"Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках иностранного языка"
материал на тему

Матвеева Ольга Васильевна

Выступление на школьном педсовете (2009-2010 учебный год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetencii.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ: 

 «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

 

Подготовила учитель

иностранного языка

 Матвеева О.В.

Муром, 2009 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Коммуникативная компетенция и ее составляющие.
  2. Коммуникативная мотивация и ее значение при обучении иностранному языку.
  3. Метод проектов как способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций.
  4. Ролевая игра на уроке иностранного языка.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Среди ключевых компетенций особое значение приобретают иностранные языки. Отмечается, что «иностранная грамотность» - это не только техника чтения на чужом языке, но вхождение в различные культуры, уважение их умений и достижений; это самоидентификации личности в культуре, чувство сопричастности более, чем к одному языковому и культурному сообществу. Эта компетенция способствует развитию целой серии персональных, социальных и профессиональных компетенций.

Придерживаясь требований образовательного стандарта, авторы современных УМК по английскому языку соблюдают приоритет коммуникативной цели обучения, понимая ее как обучение школьников общению в устной и письменной формах непосредственно и опосредованно (через книги, Интернет и т.п.). Но вместе с тем авторы понимают важность и необходимость формирования и последовательного развития информационной компетенции у учащихся. Под информационной компетенцией авторы понимают умение отбирать и использовать нужные факты, мнения и суждения для решения конкретной коммуникативной задачи. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Эта компетенция не может быть сформирована изолированно от развития коммуникативных умений в устной и письменной речи. Поэтому параллельное формирование как коммуникативной, так и информационной компетенций у учащихся способствует совершенствованию процесса обучения английскому языку и более успешной социализации школьников.

В процессе обучения учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.

Составляющими коммуникативной компетенции являются:

*лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

*социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения;

*дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;

*стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения в целях компенсации незнакомого языкового материала;
*
социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Для формирования коммуникативной компетенции необходимы следующие условия:

*постоянная речевая практика учащихся;

* использование коммуникативного ценного материала;
* постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;
* речевой характер урока.
        Исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее.
Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Об этом в свое время говорил известный методист, автор учебника «Счастливый английский» В. Кузовлев. Коммуникативная мотивация связана с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

    * доброжелательная обстановка на уроке;
    * положительный эмоциональный климат;
    * доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
       Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Как показывает опыт учителей, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий и характеров. Так например, в 8-х классах в этой четверти была проведена ролевая игра по теме «Почему английский так популярен?» Учащиеся выступали в роли представителей разных профессий: канадского журналиста, американского бизнесмена, русского переводчика, английского историка, индийского студента, каждый из которых должен был проаргументировать свою точку зрения. В ходе игры осуществлялись межпредметные связи с русским языком и историей. Учащиеся получили дополнительную информацию об истории Британской империи, которую они использовали в своих высказываниях.

Какие же формы работы на уроке способствуют формированию у учащихся коммуникативных компетенций?

Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение. Поэтому особое внимание нужно уделять одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками. Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе используются опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.
Формированию коммуникативной компетенции способствуют и такие задания, как:

    * составить план текста, высказать основные мысли по плану;
    * драматизировать часть текста;
    * выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
    * дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
    * составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

Основная идея коммуникативного подхода к обучению английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу. В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными  умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с  текстом на английском языке (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в англоязычном тексте),  анализировать информацию, делать обобщения и выводы. Элементы проектной технологии используются учителем Холодовой Е.Ю. уже на начальном этапе обучения английскому языку. Так учащиеся 3-х классов представляли на уроке проекты по теме «Мое любимое домашнее животное» с элементами презентации. Учащимися 4 класса был разработан проект «Мой город», где учащиеся представили рассказ о родном городе.

Овладение иноязычной речью проходит в форме диалогов двух культур. Учащиеся имеют возможность сравнить реалии этих культур и составить собственное мнение, развивая речемыслительную деятельность, что является главной целью в коммуникативном подходе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка

В своей статье я делюсь опытом опытом применения ИКТ на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе....

Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»

Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...

Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении иностранному языку

Основной целью профессионального образования в настоящее время является существенное повышение качества образования, разработка нового содержания образования, обеспечивающего востребованность и конкур...

Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии . Школа информатизации

Школа информатизации – это образовательное учреждение, обеспеченное информационной средой (ИС) квалифицированными кадрами, сервисами, материальными условиями (помещения,  оборудование, телекоммун...

"Методы и приему формирования информационно-коммуникативной компетенции на уроках".

1. Репродуктивно-поисковая работа с учебником1.1. Как работать с текстом учебника1.2. Составление вопросов к тексту1.3. Алгоритм составления рассказа по теме1.4. Как выделить из текста главное1.5. Алг...

Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку.

Современность предъявляет все более высокие требования к современному ученику.  Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много общае...

Статья по теме "Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках биологии в 5 классе"

В данной  публикации рассматриваются примеры формирования информационно- коммуникативных умений у учащихся  пятого класса на примере темы "Грибы"....