КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья
:В статье рассматриваются направления комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация: в статье рассматриваются направления комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Ключевые слова: комплексное направление, психолого-педагогическое направление, социальное направление, информационно – просветительское направление.
В современном социальном обществе стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей с ОВЗ. На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества данной категории детей. Безусловно, дети и их семьи нуждаются в компетентной социальной, психологической, педагогической и других видах помощи. И для того, чтоб её своевременно получить, необходим комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценного формирования личности и ее семьи. Только в комплексе можно получить положительный результат [1].
Процессы демократизации и гуманизации российского общества затрагивают все области сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Одной из важнейших задач, стоящих перед специалистами, является организация комплексного сопровождения детей, испытывающих трудности и консультирование родителей.
Семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, сталкиваются с трудностями, приводящими к ухудшению качества их жизни, возникновению семейных и личных проблем. Поэтому так необходимо комплексное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только частным делом семьи.
Система комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на стабилизацию состояния семьи и включает в себя следующие виды помощи:
1. Психолого-педагогическое направление
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - это
деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему [2].
Содержание психолого-педагогического направления:
- предоставление консультативной психологической, логопедической, педагогической помощи родителям;
- разработка и выполнение индивидуальной программы сопровождения семьи;
- предоставление квалифицированной психологопедагогической помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в социуме;
- анализ эффективности программы сопровождения, внесение в случае необходимости дополнений и изменений в разработанную программу;
- информационно-просветительская работа с родителями (предоставление информационной литературы по актуальным вопросам воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями).
Психолого-педагогическое направление включает в себя:
- медико-психологическое обследование ребенка с ОВЗ;
- индивидуальное консультирование специалистов (педагог- психолог, социальный педагог, логопед, т.д.);
- индивидуальная программа занятий с детьми логопеда, педагога-психолога по разработанным программам;
- групповые программы сопровождения.
2. Социальное направление сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
- выявление семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в различных видах и формах психолого-педагогической поддержки; создание и обновление банка данных семей указанной категории;
- организация правовых и социальных консультаций;
- организация консультативной службы для оказания помощи семьям с детьми с ОВЗ;
- участие и проведение социальных акций в помощь детям- инвалидам.
Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями осуществляется в следующем порядке:
- выявление семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: прием информации о семье, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- оценка потребностей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: сбор информации о семье, проведение психологических диагностик, анкетирование, определение социальных проблем, потребностей и ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- составление программы социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: встреча с членами семьи по планированию совместной работы, составление плана мероприятий для решения проблем;
- реализация плана мероприятий социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: содействие в организации консультативной психолого-педагогической помощи семье,
- содействие в организации психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
- отслеживание динамики изменений в семье: беседа с членами семьи, наблюдение за семьёй и ребёнком на мероприятиях;
- подведение итогов реализации программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Информационно-просветительское направление сопровождения семьи, воспитывающей, ребенка с ОВЗ.
Информационно-просветительское направление включает в себя:
- взаимодействия со структурами и учреждениями, заинтересованными в улучшении качества услуг, предоставляемых семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- мониторинг потребностей в социальных, психологопедагогических услугах семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- мониторинг качества и доступности социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с участием пользователей услуг;
- информирование семей с детьми с ОВЗ о деятельности, целях, задачах, услугах, предоставляемых службой сопровождения через: организацию информационных встреч, сайт учреждения и др.;
- выпуск информационно-методической литературы в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ;
- организация волонтерской службы для помощи семьям в организации индивидуальных и групповых коррекционных и развивающих занятий с детьми.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогами-дефектологами, психологами, социальными работниками и социальными педагогами, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.
Библиографический список
- Годовникова, Л.В. Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов / Л.В. Годовникова. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 218 с.
- Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод, пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. М.: Просвещение, 2008. - 239 с
- Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. А.М. Панова. - М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает ...
Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева
Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с уче...
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Статья написана в 2012-2013 учебном году...
Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании
В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....
«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...
Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей. Р...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия школы с социально-неблагополучными семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются особенности неб...