Статья по теме "Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках биологии в 5 классе"
статья по биологии (5 класс) на тему
В данной публикации рассматриваются примеры формирования информационно- коммуникативных умений у учащихся пятого класса на примере темы "Грибы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКОТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.
Автор: Тулина Наталья Ивановна.
Место работы, должность: МБОУ СОШ№1, города Ак-Довурака; учитель химии, биологии.
Сегодня очень много говориться об образовании. Как говориться: «Все знают как лечить и как учить…». Но мне, как учителю, работающему в средней школе; учителю, который вовсе не преподает русский язык, стала интересна такая проблема: умение моих учеников владеть речью, речью красивой и правильной. Умение моих учеников аргументировать, доказывать свою точку зрения, строя красивые и правильные предложения.
Еще Надежда Константиновна Крупская рассматривала речь « в неразрывном единстве с мышлением, рассматривала язык не только как средство общения, но как орудие мысли, фактор усвоения знаний» .[4]
Не случайно в новом стандарте общего образования особое место занимают универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, и личностные. В группе коммуникативных умений можно выделить информационно-коммуникативные умения(ИКУ)-умения, обеспечивающие адекватное восприятие и изложение устной и письменной информации, а также ее сбор и ее обработку.
Вспомните, задания какого типа давались на уроках биологии: составление таблиц, зарисовать объект природы, очень редко составить план по тексту, или выписать и объяснить термины.[1]
Однако, на данном этапе использование только этих приемов не обеспечивает формирование ИКУ, а только помогает изучить предметное содержание.[2]
Условно информационно-коммуникативные умения можно поделить на три группы:
А)обеспечивающие понимание информации;
Б)обеспечивающие изложение информации;
В) обеспечивающие отбор и переработку информации;[2]
Умения, обеспечивающие понимание информации; | Умения, обеспечивающие изложение информации; | Умения, обеспечивающие отбор и переработку информации |
1. Определять предмет разговора; 2. Формулировать простые вопросы и отвечать на них; 3.Озаглавливать текст и его части; 4.Определять главную мысль. | 1. Подбирать примеры; 2.Подбирать собственные примеры к данному тексту; 3.Сопоставлять новые знания со своим опытом; 4.Высказывать и доказывать собственные точки зрения; 5. Формулировать тезисы; | 1. Ориентироваться в библиотечном каталоге; 2.Определять содержание книги или статьи по аннотации; 3.Владеть навыками пользования Интернетом; |
Все вышесказанное можно формировать на уроках при взаимодействии в парах, малых группах. Именно в малых группах, так как в этом случае учащиеся имеют гораздо больше возможностей совершенствовать ИКУ, активно проговаривая, доказывая, строя аргументы и отстаивая их.[2]
Я работаю в 5 классе по УМК В.В. Пасечника.
Приведу несколько заданий и видов деятельности учащихся при изучении темы «Грибы».[3]
Вид деятельности | Задание. |
Осознанное чтение. Адекватное восприятие письменной речи. А)поиск верных утверждений по тексту. Б) закончить начатые предложения Составление планов, конспектов Подбор примеров и аргументов, формулирование выводов. | Прочитайте 1 абзац параграфа13. Постарайтесь озаглавить абзац и сформулируйте два вопроса к данному тексту. Дан текст. Найдите верные утверждения: 1) грибы- отдельное царство; 2)основная часть шляпочного гриба-корень; 3)мукор - плесневый гриб. Вставьте пропущенные слова в предложениях: 1) гриб и дерево образуют ------; 2)надземная часть шляпочных грибов состоит из------и ------. Прочитайте пункт параграфа 13 «роль грибов в природе и жизни человека» составьте мини-конспект по данному пункту. 1) докажите, что сожительство гриба и дерева взаимовыгодно. 2)используя текст параграфа14 составьте «Памятку грибнику». 3) докажите, что грибы не являются растениями. |
Данные задания прививают навыки правильного выполнения заданий, которые предлагаются на Едином Государственном Экзамене.
Будет просто замечательно, если наши ученики, заканчивая школу, будут мастерски аргументировать те, или иные ситуации; приводить различные примеры и очень внимательно выслушивать своего оппонента![1]
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».
Буду очень рада, если и мои ученики, и ваши будут понимать и вас, и окружающих их людей.
Литература.
1.,Бардин К.В. Как учить детей учиться: кн. Для учителя/К.В. Бардин//М..,Просвящение,1987;
2.Граник, Г.Г. Как учить школьников работать с учебником/Г.Г. Граник, М…, Знание,1987
3.Пасечник, В.В.Организация индивидуально-групповой познавательной деятельности учащихся на уроке/ В.В., Пасечник// Биология в школе 1990 №6, с22-27
4 Руднева. Е. И. "Педагогическая система Н. К. Крупской"/Е.И. Руднева// Изд-во Московского университета, 1968 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Информационно-коммуникативные технологии на уроках математики."
В статье описано как применяются информационно-коммуникативные технологии на уроках математики....
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках обществознания средствами ИКТ
курсовой проект по обобщению опыта работы...
Информационно- коммуникативные технологии в преподавании уроков истории.
Главная задача ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государст...
Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на уроках математики.
Мультимедиа-технологии неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, на...
Статья "Формирование исследовательских умений в курсе биология 5 класс"
В статье представлен опыт по формированию исследовательских умений у учащихся на уроках биологии в 5 классе....
Статья на тему "Информационно-коммуникативные технологии на уроках английского языка"
Урок с использованием ИКТ является одним из важных результатов инновационной работы в современной школе. Данная статья знакомит с основными преимуществами освоения ИКТ, использование которых способств...