конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Величко Ксения Александровна

конспект урока "Реформация - новое отношение к Богу" по Всемирной истории для 7 класса по программе "2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_kl.docx46.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 6. Реформация - новое отношение к Богу

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

Учить сравнивать основы католического и протестантского все  учений и устройство церквей.        

Линия 3. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.        

Умение выявлять причины и последствия Реформации.

Линии 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Предоставить возможность учащимся оценить действия сторонников реформации.

Обязательный минимум содержания:

Реформация: причины, лидеры: (1517 г.) - М. Лютер (основные идеи и судьба), Ж. Кальвин (основные идеи и судьба). Образование протестантских церквей: лютеранской, кальвинистской, англиканской и их основные отличия от католицизма.

Литература: Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, Н. С. Павлова, В.А. Рогожкин. История России 7 класс 16 – 17 века. М: БАЛАСС,2012г. С. 62 – 70.

Л. А. Малкова, С.В. Миничева, Д.Д. Данилов. Российская и Всеобщая история 7 класс. Методические рекомендации для учителя. М: БАЛАСС,2012г. С.66 – 71.

Л.А. Малкова, Д.Д. Данилов, Е. А. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «История России» 7 класс. М: БАЛАСС,2012г. С.21-23.

Ход урока:

Действия учителя

Создание проблемной ситуации                

  •   -  Запишите тему урока в свои тетради.        
  • Что означает понятие «реформация»? Подберите однокоренное слово к данному.
  • Слова «реформация» и «реформа» - однокоренные.
  •         Действия учеников
  • Реформа.
  • Действия учителя

А что такое реформа?        

Действия учеников

(При необходимости с опорой на словарь): реформы – это планируемые властью изменения.

        Действия учителя

Если говорить о реформации, то это изменения (преобразования) католической церкви.

 Кто должен был проводить преобразования церкви, кто обладал  в ней властью?

Действия учеников

- Реформацию мог проводить только Папа Римский, т.к. именно он был  главой церкви  и мог планировать ее изменения.

Действия учителя

В данном случае преобразования начались против его воли.

- Как называют людей, выступающих против официальной церкви и основных догматов вероучения?        

Действия учеников

  • Таких людей называли еретиками.

Запись на доске: РЕФОРМАТОР = ЕРЕТИК.

Действия учителя

 На с. 70 прочитайте отрывок из стихотворения Мартина Лютера, одного из реформаторов. Что он объявляет главной ценностью христиан?        Можно ли такие взгляды считать ересью?

Действия учеников

- Мартин Лютер считает главной ценностью христиан Божье Слово, он во всем надеется на Господа.        

-         Подобные взгляды нельзя считать ересью.

Запись на доске: РЕФОРМАТОР = НЕ  ЕРЕТИК.

Действия учителя

Формулирование проблемы

- Какое вы видите противоречие?

- Какой возникает вопрос?

Действия учеников

-        С одной стороны, реформаторы выступают против, а значит, они еретики, с другой - они не противоречат христианскому вероучению,

-         Реформаторы - еретики или нет?

Действия учителя

Актуализация знаний

  •  Что нам необходимо вспомнить, какие изученные материалы пригодится; для решения нашей проблемы?

а) во фронтальном диалоге (быстро, но участвуют не все);

б) индивидуальные письменные задания с фронтальной проверкой (дольше но включен весь класс).

  •  Какие изученные нами крупные события и процессы начала Нового времени могли также повлиять на отношение людей к церкви?

Действия учеников

Можно ожидать, что ученики (опираясь на домашнее задание -  вопросы перед параграфом) предложат вспомнить, что такое церковь, религия, каким было отношение людей к католической церкви.

Вспоминают (возможно с опорой на словарь, текст введения) что такое:

-         религия;

-         церковь;

-         каким было отношение людей Средневековья к католической церкви.

-         Многое из того, о чем говорила католическая церковь, было поставлено под сомнение. После географических открытий изменилось представление о пространстве. С началом эпохи Возрождения изменилось отношение людей к человеку, к церкви. Гуманисты критиковали церковь.

Действия учителя

Создание плана урока

  •  Что нам необходимо узнать нового, чтобы ответить на наш главный вопрос реформаторы — еретики или нет?

Действия учеников

-         Разобраться, что такое Реформация:

1)         почему началась;

2)         в чем заключалась, чем отличалась от того, что делала католическая церковь.

Действия учителя

Открытие нового знания. Пункт 1. «Причины Реформации»

  •  Каковы были причины Реформации? Составьте список, используя учебник на с. 62, первый абзац (дается 1-8 минуты). Прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызывали протест у части верующих.
  • Немецкий поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал:

Есть у попов про всех товар,

Лишь покупай — и млад и стар!

Известно, каждый поп и инок Дом Божий превращают в рынок:

Дают реликвии доход,

А главное — в церквах идёт

Продажа индульгенций бойко,         

Вот что и есть овечья дойка!

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна,

Живя бессовестным обманом,

Церковник ловко лжёт мирянам:

За мощи выдав зуб быка,

Он им притронется слегка

К болящему — и дань сберёт...

Страдает от попов народ,

Не перечесть его невзгод:

Зимой и летом гнёт он спину,

Чтоб отдавать им десятину.

Коль не заплатишь, проклянут,

Изгонят, свечи вслед швырнут,        

Другим чтоб было неповадно.

Трудиться разве не досадно

Крестьянину по целым дням,

Чтобы поповским холуям

 Сидеть в трактирах было можно,

Курить и пьянствовать безбожно?

Действия учеников

Возможные ответы учеников:

  • язык церкви - латинский - был непонятен большинству верующих;
  •  многие не могли прочитать Библию;
  •  крестьян и горожан возмущали поборы церкви;
  •  представителей буржуазии раздражало богатое убранство церкви;
  •  малоземельные рыцари, феодалы, с завистью смотрели на богатые церковные земли;
  •  королей и князей раздражало вмешательство Римского Папы в дела государства.

Действия учителя

  • Нужен был только повод, чтобы началась Реформация.

Таким поводом явились «95 тезисов» Мартина Лютера, которые были опубликованы в 1517 году.        

  •  Кто такой Мартин Лютер? Что вы читали о нем дома?
  •  Почему «95 тезисов» Мартина Лютера стали началом Реформации? При ответе можно использовать учебник, с. 63.

Действия учеников

-        Профессор теологии в Виттенбергском университете.

-         Был возмущен продажей индульгенций. В «95 тезисах» начал критиковать католическую церковь. У него появилось много сторонников. Началась Реформация.

Действия учителя

Открытие нового знания. Пункт 2. «Суть Реформации»

- В ходе Реформации в Европе появилось несколько церквей. Для того чтобы сравнить новые церкви и католическую, заполним таблицу:

Особенности

Церкви

Католическая

Лютеранская

Каливинистская

Англиканская

Каковы отличительные

особенности  вероучения о спасении души?

Какая роль церкви, священников?

Какая власть  важней: духовная или светская?

Язык, на котором ведётся богослужение.

Отношение к богатству церкви.

Первый столбец заполняет весь класс, работая фронтально.

Чтобы сократить время, класс делится на труппы или ряды, каждая гр. заполняет 1 столбец.

1-я группа: прочитать учебник, с. 64, первый абзац. Заполнить столбец:  Лютеранская церковь.

2-я группа: прочитать учебник, с. 67. Заполнить столбец: Кальвинистская церковь.

3-я группа: прочитать учебник, с. 68. Заполнить столбец: Англиканская церковь.

Особенности

Церкви

Католическая

Лютеранская

Каливинистская

Англиканская

Каковы отличительные

особенности  вероучения о спасении души?

Спасение души

только через церковь, следо-

вание её запо-

ведям.

Спасение верой, нет пос -

редников меж-

ду человеком и Богом.

«Божественное

предопределение»

в том, кто будет спасён.

Сохраняются

основы католического учения.

Какая роль церкви, священников?

Только священники могут толковать Библию и прощать грехи.

Священники только разъясняют Библию. Их избирает община верующих.

Избранные проповедники следят за нравственностью.

Сохраняется роль священников.

Какая власть  важней: духовная или светская?

Светские правители подчиняются Римскому Папе.

Глава церкви – король.

Существует община верующих.

Глава церкви – король.

Язык, на котором ведётся богослужение.

Латинский язык.

На родном языке.

На родном языке.

На родном языке.

Отношение к богатству церкви.

Богатая церковь. Имеет право на сбор десятины и продажу индульгенций.

«Дешёвая» церковь.

«Дешёвая» церковь.

Все земли перешли государству. Священникам платит государство.

Действия учителя

Открытие нового знания

  •  Объясните, почему новые церкви получили такие названия. В честь кого были названы? Что вам о них известно?
  •  Сравните, церкви, которые появились в период реформации и католическую церковь. В чем сходство?

В чем отличия?

Действия учеников

Учащиеся кратко рассказывают о Лютере, Кальвине, англиканской реформе.

-         Сохранилась вера в Бога.

-         Изменяется роль священников, богослужение ведется на родном языке, Римский Папа теряет свою власть, главой церкви становится светский правитель, церковь оказывается «дешевой», священники не уполномочены прощать грехи, это может сделать только Бог.

-         Появившиеся церкви во многом отличались от католической, церкви, они противоречили ей.

Действия учителя

Выражение решения проблемы

  •  Какой вывод на основе таблицы можно сделать?
  •  Церкви, которые выступали против католической церкви, стали называется - протестантскими.
  •  А теперь вернемся к нашему основному вопросу: реформаторы - еретики или нет? Пусть каждый самостоятельно письменно ответит на этот вопрос и докажет  свое мнение аргументами и фактами.

Действия учеников

Выполняют задание письменно.        

Устно представляют свое решение 2-3 ученика (важно, чтобы прозвучали разные точки зрения).

Их мнение обсуждается в классе.

Возможные варианты ответов:        

а) реформаторы - еретики, так как меняли основы католического христианского вероучения (например, «предопределение»), меняли основы церковного устройства (отказ от «священства»).        

б) реформаторы не еретики, так как считали существующую церковь грехов-  ной, опороченной и создавали новую церковь. Он меняли те особенности, католического учения и устройства, которые, на их взгляд, противоречили основам христианства.

Действия учителя

Можем ли согласиться с названием параграфа: реформация – новое отношение к Богу?

Действия учеников

  •  Да, человек по-прежнему верит в Бога, но отношение к нему изменилось. Возможные основания - многие перестали бояться Бога, для многих в основе веры стало совершенствование души, снизилась роль церкви.

Действия учителя

Разгадайте кроссворд. (см.  на слайде)

Домашнее задание

-  Прочитайте название следующего параграфа, 5-го.

  •  Как вы понимаете смысл первого слова? О чьих действиях пойдет речь?
  •  Как с этим может быть связана вторая часть названия - новая карта Европы?
  •  Проверьте свои предположения, прочитав дома § 5. Чтобы лучше понять его, подготовьте ответы на вопросы перед параграфом.        

Действия учеников

 Контрреформация и новая карта Европы.

Предполагают, что католическая церковь, вероятно, стала сопротивляться реформации.        

Высказывают различные предположения.

Если бы ты вдруг оказался на месте человека 16 века, чью сторону ты принял бы: католика или сторонника Реформации?

Действия учителя -  выставление оценок за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание- практикум «Использование возможностей NetSchool для стимулирования новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса»

Это родительское собрание проводится с целью помощи родителям в овладении навыками работы с комплексной информационной системой NetSchool. Так же обозначен круг проблем, связанных с использованием ком...

Конспект урока ОПК "Путь к Богу. Православная молитва"

Работа включает в себя конспект урока с презентацией....

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья». (Я работаю по программе «Детство», в рамках ФГТ и новым стандартам пишем конспекты по-новому).

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Папа, мама, я - спортивная семья».Основные виды деятельности: коммуникативная, продуктивная.  Продукт деятельности: кол...

План-конспект урока "Межличностные отношения", 7 класс

План-конспект урока, с приложением раздаточного материала и презентации....

Конспект урока "Социальные отношения". 11 класс

Позволяет систематизировать накопленные знания при подготовке к зачету, ЕГЭ....

Конспект урока "Международные отношения во второй половине XXвека"

Развитие двухполюсной системы международных отношений...