Педагогические аспекты помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Содружество школы и семьи

Направления работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.И.Карамышева, Г.Б.Новожилова

РАБОТА С СЕМЬЁЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Семья – это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания школьника. Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум, и поэтому, решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей в общество.

Ребёнок, проживающий в семье, лучше развивает свою личность и раскрывает свои потенциальные возможности, чем в условиях, которые предоставляются ему в государственных учреждениях. Следовательно, семья является естественной средой, в наибольшей степени, влияющей на развитие ребёнка, раскрытие его индивидуальности.

Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзная проблема для семьи. Родители такого ребёнка переживают длительный и устойчивый стресс. Полное растворение в ребёнке влечёт за собой потерю родителями индивидуальности, препятствует росту и развитию их личности. Сопровождающие родителей чувство вины и стеснения приводят к формированию защитного механизма, самоизоляции. Это серьёзная проблема, так как для развития ребёнка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с окружающим миром.

Положение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является сложным как с социально-экономической точки зрения, так и с социально-нравственной.

Все эти причины обуславливают следующие особенности, характеризующие жизнь семьи, имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:

-родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения;

-испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего ребёнка;

-стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка», ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;

-возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;

-нарушаются внутрисемейные отношения;

-у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.

Нужно как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость матерям и отцам.

Любовь родителей и учителей должна быть основана на уважении к ребёнку, на умении вовремя оказать ему помощь.

Основа воспитательной работы – союз учителей, родителей и ребёнка. Очень важен контакт учителя и родителей.

Задача учителя – всеми доступными ему средствами добиваться взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании благоприятного климата и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения.

В школе созданы комфортные условия, тёплая и доброжелательная обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться. Всего этого можно достичь, сделав школу похожей на дом. Но дом бывает полноценным и любящим, если в нём живут добрые люди. Педагоги совместно с родителями обсуждают план воспитательной работы на год, индивидуальные маршруты работы с каждой семьёй. Способов установления личностного контакта между учителями и родителями множество. И все они служат осуществлению связи учителя с родителями.

Достижение коррекционно-развивающего эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы школы и семьи.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с «особым» ребенком увеличивает эффективность использования её педагогического потенциала, что является одним из важных факторов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В школе проходят проблемные встречи «Родительские надежды».

Цель встреч – повышение мотивации и вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс, профилактическая работа с семьёй.

В ходе встреч проводятся индивидуальные консультации, даются дополнительные рекомендации для родителей и решаются следующие задачи:

1)Установление доверительных отношений с семьёй каждого ученика, объединение усилий для успешного психического развития ребёнка; создание благоприятной атмосферы эмоциональной взаимоподдержки друг друга;

2)Формирование у родителей практических умений создавать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка.

После таких встреч мы наглядно видим, как меняется отношение родителей к школе, к учителям и к своим детям.

Хорошо, если хотя бы на несколько минут в день родители станут ребёнку другом в его играх и занятиях. Но при этом оставаясь и его наставником, незаметно предлагая все более сложные и требующие от него известных внутренних усилий задания. Так, рука об руку с взрослыми он будет подниматься по ступеням своего развития, как можно более полно используя возможности каждого вида деятельности, впечатления каждого нового дня.
В нашей школе ведётся работа по следующим направлениям:
1.Проведение психологического диагностирования семьи.
2.Разработка основных направлений работы.
3.Использование различных психокоррекционных приёмов, направленных на оказание помощи.
Основные задачи психокоррекционной работы – помочь родителям принять себя и своих детей такими, какие они есть.

Школа помогает не только ребенку, но и его семье, общение со специалистами строиться таким образом, чтобы родители понимали, что они не одиноки в своей беде. Все специалисты школы оказывают помощь и поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ребёнок должен чувствовать, что близкие люди любят его, понимают и всегда готовы прийти на помощь.

Важным результатом работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, является то, что родители готовы вместе с ребёнком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплочённой, родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева

          Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с уче...

Система поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воробьева Элла Юрьевна

Система поддержки семьи – это совокупность социальных мероприятий, целью которых является оказание помощи семье  в решении проблем, связанных с рождением особого ребенка, проблем, с которым...

"Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Организация работы  с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья        Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют св...

Социально-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассказывается о воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья...