионального самоопределения в обучении физической культуре ученые-методисты разрабатывали в рамках проблемы формирования приемов учебной работы школьников. Однако изучение психолого-педагогических условий профессионального самоопределения на уроках физической культуры до сих пор практически не велось.

Таким образом, выявилось противоречие между большими возможностями оказания помощи в профессиональном самоопределении на уроках физической культуры и отсутствием разработок по данной тематике. Это противоречие определило выбор темы исследования.

Цель работы — выявить психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения физической культуре

Гипотеза исследования: процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении физической культуры  будет происходить наиболее эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

· реализация профессионально-ориентированного подхода в обучении;

· учет психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей;

· использование форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Задачи исследования:

1.  Изучить современное состояние проблемы профессионального самоопределения учащихся в литературе.

2.  Выявить психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения.

3.  Разработать программу элективного курса по физической культуре профориентационной направленности.

4.  Апробировать разработанный элективный курс профориентационной направленности

5.  Проанализировать полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты с помощью разработанных критериев и показателей.

6.  Сделать выводы о динамике изменения мотивов и склонностей учащихся в рамках профессионального определения в ходе опытно-экспериментальной работы.

Современное состояние проблемы профессионального самоопределения учащихся

Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек-профессия» безоговорочно стоит человек. В психолого-педагогической литературе данная проблема тесно связана с проблемой активности молодого человека в условиях выбора профессии. Выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально-значимого результата: вступление во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда.

Профессиональное самоопределение может совпасть с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по факту близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и т.д.

Существует несколько подходов к определению профессионального самоопределения. В общем виде (в энциклопедическом словаре под редакцией Н.А. Волгина) профессиональное самоопределение рассматривается как определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма. По мнению Е.А. Голомштока профессиональное самоопределение в общем виде следует понимать как деятельность человека, обретающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. А.А. Бодалев рассматривает профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации.

На основании приведенного анализа в исследовании будем придерживаться определения, предложенного Е.А. Климовым: профессиональное самоопределение школьника в общем виде может быть определено как длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В анализируемом определении подчеркнута активная роль самого человека, он сам выбирает профессию. Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.

Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

Следовательно, содержанием активного самоопределения как процесса выступают взаимосвязанные процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочтений, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (сравнение результатов самопознания с имеющимися представлениями о профессиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности).

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессионального самоопределения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Все это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» («я сама») выбрал профессию (а не того, что «меня заставили» и т.п.). Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.

Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения школьников

Основные направления данной работы задаются, прежде всего, системой реальных противоречий психолого-педагогических проблем. Рассмотрим основные из них.

1. Противоречие между недостаточной информированностью подрастающего человека о сложном мире профессий и педагогическим, моральным требованием сознательности и самостоятельности выбора профессии может быть разрешено и разрешается путем систематической работы по профессиональному просвещению учащихся, их родителей, а также и самих педагогов.

П.А. Шавир утверждает, что важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий не просто «после уроков», а посредством использования так называемых профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов.

2. Противоречие между потребностью подрастающего человека в деловых советах в связи с обдумыванием его будущего профессионального пути и отсутствием в его ближайшем окружении подлинно компетентных советчиков, вооруженных необходимыми методами работы и достаточным набором средств информации. На разрешение указанного противоречия большое влияние должны оказывать педагоги, т.к. они опираются на научные знания, в практике работы школы постоянно ведется разработка новых форм, методов и приемов. Педагогу важно осмысливать и определять свое место, «свой маневр» в реальной системе общественных сил, влияющих на процессы профессионального самоопределения учащихся.

3. Противоречие между значительной неопределенностью представлений, знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, правилах и условиях решения задачи о выборе профессии и достижении успеха на трудовом жизненном пути, с одной стороны, и настоятельной необходимостью и потребностью что-то и как-то выбрать в веере жизненных путей, самоопределиться в связи с наступлением определенного (юношеского) возраста — с другой, решается в процессе систематической работы школы, которой помогают (должны помогать) в этом все социальные институты (учреждения), ответственные за воспитание, просвещение, образование (включая профессиональное) молодежи. Имеется уже весьма значительная литература по разным вопросам выбора профессии, в частности адресованная, как уже отмечалось, самим учащимся.

4. Противоречие между профессиональными планами учащегося, с одной стороны, и его стойкими личными качествами — с другой; это своего рода внутрисубъектное противоречие. К 15-18 годам индивидуальные особенности характера, темперамента, направленности личности, способностей приобретают достаточную определенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании будущего жизненного пути.  Трудности здесь могут состоять и в том, что девушка или юноша недостаточно осознают или неверно оценивают свои качества. Например, отклонения в состоянии здоровья; недостатки, связанные с характером, потребностями, особенностями познавательных процессов, практической умелости, опорно-мышечного аппарата. Трудности могут состоять и в том, что учащиеся могут упорно не хотеть перестроить свои первоначальные планы, оказывающиеся нереалистичными. Это противоречие может быть разрешено на путях совершенствования индивидуального подхода к учащимся, опирающегося на успехи психодиагностики, психокоррекции, на методики, техники стимулирования самопознания и самовоспитания учащихся.

5. Противоречие между профессиональными планами учащегося и планами, вынашиваемыми в отношении него старшими (родителями или заменяющими их лицами), а также сверстниками. Давление микрогруппы может приводить к выбору профессии «за компанию», по примеру друзей: «Мы ж вместе играли в футбольной команде! Все в судостроительный!». И семья, и контактные группы сверстников, друзей — это плохо управляемые (педагогическими средствами) источники влияния на выбор профессии. Здесь наибольшую роль в разрешении указанного противоречия могут, вероятно, сыграть школа, система клубной работы в лице авторитетных для ребят педагогов, старших, способных, в частности, создавать сообщества, группы детей с желательной направленностью. К сожалению, пока еще мало литературы по вопросам выбора профессии, специально адресованной разным категориям родителей.

6. Неочевидным, но существенным является противоречие между высоким теоретическим и, если угодно, общенравственным уровнем отечественной педагогики и психологии в целом и своеобразной «заброшенностью» прикладных вопросов и разработок, связанных с анализом мира профессий и процессом профессионализации личности.

Эти последние стороны дела недостаточно органично «прописаны» в контексте общих руководств, учебников, пособий в названных областях знания. Обсуждаемое противоречие постепенно разрешается за счет коррекции тематики научных исследований и профилей подготовки соответствующих специалистов. Но и по сию пору в стране нет, например, специального крупного научного учреждения, озабоченного вопросами профессиоведения в целях информационного обеспечения профессионального самоопределения подрастающего человека.

7. Противоречие между высокими запросами молодежи, воспитанной в школе, к уровню культуры труда на производстве, с одной стороны, и реальным уровнем этой культуры в конкретных случаях — с другой. Имеются в виду запросы молодежи к содержанию труда, в частности к его интеллектуальной составляющей, к его организации, к стилю и тону человеческих взаимоотношений, образу жизни и перспективам профессионального роста, развития тех или иных категорий работников, к гигиеническим условиям.

Иногда (впрочем, не часто) реальный уровень культуры труда на производстве превосходит все ожидания девушек и юношей. Тогда указанное противоречие просто «снимается». В тех же случаях, когда уровень культуры производства оставляет желать много лучшего, важно заботиться не только о формировании у молодежи более реалистичных (а фактически заниженных) притязаний в данной области, но и в первую очередь об улучшении самого производства.

8. Противоречие между объективными требованиями исторически сложившихся трудовых постов, должностей, профессии и сложившимися у людей стойкими личными качествами. Речь идет не о «внутри субъектном» противоречии, охарактеризованном несколько выше, а о том, что у людей в принципе нет (не может быть) изначальной пригодности к тем или иным видам деятельности. Профессии формируются в обществе, конечно, не без учета реально существующих человеческих возможностей.

Понятно, что по причинам морального, юридического, психолого-педагогического характера указанные выше противоречия нельзя устранять административными путями. Некоторые из этих противоречий являются предметом преимущественного внимания педагогов, психологов, врачей, организаторов образования и науки, некоторые — областью преимущественной компетенции организаторов производства, экономистов, социологов, специалистов по управлению социальными процессами.

Для преодоления некоторых из названных противоречий достаточно эффективны, как легко понять, массовые, «безличные» методы, такие как организованный набор работников, общественные призывы к молодежи от имени авторитетных структур, органов общественного управления, использование средств рекламы и пр. Тем не менее, такого рода мероприятия не снимают полностью фактор стихийности в рассматриваемой предметной области. Ведь прежде чем откликнуться на призыв или рекламную информацию о профессиональном учебном заведении, девушка или юноша должны сделать выбор рода занятий, профессии так, чтобы в результате этого выбора можно было ожидать и удовлетворенность трудом, и успех при минимуме потерь нервного и соматического здоровья. А для этого уже необходимо компетентное индивидуальное руководство выбором профессии, проектированием будущего профессионального жизненного пути в отношении каждого подрастающего члена общества — каждого персонально! Любой учитель средних и старших классов школы логикой своего положения ставится в позицию индивидуального профконсультанта. Учащиеся могут обращаться к нему за советом, ждут совета по важному для них вопросу «Кем быть?».

В педагогике и психологии работа по педагогическому руководству выбором профессии должна пониматься как длительная, систематическая часть воспитательно-учебной работы школы, подготавливающей своих выпускников для будущей жизни.

Элективный курс по физической культуре профориентационной направленности

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях в кадрах — одна из важных задач для современной школы.

Проблема профессионального самоопределения школьников адекватна принципам современной “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” и “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”. Особенно остро эта проблема ставит задачи перед педагогами в связи с реализацией идеи профильности старшей ступени школы.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Учебный план предпрофильной подготовки имеет структуру и включает в себя три компонента. Из имеющихся 102 часов рекомендуется большую часть времени отводить на специально организованные (от месяца до полугодия) курсы по выбору.

Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы) рекомендуется организовать как систему профессиональных «проб» ученика в разных областях деятельности, в разных профилях. Именно поэтому основная цель курсов - профориентационная.

Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, материалы по знакомству учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

Физическая культура как предмет формируется в единстве двух направлений: с ориентацией на жизненное самоопределение и с ориентацией на профессиональное самоопределение. Ориентация учащихся на жизненное самоопределение соотносится с реализацией себя как личности, формированием здорового образа жизни. Эта ориентация, а соответственно, и ее учебное содержание соответствует общеобразовательному уровню, где она является доминирующей. Ориентация на профессиональное самоопределение соотносится с желанием учащихся самореализоваться внутри профессиональной деятельности, виды и разновидности которой представлены в сфере физической культуры. Таким образом, содержание программы по физической культуре позволяет углубить и расширить круг представлений и профессиональных предпочтений учащихся, обеспечить их профессиональную адаптацию. В процессе конструирования элективных курсов по физической культуре ученикам необходимо предоставить возможность ознакомиться с практическим применением достижений в сфере физической культуры.

В целях формирования устойчивой положительной мотивации школьников содержание курсов предпрофильной подготовки может включать сведения из психологии, биохимии, биомеханики, анатомии и физиологии человека, направленные на усиление социальной значимости практической деятельности и обеспечение понимания приобретаемых умений и опыта деятельности, сознательное отношение к их овладению.

Выше изложенные положения выступили предпосылкой в организации и проведении работы, в процессе которой был разработан и апробирован элективный курс по физической культуре («Здоровье, сила, красота») как средство поддержки базисного учебного плана школы.

Для разработки элективного курса было сделано следующее:

· выявлена идентичность отдельных видов учебной деятельности с целью формирования сложных умений, составляющих сущность отдельных видов профессиональной деятельности;

· определены формы подачи профориентационного материала, наиболее  соответствующего содержанию той или иной темы;

· изучены новые педагогические и информационные технологии и технические средства обучения, рассчитанные на обогащение творческого потенциала личности;

· усовершенствованы знания по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Элективный курс направлен на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии. Он должен четко определить два основных момента: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения. Так как своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно–воспитательного процесса.

Разработанный мною курс обусловлен системной организацией предпрофильной подготовки в выпускных классах на базе МБУ СОШ №13.

Предложенный курс призван сориентировать учащихся на выбор профессии тренера силовых видов спорта. Он позволяет детям в ходе изучения этого курса проверить свои коммуникативные способности, оценить возможности профессионального предвидения результата. Основные принципы деятельности по этой программе: сознательности и активности, гуманности и толерантности.

Основной формой организации учебного процесса является урочная деятельность, спортивная тренировка и практические занятия

Кроме теории программа содержит практическую часть, которая основана на индивидуальной и групповой деятельности и включает в себя следующие формы: адаптивная тренировка; разработка частей индивидуальной программы занятия; определение типа своего тела (самоскопия); составление рекомендаций партнёру и соотнесение выработанных рекомендаций с уже существующими; разработка основных требований здоровьесбережения (мозговой штурм); составление минипроекта проведения соревнований среди сверстников; организация соревнований в профильной группе с привлечением других заинтересованных лиц.

Главным результатом данного курса является способность школьника определить уровень соответствия своих личностных качеств тем требованиям, которые предъявляются к тренеру силовых видов спорта, т.е. сориентироваться в определении своей позиции выбора представленной профессии.

Результаты проекта:

  1. Многие дети (86%) отметили, что данные занятия помогли им сделать свой выбор, понять, что именно привлекало их в профессии, почему не нравился какой-то вид деятельности;
  2. Выпускники отметили, что занятия помогли сориентироваться с жизненным самоопределением (ориентация на здоровый образ жизни);
  3. 12% воспитанников связали свою жизнь с профессией тренера-преподавателя.

Программа элективного курса «Здоровье, сила, красота» стала победительницей всероссийского сетевого конкурса «Профессиональный успех – XXI»

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс изменения мотивов и склонностей школьников сопровождается положительной мотивационной установкой, значение которой усиливается при специальной организации занятий элективного курса “Здоровье, сила, красота” и увеличивается роль познавательных стимулов.

Исходя из наблюдений за практической деятельностью учащихся, анализа продуктов деятельности, можно утверждать, что у большинства учащихся сформирована устойчивая положительная мотивация, продолжается развитие профессионального самоопределения учащихся.

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дифференцированный подход к организации уроков физической культуры с учащимися отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группам»

Цель работы: Охарактеризовать основные медицинские группы. Определить условия распределения учащихся по соответствующим медицинским группам. Определить основные задачи физического воспитания учащихся,...

Выступление на ШМО на тему: «Использование личностно-ориентированного подхода к обучающимся на уроках физической культуры».

Ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жиз...

Методическая разработка из опыта работы "Организация урока физической культуры с использованием модели смешанного обучения и индивидуально-ориентированного подхода"

Разработка открытого урока с целью знакомства обучающихся 2-3 классов с комплексом ГТО, используя ИКТ-технологии и метод круговой тренировки. Данный урок разработан на основе рабочей программы по физи...

Статья "Использование личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры".

В статье рассматривается совершенствование уроков физической культуры и повышение его эффективности....