Театр спонтанности, социодрама и социодрама: педагогические аспекты
статья по теме

Борзина Альбина Евгеньевна

очень интересная  технология, которой необходимо воспользоваться  классным руководителям в современной  школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_spontannosti_psihodramy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТР СПОНТАННОСТИ, ПСИХОДРАМА И

СОЦИОДРАМА ДЖ. Л. МОРЕНО: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

Дети обожают быть вместе – значит, надо дать им эту возможность. 

                           Они  больше всего любят играть и выдумывать, поэтому должно быть творчество всегда и во всём.

                                                                                              «Школа сотрудничества»-2000

 

Известно, что одним из средств становления и формирования личности является игра. Заметим, что при кажущейся легкости ее проведение требует от учителя большой ответственности и профессионализма. Любое игровое задание  лучше выполнять в атмосфере взаимопонимания и уважения друг к другу.

Театр спонтанности – это «театр момента», основанный на действии «здесь и сейчас». Это действие, в котором нет актеров и зрителей как таковых: зрители могут в любой момент присоединиться к действию. Это «театр общения». Это театр катарсиса, в котором конфликт не скрывается, а «конструируется и живет». И в его «творческом разрешении «высвобождается  личность». А ведь именно такое творчество ведет к  осознанию человеком своей природы, к самореализации.

В то же время «необузданная» спонтанность в любой момент может «взорваться» и натворить бед и своему обладателю, и окружающим. Часто это случается  в подростковом возрасте, когда ребенок теряется и не понимает, что с ним происходит.

Из театра спонтанности берут свое начало психодрама и социодрама, ролевые и импровизационные игры. Это методы, основанные на импровизации: люди спонтанно, «здесь и сейчас», разыгрывают события из своей личной или общественной жизни. Это могут быть, например, сцены из прошлого, которые после проигрывания переосмысливаются: по словам Морено, «хороший второй раз освобождает от плохого первого».

Получить полное  представление о том, что такое психодрама и социодрама, не участвуя в них, очень трудно: это методы действия, и не случайно ведущие обучаются психодраме «на себе», будучи участниками игры.  Морено писал, что психо- и социо- драматические сеансы «должны стать совместным опытом как зрителя, так и актера…это как раз то «мы», которое нельзя вставить в статью»3 … Тем не менее остановимся  несколько подробнее  на истории создания и сути «мореновских», как их называют психологи, игр.

              В отличие от актера, участник психодрамы играет «в произвольном действии, на основе импровизации. Он играет собственную жизнь, настоящее, прошлое, будущее, о котором мечтает или которого желает; он играет все это искренне и по-настоящему… Выражая свои чувства в психодраме, он не только познает себя самого, но и при обмене ролями со своим визави  смотрит на себя его глазами. Он воспринимает точку зрения ближнего»9. Один из любимых образов Морено заключается в том, что «каждого из нас можно считать группой». «Появляются разные персонажи. Бушуют страсти. Одни роли умирают, другие появляются». Психодрама дает возможность проигрывания и осмысления ролей, которые человек обычно скрывает от окружающих, а порой и от себя самого.

                Питер Питцеле в статье «Подростки изнутри» пишет о «масках», которые чаще всего носят подростки: «Чем более подросток расстроен, тем плотнее прирастает маска (persona), с помощью которой пытаются избежать общения»10. Роль маски при этом – скрыть чувства, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. «Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя». П.Питцеле определяет «маску» как «роль, в которой мы застыли, а ее заскорузлость говорит о том, какие неразработанные, неисследованные и неразвитые части-роли существуют у нас внутри. Все, что тогда потребуется – это такая психодрама, которая откроет для нас эти роли. … Психодрама помогает «выделить все роли и внутренние голоса, внутренние части персонажей вместе с тенденциями их развития»11.

Психодрама исследует проблемы личности, социодрама – определенной социальной группы.

Морено пишет, что в социодраме  так же, как и в психодраме, «мы должны заставить наших актеров действовать так, как будто это сама их жизнь…найти методы, при помощи которых можно заставить их творить между официальным и скрытым поведением членов группы, что они находятся в постоянном конфликте между официальными и скрытыми требованиями, официальной и скрытой системой оценок»12.

Социодрама выявляет эти конфликты и помогает определить пути их решения. «Социодрама выявляет и исследует технологии общения – ритуалы, образцы поведения и мышления, интонации, знаки, используемые людьми в разных знакомых и незнакомых, своих и чужих ролях»13.

Участие в психо- и социодраме может быть только добровольным (если участник  не примет твердого самостоятельного решения, просто не будет никакого эффекта). Это особенно важно учитывать при проведении игр со школьниками.

Очень важно, что в импровизационной игре (являющейся одним из элементов психодрамы) участники действуют спонтанно, в настоящий момент. Им предоставлена возможность попробовать себя в разных амплуа, что особенно важно для подростков, которым часто бывает тяжело разобраться в своих внутренних ролях.

                  При этом  социодрама дала возможность открытого общения, позволила учителю и ученику встать на позиции друг друга, проиграть роль и отделить себя от нее. Но это не менее важно и для любого урока.

              

 В пятом классе изучаются  авантюрные «географические» повести-сказки и романы, а учебник называется «Путешествие в «чужую» страну»: в «чужие» страны стремятся, каждый со своей целью, герои произведений. Для ребенка «чужой» страной», «войти» в которую можно при помощи определенных средств, является текст. Таким средством может быть урок-диалог, «перекличка» внутри неизведанной «страны». Но есть дети, которые даже при самом доброжелательном отношении к ним, в силу своего характера, боятся высказываться на уроке. Ситуация игры снимает страх, позволяет каждому «найти свое место» в тексте, наполнить роль собой, своим характером и пообщаться с другими . Это метод, который не «давит» на детей, на их инициативу: каждый непременно сам выбирает роль, дети сами сочиняют роман (сказку и т. п.), который тут же спонтанно разыгрывают, «путешествуют» внутри созданного ими самими текста. Они равноправны с героями, а это имеет и обучающий, и побочный терапевтический эффект, так как снимает многие комплексы, «зажатость».

Ребенок может «примерить» на себя разные роли и выразить  в них свои переживания, иногда мучительные: его защищает сознание, что это не он сам, а персонаж романа. Часто при этом дети выбирают роли, «дополнительные» к себе. Так, в драматизации по «Острову сокровищ» Джима Хокинса играла робкая девочка,  которая на уроках не произнесла ни слова! В игре она вела себя находчиво и отважно.

              Проведенные  игры строились по принципу психо- и социо- драмы:

«разогрев», в ходе которого мы сочиняли фабулу «по кругу», основное действие, то есть спонтанная драматизация, и закрепление, или «консервация».

              Всем учителям знакомы трудности в обучении большого количества детей в  классе: если  перед тобой тридцать, а то и больше, учеников, очень тяжело не «потерять» никого из них. То же самое происходит на игре, тем более, что учитель в роли ведущего должен «держать нить» происходящего. Поэтому лучше, когда на драматизации присутствуют ассистенты, которые, играя вместе с детьми, могут наблюдать за их реакциями и в нужный момент усилить или, наоборот, ограничить их спонтанность.

На игре-драматизации  в пятом классе по сказочным повестям в качестве “разогрева” детям  было предложено поговорить от лица принесенных ими игрушек. Цель “разогрева” – «тренинг спонтанности», смысл которого – «освободить от традиционных, обычно жестких технологий общения и дать возможность людям свободно действовать, чтобы глубже подойти к сути самого действия «здесь и теперь», чтобы посмотреть: как такое-то действие произойдет, если мы сразу, в «здесь и теперь» это попробуем?..»14 Кроме того, «разогрев» прояснил для некоторых участников игры выбор ролей в основном действии: так, Мужчина впоследствии стал Мальчиком, а затем – Воином.

Следующим этапом игры были распределение ролей и выбор темы.

Интересно, что при этом пятиклассники почувствовали необходимость сначала выбрать роль – надеть «защитную маску», и только после этого стали, импровизируя, рассказывать сказку «по кругу».

Показателен выбор детьми ролей: почти все персонажи были взяты из художественной литературы, при этом для большинства учащихся оказалось характерным  несовпадение с выбранной ролью, иногда абсолютное.

Следующим был этап  непосредственно спонтанной  драматизации. Персонажи распределились по местам действия, «построив» каждый свою страну. При этом сложилась следующая фабула.

В импровизационной игре ребенок наполняет сюжет жизненным (а скорее, к сожалению, телевизионным) опытом. Возвращаясь впоследствии к книге, он сравнивает свой текст с авторским, а значит, имеет возможность взгляда и «внешнего», и «внутреннего».

Элементы импровизационной игры и некоторые психодраматические техники можно применять и на уроках. Так,  на обобщающем уроке по роману Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ», проходившем через неделю после большой импровизационной игры, состоялся диалог «Сильвера» и «Джима Хокинса», которых ребята играли без какой-либо предварительной подготовки.

По мысли В. М. Букатова, «если сравнивать игры, затеваемые школьниками самостоятельно дома или на улице, с играми, организуемыми учителями на уроках, то первые оказываются не только более живыми, но и более долговечными»16.

Применение идей Дж. Морено в современной педагогике позволяет учителям приблизиться к естественности детской игры и к особой встрече  ученика с самим собой, с одноклассниками и с учителем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)

В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....

Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт...

«Педагогические аспекты деятельности концертмейстера в работе с вокалистами»

Содержание1.Введение2.Способности, умения и  навыки, необходимые для профессиональной        деятельности концертмейстера3.Особенности работы концертмейст...

Психолого-педагогические аспекты подготовки к ГИА.

Психолого-педагогические  аспекты  подготовки  к  ГИА....

Психолого-педагогические аспекты работы со студентами-первокурсниками в системе СПО

Творческая работа, написана на основании  опыта работы классным  руководителем в группах первого курса колледжа....