КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Колотилова Вера Александровна

:В статье рассматриваются направления комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

      Аннотация: в статье рассматриваются направления комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

      Ключевые слова: комплексное направление, психолого-педагогическое направление, социальное направление, информационно – просветительское направление.

      В современном социальном обществе стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей с ОВЗ. На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества данной категории детей. Безусловно, дети и их семьи нуждаются в компетентной социальной, психологической, педагогической и других видах помощи. И для того, чтоб её своевременно получить, необходим комплекс мероприятий, направленных на создание условий для полноценного формирования личности и ее семьи. Только в комплексе можно получить положительный результат [1].

      Процессы демократизации и гуманизации российского общества затрагивают все области сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Одной из важнейших задач, стоящих перед специалистами, является организация комплексного сопровождения детей, испытывающих трудности и консультирование родителей.

      Семьи, в которых есть дети с отклонениями в развитии, сталкиваются с трудностями, приводящими к ухудшению качества их жизни, возникновению семейных и личных проблем. Поэтому так необходимо комплексное сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только частным делом семьи.

       Система комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на стабилизацию состояния семьи и включает в себя следующие виды помощи:

      1. Психолого-педагогическое направление

       Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - это

деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Это позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему [2].

      Содержание психолого-педагогического направления:

  • предоставление консультативной психологической, логопедической, педагогической помощи родителям;
  • разработка и выполнение индивидуальной программы сопровождения семьи;
  • предоставление квалифицированной психологопедагогической помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в социуме;
  • анализ эффективности программы сопровождения, внесение в случае необходимости дополнений и изменений в разработанную программу;
  • информационно-просветительская работа с родителями (предоставление информационной литературы по актуальным вопросам воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями).

        Психолого-педагогическое направление включает в себя:

  • медико-психологическое обследование ребенка с ОВЗ;
  • индивидуальное консультирование специалистов (педагог- психолог, социальный педагог, логопед, т.д.);
  • индивидуальная программа занятий с детьми логопеда, педагога-психолога по разработанным программам;
  • групповые программы сопровождения.

      2. Социальное направление сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ:

  • выявление семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в различных видах и формах психолого-педагогической поддержки; создание и обновление банка данных семей указанной категории;
  • организация правовых и социальных консультаций;
  • организация консультативной службы для оказания помощи семьям с детьми с ОВЗ;
  • участие и проведение социальных акций в помощь детям- инвалидам.

       Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями осуществляется в следующем порядке:

  • выявление семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: прием информации о семье, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • оценка потребностей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: сбор информации о семье, проведение психологических диагностик, анкетирование, определение социальных проблем, потребностей и ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • составление программы социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: встреча с членами семьи по планированию совместной работы, составление плана мероприятий для решения проблем;
  • реализация плана мероприятий социального сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: содействие в организации консультативной психолого-педагогической помощи семье,
  • содействие в организации психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
  • отслеживание динамики изменений в семье: беседа с членами семьи, наблюдение за семьёй и ребёнком на мероприятиях;
  • подведение итогов реализации программы сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

      3. Информационно-просветительское        направление сопровождения семьи, воспитывающей, ребенка с ОВЗ.

      Информационно-просветительское направление включает в себя:

  • взаимодействия со структурами и учреждениями, заинтересованными в улучшении качества услуг, предоставляемых семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • мониторинг потребностей в социальных, психологопедагогических услугах семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • мониторинг качества и доступности социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с участием пользователей услуг;
  • информирование семей с детьми с ОВЗ о деятельности, целях, задачах, услугах, предоставляемых службой сопровождения через: организацию информационных встреч, сайт учреждения и др.;
  • выпуск информационно-методической литературы в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ;
  • организация волонтерской службы для помощи семьям в организации индивидуальных и групповых коррекционных и развивающих занятий с детьми.

        Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогами-дефектологами, психологами, социальными работниками и социальными педагогами, включенными в систему сопровождения, расширяет        представление        о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

Библиографический список

  • Годовникова, Л.В. Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов / Л.В. Годовникова. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 218 с.
  • Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод, пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. М.: Просвещение, 2008. - 239 с
  • Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. А.М. Панова. - М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает ...

Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева

          Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с уче...

Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании

В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....

«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Психолого-педагогическая поддержка  семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...

Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей.  Р...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия школы с социально-неблагополучными семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются особенности неб...