Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Анохина Елена Алексеевна

Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей.  Рождение ребенка с отклонениями в психическом развитии является фактором, влияющим на жизнедеятельность семьи. Родители не подготовлены к трагичному событию, ощущают беспомощность и исключительность, затронуты все сферы жизни. Нарушаются ценностные ориентации супругов,  родительские установки и ожидания на всех уровнях, родительские отношения, чувства, позиции, ответственность, стили воспитания. Внутрисемейные отношения,  а также контакты с окружающим социумом с рождением  больного ребенка искажаются по причине  неправильного восприятия его  психологических  и физических особенностей, и той эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи. Многие родители в связи со сложившейся ситуацией оказываются бессильны, нуждаются в помощи, поддержке.  Нарушенные взаимоотношения в семье накладывают отпечаток на развитие ребенка.  Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а дети становятся тяжелым бременем для семьи и общества.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_raboty_s_semyami_deti_s_ovz.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Особенности работы с семьями,

воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей.  Рождение ребенка с отклонениями в психическом развитии является фактором, влияющим на жизнедеятельность семьи. Родители не подготовлены к трагичному событию, ощущают беспомощность и исключительность, затронуты все сферы жизни. Нарушаются ценностные ориентации супругов,  родительские установки и ожидания на всех уровнях, родительские отношения, чувства, позиции, ответственность, стили воспитания. Внутрисемейные отношения,  а также контакты с окружающим социумом с рождением  больного ребенка искажаются по причине  неправильного восприятия его  психологических  и физических особенностей, и той эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи. Многие родители в связи со сложившейся ситуацией оказываются бессильны, нуждаются в помощи, поддержке.  Нарушенные взаимоотношения в семье накладывают отпечаток на развитие ребенка.  Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а дети становятся тяжелым бременем для семьи и общества.  

В таких семьях, находящихся в растерянности, часто наблюдается ошибочные типы воспитания  ребенка, воздействия на него, способы общения с ним.

-потворствующая гиперопека. Ребенок – в центре внимания семьи, стремящейся максимально удовлетворить его потребности, делают поблажки даже во вред ребенку. Инициатива ребенка сковывается чрезмерной заботой, не может действовать самостоятельно. Став взрослым, он оказывается неспособным к самостоятельным действиям, требует постоянной заботы других, отличается пониженной критичностью к себе.

-доминирующая гиперпротекция. Ребенок в центре внимания семьи, родители отдают много сил и времени¸ при этом   ставят много запретов и ограничений. Последствиями сочетания родительской любви и ограничений будут такие качества ребенка, как покорность, зависимость, мнимая агрессия, отсутствие дружелюбия.

-эмоциональное отвержение. Родители безразличны к ребенку, не проявляют эмоциональной теплоты, не способствуют созданию физического комфорта. Такая позиция в воспитании провоцирует развитие агрессивности.

-гипопротекция. Ребенок предоставлен сам себе¸ родители не контролируют его.

-непоследовательный тип. Взрослыми осуществляется резкая смена стилей, переходят от строгости к либерализму и наоборот.

- воспитание в культе болезни. Жизнь семьи полностью посвящена больному ребенку. Родители доказывают, что они живут ради ребенка. Легче общаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным.

         Ошибочные типы воспитания, завышение или занижение планки  требований к ребенку, имеют отрицательное воздействие, не способствуют его адаптации в общество, ведут к возникновению и укреплению   вредных привычек¸  неадекватного поведения, агрессии, что негативно сказывается на отношении к нему окружающих людей.  Одним из условий максимально возможного развития ребенка в семье – благоприятная семейная обстановка и  тесная связь учреждения с семьей. Для правильного воспитания ребенка и благоприятного развития важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.    

Система социальных требований к ребенку - основа  общественного формирования личности. Цель воспитательной работы с детьми   с отклонениями в умственном развитии - наибольшая социализация в общество: воспитание культурных привычек, соблюдение  общепринятых норм поведения, подчинение взрослым, выполнение инструкций. «Воспитание нужно отсталому ребенку больше¸ чем нормальному - вот основная идея всей современной педагогики»[5], - слова эти не теряют своей актуальности и сейчас, так   как снижения рождаемости особых детей в мире  не наблюдается.  

В этих условиях как никогда возрастает необходимость специальной подготовки родителей детей с ОВЗ. Современное течение, обсуждаемое в науке и практике –   компетентность родителей в роли воспитателей - это совокупность общекультурных и специальных компетенций, необходимых для эффективного осуществления им  функций обучения, воспитания,  развития детей, для успешной социализации в изменяющемся мире. Компетентность родителей подразумевает не овладение элементарными знаниями по педагогике и психологии. Новый неформальный подход к   образованию родителей «состоит в преимущественной ориентации познавательно-образовательной деятельности родителей не на освоение знаний, а на переосмысление собственного родительского  опыта и   отношения к ребенку.

Возможность такого переосмысления обеспечивается опорой на знание закономерностей развития ребенка. Фундаментом родительского влияния, формирующего личность, изначально выступает не столько система родительских требований¸ сколько, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нем как самоценной личности, т.е. принятие его таким, «какой он есть». В этом заключается защитная психологическая функция семьи и главная ценность семейного воспитания, без которой невозможно полноценное психическое развитие ребенка».  

Специалисты, учитель и воспитатель в том числе, смогут успешно реализовать  цель  активного включения родителей в воспитание детей при соблюдении ряда  условий:

-если он осознает особенности проблем семей с нарушениями развития,

-всестороннее изучает образовательные потребности семьи ребенка с глубокой умственной отсталостью,

-продумывает   систему  мероприятий по включению семьи ребенка-инвалида в активное сотрудничество,

-обеспечивает  эмоциональный  комфорт, устанавливает  уважительный и демократичный характер отношений педагога с семьей ребенка,  

-обеспечивает  прозрачности  процесса обучения и воспитания, создает условия для посещения родителями занятий,

-владеет     методами и приемами работы с семьей особого ребенка,

-кроме того, к этим условиям можно отнести   и соблюдение принципа учета психологических особенностей родителей, а также степени выраженности интеллектуального дефекта их ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования...

Особенности проведения дистанционных уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В материале проведен анализ дистанционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности, достоинства и недостатки.Обобщение опыта....

Содержание коррекционной работы и особенности зрительно-пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика оптико-пространственных представле­ний у детей с ДЦП оказывает влияние на психическую и учебную деятель­ность детей, что сказывается на формировании устной речи, освоении письма, овл...

Статья на тему «Роль дидактических игр в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современной психологии и педагогике игра рассматривается, как тот вид деятельности, который на разных этапах онтогенеза выступает в качестве средства передачи ребенку содержания общественно-историче...

"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...

Особенности работы специалистов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель педагогического взаимодействия с детьми   с ограниченным развитием –  сохранение здоровья, ненанесение вреда ребёнку, активизация желания посещать школу, стимуляция  акт...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...