Конспект урока «Представление православных христиан о Боге».
план-конспект урока по теме

Данный урок расчитан на детей после 5 класса, знакомых с темами «Проценты», «Диаграммы», владеющих основами проектной деятельности, социологических исследований. В качестве учебника использован «Основы православной культуры» А.Кураева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок "Величие Бога"53.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Васильева О.В. Лицей №6 Химки


Величие Бога и стремление человека познать Его.

Величит душа Моя Господа,

и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моём.

 Лк 1. 46-55

Пояснительная записка к уроку.        

        Удивительным образом знание преображает человека. Это заметно даже внешне. Как у Валентина Берестова: «… и глаза начинают светиться, и вокруг только умные лица, потому что считаем в уме». О силе познавательной потребности знают все родители. И все понимают, что человека просвещенного труднее обмануть. Но человек имеет и потребности более высокого порядка - духовные. О необходимости смыслообразущих знаний говорят даже атеисты. И тут видим, что знающий осмысленнее, увереннее решает для себя вопросы мировоззренческого характера. Но только не каждое знание приносит с собой счастье и утешение. Например, знание «бери от жизни все» приносит разочарование, поскольку «все» взять не получается, на каждой ступени открываются новые горизонты и оказывается, что вчерашние достижения — это не полезный багаж, а ненужный, немодный хлам.  Слова эпиграфа принадлежат Богородице, человеку, который знал величие Божие и это знание принесло духовную радость. Подобное блаженство испытывает голодный и жаждущий, насыщаясь. Такая радость познания Бога придавала сил первым христианам в дни гонений и нашим соотечественникам — новомученикам и исповедникам Российским. Этой радости и сегодня ждут ищущие Истины. Тут важно не лгать самому себе. Святитель Феофан Затворник писал, что наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты. Человек чувствует эту пустоту, она гнетет его и пугает. Изо всех сил старается он заглушить гнетущее ощущение бессмысленности своей жизни различными удовольствиями просмотром любимых телепередач, приятной истомой после сытного ужина, алкоголем, игрой на компьютере… Он старается не думать о том, что смерть в конце концов отнимет у него все эти обезболивающие средства, и единственной доступной ему реальностью тогда окажется Бог. Будет ли эта встреча с Создателем радостной для того, кто всю свою жизнь так наивно пытался от Него спрятаться?[1]1 

        Учителю важно помочь детям обрести знания, которые помогут взрослеющей личности сформировать свое мировоззрение так, чтобы жизнь выпускника сложилась созидательно, чтобы образование направлялось на воссоздание образа Божия. Именно так видели цель образования испокон веков люди, которые оставили нам в наследство страну с богатой культурой. Мы не имеем права  игнорировать интересы наших предков, «разрушать до основанья» то, что они считали краеугольным камнем.

        Данный урок расчитан на детей после 5 класса, знакомых с темами «Проценты», «Диаграммы», владеющих основами проектной деятельности, социологических исследований. В качестве учебника использован «Основы православной культуры» А.Кураева.

        Ожидаемые результаты личностные: воспитание потребности в духовном росте, положительного отношения к труду над своими нравственными качествами, воспитание критического отношения к информации;

        предметные: дать представление об учении христианства о Боге, православия о Боге, способы познания Бога;

        метапредметные: формирование проектных умений — планировать, проводить исследование, анализировать и представлять (презентовать) результаты работы.

        Педагогические технологии : личностно-ориентированная, проектная, технология развития критического мышления.

        Тип урока: комбинированный.

Конспект урока «Представление православных христиан о Боге».

        «Сколько людей — столько и мнений,»- говорят мудрецы. Так ли это? К сегодняшнему уроку вами были проведены два небольших социологических исследования. Кроме результатов по предмету, мною будут оцениваться результаты по овладению проектной деятельностью. Важно охарактеризовать тип проекта, источники информации, наглядно представить результат и провести самоанализ своей работы.

        Одна группа ребят подготовила проект «Кто Творец?» (Ребята рассказывают) — Это проект исследовательский, краткосрочный, групповой. Метод исследования — опрос. На уроках естествознания и из литературы мы узнали, что  есть разные теории происхождения мира. Нам стало интересно, а какой теории придерживаются наши знакомые. Мы составили опросник, провели опрос среди знакомых, а результаты оформили в таблицу и круговую диаграмму. Теперь, глядя на диаграмму, можно делать выводы. Продукт проектной работы — аналитическая справка, диаграмма и статья в школьную газету. Нам понравилось быть исследователями, мы работали сообща, не ссорились, договаривались. Затруднения испытали при составлении диаграммы. Нас консультировали учитель и родители.

        Еще одна группа готовила проект «О смысле жизни?». - Это проект групповой, краткосрочный, информационный и исследовательский. Мы поставили вопросы «Что думают ученые о смысле жизни? Что думают наши знакомые о смысле жизни и думают ли вообще?» Методы исследования: работа с сетью Интернет, учебной и научной литературой, опрос. Продукт проектной работы — аналитическая справка, выступление на уроке и статья в школьную газету. Мы узнали, что философы по религиозному признаку все культуры делят на: «Сотериологические» (от греч. soteria - спасение) ищут спасения; последний смысл человеческой жизни они полагают по ту сторону смертного порога, и саму человеческую жизнь рассматривают, по слову Сократа, как "подготовление к смерти"… и «Гедонистические» (от греч. hedone - наслаждение) видят высший смысл человеческого бытия в том, чтобы в пределах земной жизни, безотносительно к грядущей Вечности, с максимальным комфортом устроиться на земле. "Будем есть и пить, ибо завтра умрем", — так итожил мироощущение подобных людей апостол Павел.[2]2 Мы задавали друг другу и своим знакомым два вопроса «Думаете ли вы о смысле жизни?» и «В чем смысл жизни?» Результаты работы представили в таблице и в форме круговой диаграммы. Нам понравилось работать над проектом. Затруднения возникали при опросе, потому что не все понимали, о чем мы их спрашиваем. Но мы услышали и прочитали много интересного. Нас заинтересовали и выводы нашего исследования.

        Спасибо, группам исследователей. Какие пожелания, рекомендации вы хотели бы выразить? Кого лично заинтересовали результаты исследований, встревожили, обрадовали?

        Приступаем к уроку. Мы увидели, что люди придерживаются разных мнений относительно происхождения мира и человека, а также относительно смысла жизни. Кто-то еще не обрел этого мнения, кто-то уже изменил его. Может быть наши исследования не отражают полную картину и в масштабах планеты результат будет иной. Но разум настоящего исследователя не может быть спокоен, пока есть проблемный вопрос. Скажу иначе, душа не обретает покоя, пока не найдет Истину. В Евангелии сказано, что те, кто испытывает голод и жажду правды  - счастливчики, «яко тии насытятся».

        Сегодня наша цель стать счастливее, приблизиться к истине, услышать мнение тех, кого во всем мире называют право(правильно)славными.

        Тема «Представление православных христиан о Боге». Прошу Вас записать тему в центре листа А4 и слева в столбик записать слова, обозначающие или ассоциирующиеся с тем, что вам известно по этому вопросу.

        Прошу вас зачитать, что получилось. А три человека у доски выпишут ваши слова. Не повторяйтесь, пожалуйста.

        Откуда вам известна информация? Назовите источники.

        А как вы думаете, откуда эту информацию взяли авторы названных вами источников?

        Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит учебник. Приготовтесь карандашом на полях при чтении делать пометки: + согласен, - не согласен, ! Удивлен, ? готов поспорить. Читаем и помечаем самостоятельно Урок 5.

        «Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Поэты, писатели и художники создавали свои лучшие произведения в состоянии вдохновения, то есть в состоянии, когда им открывалось что-то прекрасное. Христиане же говорят об откровении Бога людям:

Бог может открываться людям через совесть.

Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли.

Бог может открываться через красоту мира: ведь если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.

Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек очень хотел приобрести что-то, но каждый раз желаемая цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или – «нет на то воли Божией».

Но было и такое откровение Бога к людям, которое через одного человека было обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано.

Таким «откровением Божиим» у христиан считается Библия. Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце. Самые важные и самые сложные страницы  Библии говорят о жизни и учении Христа.»

        Пожалуйста, прокомментируйте свои пометки. Что такое откровение? Какие мысли вызвал у вас этот текст? Что удивило, вызвало сомнения, порадовало?

         Какими терминами дополним наш рабочий лист? Я бы дописала слова «откровение», «воля Божия», «красота», «радость». Кто понимает меня? Поясните мой выбор слов.

        А теперь я прошу вас линией одного цвета или одного типа почеркнуть слова, относящиеся к источникам информации о Боге. Надпишите справа название этой группы слов, а я сделаю это на доске. Пожалуйста, ознакомьте нас с результатом работы.

        Посмотрите на оставшиеся слова, на тему урока и попробуйте сформулировать следующий вопрос урока. Верно, дальше мы разберем, а что именно христиане знают о Боге, каковы их представления. Ознакомьтесь с учебником. Не забудьте карандашом на полях при чтении делать пометки: + согласен, - не согласен, ! Удивлен, ? готов поспорить. Читаем и помечаем самостоятельно. Урок 7 и 9.

        «Библия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца.

Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он во-человечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому  Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком.

Ведь Бог свободен. Он создал природу и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом.»

«Бог Сам свободен – и человеку Он тоже подарил свободу.

Бог есть Любовь - и Он подарил людям любовь.

Бог есть разум - и Он подарил людям способность мыслить.

Бог есть Творец – и Он подарил людям способность творить.

Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называются – «образ Бога в человеке».»

        Пожалуйста, прокомментируйте свои пометки. Какие качества Бога знают христиане? Какие мысли вызвал у вас этот текст? Что удивило, вызвало сомнения, порадовало?

         Какими терминами дополним наш рабочий лист? Я бы дописала слова «Любовь», «Дух», «Создатель», «Богочеловек», «бесконечен», «Творец», «свобода», «сострадание», «щедрость», «милость», «долготерпение», «разум». Кто понимает меня? Поясните мой выбор слов. Попробуйте дополнить.

        А теперь я прошу вас линией одного цвета или одного типа почеркнуть слова, относящиеся к информации о свойствах Бога. Надпишите справа название этой группы слов, а я сделаю это на доске. Пожалуйста, ознакомьте нас с результатом работы. Как вы считаете, полный ли список у нас получился. Безусловно, Бог непостижим человеческим разумом, но познание приближает нас к Богу, делает нас роднее. Скажите, какое свойство Бога для вас значимо сегодня? А какое свойство Бога ты мог бы проявить как тот, кто носит образ Божий в себе?

        Посмотрите на оставшиеся слова, на тему урока и попробуйте сформулировать следующий вопрос урока. Верно, дальше мы разберем, а что же делают люди, имеющие представление о Нем, о Его  величии. Подчас, читая жития святых, удивляешься тому, что поступки их внешне, на взгляд обывателя, противоречат здравому смыслу и даже самой Библии. Вот один почитает родителей, а другой оставил их и ушел в монастырь. Один терпит все напрасные обиды и даже побои, а другой на войну пошел. Один мудростью на весь мир Бога славит, а другой блажит. И все святые, и все волю Божию исполнили. Как вы думаете, что должен делать человек, чтоб приблизиться к Богу, исполнить  Его волю. Верно, эту волю надо знать. Не зря мудрые говорят, что крест надо нести именно тот, который дан тебе. Давайте посмотрим мультфильм «Твой крест», снятый по христианской притче.[3]3

        Понравился фильм? Какие мысли вызвал? Что удивило, вызвало сомнения, порадовало?

         Какими терминами дополним наш рабочий лист?

        А теперь я прошу вас линией одного цвета или одного типа почеркнуть слова, относящиеся к действиям знающих Бога. Надпишите справа название этой группы слов, а я сделаю это на доске. Пожалуйста, ознакомьте нас с результатом работы. Верно, главное искать воли Божией и, узнав, поступать по истине.

        Давайте подведем итоги урока. Что узнали? Что вас удивило? Что порадовало? Что хотелось бы повторить?

        Домашнее задание по выбору.

  1. Проект «Творец мира. Какой Он?» Вопрос этого творческого проекта — какие Божьи качества проявляются в сотворении мира. Попробуйте хотя бы красками, пластилином или в компьютерной программе создать свою планету и понаблюдать, какими качествами должен обладать творец.
  2. Составить интеллектуальную карту на основании рабочего листа по теме.

Благодарю за урок, желаю сохранить сегодняшнюю радость.

Ссылки на источники

1.  http://azbyka.ru/vera_i_neverie/

 2.«История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М., «Планета детей», 1997

 3.режиссёр С. Подивилов, студия "Рассвет", 2007 год. Сайт "Вопросы и ответы " - http://www.voprosootvet.ru/subject/index.htm.


[1]1          http://azbyka.ru/vera_i_neverie/

[2]2         «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М., «Планета детей», 1997

[3]3         режиссёр С. Подивилов, студия "Рассвет", 2007 год. Сайт "Вопросы и ответы " - http://www.voprosootvet.ru/subject/index.htm. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект "Во что верят православные христиане"

План-конспект урока для учащихся 4 класса по курсу ОРКСЭ.Модуль «Основы православной культуры»Учащиеся познакомятся с тем, во что верят православные христиане...

Конспект урока, представленного на всероссийский конкурс "Урок письма".

Конспект урока, представленного на всероссийский конкурс "Урок письма" в номинации "Письмо моей семье"....

Конспект урока по православной культуре по теме: «Иван Фёдоров – мастер дел печатных»

Цель:  познакомить детей с первопечатником Иваном Федоровым и его служением просвещению русских людей.Задачи:выяснить предпосылки книгопечатания на Русипознакомить детей с личностью Ивана Ф...

Конспект урока "Главнейший праздник православных христиан - Пасха""

 Цель урока: Развитие духовных качеств личности через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.Задачи: 1.   Сформировать поняти...

конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу"

конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу" по Всемирной истории для 7 класса по программе "2100"....

Конспект урока "Русская Православная церковь в XVII веке"

Конспект урока "Русская Православная церковь в XVII веке"...

Конспект урока "Русские православные храмы"

Урок - исследование.    Тема:  "Русские православные храмы"...