Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

    Лебедева Ирина Владимировна

    Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zozh.pedsovet.doc65.5 КБ
    Office presentation icon презентация309.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

    Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

    Их применение даёт возможность:

    • осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
    • достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
    • осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
    • организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

    Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

    Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

    Что? – отбор и структура содержания,

    Как? – оптимальная организация учебного процесса,

    С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,

    Кто? – реальный уровень квалификации учителя.

    Так ли это?– объективные методы оценки результатов обучения,

    а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:

    • “Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
    • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
    • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
    • Субъект-субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;
    • Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
    • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
    • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
    • Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;
    • Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

     Авторы некоторых источников методической литературы не признают существования понятия «здоровьесберегающие технологии обучения», предлагают позиции, что вообще нет никаких здоровьесберегающих технологий, да ещё во множественном числе!!! Есть образовательные технологии (а технология - это целая и целостная модель), в которых непременно должен быть компонент здоровьесбережения. Придерживаюсь того же мнения: что любая технология обучения должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них здорового образа жизни, а иначе кому нужны технологии, подрывающие здоровье.

    Таким образом, цель здоровьесберегающей образовательной технологии обучения - достижение учащимися государственного образовательного стандарта и при этом сохранение и укрепление здоровья.

     На уроках  химии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Считаю, что никакие другие предметы как биология и химия ни ориентированы на сохранение здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса и дают им представление о том, как надо заботиться о собственном здоровье. Курс этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок несет элементы здоровьясбережения. Особенно курс биологии 8 класса: ребята, изучая курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются в процесс: находят информацию в Интернете, создают презентации, готовят сообщения на предмет здоровья.

         Ни для кого не является секретом, что число здоровых детей с каждым годом уменьшается. За период обучения в школе ребята приобретают массу хронических заболеваний. По официальным данным, к концу 20-го столетия лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врожденные пороки развития. Такая тенденция - уменьшение количества здоровых детей прослеживается и в нашей школе.

    Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости, как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем. В нашем методическом объединении одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Учителя химии и биологии на своих уроках максимально используют игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и другие нетрадиционные формы обучения. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

     Использование компьютера и системы голосования для тестирования обучающихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

    Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. На уроках биологии и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

    Можно ли купить здоровье?

     - Купить здоровье нельзя. Его можно только заработать своими собственными постоянными усилиями. Лишь упорная и настойчивая  работа над собой  позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся своим бесконечным   здоровьем.

    В наше время поход в любой магазин или супермаркет можно сравнить с прогулкой по отделу бытовой химии. Этикетки кичатся элементами из таблицы Менделеева, мясо сгармонизировано гормонами и подкрашено, молоко по вкусу напоминает подбеленную воду, хлеб, в котором эффект подъема на дрожжах имитируется химическими разрыхлителями, принял на себя полномочия оружия массового поражения. Что означает буква  Е на  этикетках?

    Таблица 1. Коды некоторых пищевых добавок.

    Е

    Значение

    100-182

    Красители. Усиливают или восстанавливают цвет продукта.

    200-299

    Консерванты. Повышают срок хранения продуктов, защищают их от микробов, грибков, бактериофагов, химически стерилизующие добавки при созревании вин, дезинфектанты.

    300-399

    Антиокислители. Защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета.

    400-499

    Стабилизаторы. Сохраняют заданную консистенцию. Загустители, повышают вязкость.

    500-599

    Эмульгаторы. Создают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например, воды и масла.

    600-699

    Усилители вкуса и аромата.

    900-999

    Пеногасители. Предупреждают или снижают образование пены.

    Запрещенные

    Е – 103, 105, 111, 121(краситель цитрусовый красный 2), 123(красный амарант), 125, 126, 130, 152, 240 (консервант формальдегид),

    Опасные добавки

    Опасные: Е-102, 110, 120, 124 (понсо 4R), 127

    Вызывающие  злокачественные опухоли: Е – 103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211 (бензоат натрия), 213-217, 240, 330 (лимонная кислота), 447

    Вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта

    Е- 221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466

    Аллергены: Е -230, 231, 232, 239, 311-331

    Вызывающие болезни печени и почек: Е –171-173, 320-322

    Вредные для кожи: Е-230-232

    Вызывающие расстройство желудка: Е-338-341, 407, 450, 461-466

    Повышающие холестерин: Е-320, 321

    Классификация согласно «Codex Alimentarius»

    Лимонад, жевательная резинка, чипсы…… На уроках химии и биологии ребята узнают о  полезных и вредных продуктах питания.

    Кроме того, на уроках химии у обучающихся воспитывается убежденность в необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Дети учатся примененять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

     Большое внимание в нашем методическом объединении уделяется строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок. Учителя обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
    Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье.  Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

    Слайд 2

    Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Почему и для чего? Что? Как? С помощь чего? Кто? Так ли это?

    Слайд 3

    Принципы здоровьесбережения “ Не навреди!” Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося Непрерывность и преемственность Субъект-субъективные взаимоотношения Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся Комплексный, междисциплинарный подход Успех порождает успех Активность Ответственность за свое здоровье

    Слайд 4

    здоровье питание Вредные привычки Окружающая среда Физическая активность От чего зависит здоровье человека?

    Слайд 5

    Е - Значение 100-182. Красители. 200-299. Консерванты. 300-399. Антиокислители. 400-499. Стабилизаторы. 500-599. Эмульгаторы. 600-699. Усилители вкуса и аромата. 900-999. Пеногасители.

    Слайд 6

    Запрещенные: Е – 103, 105, 111, 121(краситель цитрусовый красный 2), 123(красный амарант), 125, 126, 130, 152, 240 (консервант формальдегид), Опасные: Е-102, 110, 120, 124 (понсо 4 R ), 127 Вызывающие злокачественные опухоли: Е – 103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211(бензоат натрия), 213-217, 240, 330(лимонная кислота), 447 Вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта: Е- 221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466 Аллергены: Е -230, 231, 232, 239, 311-331 Вызывающие болезни печени и почек: Е –171-173, 320-322 Вредные для кожи: Е-230-232 Вызывающие расстройство желудка: Е-338-341, 407, 450, 461-466 Повышающие холестерин : Е-320, 321 Особенно опасен эмульгатор Е 330!

    Слайд 7

    Химические вещества, обнаруженные в составе жевательных резинок: Оказывающие полезное действие на организм: Изомальт Е 953 Маннит Е 421 Аскорбиновая кислота Оказывающие вредное влияние на организм: Е171 Е 420 Сорбит Е 967 Ксилит Е 421 Манит Ацесульфам-К (ацесульфам калия) Е 965 мальтит и мальтитный сироп Е 951 Аспартам Е320 Е321 Е330 лимонная кислота

    Слайд 8

    « Газировка » Камни в почках Вызывает аллергию Хрупкие кости Больные зубы Вызывает рак Калории Вся правда о сладком лимонаде:

    Слайд 9

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и во внеурочной деятельности.

    Из опыта работы учителя химии высшей категории МОУ СОШ №2 ГП Терек Балкаровой Светланы Николаевны...

    Информационные технологии на уроках химии и биологии

    Отчет по самообразованиюучителя биологии и химии Кузнецовой О.А.за 2012-2013г....

    Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и внеклассной работе

    Описание основных технологий, используемых на уроках химии и внеурочной деятельности...

    Использование тестовых технологий на уроках химии и биологии

    Итоговый тест за курс химии 8 класса.Тест школьной олимпиады по биологии 7 класса....

    Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

    Здоровьесберегающие технологии - это отличительная особенность всей образовательной системы....

    Статья: "Использование новых образовательных технологий на уроках химии и биологии"

    Использование на уроках химии и биологии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)....

    Здоровьесберегающие технологии на уроках химии и биологии

    Примеры элементов здровьесберегающих технологий на уроах...