Инновационный подход в обучении математике.
статья на тему

Хабибулина  Людмила  Вячеславна

Данная статья раскрывает проблемы образования на современном этапе. Предлагает  использование  инновационных технологий в обучении математике. В частности раскрывает широкие возможности применения  проектной технологии на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dokument_microsoft_word_8.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный  подход в обучении математике.

                                                                 «Чтобы быть хорошим  преподавателем, нужно  

                                                                   любить то, что преподаешь и любить тех,  кому

                                                                   преподаешь»

                                                                                                               В.О. Ключевский

      Одной из проблем процесса  обучения в школе остается  проблема повышения  качества знаний. Как увлечь ребенка в процесс обучения, чем новым его заинтересовать  на уроке так, чтобы он стремился к новым знаниям? Вот, наверное, самые основные вопросы мотивации обучения.  Важность проблемы мотивации обучения математике всегда  осознавалась педагогами–новаторами, которые   предлагают разные пути её решения, а именно, разно-уровневый и  дифференцированный подход  к обучению. Однако, в настоящее время необходимы новые  подходы в обучении учащихся, а также новые подходы в передачи знаний. Уже сейчас на смену традиционным способам передачи знаний пришли  новые модели обучения, где характер деятельности ученика может быть  либо технологическим (по схеме, выстроенной учителем), либо поисковым (позволяющим ученику участвовать  в исследовательской деятельности). В своей работе я больше склоняюсь к поисковой модели обучения.

   В настоящее время исследовательская деятельность учащихся становится популярной формой  учебной работы и необходимым средством  развития  самостоятельного творческого  подхода  их к жизни. Цель  учебного исследования, по моему  мнению, не только конечный результат (знания), но и сам процесс, в ходе которого развиваются  исследовательские  способности учащихся за счет  приобретения ими новых  знаний, умений и навыков. В современную эпоху быстрого обновления  знаний важное  место в формировании творческих способностей учащихся  занимает именно этот метод обучения, обеспечивающий возможность овладения  способами научного познания в процессе поиска; формирующий мотивацию обучения, потребность  в исследовательской деятельности; способный дать полноценные, хорошо осознанные, гибко используемые знания;  помогающий развитию творческого мышления  каждого ученика.

   На мой взгляд, всплеск эмоций, удовлетворение  своей работой, проявление творческой  активности ученика, всё это возможно только на уроках, проводимых  в нетрадиционной форме. А в настоящее время – это нетрадиционные формы уроков с применением  инновационных и интерактивных технологий обучения.  Поэтому  в своей работе я  для себя определила цель так: разработка и апробация  нетрадиционных  форм уроков математики с применением  новых информационных технологий как средства активизации познавательной  деятельности  школьника и повышения качества знаний.  Многие  скажут, что не возможно каждый урок провести нетрадиционно, якобы форм  уроков для этого не хватит. Да, соглашусь с ними, но нужно в каждый урок внести хотя бы частичку новизны, отходя от традиций проведения уроков «комбинированного» вида. А в этом и помогают  учителю современные модели обучения, неотъемлемой частью которых являются использование проектной, информационных и компьютерных технологий. Актуальность  применения этих технологий  в процессе обучения, по-моему, неоспорима. Ведь они позволяют решать такие задачи, как:

  1. формирование умений работать  с информацией; развитие коммуникативных  способностей;
  2. формирование исследовательских умений и умений  принимать оптимальные решения; формирование нестандартных методов и приемов решения той или иной поставленной задачи;
  3. воспитание личности «информационного общества»;
  4. каждому обучаемому  предоставляется столько учебного материала, сколько он может  усвоить.

Решение этих задач позволит учителю с максимальной отдачей организовать учебный процесс на уровне ученика, класса и в конечном  итоге на уровне своего предмета.  Хочу  рассказать  о некоторых формах работы, которые мы с моими учениками освоили. Создание презентаций  к урокам, электронные таблицы, тренажеры с тестовыми заданиями все эти приемы интерактивных форм обучения я стараюсь использовать на каждом уроке. Почти на каждом уроке использую проверку выполнения домашнего задания или его  части в электронном виде, например в 5-ом или 7-ом классах  демонстрирую  решение домашнего задания на слайдах, чтобы учащиеся ещё раз  могли видеть образец правильного решения и оформления того или иного задания. В 10-х и 11-х классах использую в своей работе не только  создание презентаций к урокам, работу  с ЭУ, но и  элементы проектной технологии, как при изучении нового материала, так и при обобщении и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. Это, конечно же, не ежедневная процедура, так как достаточно трудоемкая. Но она позволит вовлечь учеников в работу, а кроме того при этом  происходит экономия времени (если необходимо вернуться к тому или иному заданию, или его решению) т.к. можно всегда вернуться к слайду и разобрать именно то, что вызвало затруднение   у ваших учеников.  И к тому же ученики развивают зрительную память. Для своей работы формирую медиаресурсы по математике: так  мною составлены презентации для  проведения уроков математики в 5-ом,  10-ом и 11-ом классах. Эти комплекты презентаций созданы по всем темам календарного планирования. Кроме того в комплекты  презентаций к урокам включены творческие работы моих учеников. В 10-ом 11-ом классе  на уроках геометрии использую  программу «Конструктор» из ЭУ «Геометрия 10-11». С помощью этой программы  создаем с ребятами красочные, варьируемые и редактируемы  чертежи к геометрическим задачам, что позволяет развивать  у учащихся «пространственное видение» и интерес к изучаемому предмету. А так же на уроках алгебры или практикума по математике использую интерактивные тренажеры из Единой коллекции ЦОР, которые позволяют  формировать  тематические тесты  в тренировочном режиме, а так же дают возможность учащимся  развивать «чувство времени», т.к. эти задания ограничены временными рамками.

    В заключении хочу сказать, что использование метода проектов, инновационных и информационных технологий  на своих уроках позволяют  мне расширить  информационную  область  по математике,  интегрировать предметы и самое важное заинтересовать  процессом обучения большинство школьников. Ну а в дальнейшем это позволит  повысить качество знаний по математике. В настоящее время  я, как учитель,   девизом своей работы выбрала слова Джона Дьюи  «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Хочется, чтобы «завтра» наших учеников было достойным.

Для написания статьи была использована следующая литература:

  1. Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. Н.Н. Мельникова «Управление качеством образования  на основе  новых информационных технологий  и образовательного мониторинга».
  2. О.Б. Даутова, О.Н. Крылова «Современные педагогические технологии в профильном обучении»

 

                                                                     Хабибулина Л.В.,

                                                                     учитель математики  высшей категории

                                                                     средней школы № 2 города Тараз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение математике в рамках предпрофильного, профильного и углубленного обучения

Курсовая работа на  аттестационную категорию. Представлены основные задачи, характеристики, особенности форм организации образовательного процесса в рамках предпрофильного, профильного и углублен...

ПРименение технологии "Эвристическое обучение" в процессе обучения математике

Данная статья содержит краткое описание технологии ЭО, а также примеры ее практического применения...

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике

В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Из опыта работы по развивающему обучению математике, с опережающим обучением геометрии для учащихся 5-х классов

“По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка в школьном возрасте, является мышление.  Есть все основания полагать,  что роль обучения...