Технология развития критического мышления на уроках химии, биологии, географии.
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шакирова Танзиля Хашимовна

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kriticheskoe_myshlenie.zip89.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления на уроках химии, биологии, географии.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Особенностями этой технологии являются:

   - учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

   - на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

   - стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Думать критически ЭТО –

    Проявлять любознательность;

    Использовать исследовательские методы;

    Ставить перед собой вопросы;

    Вскрывать причины и последствия фактов;

    Осуществлять планомерный поиск ответов;

    Сомнение в общепринятых истинах;

    Выработка точки зрения и способность отстаивать её логическими доводами;

    Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

    Во-первых – это мышление самостоятельное;

    Во-вторых – это мышление обобщенное;

    В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;

    В четвёртых – это мышление аргументированное;

    В пятых – это мышление социальное.

В программе РКМ определение критического мышления состоит из 6 компонентов.

Критический мыслитель:

    Формирует собственное мнение;

    Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;

    Решает проблемы;

    Аргументировано спорит;

    Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;

    Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: “вызов – осмысление новой информации – размышление (рефлексия)”.

1 стадия – Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т.д.

Эта стадия имеет две цели: первая - осуществление нескольких важных познавательных видов деятельности. Во-первых обучаемый активно участвует в в вызове того. Что он уже знает о данной тематике. Это заставляет обучаемого анализировать собственные знания и начинать думать о теме, которую они скоро начнут разбирать во всех подробностях. Огромное значение имеет то обстоятельство, что через эту деятельность учащийся определяет уровень собственных знаний. к которым могут быть добавлены новые. Это очень важно знание становится прочным, если оно приобретается в контексте того, что человек уже знает и понимает.

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Таким образом, помогая учащимся реконструировать предыдущие знания и представления можно заложить самые широкие основы для того чтобы достичь долгосрочного понимания новой информации. Это также помогает осветить неправильное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, которые никогда не проявились, если бы не состоялось активное рассмотрение уже существующих знаний и представлений.

Вторая цель – активизация обучаемого. Учение – активная, а не пассивная деятельность. Слишком часто учащиеся пассивно сидят в классах, слушая своих учителей, которые все время мыслят. Тогда как обучаемые просто сидят или думают о чем – то своем. Для того, чтобы обучаемые сознательно, основательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе учения.

Задачами 1стадии являются:

   -самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

   - самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

   - на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно?”.

2 стадия – Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.

Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе. Существуют стратегии преподавания, которые все время поддерживают высокий уровень активности учащихся.

Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова – это первое. Второе это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным. Как показано на рисунке . они строят мосты строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание.

3 стадия – Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.

Задачи фазы рефлексии:

    Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

    Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.

Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.

Роль учителя в технологии развития КМ:

    Направляет усилия учеников в определенное русло;

    Сталкивает различные суждения;

    Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

    Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

    Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Формы и средства развития КМ:

    Сбор данных;

    Анализ текстов;

    Сопоставление альтернативных точек зрения;

    Коллективное обсуждение;

    Разные виды групповой и парной работы;

    Дебаты;

    Дискуссии;

    Публикации письменных работ учащихся.

^ 4. Использование технологии КМ на уроках географии.

Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ в обучение – так как для некоторых приёмов требуется большое количество детей, чтобы поделить их на несколько групп. С другой – наоборот, за всем процессом внедрения технологии можно проследить. Если в классе 5 или 8 человек, то у учителя есть возможность несколько раз за урок подойти к одному и тому же человеку и проследить за всем процессом выполнения заданий, выслушать каждого.

Сравнительно недавно я применяю на уроках географии и биологии некоторые приёмы технологии: кластер (схема), составление перепутанных логических цепочек, слова-ассоциации, составление «толстых» и «тонких» вопросов (вопросы репродуктивного и продуктивного типа), составление синквейна (стихотворение по алгоритму), прогнозирование «Верные и неверные утверждения», таблица «ЗХУ», ключевые термины.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

^ Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие.

Методический прием «Верите ли вы, что …»

Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них. (Учитель заранее называет группе номер вопроса.)

Верите ли, вы …

- что Антарктида – самый холодный материк?

- что в Антарктиде есть львы и леопарды?

- что в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг?

- что в Антарктиде нет постоянного населения?

- что Антарктида принадлежит России?

- что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см?

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования «Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Утверждения

        

До чтения (слушания)

        

После изучения материала

1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.

2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.

3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.

4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.

5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.

        

^ Учимся задавать вопросы.

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. (да или нет) «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

«Толстые» и «тонкие» вопросы

        

Дайте объяснения, чем клещи и пауки похожи между собой?

        

Кто относится к паукообразным?

Чем объясняется беспокойное поведение ночных птиц, содержащихся в клетке?

        

Как называется паук, самка которого съедает самца?

В чем различие строения паукообразных и ракообразных?

        

Когда появились первые представители паукообразных?

Предположите, что будет, если поместить в банку паука и скорпиона? (Аргументируйте свой ответ).

        

Согласны ли вы, что большинство пауков являются хищниками?

Как связано «бабье лето» с пауками?

        

Верно ли, что пауки плетут паутину?

^ Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы.

Методический прием «Кластер». Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученикам предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием «Фишбоун» Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Пример: Урок « Северо-запад России»

Сравните ЭГП и планировку двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. Используйте прием «Концептуальная таблица».

Москва

        

Линии сравнения

        

Санкт-Петербург

        

1.В какой части страны расположен город?

        

2.Выход к морю

        

3.Транспортное положение

        

4.Положение на реке

        

5.Планировка города

А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная)

Б) явный центр города

В) год основания

Г) достопримечательности

        

Прием «Чтение с пометками INSERT». В тексте нужно делать соответствующие отметки и заполнять таблицу по окончанию чтения. Для детей, медленно читающих, текст сокращается. Приём использую в 7 и 8 классах. Препятствие возникает, когда заполняют таблицу. Так как дети у нас не умеют выбирать минимум нужной информации, они стараются переписать в таблицу всё, что отметили полными предложениями и абзацами. Я учу их делать это правильно, т.е. выписывать наиболее значимые фразы, просто отдельные слова, которые характеризуют факт или явление. Приём используется для того, чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

 Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».

Синквейн - происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. . Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

^ Правила написания синквейна:

Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Вселенная

Большая, красивая

Манит, влечёт, пугает

Вселенная - это большой мир

Космос.

        

Земля

Живая, красивая

Кормит, дышит, живёт

На Земле есть атмосфера

Жизнь.

Африка

Большая, страшная, чёрная

Пугает, завораживает, интересует

Древняя родина всех людей

Континент.

        

Река

Равнинная, горная

Течёт, шумит, несёт

Река – объект неживой природы

Течение.

Пустыня

Безжизненная, сухая

Пылит, печёт, губит

Сахара – самая большая пустыня

Жара.

        

Россия

Большая, красивая

Цветёт, живёт, дружит

Россия – наша любимая страна

Родина.

Волга

Широкая, могучая

Течёт, бурлит, кормит

Самая великая река России

Река - матушка

        

Материк

Большой, красивый

Кормит, даёт, облагораживает

Материк – огромный участок земли

Суша

1 стадия - Вызов

Прием “Покопаемся в памяти”

    Какая тема? (назовите ее);

    Что вы уже знаете об этом?

    Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

    Почему вам это нужно знать?

Учитель объявляет тему урока например: “ Металлы – простые вещества”.

Однако перед тем, как учащиеся начнут работу с литературой, предлагает немного подумать о металлах. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос:

Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?

Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.

После того как учащиеся записали все, что знаете о металлах необходимо это обсудить с партнером.

После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями о металлах. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их идеи на листе бумаги прикрепленном к стене или пленке кодоскопа, или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задает время от время вопрос, все ли согласны с тем,что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.

Прием “Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: “----”?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации. которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.

Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Как я могу использовать эту информацию?». Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.

Современный  урок- это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором  больше работают дети,  а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет обязаловки, нет стереотипов. Жан Жак  Руссо  когда-то  отметил: " Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл  до определённой основы, вывел формулу,  сформулировал тему урока".

Мой опыт позволяет утверждать, что ученик усваивает 10%  того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает,  и 90 -100% того, что  делает сам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Поэтому важно развивать у ребенка умение логически мыслить, принимать решения, работать с информацией. анализировать различные стороны явлений, отб...

Методическая разработка "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.

В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока "Химия пищи"....

Технология развития критического мышления на уроках химии

Технология развития критического мышления на уроках химии...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии.

В статье рассматриваются основные элементы технологии критического мышления и на примере химии показано использование приёмов данной технологии на уроках....

«Использование технологии развития критического мышления на уроках химии»

Приводится отчет по работе над темой  самообразования...

Применение технологии развития критического мышления на уроках химии

Главной идеей образования становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения проявляемые в конкретных ситуациях. Информационная функция об...

Презентация по химии на тему "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии" (8-11 класс)

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, п...