Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Личностно ориентированный подход -  способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры

Учитель физической культуры                                                                                                                        Гревцева Л.В

МОУ СОШ №1

Под личностно ориентированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Личностно ориентированный подход - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание личностно ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом.  Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то есть двигательные умения и навыки.

Цель -  выявление новых подходов к воспитанию учащихся по физической культуре на основе реализации личностно ориентированного подхода. Цель личностно ориентированного воспитания по физической культуре - формирование личности учащихся средствами физической культуры.

 Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре:

 - формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);

- формирование умений (оздоровительная деятельность); - формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность);

- формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность);

 - формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного физкультурного образования.

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений. Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения. Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление. При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования. Таким образом, двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах – на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при метаниях – на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия, в гимнастике на слитности движений. Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); профессионального мастерства преподавателя; уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др. Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения. Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями.

 Технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебном процессе.

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно - ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности каждого ученика (при помощи тестов), а также состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности учащихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

 Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов (проводит психолог или социальный педагог) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой. Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости обучающегося по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждой группе условно можно разделить учащихся ещё на несколько групп (категорий):

совершенно здоровые, но “тучные” уч-ся, не желающие трудиться; уч-ся, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни; плохо физически развитые уч-ся, которые боятся насмешек, замыкаются; хорошо физически развитые уч-ся, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. И здесь надо остановиться на технологии личностно-ориентированного физкультурного образования , которая является основной в учебном процессе. На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти уч-ся получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с уч-ся на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся. На основании опыта учителей и нашего небольшого опыта представляется возможность планировать на уроках физкультуры для развития силовых физических качеств следующие упражнения: с набивными мячами и гантелями (различные массы); парные упражнения с партнерами , перетягивание каната; подтягивание на высокой перекладине и на низкой из виса лежа,  лазание по канату ; подъем и переноска грузов (матов, инвентаря); упражнения на гимнастических снарядах, предусмотренные программой по физическому воспитанию; висы и упоры; статические упражнения, подъемы силой, прыжком и т.д. Различают общую и специальную выносливость. Общая развивается циклическими упражнениями (бег), спортивными играми. Специальная – при продолжительной работе и проявляется преимущественно в быстроте и силе; бег на 60, 100 м (сериями); упражнения с отягощением. Главным показателем контроля выполнения упражнений должна быть частота пульса, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполнения упражнений. На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.   На уроках физической культуры нужно создать ситуацию успеха для детей, испытывающих трудности в обучении или поведении. Для учащихся особое значение имеет ситуация, когда учитель замечает их достижения, хвалит за результаты. Отмечая их успехи учитель способствую укреплению у ребят уверенности в себе, которая будет помогать в  преодоление трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.

}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"

"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"...

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры

Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры...

Статья "Использование личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры".

В статье рассматривается совершенствование уроков физической культуры и повышение его эффективности....