Нравственное и духовное воспитание современного человека ( выступление на районном педсовете)
статья (9 класс) по теме

Оноприенко  Татьяна  Николаевна

Материал брала в  интернете, добавила свои комментарии, размышления на эту тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_problemy_duhovno.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное  казённое  образовательное  учреждение

«Очкуровская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                             

Нравственное и духовное воспитание современного человека

( Районный  педагогический  совет)

                                                                                                              Выступление  подготовила:

                                                                                                              Оноприенко Татьяна Николаевна,

                                                                                                              учитель русского языка и литературы  

                                                       2013

    «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности». (А.И. Солженицын) 

 Как здорово  подметил Солженицын! Это же про наше  время, про то, с  чем  мы  с  вами  сталкиваемся.

 Не  случайно  педагоги России   подняли вопрос  о   проблеме  нравственного   и духовного воспитания  современного  человека.  Наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, кроется  в разрушении личности. «Разрушим всё до основанья…»,  - а что потом?  Мы  стали  свидетелями полного  отрицания  идеалов советского периода и отсутствия новой системы ценностей, приведших  к упадку духовной культуры молодёжи.   А ведь система ценностей  складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России.

   А  что теперь?  Балом  правят деньги. Да , без них в  современном  мире  сложно  жить. Но  ведь  факт, что материальные ценности одержали победу  над  духовными.  А следствие  этого  -  искажение  представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме у молодых людей.  Общество столкнулось    с  высоким уровнем  преступности  и  жестокости . И разве нас не  волнует  ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры ? Наше  поколение  не может остаться  равнодушным   и  к  разрушению  института семьи, к  формированию  внесупружеских, антиродительских  и антисемейных установок.

 Не вдруг мы заговорили о нравственном  и  духовном   кризисе. Как будто наблюдали со стороны  или  чего-то ждали.   Только  чего? Неужели так боялись «вынести  сор из избы»? А сейчас ,оказалось, необходимо  подключить  различные общественные институты, чтобы   попытаться вернуть то самое ценное, без чего жизнь наша не имеет истинного смысла. 

Поэтому, наверное,   и  высветилась  одна из проблем современного образования: в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишена возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Они не знают, как люди решали свои проблемы, или что стало с теми, кто пошел против высших ценностей. И как изменилась   жизнь   тех , кто  своими поступками подавал нам яркий пример. 

  Ещё  большее  разочарование  вызывает речь  наших учеников. К сожалению, многие ученики не только не могут грамотно говорить, но и попросту мыслить не умеют, да и не хотят. И что  самое  ужасное,   многих из них это устраивает. 

   Мы  понимаем, что  базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.  На мой взгляд, только  русская литература может дать надежду на духовное обновление. При условии, что попытается ответить  на  шукшинское «что с нами происходит?»,  что  докопается  до нравственного кризиса, поймёт   причины  деградации, разберётся  в  сути механизмов, с помощью которых в человеке научились убивать совесть. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм вышел из моды, когда   в  дефиците доброта,  милосердие, бескорыстие, от решения проблемы воспитания  нравственности и духовности современного человека  зависит будущее страны .

 

    Нам  ,словесникам, трудно  работать  в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.  Поэтому  постоянно  стоит  вопрос: «Как  переубедить?»  И боль за  то, что исчезает культура пользования родным языком.  Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни школ.

   В одной из TV-передач известный филолог, академик Александр Михайлович Панченко, заметил: «Бог указал каждому народу свою роль: Египту – астрология и астрономия, Греции – риторика и философия, славянам – словесность и литература».В  этих словах  и гордость за Россию, и её  историческая  миссия , и значение русской  классической  литературы. А может быть, и ответ на вопрос.

  Русский язык и литература –  это предметы,  позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного   и  духовного воспитания современного  человека. Но  без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. И мы  с  вами  мечтаем , без сомнения, о достойном  будущем наших учеников. А  в  этом  может помочь  русская классическая литература , которая проверена временем. Именно   она существует ,прежде всего, для опыта. Русская литература – это постоянное  исследование и бытовое, и социальное, и историческое, и психологическое, и  философское, и нравственное . И от педагога  зависит, что он поможет найти важное, и как  это важное  преподнесёт. И главное – понимать,  что  только  духовная пища сможет  прибавить  сил нашим детям, научит их  нравственности. А духовность   и  нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся каждым  человеком  в деятельности и поведении. Мы  должны  убедить  учеников  в  том, что нравственность – это присвоение человеком моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.

    На  уроках   литературы  мы нравственно и  духовно  воспитываем  современного  человека, формируя у него:

• нравственные чувства, такие  как:  совесть, вера,  ответственность,  долг, гражданственность, патриотизм;

• нравственный  облик, характерный  терпением, незлобивостью,  милосердием, кротостью;

• нравственные позиции , проявляющиеся   в  способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний , проявлении самоотверженной любви;

  1. нравственное поведение, которое  проявляется в  готовности служения людям и Отечеству,  духовной рассудительности, доброй воле,  послушании.

Урок  русского  языка  – это пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этих  слов  в русском языке удивляет:  добрый, добродетель, доброта, добрейший , добро  и  благоволить, благоговеть, благодарить, благоприятный, благополучие, благородный.    

  Язык   всегда был величайшим  учителем  и наставником.  С детских лет мы  впитываем  наш язык, слушая  колыбельные  песни, сказки  и  потешки. А потом  сами  познаем его  с «Илиады» до Пушкина  и Лермонтова, Толстого и Тургенева. Язык   всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык   всегда был педагогом, даже  и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит. Наша  задача сделать мир языка ,в который мы вводим   наших  учеников,  богаче.

Нравственное и духовное воспитание на уроках русского языка и литературы традиционно страдает воспитанием «на словах», что называют  вербализмом  или же сводится к тому, что изучение языка и произведений художественной литературы само по себе имеет воспитательное влияние.  И  задача   учителя обеспечить  не  автоматическое  впитывание,  а  сознательное. Этого можно достичь через   реальное переживание. Русская литература всегда была совестью народа  и  его гордостью, потому что для нашего менталитета  характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к слову, которым можно  не только полки за собой повести, но   и  убить  или  воскресить, вознести до небес  или  втоптать в землю.

В  наше бурное время гаснут маяки, свергаются идолы, линяют герои, но не смотря ни на что, у нас есть великая русская литература , которая и может стать  настоящей опорой в  воспитании нравственности и духовности современного человека. В этом  поможет ее несравненная человечность, сострадание, высокая мораль и жертвенность. И надеемся, что  в конце даже самого мрачного и темного туннеля и всегда  будет свет. И наши старания и общие  усилия, все-таки,  не пройдут даром.

 

                                                 

                                             

     

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное и духовное воспитание современного человека

Материал подготовила для  районного педсовета...

Выступление на районном молодежном форуме «Время жить в России» «Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе православных традиций в современных условиях» (на примере Шарангского благочиния)

В моем выступлении речь пойдет об очень важной составляющей воспитания подрастающего поколения  -  восстановлении системы традиционных духовно – нравственных ценностей, основанных на правосл...

Роль математики и физики в образовании и воспитании современного человека

В данной статье  говорится о роли математики и физики в образовании и воспитании современого человека. При изучении математики осуществляется развитие интеллекта школьника, обогащение его методам...