Информационно- коммуникативные технологии в преподавании уроков истории.
методическая разработка по истории по теме

Подлинова Елена Николаевна

Главная задача  ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

  Главная  задача учителя  –  Организация активной работы с информацией, в основе которой   предусматривается самостоятельное критическое и творческое мышление учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: Информационно- коммуникативные  технологии в преподавании уроков истории.

Система образования – целостная, но открытая система, одной из существенных характеристик которой является её информативность. Это вовсе не означает, что информационная система в системе образования предполагает только усвоение информации. Информатизация образовательного процесса представляет собой комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения  информационно-коммуникативных технологий, именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Главная задача  ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

  1. Главная  задача учителя  –  Организация активной работы с информацией, в основе которой   предусматривается самостоятельное критическое и творческое мышление учащихся.

Учитель, применяющий ИКТ должен усвоить золотое правило: « использование ИКТ на уроках должно быть не самоцелью, а во благо самого процесса обучения и обучающихся». Такая работа требует  другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных  личностно- ориентированному подходу в образовании.

Использование информационно-коммуникативных технологий на различных уроках позволяет:

  1. активизировать познавательную деятельность учащихся.

Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.

Использование компьютера дает возможность

  1. Увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.
  2. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; Cлайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным.
  1. обычная иллюстрация;
  2. использование анимации в слайдах;
  3. использование мультимедиа. 

           3.Обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию).

 Компьютер позволяет исполнять работу оперативно, загружать работой всех детей. Заданий можно подобрать много и пока учитель работает с отстающими, сильные дети продвигаются вперед, выполняя новые задания. Таким образом, очень наглядно осуществляется и диагностика усвоения программного материала. Задания и тесты  желательно составлять разные по уровню сложности. Кто-то сможет выполнить все, кто-то дойдет до середины, кто-то поработает только с простыми. Но самое главное, что заняты все дети, и учитель видит, на каком уровне находится каждый из учеников.

Компьютер позволяет повысить  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; усовершенствовать контроль знаний. Особенностями программированного и компьютерного обучения является то, что весь учебный материал разделяется на отдельные порции и   каждая порция завершается контролем, будь то вопрос, задание, упражнение или тест. При правильном выполнении контрольных заданий учащиеся получают новую порцию материала и выполняют следующий шаг обучения. Если задание выполнено неверно, то следующая страничка программы просто не откроется.  

Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Дети  рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику. 

4. Формировать навыки подлинно исследовательской деятельности. Средства  наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.  

 5.Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. 

Прежде чем приступить к работе, учитель должен для себя выяснить:

1. Какие темы стоит поддерживать с помощью ИКТ? Практика показывает, что целесообразно брать сложные темы.

2. Какие программные  средства целесообразно использовать при выполнении компьютерных заданий? Имеются в стандартном наборе следующие виды программного обеспечения необходимые для успешного проведения уроков с использованием информационных технологий

  1. Microsoft Word - текстовый редактор
  2. Microsoft Excel - электронные таблицы
  3. Microsoft PowerPoint – мультимедийный редактор
  4. Мicrosoft FrontPаge – конструктор Web - страниц
  5. Internet Explorer – браузер для работы в Интернете
  6. Microsoft Outlook Express – программа для работы с электронной почтой.

3.  Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся? Это могут быть: составление сравнительных таблиц, выявление сходства и различий, схем, социологических диаграмм, построение графиков. Заполнение исторических карт, создание презентаций, сайта, и т.д.

4.  Какие типы  уроков целесообразно делать компьютерными? Практика показывает, что это могут быть уроки лекции, объяснения нового материала, повторение и обобщение пройденного, подготовка к зачёту, зачёт, урок коррекции и т. д.

5.  Как организовать урок, рационально использовать время, отведенное на урок? Учителю необходимо продумать и спланировать так организацию всего урока, чтобы не допустить на нём суматоху, хаотичность, потерю времени и концентрацию внимания  у учащихся, а для этого надо помнить психологические требования к уроку. 

Возрастные особенности  работы на ПК 

1-4 кл.

5-7 кл.

8-9 кл.

10-11 кл.

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30 мин.

Критические точки усвояемости учебного материала на уроке 

1-4мин.

5-23 мин.

23-34 мин.

35-45 мин.

60 %

80 %

45-60 %

6 %

     Этапы организации урока с использованием ИКТ

 1.        Этап организационный. На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод пароля  , не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. И в этом учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, достаточно хорошо разбирающихся в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает…  

2.        Этап усвоения новых знаний. Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя на CD». В этом учителю могут помочь дети. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат, схем, таблиц, диаграмм, графиков, отрывки из кинофильмов, фотографии, анимация и т. д.  На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.  

3.        Этап обобщения и систематизации знаний . Созданный школьный банк данных учебно-методического обеспечения школьных дисциплин – «ресурсная библиотека» помогает учителю систематизировать знания, умения и навыки учащихся. Для этого на протяжении всего учебного процесса учащимся предлагается создать собственный проект по заданной проблеме или тематики. Либо на усмотрение учителя подготавливается контрольная работа, тестирование. Работа проводиться дифференцированно.

4.        Этап контроля и самопроверки знаний. Тестирование, ребусы, кроссворды, заполнение таблиц. Данная работа выполняется учащимися либо индивидуально, либо используется групповая форма работы. Рекомендуется проводить эту работу  дифференцированно.

5.        Этап информации учащихся о домашнем задании,

 инструктаж по его выполнению. Должен быть определен обязательный минимум выполнения и выделено пространство для инициативных:

  1. временные рамки,
  2. количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов),
  3. программа реализации задания (это может быть MS Word , PowerPoint),
  4. объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.), 
  5.  дополнительное задание, оговорено место размещения выполненной работы.

Заключение Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ  с традиционными   средствами обучения  позволяет  учителю создавать ту палитру  красок,  с помощью которой создается  неповторимый шедевр – современный урок.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания

Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания Л.Н.Белякова - учитель истории и обществознания МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского района РТ Наш современный...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории

Самое ценное - методические сайты в помощь учителю истории....

«Использование информационно — коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания»

Цель работы — описание собственного опыта по решению  задачи самостоятельного приобретения знаний учащимися   посредством использования информационно — коммуникационных технологий на уроках ...

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории, обществознания

Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общест...

Итоговая работа «Информационно – коммуникативные технологии на уроках истории. ( 2 ступень обучения) »

В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Информатизация...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...