Игра на уроке английского языка как средство формирование
материал по теме

Григорьева Елена Николаевна

Использование игровой формы на уроке английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МО ДИНСКОЙ РАЙОН «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БРОВАРЦА ВЛАДИМИРА ТИМОФЕЕВИЧА»

Игра на уроке английского языка как средство формирования

                                                                                Разработала

 Григорьева Елена Николаевна,

                                                                                  учитель иностранного  языка

Краснодар 2012


It’s more than a game. It’s an institution.

Thomas Hughes (1822-1896)

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Она переводит внешние требования социальной среды в собственные потребности ребенка и выступает ведущим и активным средством познания окружающего мира в школьном возрасте.

Игра - особое организованное занятие, требующее не только умственных сил, но и эмоционального напряжения. Она всегда занимает важное место в жизни человека, т. к. является одним из условий успешного развития личности, ее способностей. Многие специалисты в области педагогики считают, что игра возникла в процессе исторического развития из нужд общественной практики.

Одной из функций игры является передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.

В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт, а также свои представления об опыте представляемого (разыгрываемого) героя. В ходе игры учащиеся не копируют точно взрослых, а, подражая им, точно действуют по-своему. Суть игры в способности отражая преображать действительность [1].

На каждом этапе учебного процесса игра несет в себе определенную функцию, связанную только с конкретным определенным возрастным и психологическим этапом развития ребенка. Задача учителя - вовлечь ребенка в учебную игру, опираясь на его возрастные особенности.

Рассматривая вопрос об обучающей игре, следует сказать об основном возрасте учащихся старших классов (16-17 лет), который психологи называют ранней юностью. Данный этап становления личности интересен тем, что в этот период у учащихся объективно начинают выстраиваться планы относительно своего будущего. Главной и выраженной особенностью данного возраста, как отмечают специалисты, является то, что происходит развитие интеллекта и познавательных способностей, причем наблюдаются не столько количественные изменения, сколько качественные. Другими словами, происходят изменения в структуре мыслительных процессов [7], т.е. важно не то, какие старшеклассник решает задачи, а то, каким образом он это делает. В результате этого происходит становление личности, складывается ее самоопределение, формируются принципы и ценностные ориентиры, происходит дифференциация интересов. На основании этого у старшеклассника формируется избирательный интерес к учебным предметам. Одним из таких избирательных предметов и является английский язык.

Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать и как быстрее стать победителем? Решение поставленных вопросов способствует мыслительной деятельности. А если еще при этом ребенок будет говорить на иностранном языке? На наш взгляд, такая игра несет в себе еще большие обучающие и развивающие возможности. При этом следует отметить, что такая деятельность не навязывает такой процесс обучения, над которым необходимо задумываться. Процесс учения превращается в занимательное увлекательное занятие, т.к. учебная задача замаскирована игровым фоном.

Но не стоит забывать, что на данном этапе происходит ориентация на свою будущую профессию и роль в обществе. В данном возрасте просыпается интерес к решению проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться [1]. Старшеклассников занимают различные игры, развивающие не только память и логическое мышление, но и игры с активной речевой деятельностью, например, брифинг, пресс-конференция, телемост и мн.др. Обыгрывание различных продуманных и спланированных учителем ситуаций (учебных задач) также позволяют профессионально ориентировать старшеклассников.

Задача учителя, работающего в профильных классах, не только научить школьника разбираться в своем предмете, но и постараться профессионально сориентировать старшеклассника через свой предмет на выбор его будущего профессионального пути.

Задача учителя английского языка, на наш взгляд, в рамках выбранного учащимися профильного курса показать важность и значимость данного профессионального направления в жизни общества, а также значимость владения английским языком в выбранной профессиональной области.

Профессиональная направленность у старшеклассников формируется в процессе решения всевозможных проблемных заданий, в поисках объяснений разного рода процессов, в выборе форм и способов своего собственного поведения.

На уроках английского языка на старшей ступени общеобразовательной школы английский язык уже выступает как средство передачи информации и обмена ею. Таким образом, отведение определенной части времени на самостоятельную работу старшеклассников позволяет им самостоятельно дойти до истины и определиться в выходе из определенной игровой учебной ситуации.

Игра на уроке английского языка позволяет преодолеть монотонный характер урока, когда требуется многократное повторение речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному учебному общению, с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия [2].

Игровая ситуация на уроке английского языка с заданной профильной направленностью позволяет выполнить очень важные, на наш взгляд, методические задачи:

  1. обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
  2. тренировка учащихся в выборе необходимого речевого образца, которая является подготовкой
  3. к ситуативной спонтанности речи;
  4. создание благоприятного психологического климата в классе, который позволяет подготовить детей к речевому общению.

Особенностью игры на уроке английского языка является то, что она может занимать разное количество времени на уроке, захватывать весь урок или объединять несколько занятий. Например, существуют так называемые подготовительные игры, которые направлены на отработку грамматических, фонетических и орфографических навыков речи. Данные игры позволяют отработать произношение незнакомых или трудно произносимых слов, их написание и варианты использования в различных ситуациях. Данный вид игр позволяет настроить учащихся на изучение определенной темы.

Следующий вид игр - это "творческие игры". Цель этих игр - способствовать дальнейшему развитию речевых умений и навыков. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, максимальная мобилизация речевых навыков - характерные качества речевого умения, которые могут формировать профессиональную склонность к тому или иному виду деятельности. Данные игры нацелены на умение быстро использовать речевые образцы в определенной игровой ситуации. В основном такие игры безтемны и могут использоваться при закреплении или повторении материала.

Игра - это активный способ достичь многих образовательных целей и задач (например, игры на закрепление пройденного материала). Игра - превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, это также идеальный способ расслабиться, как говорится, с пользой для дела. Игра помогает снять скованность, особенно если отсутствует элемент соревнования, оценки, подведения итогов. Хотя иногда соревнование оживляет игру. Игра помогает надолго запоминать необходимые сведения и исправлять ошибки учеников, не позволяя им закрепиться в речи, усиливает мотивацию школьников, а ситуативная игра позволяет старшеклассникам окунуться в решение проблем, связанных выбором их будущего профессионального пути [3].

Представленная далее игра была предложена Т.К. Щербаковым для проведения на уроках географии, но была нами переработана и включена в процесс обучения английскому языку учащихся социально-экономического профиля для подведения итогов по теме "Сырьевые ресурсы разных стран и развитие производства. Международная торговля".

Имитационная игра "Маркетинг".

Языковой / речевой материал:

  1. лексика: страны и материки, природные ресурсы, производство, торговля; игра обучающий становление личность
  2. грамматика: грамматические времена Past Simple, Present Perfect, Future Simple, глаголы could, would;
  3. речевые функции / ситуации: запрос и передача информации. Рассказ. Сравнение. Выражение просьбы и предложения;
  4. социокультурная информация: экономика разных стран, международная торговля. Создание туристических буклетов.

Цель игры - активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к предстоящему изучению темы "деловые переговоры".

В ходе игры:

  1. углубляется понимание терминов: "рынок", "импорт", "экспорт", "маркетинг", "брокер", "биржа", "брифинг" (эти слова записаны на таблички, которые прикреплены на доску);
  2. закрепляется навык написания деловой документации;
  3. развиваются навыки говорения и аудирования;
  4. проявляются творчество, артистизм учащихся, их предприимчивость;
  5. развивается умение мыслить экономическими теориями.

Игра проводится как обобщающий урок после изучения основного раздела "Природные ресурсы разных стран и развитие производства. Международная торговля".

Подготовка к уроку: учитель на листах бумаги формата А4 готовит задание для каждой группы ребят.

Содержание задания: предварительно на листе бумаги нанесены условные обозначения полезных ископаемых и тип климата (для каждой команды свои). К каждому листу бумаги прикрепляется карточка с заданием.

Карточка с заданием:

  1. Учитывая природные ресурсы, определите отрасли промышленности, которые целесообразно развивать на территории вашей страны (машиностроение, черная и цветная металлургия, лесная, химическая, энергетика, какие типы электростанций и на каком сырье будут работать?).
  2. Укажите тип сырья (свое или импортное), которое будет использоваться для производства продукции по каждой отрасли.
  3. Какую продукцию будете получать и что будете продавать?
  4. Учитывая природные и климатические условия, определите отрасль специализации сельского хозяйства. Что будете выращивать и экспортировать?
  5. Все ваши ответы запишите на листе, придумайте название вашей страны и подготовьте ее презентацию, постарайтесь сравнить вашу страну с изученными ранее странами.

Программа урока:

  1. Определение возможного образа территории, оформление листов (20 мин.).
  2. Изучение рынка спроса и сбыта сырья (работа брокеров на бирже).
  3. Обмен валютой на бирже:
  1. топливо и сырье - 1 ед. валюты;
  2. продовольствие - 2 ед. валюты;
  3. готовая продукция - 3 ед. валюты;
  4. туризм и научно-техническая работа - 1 ед. валюты.
  1. Брифинг и краткие выступления представителей стран:
  1. характеристика территории;
  2. промышленность и ее развитие;
  3. сельское хозяйство и его развитие;
  4. информация о валюте;
  5. экспорт и импорт (регламент 5-7 мин.).

Перед началом урока школьники объединяются в группы по 3-4 человека. С содержанием игры учащиеся заранее не знакомы, но экономическая терминология им известна, т.к. с ней старшеклассники познакомились по ходу изучения темы. Объясняется программа уроков, которая записана в карточке, регламентируется время выполнения каждого вида работы. В конце игры подводятся итоги. На наш взгляд, проигравших быть не должно.

Данная игра рассчитана на два спаренных урока. Она проста в объяснении. Отсутствуют дорогие и сложные материалы; она универсальна, ее можно трансформировать в соответствии с количеством и уровнем знаний учеников. Она позволяет отработать все лингвистические навыки: Listening - аудирование, Speaking - говорение, Reading - чтение, Writing - письмо, а также погрузить старшеклассников в атмосферу, приближенную к реальной профессиональной ситуации выбранного профиля.


Литература

1. Щербаков Т.К. Игровые технологии для формирования экономического мышления школьников // Профильная школа. - 2004. - № 5. - С.50-56

2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы): Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с., ил.

3. Стайнберг Д. 110 игр на уроке английского языка / Пер. с англ. - М.: ООО "АСТ"; ООО "Астрель", 2003. - 124 с.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности

Материалы к аттестации (Аттестационный проект на I квалификационную категорию)...

Видеофрагменты на уроках английского языка как средство формирования кросс - культурной грамотности учащихся

Применение видео оказывается очень эффек­тивным при формировании коммуникативной культуры, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуац...

Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...

Использование видеоматериалов на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции.

В этой статье вы сможете познакомиться с методикой использования видеоматериалов на уроках английского языка....

Методическая разработка "РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ"

В данной методической разработке представлены методические рекомендации по использованию ролевой игры и практический опыт использования ролевой игры на уроке английского языка по теме «Страницы англий...

«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»

Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.

Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах  деятельности человек не демонстрирует так...