«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»
методическая разработка по теме

Петров Виталий Викторович

Доклад на педсовете по теме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Доклад на педсовете.

 «Культура здоровья как фактор формирования

здоровьесберегающей среды школы.»

 подготовил  зам.директора по военно- патриотическому воспитанию МОУ СОШ№7

г.Елизова Камчатского края

Петров В.В.

Так что же такое здоровье? Многие скажут, что здоровье — это отсутствие болезни. Но это определение не совсем правильное. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье — это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Существует и целый ряд других определений. Но все они содержат следующие постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:

  1. отсутствие болезни;
  2. нормальная работа организма;
  3. равновесие организма в системе «природа — человек» (что подтверждается так называемыми «константами», т.е. постоянными величинами, характеризующими нормальное состояние организма: температура тела, формула крови);
  4. полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
  5. способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде;
  6. способность полноценно учиться, трудиться, общаться с людьми;
  7. стремление к творчеству.

Таково сегодня понимание сути идеального здоровья. И нужно не только мечтать, но и самому делать все возможное, чтобы обладать таким здоровьем.

Главными составляющими здоровья человека являются его духовное и физическое состояние. Социальная составляющая отражает социальные связи и межличностные контакты и является неотъемлемой частью духовного здоровья человека.

Духовное и физическое здоровье должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это неотъемлемые части индивидуального здоровья человека. Вот как сказано об этом в книге «Построение мощной нервной силы» американского диетолога Пола Брегга: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой — зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита — одна сторона была красной, другая — зеленой. Есть также две стороны щита здоровья — физическая и духовная — и они обе важны. Обе эти стороны так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья». Итак, ваше личное здоровье во многом зависит от вас и вашего поведения. Ученые  выделяют четыре фактора, определяющих состояние индивидуального здоровья. Примерное распределение значимости факторов таково:

  1. биологические факторы (наследственность) — 20%;
  2. окружающая среда (природная, техногенная, социальная), экология — 20%;
  3. индивидуальный образ жизни, привычки и поведение человека, микросоциальная среда — 50%;
  4. служба здоровья — 10%.

Кроме того, на здоровый образ жизни человека оказывают влияние:

1. Факторы риска естественной природной среды:

  1. солнечная активность;
  2. возмущение магнито- и ионосферы Земли — возрастание напряженности электромагнитного поля Земли;

•        изменение метеорологических условий —колебания атмосферного давления, температу
ры, влажности воздуха.

  1. Факторы риска антропогенной (т.е. созданной человеком), техногенной среды, нарушение экологического равновесия.
  2. Факторы риска, связанные с урбанизацией (ростом городов и городского населения):
  1. изменение микроклимата;
  2. загрязненность естественной среды городов;
  3. возрастание миграционной активности населения;
  4. возрастание темпа и напряженности жизни, приводящее к стрессовым состояниям;
  5. воздействие «психологической» загрязненности («тяжелый рок», всевозможные секты).

4.        Факторы риска, связанные с производственной средой:

  1. шум;
  2. вибрация;
  3. нарушение температурного режима;
  4. радиация;
  1. вредные химические вещества;
  2. нервно-эмоциональное напряжение;
  1. монотонный ритм работы, ритм ночной работы.

5.        Факторы риска микросоциальной (бытовой)
среды:

  1. низкий уровень денежных доходов;
  1. неустроенный быт (плохие коммунально-бытовые условия, отсутствие удобств, отсутствие отдельных квартир);

•        социальная агрессия (низкий уровень общей культуры, культуры обслуживания в торговле,
транспорте, на бытовых предприятиях, отсутствие взаимопонимания в коллективах).

6.        Генетические факторы риска:

  1. наследственная предрасположенность к различным заболеваниям.

7.        Факторы риска, зависящие от образа жизни:

  1. табакокурение;
  2. употребление алкоголя;
  3. наркомания;
  4. нерациональное питание (недоедание, переедание, погрешности модных диет, несбалансированное питание, т.е. избыток жиров, холестерина, дефицит витаминов и микроэлементов);
  5. малоподвижный образ жизни;

•злоупотребление медикаментами, самолечение;

  1. нервно-эмоциональные срывы без видимых причин, так называемая «буря в стакане воды», некоммуникабельность;
  2. монотонная, однообразная жизнь, отсутствие интересов, интеллектуальных занятий, бесцветность жизни вследствие лени;
  3. неправильный режим труда и отдыха (неправильный сон, дефицит сна по продолжительности);
  4. одиночество;
  5. сексуальная неграмотность, неправильное поведение с лицами противоположного пола;
  6. неискренние, агрессивные, неправильные отношения с близкими людьми (друзьями, родителями, родственниками, учителями).

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

Здоровье детей вызывает в последнее время тревогу не только у родителей, учителей, но и у общества в целом. На здоровье детей оказывают влияние различные факторы: ухудшение социально-экономической обстановки, обострение проблем рационального питания, снижение здоровья родителей, наследственность, экологическая обстановка, режим дня школьника, перегрузка учебным материалом, стрессовые ситуации. И совершенно ясно, что школа не в состоянии устранить многие из них. Но согласно статье 51 Закона РФ «Об образовании» школа должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Полностью и качественно решить эту задачу только за счет двух уроков физической культуры крайне сложно, а подчас и невозможно. Анализируя состояние здоровья детей нашей школы, видим большое количество детей, страдающих такими заболеваниями, как сколиоз, нарушение осанки, снижение зрения. Дети приходят в первый класс с нарушением осанки, избыточным весом, заболеванием сердца, это говорит о том, что у детей и родителей не сформировано правильное отношение к своему здоровью. Поэтому в 2004 году школа решила разработать комплексно-целевую программу «Здоровье», которая позволит более эффективно реализовать имеющиеся резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, учебных занятий, внеклассной и внешкольной физкультурно -спортивной работы.

Цель:

Целью программы является обеспечение сохранения и укрепления
здоровья    в    ходе        образовательного    процесса    и формирования

положительного отношения к здоровому образу жизни, т.е. здоровьесберегающей среды школы. 

Задачи:

  1. стабилизация основных показателей здоровья учащихся школы;
  2. формирование мотивации на здоровый образ  жизни  и понимание ценности и важности здоровья;
  3. нормализация учебной нагрузки и перестройка учебного процесса по здоровьесберегающим и  психосберегающим технологиям;
  4. предупреждение вредных привычек;
  5. совершенствование        физического        развития        и        улучшение функционального состояния органов и        систем;
  6. валеологическое образование учащихся;
  7. формирование индивидуальной стратегии сохранения    и укрепления здоровья;
  8. обучение детей методам самопознания, самоконтроля и саморегуляции.

Направления деятельности и предполагаемые формы работы.

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

1.1. Рекомендовать классным руководителям в в классе, на родительских собраниях проводить беседы по формированию здорового образа жизни;

1.2.В содержании образования на уроках биологии, истории, ОБЖ, химии
и т. д, на внеклассных        мероприятиях,   кружках., факультативах,

экскурсиях уделять внимание вопросам здорового        образа жизни и вопросам, касающимся взаимосвязи компонентов здоровья;

1.3.Знакомить детей с элементарными санитарно-гигиеническими правилами и воспитывать у них потребность в соблюдении правил личной гигиены;

1.4. Участвовать в акциях, направленных на предупреждение аддиктивного поведения (употребление      ПАВ: курение, употребление алкоголя, наркотиков), инфекционных заболеваний (грипп, гепатит,   туберкулёз, ВИЧ/СПИД);

2.       Организация оздоровительной работы:

2.1 Соревнования   и спортивные праздники:

  1. спортивные соревнования по различным видам спорта,
  2. спортивные праздники ( к тем или иным датам, событиям),
  3. товарищеские встречи по разным видам спорта,
  4. подготовка сборных команд школы по разным видам спорта для участия в районных и областных соревнованиях
  5. общешкольные дни здоровья.

3.  Использование здоровьесберегающих технологий:

  1. соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями        СанПиНов;
  2. создание системы физкультурно-оздоровительной работы, направленной на физическое развитие обучающихся - закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости        и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически    немощного);
  3. организация экологического образования, направленного на воспитание у обучающихся любви к природе, стремления заботиться о ней;
  4. обеспечение        безопасности        жизнедеятельности участников образовательного процесса;
  5. применение организационно-педагогических приёмов, активных форм и методов организации учебного процесса, способствующих предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний воспитанников        дошкольных групп, обучающихся;
  6. использование социально адаптирующих и личностно развивающих программ, обеспечивающих        формирование и укрепление психологического здоровья детей;

Результат совокупного воздействия на обучающихся всех здоровьесберегающих технологий оценивается с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики. Постоянное получение обратной связи позволяет своевременно вносить в работу необходимые коррективы.

4.    Создание   урочной и внеурочной спортивно-оздоровительные системы.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Начальная школа

Уроки физической культуры.(З час)

Физкультминутки

Уроки ОБЖ.

Уроки ознакомления с окружающей

средой.

Динамическая пауза

«Весёлые старты». КТД «Мы за ЗОЖ!» «Малые Олимпийские игры» Классные    часы    по    формированию здорового образа жизни.

Основная школа

Уроки физической культуры.(З час), Уроки ОБЖ,

Уроки биологии. Уроки химии.

Секция «Баскетбол» /6-7-8 кл./, секция «Таеквондо» /7-11 кл./. КТД «Мы за ЗОЖ!» Соревнования по пионерболу /6-7/, лапте, баскетболу /8-9/, лыжным гонкам.

Соревнования «А ну-ка парни!», «А ну-ка девушки!» Кружок «Экологический». Классные    часы    по    формированию здорового образа жизни.

Средняя(полная) школа

Уроки физической культуры.(З час.) Уроки ОБЖ. Уроки биологии. Уроки химии.

Уроки экологии.

КТД «Мы за ЗОЖ!» Таеквондо 9-11 классы.

Соревнования по баскетболу, лыжным      

гонкам.

Классные    часы    по    формированию

здорового   образа жизни.

Профилактика заболеваемости учащихся и сотрудников школы.

  1. Выявление     причин    заболеваний,     принятие мер по их предупреждению.
  2. Соблюдение   теплового,    светового,    санитарно-гигиенического режимов.
  3. Организация      бесед,      лекций,     встреч    с     медицинскими работниками и специалистами.

Создание необходимой психологической среды.

  1. Изучение     микроклимата      в    классных   коллективах   и    в школе в целом.
  2. Определение уровня комфортности.
  3. Организация  консультаций   психолога  для учащихся, родителей, учителей.

•        Разработка  и    проведение   профилактических тренингов.
Прогнозируемый результат.

  1. Снижение   уровня заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста.
  2. Стабилизация основных показателей здоровья.
  3. Улучшение качества обучения и воспитания детей.
  4. Увеличение    охвата детей физкультурно-оздоровительной    работой.
  5. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам    саморегуляции и способам укрепления здоровья.
  6. Сформированность     социально - личностных  компетенций у обучающихся.

За отчетный период 20087 - 2009 учебный год по плану этой программы внедрены и выполнены следующие формы реализации здоровьесберегающих технологий:

  1. Произведен текущий ремонт школы на сумму 4 млн.руб, капитально отремотировано 6 туалетов, переоборудовано 6 умывальников в фойе школы, к ним подведена горячая вода;
  2. Все учебные, спортивные и культурно-досуговые помещения соответствуют санитарным нормам и приняты комиссией без замечаний.
  3. Все помещения школы оборудованы пожарной сигнализацией и 2 раза в год (сентябрь и май) производится учебная эвакуация людей из здания с учебным срабатыванием сигнализации.
  4. В начале  учебного года проводятся занятия со всеми категориями учащихся по правилам покидания помещений в случае пожара и действиям при землетрясении.
  5. По многочисленным просьбам администрации на проезжей части с интенсивным автомобильным движением напротив школы установлены искусственные препятствия для обеспечения безопасного перехода улицы детьми.
  6. В школе с 1 сентября 2006г.  действует клуб «Безопасное колесо», а в марте - апреле проходят общешкольные соревнования по программе клуба, с дальнейшим участием сборной команды в районных и городских соревнованиях. В самом начале учебного года в каждом классе проходит урок по мерам безопасности на дороге.
  7. Администрация и весь коллектив школы уделяют огромное внимание поддержанию в рабочем состоянии пришкольного стадиона. Осенью и весной проводятся субботники по очистке стадионов и прилегающей к школе территории, а в течении июня работает школьная бригада по озеленению и разбивке цветников.
  8. Для создания рабочей атмосферы и облагораживания классных помещений в школе в начале сентября проводится конкурс «Озеленим родную школу», дети приносят и пересаживают комнатные растения.
  9. Традиционно в первых числах сентября во всех классах по параллелям проходят малые Олимпийские игры. Участие всех детей -обязательно. Кроме этого в течение года походит много массовых спортивных мероприятий.
  10. Стало доброй традицией несколько дней в сентябре посвящать массовому выезду всей школы (5-11 классы) в хорошую погоду на  поля колхоза «Овощевод» для оказания помощи в уборке урожая. Это не столько труд, сколько мероприятие, направленное на укрепление физического здоровья детей.

11 .Благодаря участию в акции «Я - гражданин России» на территории школы установлен детский спортивно-игровой уголок.

12.В школе действует несколько спортивных секций.

13.Проходят акции: «Спорт вместо наркотиков» и «Я выбираю здоровый образ жизни».

14. Администрация школы организует встречи старших школьников с врачом - наркологом.

15.В марте 2007 года проводилась совместная акция с представителями общественных организаций «Нет курению!»

16.По отдельному плану медработника производится ежегодная диспансеризация детей и педагогов с антигриппозной прививкой.

17.Социальным педагогом выявляются дети из семей с доходами ниже прожиточного минимума и эти дети получают бесплатное питание в школе.

18.Ежегодно в 2 смены работает летний пришкольный лагерь, где оз-доравливается большое количество детей.

Проект решения педсовета от 28.02.10

 «Культура здоровья как фактор формирования

здоровьесберегающей среды школы.»

Принять информацию о результатах работы по комплексно-целевой программе «Школа здоровья».

1. Классным руководителям в классе на родительских собраниях проводить беседы по формированию здорового образа жизни, и не реже 4х раз в год проводить классные часы, посвященные этой теме. Знакомить детей с элементарными санитарно-гигиеническими правилами и воспитывать у них потребность в соблюдении правил личной гигиены;

2. В содержании образования на уроках биологии, истории, ОБЖ, химии и  

т. д, на внеклассных мероприятиях,   кружках., факультативах, экскурсиях уделять внимание вопросам здорового образа жизни и вопросам, касающимся взаимосвязи компонентов здоровья;

3.Всем участникам образовательного процесса участвовать в акциях, направленных на предупреждение аддиктивного поведения (употребление      ПАВ: курение, употребление алкоголя, наркотиков), предупреждения инфекционных заболеваний (грипп, гепатит,   туберкулёз, ВИЧ/СПИД);

4. Соблюдать надлежащие гигиенические условия в соответствии с регламентациями СанПиНов;

5.Всем участникам образовательного процесса активнее участвовать в школьных и районных соревнования   и спортивных праздниках

6. Администрации и всем учителям обеспечить безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса;

7. Администрации организовывать и проводить спортивно –массовые мероприятия с выездом на природу для семей учителей.

Список литературы.

Основы безопасности жизнедеятельности: Проб.учеб.для общеобр.учр.9 кл./Фролов М.П.и др.- М,:Издательство АСТ-ЛТД,1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Культура здоровья как фактор здоровьесберегающей среды в школе"

родительское собрание, на котором рассматривались вопросы здоровья, формирования потребности в правильном питании...

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды...

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей....

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

quot;Если вы не думаете о своем, будущего не будет..."...

Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды на уроках технологии

Культура здоровья как фактор формированияздоровьесберегающей среды на уроках технологии...

«Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Доклад на тему «Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»...