«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»
методическая разработка по теме
Доклад на педсовете по теме «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете.
«Культура здоровья как фактор формирования
здоровьесберегающей среды школы.»
подготовил зам.директора по военно- патриотическому воспитанию МОУ СОШ№7
г.Елизова Камчатского края
Петров В.В.
Так что же такое здоровье? Многие скажут, что здоровье — это отсутствие болезни. Но это определение не совсем правильное. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье — это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Существует и целый ряд других определений. Но все они содержат следующие постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:
- отсутствие болезни;
- нормальная работа организма;
- равновесие организма в системе «природа — человек» (что подтверждается так называемыми «константами», т.е. постоянными величинами, характеризующими нормальное состояние организма: температура тела, формула крови);
- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
- способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде;
- способность полноценно учиться, трудиться, общаться с людьми;
- стремление к творчеству.
Таково сегодня понимание сути идеального здоровья. И нужно не только мечтать, но и самому делать все возможное, чтобы обладать таким здоровьем.
Главными составляющими здоровья человека являются его духовное и физическое состояние. Социальная составляющая отражает социальные связи и межличностные контакты и является неотъемлемой частью духовного здоровья человека.
Духовное и физическое здоровье должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это неотъемлемые части индивидуального здоровья человека. Вот как сказано об этом в книге «Построение мощной нервной силы» американского диетолога Пола Брегга: «История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой — зеленый. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита — одна сторона была красной, другая — зеленой. Есть также две стороны щита здоровья — физическая и духовная — и они обе важны. Обе эти стороны так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья». Итак, ваше личное здоровье во многом зависит от вас и вашего поведения. Ученые выделяют четыре фактора, определяющих состояние индивидуального здоровья. Примерное распределение значимости факторов таково:
- биологические факторы (наследственность) — 20%;
- окружающая среда (природная, техногенная, социальная), экология — 20%;
- индивидуальный образ жизни, привычки и поведение человека, микросоциальная среда — 50%;
- служба здоровья — 10%.
Кроме того, на здоровый образ жизни человека оказывают влияние:
1. Факторы риска естественной природной среды:
- солнечная активность;
- возмущение магнито- и ионосферы Земли — возрастание напряженности электромагнитного поля Земли;
• изменение метеорологических условий —колебания атмосферного давления, температу
ры, влажности воздуха.
- Факторы риска антропогенной (т.е. созданной человеком), техногенной среды, нарушение экологического равновесия.
- Факторы риска, связанные с урбанизацией (ростом городов и городского населения):
- изменение микроклимата;
- загрязненность естественной среды городов;
- возрастание миграционной активности населения;
- возрастание темпа и напряженности жизни, приводящее к стрессовым состояниям;
- воздействие «психологической» загрязненности («тяжелый рок», всевозможные секты).
4. Факторы риска, связанные с производственной средой:
- шум;
- вибрация;
- нарушение температурного режима;
- радиация;
- вредные химические вещества;
- нервно-эмоциональное напряжение;
- монотонный ритм работы, ритм ночной работы.
5. Факторы риска микросоциальной (бытовой)
среды:
- низкий уровень денежных доходов;
- неустроенный быт (плохие коммунально-бытовые условия, отсутствие удобств, отсутствие отдельных квартир);
• социальная агрессия (низкий уровень общей культуры, культуры обслуживания в торговле,
транспорте, на бытовых предприятиях, отсутствие взаимопонимания в коллективах).
6. Генетические факторы риска:
- наследственная предрасположенность к различным заболеваниям.
7. Факторы риска, зависящие от образа жизни:
- табакокурение;
- употребление алкоголя;
- наркомания;
- нерациональное питание (недоедание, переедание, погрешности модных диет, несбалансированное питание, т.е. избыток жиров, холестерина, дефицит витаминов и микроэлементов);
- малоподвижный образ жизни;
•злоупотребление медикаментами, самолечение;
- нервно-эмоциональные срывы без видимых причин, так называемая «буря в стакане воды», некоммуникабельность;
- монотонная, однообразная жизнь, отсутствие интересов, интеллектуальных занятий, бесцветность жизни вследствие лени;
- неправильный режим труда и отдыха (неправильный сон, дефицит сна по продолжительности);
- одиночество;
- сексуальная неграмотность, неправильное поведение с лицами противоположного пола;
- неискренние, агрессивные, неправильные отношения с близкими людьми (друзьями, родителями, родственниками, учителями).
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
Здоровье детей вызывает в последнее время тревогу не только у родителей, учителей, но и у общества в целом. На здоровье детей оказывают влияние различные факторы: ухудшение социально-экономической обстановки, обострение проблем рационального питания, снижение здоровья родителей, наследственность, экологическая обстановка, режим дня школьника, перегрузка учебным материалом, стрессовые ситуации. И совершенно ясно, что школа не в состоянии устранить многие из них. Но согласно статье 51 Закона РФ «Об образовании» школа должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Полностью и качественно решить эту задачу только за счет двух уроков физической культуры крайне сложно, а подчас и невозможно. Анализируя состояние здоровья детей нашей школы, видим большое количество детей, страдающих такими заболеваниями, как сколиоз, нарушение осанки, снижение зрения. Дети приходят в первый класс с нарушением осанки, избыточным весом, заболеванием сердца, это говорит о том, что у детей и родителей не сформировано правильное отношение к своему здоровью. Поэтому в 2004 году школа решила разработать комплексно-целевую программу «Здоровье», которая позволит более эффективно реализовать имеющиеся резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, учебных занятий, внеклассной и внешкольной физкультурно -спортивной работы.
Цель:
Целью программы является обеспечение сохранения и укрепления
здоровья в ходе образовательного процесса и формирования
положительного отношения к здоровому образу жизни, т.е. здоровьесберегающей среды школы.
Задачи:
- стабилизация основных показателей здоровья учащихся школы;
- формирование мотивации на здоровый образ жизни и понимание ценности и важности здоровья;
- нормализация учебной нагрузки и перестройка учебного процесса по здоровьесберегающим и психосберегающим технологиям;
- предупреждение вредных привычек;
- совершенствование физического развития и улучшение функционального состояния органов и систем;
- валеологическое образование учащихся;
- формирование индивидуальной стратегии сохранения и укрепления здоровья;
- обучение детей методам самопознания, самоконтроля и саморегуляции.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы.
1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.
1.1. Рекомендовать классным руководителям в в классе, на родительских собраниях проводить беседы по формированию здорового образа жизни;
1.2.В содержании образования на уроках биологии, истории, ОБЖ, химии
и т. д, на внеклассных мероприятиях, кружках., факультативах,
экскурсиях уделять внимание вопросам здорового образа жизни и вопросам, касающимся взаимосвязи компонентов здоровья;
1.3.Знакомить детей с элементарными санитарно-гигиеническими правилами и воспитывать у них потребность в соблюдении правил личной гигиены;
1.4. Участвовать в акциях, направленных на предупреждение аддиктивного поведения (употребление ПАВ: курение, употребление алкоголя, наркотиков), инфекционных заболеваний (грипп, гепатит, туберкулёз, ВИЧ/СПИД);
2. Организация оздоровительной работы:
2.1 Соревнования и спортивные праздники:
- спортивные соревнования по различным видам спорта,
- спортивные праздники ( к тем или иным датам, событиям),
- товарищеские встречи по разным видам спорта,
- подготовка сборных команд школы по разным видам спорта для участия в районных и областных соревнованиях
- общешкольные дни здоровья.
3. Использование здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов;
- создание системы физкультурно-оздоровительной работы, направленной на физическое развитие обучающихся - закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного);
- организация экологического образования, направленного на воспитание у обучающихся любви к природе, стремления заботиться о ней;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса;
- применение организационно-педагогических приёмов, активных форм и методов организации учебного процесса, способствующих предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний воспитанников дошкольных групп, обучающихся;
- использование социально адаптирующих и личностно развивающих программ, обеспечивающих формирование и укрепление психологического здоровья детей;
Результат совокупного воздействия на обучающихся всех здоровьесберегающих технологий оценивается с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики. Постоянное получение обратной связи позволяет своевременно вносить в работу необходимые коррективы.
4. Создание урочной и внеурочной спортивно-оздоровительные системы.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Начальная школа Уроки физической культуры.(З час) Физкультминутки Уроки ОБЖ. Уроки ознакомления с окружающей средой. Динамическая пауза | «Весёлые старты». КТД «Мы за ЗОЖ!» «Малые Олимпийские игры» Классные часы по формированию здорового образа жизни. |
Основная школа Уроки физической культуры.(З час), Уроки ОБЖ, Уроки биологии. Уроки химии. | Секция «Баскетбол» /6-7-8 кл./, секция «Таеквондо» /7-11 кл./. КТД «Мы за ЗОЖ!» Соревнования по пионерболу /6-7/, лапте, баскетболу /8-9/, лыжным гонкам. Соревнования «А ну-ка парни!», «А ну-ка девушки!» Кружок «Экологический». Классные часы по формированию здорового образа жизни. |
Средняя(полная) школа Уроки физической культуры.(З час.) Уроки ОБЖ. Уроки биологии. Уроки химии. Уроки экологии. | КТД «Мы за ЗОЖ!» Таеквондо 9-11 классы. Соревнования по баскетболу, лыжным |
гонкам. | |
Классные часы по формированию | |
здорового образа жизни. |
Профилактика заболеваемости учащихся и сотрудников школы.
- Выявление причин заболеваний, принятие мер по их предупреждению.
- Соблюдение теплового, светового, санитарно-гигиенического режимов.
- Организация бесед, лекций, встреч с медицинскими работниками и специалистами.
Создание необходимой психологической среды.
- Изучение микроклимата в классных коллективах и в школе в целом.
- Определение уровня комфортности.
- Организация консультаций психолога для учащихся, родителей, учителей.
• Разработка и проведение профилактических тренингов.
Прогнозируемый результат.
- Снижение уровня заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста.
- Стабилизация основных показателей здоровья.
- Улучшение качества обучения и воспитания детей.
- Увеличение охвата детей физкультурно-оздоровительной работой.
- Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам саморегуляции и способам укрепления здоровья.
- Сформированность социально - личностных компетенций у обучающихся.
За отчетный период 20087 - 2009 учебный год по плану этой программы внедрены и выполнены следующие формы реализации здоровьесберегающих технологий:
- Произведен текущий ремонт школы на сумму 4 млн.руб, капитально отремотировано 6 туалетов, переоборудовано 6 умывальников в фойе школы, к ним подведена горячая вода;
- Все учебные, спортивные и культурно-досуговые помещения соответствуют санитарным нормам и приняты комиссией без замечаний.
- Все помещения школы оборудованы пожарной сигнализацией и 2 раза в год (сентябрь и май) производится учебная эвакуация людей из здания с учебным срабатыванием сигнализации.
- В начале учебного года проводятся занятия со всеми категориями учащихся по правилам покидания помещений в случае пожара и действиям при землетрясении.
- По многочисленным просьбам администрации на проезжей части с интенсивным автомобильным движением напротив школы установлены искусственные препятствия для обеспечения безопасного перехода улицы детьми.
- В школе с 1 сентября 2006г. действует клуб «Безопасное колесо», а в марте - апреле проходят общешкольные соревнования по программе клуба, с дальнейшим участием сборной команды в районных и городских соревнованиях. В самом начале учебного года в каждом классе проходит урок по мерам безопасности на дороге.
- Администрация и весь коллектив школы уделяют огромное внимание поддержанию в рабочем состоянии пришкольного стадиона. Осенью и весной проводятся субботники по очистке стадионов и прилегающей к школе территории, а в течении июня работает школьная бригада по озеленению и разбивке цветников.
- Для создания рабочей атмосферы и облагораживания классных помещений в школе в начале сентября проводится конкурс «Озеленим родную школу», дети приносят и пересаживают комнатные растения.
- Традиционно в первых числах сентября во всех классах по параллелям проходят малые Олимпийские игры. Участие всех детей -обязательно. Кроме этого в течение года походит много массовых спортивных мероприятий.
- Стало доброй традицией несколько дней в сентябре посвящать массовому выезду всей школы (5-11 классы) в хорошую погоду на поля колхоза «Овощевод» для оказания помощи в уборке урожая. Это не столько труд, сколько мероприятие, направленное на укрепление физического здоровья детей.
11 .Благодаря участию в акции «Я - гражданин России» на территории школы установлен детский спортивно-игровой уголок.
12.В школе действует несколько спортивных секций.
13.Проходят акции: «Спорт вместо наркотиков» и «Я выбираю здоровый образ жизни».
14. Администрация школы организует встречи старших школьников с врачом - наркологом.
15.В марте 2007 года проводилась совместная акция с представителями общественных организаций «Нет курению!»
16.По отдельному плану медработника производится ежегодная диспансеризация детей и педагогов с антигриппозной прививкой.
17.Социальным педагогом выявляются дети из семей с доходами ниже прожиточного минимума и эти дети получают бесплатное питание в школе.
18.Ежегодно в 2 смены работает летний пришкольный лагерь, где оз-доравливается большое количество детей.
Проект решения педсовета от 28.02.10
«Культура здоровья как фактор формирования
здоровьесберегающей среды школы.»
Принять информацию о результатах работы по комплексно-целевой программе «Школа здоровья».
1. Классным руководителям в классе на родительских собраниях проводить беседы по формированию здорового образа жизни, и не реже 4х раз в год проводить классные часы, посвященные этой теме. Знакомить детей с элементарными санитарно-гигиеническими правилами и воспитывать у них потребность в соблюдении правил личной гигиены;
2. В содержании образования на уроках биологии, истории, ОБЖ, химии и
т. д, на внеклассных мероприятиях, кружках., факультативах, экскурсиях уделять внимание вопросам здорового образа жизни и вопросам, касающимся взаимосвязи компонентов здоровья;
3.Всем участникам образовательного процесса участвовать в акциях, направленных на предупреждение аддиктивного поведения (употребление ПАВ: курение, употребление алкоголя, наркотиков), предупреждения инфекционных заболеваний (грипп, гепатит, туберкулёз, ВИЧ/СПИД);
4. Соблюдать надлежащие гигиенические условия в соответствии с регламентациями СанПиНов;
5.Всем участникам образовательного процесса активнее участвовать в школьных и районных соревнования и спортивных праздниках
6. Администрации и всем учителям обеспечить безопасность жизнедеятельности участников образовательного процесса;
7. Администрации организовывать и проводить спортивно –массовые мероприятия с выездом на природу для семей учителей.
Список литературы.
Основы безопасности жизнедеятельности: Проб.учеб.для общеобр.учр.9 кл./Фролов М.П.и др.- М,:Издательство АСТ-ЛТД,1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Культура здоровья как фактор здоровьесберегающей среды в школе"
родительское собрание, на котором рассматривались вопросы здоровья, формирования потребности в правильном питании...
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды...
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ
Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей....
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
quot;Если вы не думаете о своем, будущего не будет..."...
Доклад на семинар МО воспитателей Тема: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад:"Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учереждении"...
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды на уроках технологии
Культура здоровья как фактор формированияздоровьесберегающей среды на уроках технологии...
«Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Доклад на тему «Культура здоровья, как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»...