Проектные методы обучения на уроках математики
статья по теме

Амирова Яна Юрьевна

В статье раскрывается метод пректов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проектные методы обучения на уроках математики

    Метод проектов впервые возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем, и связывался он с американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Идея Дж. Дьюи заключались в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс и организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, но деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.

    К сожалению, с годами метод проектов был подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат той или иной деятельности, например, организацию тематических мероприятий, викторин, создание альбомов, рефератов, газет. Важно не смешивать понятие"проект как результат деятельности" и "проект как метод познавательной деятельности".

     Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.

     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умение принимать решение; развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов.

     Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы(задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта(с указанием  поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление  конечных результатов, анализ полученных данных,  подведение итогов, корректировка, выводы.

  Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде статей, приходится говорить даже о кризисе математического образования. Причины его видятся в следующем:

- в изменении приоритетов в обществе и в науке- в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;

- в сокращении количества уроков математики в школе;

- в оторванности содержания математического образования от жизни;

- в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

1. Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.

2. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся:

- новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;

- новых личностных качеств.

3. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно.

4. Организация и проведение макро-проектов требует обоснованного и разумного подхода с учетом всех ранее выявленных замечаний. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто.

   В организации проектной деятельности на уроках математики необходимо использовать компьютерно- информационные технологии. В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока- при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.

1.Объяснение нового материала.

   При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучении темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях  задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

   Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничение времени  демонстрации слайд – фильма, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд – фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

2. Решение текстовых задач.

   На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулу в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.

3. Контроль знаний.

   При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ»

   Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.

   Рассмотрим применение компьютерных технологий на одном из уроков математики в 10 классе по теме « Призма. Площадь поверхности призмы». Урок закрепления и повторения знаний проводится по методу проекта. В ходе урока должны создать проект- компьютерную презентацию по определенной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам.

   Теоретики подбирают теоретический и исторический материал, создают слайд.

   Практики работают по карточкам, решают вычислительные задачи по рассматриваемой схеме.

   Технические редакторы работают на компьютере, выбирают макет, шаблон оформления, набирают текст.

   В конце урока группы защищают созданные проекты, обосновывая при этом выбор тех или иных компьютерных программ.

   Во время защиты каждый ученик в  классе активно участвует в оценивании результатов работы, выставляя от 0 до 5 баллов по следующим пунктам:

- содержание теоретического материала,

- наличие дополнительного материала, углубление по выбранному вопросу,

- наличие исторического материала,

- количество и уровень представленных задач,

- эстетичность оформления,

- проведение защиты.

   Результаты ребята заносят в свои таблицы, подсчитывают итоговый балл, и во время обсуждения дают советы и рекомендации одноклассникам.

   Использование компьютерных технологий в обучении математике позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельноти.

Примеры проектов: координаты точки и координаты вектора, расстояние от точки до плоскости, угол между прямой и плоскостью, правильная пирамида, решение уравнений 2-й, 3-й, 4-й степеней по формуле, теорема Пифагора вне школьной программы. . .

Использованная литература:

1.Величко, М. В. Математика. 9-11 классы: Проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2008- 123 с  

2. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учеб. Пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. Изуч. Математики/авт.-сост. М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 1997.-271с


  Электронные источники:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия.-2004

2. Internet

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

Использование проектного метода обучения на уроках технологии

Использование проектного метода обучения очень полезен именно на уроках технологии. Учащиеся на уроках в основном занимаются творческими проектами, вследствие этого у детей развивается интерес к предм...

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

статья "Проектный метод обучения на уроках технологии"

Метод проектов - один из педагогических инструментов, позволяющий учителю решать определенные образовательные задачи...

Доклад на площадке Региональной олимпиады Использование проектного метода обучения на уроках профессионально - трудового обучения в старших классах.

Современные требования к содержанию учебного процесса, а именно  формирование базовых учебных действий,  духовно-нравственное воспитание учеников позволяют нам в уже апробированных методах п...

Проектный метод обучения на уроках математики

В связи с изменениями, происходящими сегодня в образовании и требованиями предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом, школы переходят к системно -деятельностному подходу в п...