Обобщение опыта по теме "Развитие критического мышления на уроках химии и биологии"
статья по теме

Леденёва Галина Викторовна

В данной работе представлены материалы по использованию технологии развития критического мышления на разных этапах уроков химии и биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.В. Леденёва

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ  ХИМИИ И БИОЛОГИИ.

«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

                    Я.А.Коменский

   «Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»

    В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

   На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Как научить ребенка разбираться в большом потоке информации, которую он получает ежедневно.  Сегодня учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает целый ряд вопросов:

  1. Как помочь усвоить этот материал.  
  2. Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
  3. Как вовлечь учеников в образовательный процесс?
  4. Как научить учиться?

   Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Ученые проводят объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания ориентироваться в стремительном потоке информации. Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Каждый учитель должен досконально знать, не только чему учить, но и как учить на строго научной основе.

Можно конечно работать «по-старому», традиционно рассказывая детям параграф, читая лекцию. Но гораздо важнее научить их самих добывать знания.

В настоящее время и общество изменило свои приоритеты, оно заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

 Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что достичь хороших результатов можно только через активную самостоятельную деятельность ученика. Много различных подходов и технологий  перепробовала в своей многолетней практике. И остановила свой выбор на технологии развития критического мышления, она как никакая другая подходит к нашей классно-урочной системе, не требует глобальной перестройки урока.

Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно  применить.  А технология РКМ, в полной мере отвечает этим этапам.

Эта технология хороша  ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда.  Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки.  В основе технологии лежит деятельностный подход, что  позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно  успешность в освоении предмета.  

         Эта технология в России не нова, но для себя я её открыла совсем недавно.  В основе развития критического мышления лежат три последовательных  стадии: вызов – осмысление новой информации – рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в зависимости от темы урока,  от учебных возможностей класса.

1 Стадия – Вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Она позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить к активной работе. Ученик вспоминает всё, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Эта стадия похожа на  актуализацию знаний в традиционном уроке, но  приёмы  и методы организации деятельности другие. Приёмы «Ассоциации», «Покопаемся в памяти», «Кластеры», таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У),  «Логические цепочки» позволяют детям каждому активно включиться в работу.

Например, при изучении в 9 классе темы «Химические свойства металлов» использую прием «Кластер». Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы.  В центре располагается звезда – это наша тема «Металлы». Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы «с водой», «с кислотами», «с солями», «с неметаллами».  Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Прием «Кластеры» использую на стадии вызова, осмысления, когда  после работы с текстом, кластер наполняется содержанием,  и на стадии рефлексии, т.е. кластер может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Этот прием способствует развитию системного мышления. 

 Интересный приём таблица «ЗХУ» например, при изучении темы «Стебель, его строение и значение».  Для начала спрашиваю, что дети знают по теме урока. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы.  В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать  сведения, понятия или факты  только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.  

При изучении темы «Неметаллы» в 9 классе использую приём «Верите ли вы?» Этот прием может быть началом урока. На экране или доске записываются верные и неверные цитаты, а ученики должны прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание правильное и знак «-»  там, где по их мнению оно не верно. Затем просьба к  учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

2 стадия – Осмысление. На этой стадии учащийся вступает в контакт с новой информацией, самостоятельно и активно участвует в работе. Здесь актуальны такие приёмы, как: чтение текста с маркировкой по типу insert,  ведение записей двойных дневников и бортовых  журналов, составление таблиц «ЗХУ», работа с кластером, приём «Карусель». Эти приёмы можно использовать при любом способе подачи нового материала: чтении текста,  просмотре  видеофильма, объяснении  учителя, сообщение обучающегося с демонстрацией презентациии, выполнение лабораторного опыта и т.д. Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.  Основным приемом ТРКМ является маркировка текста по типу Инсерт. В дословном переводе с английского – означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.  Например, при изучении химических свойств металлов в 9 классе ученики  используют прием «маркировка». Они читают текст параграфа и делают в нем соответствующие пометки:            

«V» - галочкой отмечают  то, что известно;

 «+» - знаком «плюс» то, что не знал, но узнал из текста;

«-» - знаком «минус» то, противоречит тому, что вы знали;

«?» - вопросительный знак, если  не понял, но возникло желание узнать о чем-то подробнее.

Время на работу отводится в соответствии с объемом текста. Затем материал обсуждается, и информация заносится в кластер.

Для организации групповой работы использую приём «Карусель». Суть приёма такова: формулирую проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Готовлю цветные маркеры, листы А3 (за неимением бумаги  использую куски обоев) с написанными на них вопросами (по одному на каждом). По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся, совместно записывают ответ, на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Например,  в 8 классе при изучении темы «ОВР» таким способом мы отрабатываем расстановку коэфициентов методом электронного баланса.

После «карусели» вывешиваю работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший и более правильный ответ. Этот приём называется «Галерея», использую на стадии рефлексии.

3 стадия – Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

На этой стадии можно использовать приемы: кластер, эссе, самоанализ, толстые и тонкие вопросы, галерея, ключевые слова, взаимообучение, синквейн (синквейн – это стихотворение пятистишие, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях).

Прием «Синквейн» можно использовать на любом уроке – этот приём как подведение итогов урока. Учащиеся пересматривают то,  что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. На данном этапе приобретается важное умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Например,  синквейн по теме «Стебель»: Стебель

Сложный, сильный.

Проводит, запасает, удерживает.

Важен в жизни растения, человека.

                      Опора!

Также на любом уроке можно использовать интересный приём «Тонкие и толстые вопросы». Есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет» - это тонкие вопросы, но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно  - это проблемные,  то есть толстые вопросы.

Толстые  вопросы?

Тонкие вопросы ?

   Дайте 3 объяснения, почему...?
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...?
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?

   Кто ?
   Что ?
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...?
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?

Таблица «Толстых»  и «Тонких»  вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – демонстрация пройденного.

Приём «эссе» или «Самоанализ»   «На уроке я повторил правила определения степени окисления, научился составлять формулы, называть бинарные соединения».

С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют для учителя новизны.  Вместо «вызова»  более привычно для учителя – актуализация знаний.  А «осмысление» - это изучение нового материала. Рефлексия в традиционном уроке – это первичное закрепление материала и итоги урока.

Что же принципиально нового несёт в себе технология развития критического мышления? Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая. Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности ученика.

Теоретически всё просто, а на практике существуют определённые трудности: учителю приходится перестараивать  всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, потому,  что нет  готовых методических разработок, не на каждом уроке можно применить данную технологию, и  пожалуй, самое главное – это катастрофическая нехватка времени на уроке.

А польза технологии очевидна. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен в изучении предмета и  легче адаптируется в жизни.  Спасибо за внимание.

                                          Литература.

1.  Селевко Г.Г.   Современные образовательные технологии

   Москва, Народное образование,  1998 г

2. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке.

Пособие для учителя. – М.,2004. 

3. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»  http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ 

4. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Леденёва Галина Викторовна. Использование технологии критического мышления на уроках химии и биологии

Слайд 2

«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере годным к образованию». Я.А.Коменский

Слайд 3

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Слайд 4

Приёмы стадии «ВЫЗОВ» Ассоциации Покопаемся в памяти Кластеры Таблица «ЗХУ» Логические цепочки Корзина идей Верные и неверные утверждения Инструкции

Слайд 5

Приём «Кластер» Металлы С водой С кислотой С солями С неме таллами

Слайд 6

«Таблица ЗХУ» Знаю Хочу узнать Узнал Стебель – это часть побега. 2. Стебель – вегетативный орган. 3. На стебле есть листья и почки. Как выглядит стебель под микроскопом. Как стебель растёт. Как стебель проводит вещества 1. У стебля очень сложное строение. 2. Клетки камбия делятся и стебель растёт в толщину. 3. У стебля есть проводящие сосуды и ситовидные трубки

Слайд 7

Приём «Корзина идей» Приём для организации начала урока с целью выяснения знаний учащихся по теме: 1 этап – индивидуальная работа 2 этап – работа в парах 3 этап – сброс идей в «корзину» - фронтальная работа

Слайд 8

2 СТАДИЯ- ОСМЫСЛЕНИЯ Приём «Пометки на полях» Приём «Маркировочная таблица» Приём «Лист решения проблем» Приём «Таблица аргументов» Приём «Ромашка Блума »

Слайд 9

Приём «Двухчастный дневник » При чтении текста заполняется таблица: Что понравилось? Что запомнилось? Почему понравилось? Какие ассоциации возникли? 1. 2. 3. 1. 2. 3.

Слайд 10

Приём «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума » Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?

Слайд 11

Ромашка вопросов Блума Уровень познавательной деятельности Тип вопросов Примеры формулировки вопросов Воспроизведение Простые Кто? Когда? Где? Как Понимание Уточняющие Правильно ли я понял? Применение Практические Как можно применить? Что можно сделать? Анализ Интерпретационные Почему? Синтез Творческие Что будет , если…? Оценка Оценочные Как вы относитесь…?

Слайд 12

3 СТАДИЯ-РЕФЛЕКСИЯ Приём «Кластер» Приём « Синквейн » Приём «Эссе» Приём «Самоанализ» Приём«6 шляп критического мышления» Приём «Ключевые слова» Приём « Взаимообучение » Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 13

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным ) Вторая строчка – это описание темы в двух словах ( двумя прилагательными ) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

Слайд 14

Приём «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы? Тонкие вопросы? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему Вы думаете…? Почему Вы считаете…? В чём различия…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто? Что? Когда? Может…? Как звать…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Слайд 15

6 шляп критического мышления

Слайд 16

Спасибо за внима ние!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие критического мышления на уроках химии"

Технология развития критического мышления,  на мой взгляд, является одной из самых актуальных технологий на сегодняшний день. Она позволяет  учащемуся самореализовать себя, помогает адаптаци...

Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Поэтому важно развивать у ребенка умение логически мыслить, принимать решения, работать с информацией. анализировать различные стороны явлений, отб...

Методическая разработка "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока "Химия пищи"....

Использование технологии критического мышления на уроках химии

Методическая разработка посвящена теме «Соединения химических элементов» (8-й класс, базовый уровень).  Учащиеся впервые в курсе химии знакомятся с основными классами химических соединений, особе...

Обобщение опытом« Развитие логического и творческого мышления на уроках химии и биологии»

« Развитие логического и творческого мышления на уроках химии и биологии» Актуальность проблемы  заключается в том, что согласно «Концепции модернизации российского образования» образо...

Технология развития критического мышления на уроках химии, биологии, географии.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термин...

Презентация по химии на тему "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии" (8-11 класс)

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, п...