Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании
статья

Корчуганова Ирина Павловна


В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tstio.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании

Худова Виктория Валентиновна, Корчуганова Ирина Павловна,

Миронова Анастасия Андреевна, Зайцева Ирина Юрьевна,

Гладких Светлана Александровна

(Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга, cvr@edu-frn.spb.ru)

Аннотация: в статье представлен опыт реализации программы комплексной  поддержки семей,  воспитывающих детей инвалидов и детей с ОВЗ; просвещения родителей и их активного включения в образовательный процесс; создания условий для всестороннего развития и  успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова:  психолого-педагогическое сопровождение, комплексная поддержка, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена стратегическими направлениями развития образования в РФ, потребностью  осмысления места и роли дополнительного образования в развитии и обучении детей с ОВЗ, необходимостью  поддержки семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Основная идея данной программы состоит в компенсации первичных и предупреждении вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ и их успешной социализации за счет объединения ресурсов семьи и системы образования. При разработке данной программы учитывались особые требования к условиям, в которых нуждаются дети с ОВЗ:

  • высокий уровень индивидуализации обучения; необходимость применения специальных методов, приёмов и средств обучения, в том числе, ИКТ и элементов дистанционного обучения;
  • разработка открытых информационных сервисов, обеспечивающих поддержку выбора программ дополнительного образования, формирование индивидуальных образовательных траекторий для детей с ОВЗ с учетом особенностей нарушенного развития;
  • расширение спектра программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ с учетом их потребностей;
  • совершенствование профессиональной деятельности педагогов и информационно-просветительской работы с родителями, психолого-педагогического сопровождения развития детей, их личностного и профессионального самоопределения.

Программа включает ряд субъектов взаимодействия: дети с ОВЗ (учащиеся ЦТиО и ОУ района) и их родители; педагоги дополнительного образования, учителя школ, воспитатели дошкольных ОУ, специалисты методических служб и ЦПМСС, специалисты СПбАППО и профильных кафедр РГПУ имени А.И.Герцена; внешние социальные партнеры. Основой разработки программы стал многолетний опыт работы педагогического коллектива ЦТиО и сотрудничества с заинтересованными  учреждениями города.  

Цель программы состоит в комплексной поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ: просвещение родителей и их активное включение в образовательный процесс; создание условий для всестороннего развития и успешной социализации детей с ОВЗ в дополнительном образовании.

Образовательно-информационные задачи программы:

  • Повышение психолого-педагогической и методической компетентности педагогов, работающих с детьми ОВЗ.
  • Создание информационного ресурса, содержащего наиболее важную и востребованную информацию для родителей и детей с ОВЗ.
  • Просвещение и информационная поддержка родителей.

Коррекционные задачи:

  • Формирование позитивной самооценки детей с ОВЗ и их родителей, снижение уровня тревожности. Поддержка позитивных детско-родительских отношений.
  • Повышение социальной активности семей и детей с ОВЗ. Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров.
  • Совершенствование коммуникативных навыков и расширение диапазона адаптивных форм поведения. Формирование навыков продуктивного взаимодействия в социуме, навыков самопрезентации и самореализации.
  • Повышение познавательной активности; активизация адаптивных ресурсов личности и развитие разносторонних интересов ребенка. Комплексная поддержка развития и успешной социализации одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательные задачи состоят в создании доступного досугового и образовательного пространства для самореализации детей с ОВЗ и привлечения родителей; формировании в детских коллективах атмосферы доброжелательного и уважительного отношения к детям с ОВЗ, навыков взаимной поддержки и ответственности; поддержка процесса профессионального самоопределения и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адресатом данной программы являются дети с ОВЗ и их родители.

Основными методологическими принципами программы являются: принцип доступности, комплексности, непрерывности образования, целесообразности, своевременности. В число организационных принципов данной программы включены: принцип индивидуализации образования, интеграции, профессиональной компетентности. Принципы психолого-педагогического сопровождения: принцип сознательности, педагогического стимулирования, вариативности, организации личного пространства, сочетания взаимной заботы и требовательности, взаимопонимания и взаимопомощи, развития самостоятельности и инициативы детей с ОВЗ, нравственного обогащения социальной среды.

Научно-теоретические основы данной программы составляют: психолого-педагогические положения о единстве закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза (Выготский Л. С.); положения о существовании закономерностей и особенностей, имеющих общий характер у детей с различными типами нарушенного развития (Выготский Л. С., Занков Л. В. и др.); теория формирования и развития личности в деятельности и общении (Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.). Сетевое взаимодействие выступает приоритетным способом организации совместной деятельности субъектов данной программы.

Программа включает ряд направлений деятельности.

1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их родителей предполагает осуществление диагностики, индивидуальное консультирование, диспетчеризацию в медицинские, психолого-педагогические, социальные и другие учреждения города.

2. Информационная поддержка субъектов программы осуществляется через информационный портал «Социализация», где представлен широкий спектр информации для детей, родителей и педагогов по воспитанию, обучению и социализации обучающихся с ОВЗ. Портал, предназначен для информационного сопровождения всех субъектов программы и размещен на сайте ЦТиО [2]. В разделе «Дети с ОВЗ» представлена информация о районных и городских конкурсах, фестивалях и олимпиадах, центрах психологической и медицинской помощи, справочник колледжей Санкт-Петербурга и направлений профессионального обучения; интерактивная карта средних профессиональных ОУ, каталог полезных городских ресурсов для родителей, советы специалистов по правам и льготам, нормативно-правовые документы, родительский форум.

3. Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ: диагностика и консультирование в период профессионального самоопределения, информирование о мире профессий и учебных заведениях города. Составление индивидуального профессионального образовательного маршрута, с учетом медицинских противопоказаний. Организация и проведение профориентационных конкурсов, олимпиад, фестивалей профессий, экскурсий на предприятия и мастер-классов для детей с ОВЗ с целью поддержки процесса социализации и профориентации.

4. Одним из важных направлений работы и эффективным инструментом социализации является организация массовых мероприятий, концертов, выставок с участием детей с ОВЗ, районных, городских и международных конкурсов, фестивалей детского творчества.

5. Методический отдел осуществляет сопровождение деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, подготовку и публикацию методических пособий; организацию и координацию проектной деятельности; обучение педагогов.

6. Совместно с социальными  партнерами реализуются сетевые проекты. К обучению педагогов и методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ привлекаются  специалисты  факультета дефектологического образования и реабилитации, а также кафедры психологии профессиональной деятельности РГПУ имени А.И.Герцена и СПбАППО. На базе учреждений – партнеров также проводятся обучающие и  развивающие мероприятия для детей. Активно используется ресурс культурного пространства города. Особые категории детей регулярно посещают музеи Санкт-Петербурга и интерактивные площадки «Сказкин дом», «ЛабиринтУм», «Кидбург» с целью расширения представлений об окружающем мире и успешного профессионального самоопределения.

7. Педагоги ЦТиО разрабатывают и реализуют индивидуальные образовательные маршруты  для детей с ОВЗ; осуществляют взаимодействие с родителями, способствуют включению детей в активную творческую деятельность.

8. В работе с родительской аудиторией программой предусмотрено проведение широкого спектра  мероприятий:

- Привлечение родителей детей с ОВЗ к сотрудничеству и участию в культурно-досуговых мероприятиях, направленных на сохранение семейных ценностей, культурных и национальных традиций.

- Проведение межведомственных мероприятий с учреждениями-партнерами, направленных на просвещение родителей  и формирование компетентностей,  необходимых в воспитании детей.

- Организация работы по формированию благоприятного психологического климата в учебных коллективах.

- Создание электронного банка информационно-методических и дидактических материалов, посвященных семейному воспитанию и формированию ценностей семейной жизни для специалистов ЦТиО.

- Развитие деятельности родительского клуба, содействующего укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни.

9. Важной частью работы по реализации программы сопровождения стал блок мероприятий, связанных с проектной деятельностью, направленной на поддержку развития детей с ОВЗ. ЦТиО реализует проекты, направленные на поддержку развития детей с ОВЗ и просвещение родителей: сетевой образовательный проект “Дополнительное образование – пространство равных возможностей”, направленный на поддержку развития дошкольников с нарушениями зрения реализуется совместно с ГБДОУ детский сад № 115 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Сетевой социально-культурный проект “Народный календарь”, направлен на поддержку развития младших школьников с ОВЗ, обучающихся в классах коррекции  реализуется совместно с ГБУ СОШ № 443 Фрунзенского района Санкт-Петербурга,  Ресурсным центром дополнительного образования Санкт-Петербурга по теме: "Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья". В рамках поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ, педагоги - психологи ЦТиО реализуют проект  социализации детей с особыми образовательными потребностями «Шаг навстречу». В числе мероприятий, направленных на социализацию детей и подростков с ОВЗ районные конкурсы: мультимедийных презентаций «Моя будущая профессия»; профессионального мастерства «ЭТАЛОН»;  районный этап олимпиады по профориентации «Мы выбираем путь» для детей с ОВЗ; городской фестиваль «Город мастеров» для учащихся с ОВЗ учреждений Санкт-Петербурга [2].

Реализация программы позволяет достичь следующих результатов: анализ действующих практик воспитания и образования детей с ОВЗ в дополнительном образовании; увеличение доли детей с ОВЗ, включенных в творческие коллективы учреждений  дополнительного образования и психолого-педагогическое сопровождение; повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ; увеличение доли педагогических работников дополнительного образования, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации адаптивных условий в работе с детьми с ОВЗ; разработка и внедрение  инновационных продуктов, способствующих обеспечению высокого качества образования и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Проводятся мероприятия, направленные на повышение методической и психолого-педагогической компетентности педагогов. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты для детей с особыми образовательными потребностями. Осуществляется профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, организация массовых мероприятий, концертов,  выставок с участием детей с ОВЗ, поддержка конкурсного движения для детей с ОВЗ, в том числе, международное движение «Абилимпикс» и др. Опыт реализации проектов и программ обобщается и представляется на мероприятиях   различного уровня. Центр творчества и образования, совместно с Ресурсным  центром дополнительного образования по реализации дополнительных общеразвивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и ГБОУ школой–интернатом №1 имени К.К.Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга, ежегодно проводит городские научно-практические конференции: «Условия академической и творческой успешности детей с ОВЗ» (30.10.2017 г. и 31.10.2018 г.), «Успешное профессиональное самоопределение детей с особыми образовательными потребностями – билет в будущее» (30.10.2019 г.).

Практическая значимость программы подтверждена признанием её результативности на городском конкурсе “Вершины мастерства” в 2018 г. и  представлена в Банке лучших педагогических практик дополнительного образования Санкт-Петербурга [1].

Таким образом, программа поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи и поддержки семьям и  педагогам в вопросах социализации детей с особыми образовательными потребностями. Её универсальность, мобильность, вариативность позволяет успешно использовать и адаптировать описываемый опыт в рамках деятельности различных учреждений.

Интернет-ресурсы

1. Банк лучших педагогических практик дополнительного образования Санкт-Петербурга [http://education-bank.ru/opyt/list.php].

2. Информационный портал «Социализация», на сайте ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Раздел «Дети с ОВЗ».  https://sites.google.com/site/socializaciasctio/home,

http://ctio-frn.spb.ru/konkursi.html]. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает ...

Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева

          Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с уче...

Система поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воробьева Элла Юрьевна

Система поддержки семьи – это совокупность социальных мероприятий, целью которых является оказание помощи семье  в решении проблем, связанных с рождением особого ребенка, проблем, с которым...

«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Психолого-педагогическая поддержка  семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...

Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей.  Р...

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

:В статье рассматриваются направления комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ....