Статья по теме "Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках биологии в 5 классе"
статья по биологии (5 класс) на тему

Тулина    Наталья  Ивановна.

В данной  публикации рассматриваются примеры формирования информационно- коммуникативных умений у учащихся  пятого класса на примере темы "Грибы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКОТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.

Автор: Тулина   Наталья Ивановна.

Место работы, должность:  МБОУ СОШ№1, города Ак-Довурака;  учитель химии, биологии.

Сегодня очень  много говориться об образовании.  Как говориться: «Все знают  как лечить и как учить…». Но  мне,  как учителю, работающему в  средней школе; учителю, который вовсе не преподает русский язык, стала интересна такая проблема:  умение моих учеников  владеть речью, речью красивой  и правильной. Умение   моих учеников  аргументировать, доказывать свою точку зрения, строя  красивые и правильные предложения.

Еще Надежда Константиновна Крупская  рассматривала речь « в неразрывном единстве с мышлением, рассматривала язык не только как средство общения, но как орудие мысли, фактор усвоения знаний» .[4]

Не случайно в новом стандарте общего образования особое место занимают универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, и личностные. В группе коммуникативных умений   можно выделить информационно-коммуникативные умения(ИКУ)-умения, обеспечивающие адекватное восприятие и изложение  устной и письменной  информации, а также ее сбор и ее обработку.

Вспомните, задания какого типа давались на уроках биологии: составление таблиц, зарисовать объект природы, очень редко составить план по тексту, или выписать и объяснить термины.[1]

Однако, на данном этапе использование только этих приемов не обеспечивает  формирование ИКУ, а только помогает изучить предметное содержание.[2]

Условно информационно-коммуникативные умения можно поделить на три группы:

А)обеспечивающие понимание информации;

Б)обеспечивающие изложение информации;

В) обеспечивающие отбор и переработку информации;[2]

Умения,

обеспечивающие понимание информации;

Умения, обеспечивающие изложение информации;

Умения, обеспечивающие отбор и переработку информации

1. Определять предмет разговора;

2.  Формулировать простые вопросы и отвечать на них;

3.Озаглавливать текст и его части;

4.Определять главную мысль.

1. Подбирать примеры;

2.Подбирать собственные примеры к данному тексту;

3.Сопоставлять новые знания со своим опытом;

4.Высказывать и доказывать собственные точки зрения;

5. Формулировать тезисы;

1. Ориентироваться в библиотечном каталоге;

2.Определять содержание книги или статьи по аннотации;

3.Владеть навыками пользования Интернетом;

Все вышесказанное можно формировать на уроках при взаимодействии в парах, малых группах. Именно в малых группах, так как  в этом случае учащиеся  имеют гораздо больше возможностей совершенствовать ИКУ, активно проговаривая, доказывая, строя аргументы и  отстаивая их.[2]

Я работаю в 5 классе по УМК  В.В. Пасечника.

  Приведу несколько заданий и видов деятельности учащихся при изучении темы «Грибы».[3]

Вид деятельности

Задание.

Осознанное чтение.

Адекватное восприятие письменной речи.

А)поиск верных утверждений по тексту.

Б) закончить начатые предложения

Составление планов, конспектов

Подбор примеров и аргументов, формулирование выводов.

Прочитайте 1 абзац параграфа13. Постарайтесь озаглавить абзац и сформулируйте два вопроса к данному тексту.

Дан текст. Найдите верные утверждения:

1) грибы- отдельное царство;

2)основная часть  шляпочного  гриба-корень;

3)мукор -  плесневый гриб.

Вставьте пропущенные слова в предложениях:

1) гриб и дерево образуют ------;

2)надземная часть  шляпочных грибов состоит из------и ------.

Прочитайте пункт параграфа 13 «роль грибов в природе и жизни человека» составьте мини-конспект по данному пункту.

1) докажите, что сожительство гриба и дерева взаимовыгодно.

2)используя текст параграфа14 составьте «Памятку грибнику».

3) докажите, что грибы не являются растениями.

Данные  задания прививают навыки правильного выполнения  заданий, которые предлагаются на Едином Государственном Экзамене.

Будет просто замечательно, если наши ученики,  заканчивая  школу, будут мастерски аргументировать те, или иные  ситуации; приводить различные примеры  и очень внимательно выслушивать своего оппонента![1]

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».

Буду очень рада, если и мои ученики, и ваши будут понимать и вас, и окружающих их людей.

                               Литература.

1.,Бардин  К.В. Как учить детей учиться: кн. Для учителя/К.В. Бардин//М..,Просвящение,1987;

2.Граник, Г.Г. Как  учить школьников работать с учебником/Г.Г. Граник, М…, Знание,1987

3.Пасечник, В.В.Организация индивидуально-групповой  познавательной деятельности учащихся на уроке/ В.В., Пасечник// Биология в школе 1990 №6, с22-27

4 Руднева.  Е. И. "Педагогическая система Н. К. Крупской"/Е.И. Руднева// Изд-во Московского университета, 1968 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики."

В статье описано как применяются информационно-коммуникативные технологии на уроках математики....

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Информационно- коммуникативные технологии в преподавании уроков истории.

Главная задача  ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государст...

Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках математики.

Мультимедиа-технологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, на...

Статья "Формирование исследовательских умений в курсе биология 5 класс"

В статье представлен опыт по формированию исследовательских умений у учащихся на уроках биологии в 5 классе....

Статья на тему "Информационно-коммуникативные технологии на уроках английского языка"

Урок с использованием ИКТ является одним из важных результатов инновационной работы в современной школе. Данная статья знакомит с основными преимуществами освоения ИКТ, использование которых способств...