Статья "Использование личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры".
статья по физкультуре

Артемьева Александра Николаевна

В статье рассматривается совершенствование уроков физической культуры и повышение его эффективности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Использование личностно-ориентированного подхода

на уроках физической культуры».

учителя физической культуры

МОУ СШ № 87 Тракторозаводского района Волгограда

Артемьевой А.Н.

Ключевые слова: физическое воспитание, личностно-ориентированный подход, индивидуальный подход, дифференцированный подход, физическая подготовленность, мотивация.

Актуальность темы обусловлена целью формирования физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности учащихся.

    Оптимальным условием в достижении требований Государственного стандарта является личностно-ориентированный подход в обучении, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В личностно-ориентированном образовании учитель управляет учеником через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор.

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно - ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. [1] Представление о степени подготовленности учащихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой. 

 Личностно - ориентированный - дифференцированный подход важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре, а учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):

а) совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;

б) дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;

в) плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек;

г) хорошо развитые физически дети, которые могут потерять желание заниматься    на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Личностно-ориентированное обучение - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, формирование знаний, методических умений и технологий управления образовательным процессом. [2]

Обучение двигательным действиям:

- обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности)

- интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности учащихся с целью более качественного выполнения упражнения.

Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора способов для решения двигательных задач. Обучаемый может освоить двигательное действие предпочтительным для него способом, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Учащиеся сильных групп, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а для учащихся слабых и средних групп больше времени должно отводиться на разучивание упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях.    

Очень эффективным в основной части урока является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела программы. Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения, усвоения и закрепления учебного материала. Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.  Пример: обучение технике волейбольной передачи мяча сверху в паре: первая группа подбрасывает мяч партнёру, тот отбивает; вторая группа - подбрасывает себе мяч, затем делает передачу партнёру, партнёр ловит мяч и повторяет те же движения; а третья - в одно касание отбивают мяч друг другу.

Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе могут выполнять посильные и рекомендованные врачами специалистами задания и упражнения. Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, этап совершенствования может отсутствовать – они недостаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу этапа разучивания, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений на ОФП, повышенная опора - прыжки, различные сопротивления), а также для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.

Развитие физических качеств.

       На основании полученных данных по физической подготовленности учащихся, рекомендуется для усиления деятельности органов дыхания и кровообращения использовать в уроках по физической культуре прыжки со скакалкой, различные виды бега, танцевальные шаги, акробатические упражнения.

При выполнении силовых упражнений следует чередовать их воздействие на различные мышечные группы частей тела, начиная с малых и постепенно включать в работу все более крупные мышцы. Для развития силовых физических качеств применять упражнения: с набивными мячами и гантелями, парные упражнения с партнерами.

Обязательно контролировать физические нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС) перед началом и после окончания занятия.

В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми. В основной части для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, объём, интенсивность, количество повторений, темп движения. Даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, им разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха. 

Особое внимание на уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости.

В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. В конце можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менее подготовленных детей ограничивается.

Дифференцированное выставление отметки по физической культуре.

При оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. Даже если ребенок изначально имел невысокий уровень физической подготовки, но существенно прибавил в своем развитии, он, достоин высокой оценки. 

Основными формами обучения являются:

  1. метод круговой тренировки;
    2) индивидуальные задания;

    3) беседы;
    4) педагогическое наблюдение – учитель отмечает, каковы реакции занимающегося на физическую нагрузку;
    5) дифференцированный подход в обучении;
    6) опрос – даёт возможность получить информацию от самих занимающихся – до, вовремя и после занятий физическими упражнениями: о самочувствии, о настроении;
    7) тестирование физической подготовленности.
     


     В настоящее время вопрос использования или не использования в педагогической практике личностно-ориентированного (дифференцированного) подхода решается однозначно в пользу их применения – это лежит в основе повышения результативности учебного процесса. Учитывая индивидуальные особенности, применяя дифференцированный подход, опираясь на природные задатки и наклонности ребёнка, учитель моделирует и реализует персонально в каждом ученике процесс индивидуального развития. При этом перед учителем встаёт действительно трудная задача – работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности. Используя дифференцированный подход, следует стремиться научить всех, но учесть особенности каждого ребенка. Подобная направленность способствует повышению результативности учебного процесса, при дифференцированном подходе необходимо учитывать и индивидуальные особенности, склонности, способности детей.

Литература:

  1. Жуков О. Ф., Левушкин С. П. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14 – 17 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 2. С. 41 – 45. 5.
  2. Короткова Е. А. Оптимизация учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцированного физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 2010. № 2. С. 19 – 22.

Информация об авторе:

Артемьева Александра Николаевна – учитель физической культуры средней общеобразовательной школы № 87 г. Волгограда, мастер спорта России, aanfk87@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.

}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"

"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"...

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры

Личностно ориентированный подход -  способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффекти...

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры...