Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева
статья на тему

Воробьева Элла Юрьевна

            Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка-инвалида и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности  

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Э.Ю. Воробьева

        Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоположные чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Их беспокоят разные мысли: «Мне кажется, наш ребенок никогда не будет таким же, как другие», «Я думаю, что, если буду выполнять все рекомендации врачей, с моим ребенком все будет хорошо», «Почему это случилось с нами?» Сомнения могут быть самыми разными, однако все родители схожи в одном: они хотят быть уверенными в том, что информация, которой они обладают, – точная и при желании они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь квалифицированных специалистов. [6, с.12]

        Такая задача часто по силам лишь специалисту, и в некоторых странах подобные полномочия возлагаются на плечи специалиста-координатора. [5, c.34]  В его обязанности входит детальное знакомство с особенностями развития малыша, возможностями и ресурсами семьи, потребностями ребенка и родителей; обеспечение взаимодействия служб, в помощи которых нуждаются семья и ребенок; вызов специалистов на дом и организация необходимых консультаций; помощь родителям в овладении необходимыми навыками ухода за ребенком; представление интересов ребенка и семьи в различных государственных и общественных организациях, учреждениях, фондах. Роль специалиста-координатора может выполнять медицинская сестра, социальный работник, воспитатель, педагог, логопед или любой другой человек, компетентный в области проблем развития ребенка, специфики деятельности разных служб и специалистов, пользующийся доверием семьи и хорошо знакомый с её нуждами.

        К сожалению, в наших условиях эти функции ложатся в основном на плечи родителей. Именно родители, зная не только специфику заболевания ребенка, но и его настроение, особенности поведения, могут вовремя заметить, помощь каких специалистов и когда может понадобиться.

        Таким образом, сознательное участие семьи в процессе его социальной, педагогической и медицинской реабилитации - важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом родителям чрезвычайно важно знать, какие права есть у их ребенка, в каких государственных и общественных учреждениях им смогут оказать поддержку. Родителям также важно знать, что своевременное обращение в учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты населения для проведения комплексных реабилитационных мероприятий и оказания целенаправленной помощи специалистов  является залогом дальнейшего успешного развития их ребенка.

        Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка-инвалида и направленных на устранение или возможно более полную компенсацию имеющихся ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности  [1,с.7].

        Первоочередной формой реабилитации данной категории детей является восстановительное лечение. Однако если необходимость средствами медицины осознается всеми родителями, то роль и место средствами образования понимается не столь однозначно.

        В отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья, перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе. Каковы же приоритеты в работе с «особым» ребенком? Это ранняя диагностика первичного нарушения в развитии, целенаправленная психолого-медико-педагогическая помощь на ранних этапах развития ребенка, организация образовательной среды в соответствии с возможностями ребенка. В силу этого общество должно научиться решать проблемы детей там, где они проявились, оказывать целенаправленную помощь квалифицированных специалистов.

Таким образом, задачами современной системы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение комплексности, которая предполагает: анализ диагностической информации о ребенке и оценке его реабилитационного потенциала; разработку индивидуальных программ реабилитации; реализацию коррекционно-развивающих программ, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов, как  учреждений социальной защиты, так и системы образования, здравоохранения.

Но при этом каждый из указанных аспектов реабилитации сам по себе в отдельности не позволяет достичь желаемого результата, его эффективность может повыситься только при условии взаимосвязи и согласованности действий всех участников реабилитационного процесса: медиков, психологов, педагогов, социальных работников, других специалистов и семьи.

В настоящее время на муниципальном уровне отсутствует структура, способная оказывать все необходимые виды комплексной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям. Да и есть ли в этом необходимость, когда каждое из учреждений различной ведомственной принадлежности предлагает ряд реабилитационных мероприятий, направленных на развитие ребенка и поддержку семьи.  Проблема остается лишь в отсутствии взаимодействия учреждений различной  ведомственной принадлежности, занимающихся проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Очевидно, что необходима структура, являющаяся связующим звеном всех учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию ребенка, имеющего инвалидизирующие заболевание.

В связи с несовершенством материально-технического, нормативно-правового, программно-методического обеспечения сегодня существует лишь прообраз данной структуры в виде психолого-медико-педагогической комиссии, которая, при решении выше указанных проблем, могла бы обладать полномочиями связующего звена в цепи межведомственного взаимодействия при оказании комплексных реабилитационных мероприятий нуждающимся детям и их родителям. Проблема осуществления межведомственного взаимодействия для проявления эффективности реабилитационного процесса остается  важнейшей задачей сегодняшнего времени. И пока поиск путей ее решения ведется, специалисты всех ведомств проводят квалифицированные комплексные реабилитационные мероприятия, оказывая   социальную, медицинскую и педагогическую помощь.

        Специалисты комплексного сопровождения (психологи, логопеды, дефектологи) работают в детских поликлиниках, дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов, коррекционных и общеобразовательных школах, в специальных детских учреждениях системы социальной защиты населения и др.         

Кроме знаний о коррекционных педагогах, к услугам которых семье, возможно, придется обратиться, нужно иметь информацию о примерном круге организаций, в которых  родители могли бы получать требуемую помощь.

        Это социальные службы, в которых родители детей-инвалидов узнают о государственных гарантиях помощи семье, о своих правах и правах детей: управления социальной защиты населения и центры социального обслуживания, в которых имеются отделы по работе с семьей и детьми, где можно зарегистрировать свою семью и ребенка, стать постоянным клиентом центра и пользоваться его услугами; социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, созданные для оказания социальной и психолого-педагогической помощи детям (здесь можно найти самых разных  специалистов в зависимости от специфики работы центра). [3. с.76]

        Семьи детей-инвалидов имеют в чем-то сходные затруднения и потребности, но помощь, необходимая каждой семье, всегда планируется индивидуально. Согласно социальной модели ребенок с инвалидностью должен быть равноправным субъектом общественных отношений, которому общество должно предоставить равные права, равные возможности, равную ответственность и свободный выбор с учетом его особых потребностей. [2, с.37] При этом ребенок с ограниченными возможностями должен иметь возможность интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых» людей. [4, с.78]

Таким образом, реабилитация детей с ограниченными возможностями – это сложный, долговременный процесс, составляющими звеньями которого должны быть сам ребенок, компетентные, настроенные на положительный результат родители, специалисты на всем пространстве реабилитационного воздействия, с учетом межведомственного взаимодействия.

Литература:

1. Бондаренко Б.С., Шериторова Д.Ч., Старобина Е.М. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации. – СПб., изд. НВТ «БИМК-Д», 1998.536 с.

2. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного центра: практическое пособие

 Под ред. В.В. Коркунова. – Екатеринбург, изд. УрГПУ, 2009. 242 с.

3. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы/Под ред. А.М. Панова. – М., 1997.

4.Л.М. Шипицина Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб., изд. Дидактика Плюс, 2002. 496с.

5. Devid Verner Реабилитация детей-инвалидов.  Руководство для семей, имеющих детей с физическими и умственными недостатками. – М., изд. Филонтроп, 1995.

6. Сара Ньюмен (перевод Холмогоровой Н.Л.) Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. – М., изд. Теревинф, 9-ое издание, 2016. 236с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воробьева Элла Юрьевна

Система поддержки семьи – это совокупность социальных мероприятий, целью которых является оказание помощи семье  в решении проблем, связанных с рождением особого ребенка, проблем, с которым...

"Организация работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Организация работы  с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья        Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют св...

Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании

В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....

Социально-педагогическая характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассказывается о воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья....

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

:В статье рассматриваются направления комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ....