Использование методов и приемов ТРКМ для формирования мыслительной деятельности учащихся
статья по теме

Борзина Альбина Евгеньевна

Из опыта работы используя технологию критического мышления (ТРКМ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metodov_i_prie.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  методов и  приемов  технологии  развития  критического мышления для формирования мыслительной деятельности  учащихся  в процессе  изучения  истории  и  обществознания.

Борзина  А.Е.,  учитель истории

 и обществознания.

            Критическое мышление – это процесс творческого  интегрирования  идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации.  Это активный и  интерактивный  процесс  познания.  

      Критическое   мышление – сложный  мыслительный процесс, начинающийся  и заканчивающийся принятием решений.

Доска бела от мела.
Рука устала, затекла спина,
Мы друг на друга смотрим очумело,
А все-таки задача решена!
Додумались! Добились! "Раскололи"!
Намаялись, однако же смогли!
Забыли о кино и о футболе,
Звонку не рады – до чего дошли.

 

      Данная  технология  основана  на  творческом сотрудничестве  ученика и учителя, на развитии  у  учащихся аналитического   подхода  к любому материалу. Эта технология рассчитана  не на  запоминание материала, а на постановку  проблемы и поиск   ее решения.

         Сегодня как никогда актуальна проблема развития критического мышления ребёнка. С одной стороны, в государственной программе одним из важнейших является требование «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, то есть умение говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы. С другой стороны, формирование критического мышления предполагает адекватное отношение к себе и миру, подразумевающее вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию.  

    Критически мыслящий ученик задумывается над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствуется   готовыми. Он задаёт себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знал?» «Как я могу использовать эту информацию, знания?»

     Обучая учеников думать подобным образом  на своих   уроках,   я поощряю их к самостоятельному решению проблем. Этот подход в обучении очень важен для жизни в современном мире, по нескольким причинам:

  • во-первых, наши дети имеют доступ к большому количеству информации. Информацию в Интернете никто не проверяет, поэтому надо научить школьника ставить под сомнение полученные сведения.
  • во-вторых, мир, в котором мы живём, быстро меняется, он многогранен и противоречив (экономическое воздействие, последствия экологических катастроф, политическая нестабильность).

   Наши дети должны мыслить творчески и быть проницательными, чтобы сохранить в мире открытые и безопасные отношения.

    Общение друг с другом и критическое мышление важны для выживания каждого из нас.

   Развитие критического мышления рассматривается   как система приёмов (чтение с остановками, рефлективное чтение, групповая и парная работа, дискуссия и исследование), с помощью которых школьники обучаются мыслительным умениям, навыкам, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.

     Данная технология предусматривает прохождение учеником и учителем совместно трёх фаз: «вызов – осмысление содержания - рефлексия»

    Одним из важнейших качеств критически мыслящего человека является, по моему мнению, умение вести конструктивную дискуссию, умение совместно с другими обсуждать спорные вопросы. Через диалоговую форму общения на моих уроках дети учатся формулировать собственное мнение, распознавать в нужной точке зрения здравый смысл.

    Современный учитель истории на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Исходя из собственного педагогического опыта, констатирую, инспирированные учителем дискуссии не достигают главной цели: не мотивируют детей к самостоятельности, не учат их практически мыслить. Более того, такой подход ломает мировоззрение ребёнка, лишает его уверенности и правильности своей позиции. На своих уроках и внеурочных занятиях я стараюсь учить школьников критически мыслить. Для этого организую образовательный процесс так, чтобы инициатива дискуссии исходила от учащихся, чтобы они самостоятельно определяли направление обсуждения. Для того чтобы дискуссию провести организованно и органично, следует придерживаться следующих правил:

  1. познакомить учащихся с правилами ведения дискуссии (или уместно лишь напомнить о них);
  2. погрузить школьника в многозначный контекст (суждение), который затрагивал бы личность ребенка и пробуждал к разнообразной оценке фактов, мнений (это могут быть тексты, случаи из жизни, имеющие мировоззренческий подтекст);
  3. дать возможность определиться в своей позиции, сформулировать своё мнение, обсудить в парах, группах;
  4. подготовить аргументы в защиту своего мнения.

   

Например:

  • («История  с  древнейших времен  до конца 16 в.», 6 класс): всегда ли правдивы русские летописи, описывая и оценивая личность князей, масштабность их политических деяний и военных подвигов? Нравственный  выбор  князей:  бороться  или терпеть? 
  • («Обществознание, 9класс):  «Твои права  кончаются  там,  где начинаются  права  другого человека». Как  вы это понимаете? Согласны  ли   вы  с  данным утверждением?

 

  Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с постоянно увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком, выражать свои мысли устно и письменно, а также вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.

       Очень важно поведение учителя в ходе дискуссии. Он  как можно меньше должен вмешиваться в дискуссию, быть одинаково искренним  ко всем детям, не критиковать точки зрения ребят, высказывать своё мнение, не навязывая его. Учитель, на мой взгляд,  не должен брать инициативу общения на себя.

      Самостоятельное выявление и обсуждение спорных вопросов и означает умение вести конструктивную дискуссию.

     Выстраивая урок или занятие в соответствии с определёнными фазами, стимулируя инициативу снизу, необходимо учитывать, что могут возникнуть определённые трудности следующего характера:

  • дети не смогли разойтись по «углам», у них сложилось единое мнение;
  • школьники отказываются вообще спорить;
  • в силу низкого уровня обученности или обучаемости учащиеся не могут аргументировано обосновать свой выбор или правильно сформулировать свою позицию.

      Если дети не сумели по - разному взглянуть на проблему, то я либо меняю тему, либо сама выступаю в качестве оппонента. Если дети отказались спорить вообще, то, продолжая урок, мы изучаем дальше тему, а дискуссию можем организовать, например, на этапе закрепления учебного материала. Как один из вариантов – закончить занятие риторическим вопросом, дав возможность ученикам организовать дискуссию в домашних условиях, а её результаты вынести на следующий урок. В случае затруднения в формировании своей позиции и её аргументации прибегаю к помощи уточняющих, оценочных  либо практических вопросов.  

В своей работе я использую различные формы организации взаимодействия с детьми. Это:

  • фронтальная работа с классом;
  • индивидуальная дифференцированная работа с отдельными учащимися, в зависимости от их психологических особенностей и уровня продвижения в обучении;
  • деятельность в группах переменного состава.

     Для  развития  критического  мышления использую  различные  методические приемы:

  • Разбивка на кластеры   (заполните схему):   «Классификация  прав и свобод»  (Конституция, глава 2),  «Федеративное устройство». Составить кластер  «Президент РФ:  полномочия  президента  РФ»
  • Синквейн
  • Маркированная таблица  «Знаю, хочу узнать,  узнал»  или  «Я сегодня  узнал  на уроке...». Например:

- написать  слова   ассоциации  к  слову  «гражданин»  (6 класс)

- нарисовать  словесный  портрет  гражданин, записывая  составные  характеристики  на лепестках ромашки  (6 класс)

- напишите  красочный  лозунг «Политические  свободы – это…»

  • Пятиминутное  эссе – позволяет подытожить знания по  изучаемой теме  и дать учителю  почувствовать, что происходит  в голове  его учеников.
  • Чтение со стопами   (5-6 классы) – чтение текста  определенными кусками. После прочтения    задаю вопросы по прочитанному. Когда весь текст прочитан, предлагаю   ученикам  две какие-либо цитаты  для сравнения (например «Чем отличалось воспитание детей  в  Афинах  от  спартанского воспитания? Что  вам нравится и не нравится  в  этих  воспитаниях»).  Задаю  вопросы  для  стимулирования  критического мышления.  При чем вопросы должны  быть поставлены так, чтобы при  ответе   на них учащиеся   анализировали   и интерпретировали   информацию, идеи, строили собственные  предположения.
  • Метод  шести шляп.
  • Метод учебного сотрудничества
  • Заполнение  таблицы, составление  таблицы  и т.д.
  • Использование  математических приемов  на  уроках истории и обществознания.  Например,  отрывок  урока  в  5-х классах по теме  «Листая страницы  истории  Древней  Греции»:

…Так кто же они, знаменитые древнегреческие ученные?

Пифагор Самосский – великий греческий ученный, человек – символ, философ и пророк. Он организовал школу, которую назвали пифагорейской.

А теперь решим задачу о школе Пифагора:

Задача о школе Пифагора

Первое построение геометрии как дедуктивной науки принадлежит Пифагору Самосскому (ок.570 – ок.500 до н.э.) – древнегреческому математику и философу. В молодости Пифагор путешествовал по Египту и Вавилону, изучая мудрость жрецов. Около 530г. до н.э. он переехал в Кротон (Южная Италия), где основал знаменитый пифагорейский союз (школу). Деятельность союза была окружена тайной. В школе Пифагора процветала числовая мистика. Пифагор учил, что "число есть сущность всех вещей". Пифагорейцы занимались астрономией, геометрией, гармонией (теорией музыки) и арифметикой (теорией чисел). В их школе возникло представление о шарообразности Земли.

Ученик читает текст задачи.

Тиран острова Самос Поликрат однажды спросил у Пифагора, сколько у того учеников. "Охотно скажу тебе, о Поликрат, - отвечал Пифагор. – половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины". Сколько учеников было у Пифагора?

Решение (метод подбора): 

НОК (2,4,7) = 2*4*7=28

Ответ: 28 учеников.

….

Стадия  рефлексия  или размышление  очень значима  в  технологии  использования  РКМ.  Ученик  осмысливает   изученный материал и  формирует свое личное мнение, отношение  к изучаемому материалу. На данной стадии  возможно проведение  дискуссии , написание  исторического сочинения, эссе, фиксация   рассмотренного материала  в  виде собственных выводов, записей  в тетради, составление схемы.  

     Ученикам на каждом уроке предлагается два жетона: желтый и синий. После окончания занятия ученик кладет один из жетонов в коробку на столе учителя.

  • Желтый – ученик ощутил себя более компетентным, ощутил полезность результата занятий для себя и повысил свое самоуважение.
  • Синий – ученик уходит с урока разочарованным, не видит полезного результата занятия для себя.

Этапы обучения

Критерии оценивания учеником своего состояния

 5 – 6 классы

Я доволен собой на уроке.

Я не доволен собой на уроке.

7 – 9 классы

Я доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке хорошо, комфортно и понял, что я чему- то научился.

Я не доволен собой, потому что чувствовал себя на уроке плохо, некомфортно и понял, что не научился ничему новому.  

10 – 11 классы

Я на уроке повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным.

Я ухожу с урока подавленным или разочарованным, я не вижу полезного результата занятий для себя.

По соотношению желтых и синих жетонов учитель определяет степень успешности своих действий на уроке, а также психологическую атмосферу в классе.

 

       Для  исследования   эффективности  использования      ТРКМ  в учебном процессе  была проведена диагностика сформированности компетентностей учащихся.  

   Изучалось  и  исследовалось:

  • может установить основные причинно-следственные связи между историческими событиями;
  • оценивает результат и процесс деятельности
  • анализирует историческую информацию по заданным критериям, составляет собственные суждения по поводу;
  • критически анализирует историческую информацию и соотносит ее с собственными историческими знаниями;
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников;
  • интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности;
  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании;
  • соблюдает нормы изложения сложного текста;
  • работает с вопросами на понимание;

Скорректированы  критерии  оценки  результатов:

 Критерии оценки результатов

  1. Уровни сформированности компетентностей учащихся с помощью оценочных листов.

Этап обучения

Баллы

Историко-познавательная компетентность

Уровень

I

5 – 7 классы

1 – 2

  • оперирует основными историческими понятиями;
  • может установить основные причинно-следственные связи между историческими событиями;
  • планирует свою деятельность;
  • оценивает результат и процесс деятельности

Уровень

II

8 – 9 классы

3 – 4

  • анализирует историческую информацию по заданным критериям, составляет собственные суждения по поводу;
  • устанавливает причинно-следственные связи между изучаемыми историческими событиями и процессами;
  • проводит текущий контроль реализации плана деятельности;
  • анализирует результаты и процесс деятельности;

Уровень

III

10 – 11 классы

5 – 6

  • критически анализирует историческую информацию и соотносит ее с собственными историческими знаниями;
  • реконструирует образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития исторического процесса;
  • проектирует свою учебную деятельность;
  • проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.

 

Этап обучения

Баллы

Информационная компетентность

Уровень

I

5 – 7 классы

1 – 2

  • осознает, какой информацией по вопросу обладает, а какой – нет;
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников;
  • интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности;
  • приводит аргументы;

Уровень

II

8 – 9 классы

3 – 4

  • планирует информационный поиск;
  • владеет способами систематизации информации;
  • критически относится к полученной информации;
  • делает выводы;

Уровень

III

10 – 11 классы

5 – 6

  • определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения;
  • выбирает информационные источники, адекватные исследуемой проблеме;
  • разрешает противоречия;
  • делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности;

Этап обучения

Баллы

Коммуникативная компетентность

Уровень

I

5 – 7 классы

1 – 2

  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании;
  • соблюдает нормы изложения сложного текста;
  • работает с вопросами на понимание;
  • взаимодействует в группе, договорившись о процедуре;

Уровень

II

8 – 9 классы

3 – 4

  • использует невербальные способы воздействия на аудиторию;
  • определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций;
  • дает развернутый ответ по существу вопроса  в развитие темы;
  • получает результат взаимодействия;

Уровень

III

10 – 11 классы

5 – 6

  • использует риторические и логические приемы;
  • определяет средства письменных коммуникаций, адекватные цели;
  • приводит веские аргументы, отвечая на вопросы оппонента;
  • успешно справляется с кризисами взаимодействия.

                Технология развития критического мышления  позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Эта технология помогает  учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие  школьников в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

                                         

 

Приложение  к  статье.

Результаты.

I. Уровни сформированности компетентностей на примере 9 «А» класса.

2. Успеваемость по истории за последние три года: на примере  11а  класса

Уровень обученности. (По  О.Ф. Никонову)

Данная технология обработки итогов успеваемости основана на следующих идеях:

  1. точкой отсчета для оценки качества успеваемости может быть число 3,5 (социальная норма, «порог успешности»);
  2. итоговая успеваемость должна характеризоваться двумя параметрами, первый из которых (ОТ) показывает величину отклонения от социальной нормы, а второй (ТЕ) – динамику этого отклонения.

ОТ (отклонение) – определяется как разность среднего балла и социальной нормы (3,5). Значение ОТ может быть как положительным, так и отрицательным, оно показывает настоящее состояние успеваемости.

ТЕ (тенденция) – определяется как разность показателей отклонений за последующий и предыдущий периоды (например, ТЕ = ОТ2009 – ОТ2010). Значение ТЕ может быть положительным, отрицательным, равным нулю. Оно показывает закономерности движения (развития), позволяет делать прогноз.

3. Результаты успешности действий учителя ситуативные.

На основе наблюдений я пришла к заключению, что они зависят от нескольких факторов:

  • эффективность  (или неэффективность) моих действий как учителя, направленных  на организацию учебного процесса на занятии;
  • уровень подготовленности класса, а так же влияние жизненных ситуаций, переживаемых классом;
  • личностные особенности и эмоциональное состояние отдельных учащихся;
  • степень сложности изучаемого материала;
  • как строилось общение преподавателей с детьми на предыдущих уроках.

Результаты цветового теста выведены на основе среднего показателя по классам и дают общую картину успешности деятельности учителя и психологического климата на уроках истории. (Количество учащихся в %)

Сентябрь 2009

Декабрь 2009

Март 2010

Май 2010

желтый

63 %

68%

71%

71%

синий

37%

32%

29%

29%

На основе анализа поурочных результатов цветового теста видна постоянная динамика улучшения психологического климата на уроках истории. Объясняю это тем, что моя рефлексия как педагога помогает мне строить учебный процесс и взаимоотношения с учащимися более эффективно.

Вывод

Проанализировав результаты мониторинга, можно предположить, что вышеизложенная система работы является эффективной. Условия, создаваемые в рамках данной системы действительно способствуют формированию историко-познавательной и информационно-коммуникативной компетентностей у учащихся.

Литература:

  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И.,  – СПб: Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. [Текст]/ Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., -  СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
  • Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. №1.
  • Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб.: Издательство «Речь», 2002, 148с.
  • Тюляева Т.И. Настольная книга учителя истории. М., 2003.
  • Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью в школе // Библиотека журнала «Директор школы», 1998. №7. С. 110 – 127.
  • Шарова Н. Формирование научно-исследовательских навыков учащихся // Преподавание истории в школе. 2000. №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)

Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...

Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС

Использование метода проекта для формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов МБОУ ЛИТ в условиях реализации ФГОС...

Метод театрализации как метод исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в рамках реализации программы ФГООС

Разговор о современном учителе, о технологии развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя  в сфере образования Первостепенная обязанность учителя – организовать и увлечь...

Педагогический проект "Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии"

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов...