Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры
статья по физкультуре
Личностно ориентированный подход - способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры
Учитель физической культуры Гревцева Л.В
МОУ СОШ №1
Под личностно ориентированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Личностно ориентированный подход - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание личностно ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом. Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то есть двигательные умения и навыки.
Цель - выявление новых подходов к воспитанию учащихся по физической культуре на основе реализации личностно ориентированного подхода. Цель личностно ориентированного воспитания по физической культуре - формирование личности учащихся средствами физической культуры.
Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре:
- формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность);
- формирование умений (оздоровительная деятельность); - формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность);
- формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность);
- формирование социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).
Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам на основе использования технологии личностно-ориентированного физкультурного образования.
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений. Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения. Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умения.
Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление. При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования. Таким образом, двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах – на изменении рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании; при метаниях – на выполнении мощного финального усилия, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия, в гимнастике на слитности движений. Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения); возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые); координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения); профессионального мастерства преподавателя; уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др. Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения. Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями.
Технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебном процессе.
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно - ориентированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности каждого ученика (при помощи тестов), а также состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности учащихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.
Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов (проводит психолог или социальный педагог) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой. Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости обучающегося по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждой группе условно можно разделить учащихся ещё на несколько групп (категорий):
совершенно здоровые, но “тучные” уч-ся, не желающие трудиться; уч-ся, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни; плохо физически развитые уч-ся, которые боятся насмешек, замыкаются; хорошо физически развитые уч-ся, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно. Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений. И здесь надо остановиться на технологии личностно-ориентированного физкультурного образования , которая является основной в учебном процессе. На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти уч-ся получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с уч-ся на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся. На основании опыта учителей и нашего небольшого опыта представляется возможность планировать на уроках физкультуры для развития силовых физических качеств следующие упражнения: с набивными мячами и гантелями (различные массы); парные упражнения с партнерами , перетягивание каната; подтягивание на высокой перекладине и на низкой из виса лежа, лазание по канату ; подъем и переноска грузов (матов, инвентаря); упражнения на гимнастических снарядах, предусмотренные программой по физическому воспитанию; висы и упоры; статические упражнения, подъемы силой, прыжком и т.д. Различают общую и специальную выносливость. Общая развивается циклическими упражнениями (бег), спортивными играми. Специальная – при продолжительной работе и проявляется преимущественно в быстроте и силе; бег на 60, 100 м (сериями); упражнения с отягощением. Главным показателем контроля выполнения упражнений должна быть частота пульса, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполнения упражнений. На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными. На уроках физической культуры нужно создать ситуацию успеха для детей, испытывающих трудности в обучении или поведении. Для учащихся особое значение имеет ситуация, когда учитель замечает их достижения, хвалит за результаты. Отмечая их успехи учитель способствую укреплению у ребят уверенности в себе, которая будет помогать в преодоление трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/05/picture-251489-1367779579.jpg)
Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.
}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-677125-1443621273.jpg)
Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича
Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...
"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"
"Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-442679-1398752835.jpg)
Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры
Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/19/picture-469906-1692454797.jpg)
Статья "Использование личностно-ориентированного подхода на уроках физической культуры".
В статье рассматривается совершенствование уроков физической культуры и повышение его эффективности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/20/picture-34031-1671541572.jpg)
Использование личностно ориентированного подхода на уроках физической культуры
Выступление на педсовете...