Применение технологии развития критического мышления на уроках химии
статья по химии (8 класс) на тему

Главной идеей образования становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения проявляемые в конкретных ситуациях. Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, а определяющей становится функция развития человека. Одной из современных технологий, позволяющих решать новые задачи, стоящие перед ообразованием является технология развития критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технология критического мышления на уроках химии

                                                                                     Всё наше достоинство – в способности

                                                                            мыслить. Только мысль возносит нас,

                                                                           а не пространство и время, в котором

                                                                            мы – ничто . Постараемся же мыслить

достойно – в этом основа нравственности.

     

                                                                                                                      Б. Паскаль

        Главной идеей образования в последние годы становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных ситуациях. Информационная функция образования перестаёт быть приоритетной, а определяющей становится функция развития человека, подготовки его к пониманию новых ситуаций, к выработке нестандартных действий, способности к перестройке собственных способов работы.

       Новые задачи, стоящие перед современной школой, способствовали тому, что сегодня широкое распространение  в практике школ получила технология критического мышления. Важнейшей задачей школьного образования является развитие мышления учащихся. Чтобы достичь поставленной цели на уроках химии, необходимо определить ведущие  умения обучающихся для каждого года обучения.

        Так, например, в 8 классе обучения основным является формирование умений классифицировать, сравнивать и делать простейшие обобщения в форме выводов при сравнении. В 9 классе основным становится умение абстрагироваться, то есть выделять существенное в объекте исследования, в 10-11-х классах – умение обобщать. Критическое мышление это самостоятельное  мышление, где отправной точкой является информация.

         Особенностью технологии развития критического мышления является то,  что в процессе обучения учащиеся сами конструируют этот процесс исходя из конкретных целей, сами отслеживают направление своего развития, сами определяют конечный результат. Технология развития критического мышления нацелена также на развитие навыков вдумчивого и творческого отношения к работе с информацией и текстом.

         Технология развития критического мышления включает в себя такие действия, как умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, устанавливать связи, рассуждать по аналогии, выявлять причины, предполагать рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

         В базовой модели технологии развития критического мышления восприятие информации происходит в три этапа:

1. Стадия вызова, которая является мотивационной, то есть побуждает к работе с новой информацией, стимулирует появление интереса к новой теме, информационной, так как актуализирует уже имеющие знания по данной теме и коммуникативной – способствует  бесконфликтному обмену мнениями.

2. Стадия осмысления, на которой происходит постановка учебной задачи, открытие нового знания, составление алгоритма и первичное закрепление знаний. Стадия  осмысления выполняет функцию мотивационную, систематизационную и информационную.

3. Рефлексия. Осуществляется самостоятельная работа –самоконтроль.

Характерными функциями рефлексии являются:

  • Коммуникационная – обмен мнениями по новой информации
  • Информационная – приобретение нового знания
  • Мотивационная – побуждение к дальнейшему расширению информационного поля
  • Оценочная – соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Формы урока с использованием технологии развития критического мышления отличаются от уроков традиционного обучения. Ученики на таких уроках не являются пассивными участниками учебного процесса, а становятся главными действующими лицами.

Приведу в качестве примера разработку урока с использования технологии развития критического мышления.

Урок по теме «Физические и химические явления», 8 класс

Цель урока: используя технологию развития критического мышления составить схему определения физических и химических явлений; выявить признаки отличия химических явлений от физических; формировать у учащихся умения участвовать в обсуждении, отстаивать своё мнение, уважая точку зрения других людей; способствовать формированию научного мировоззрения через установление причинно-следственных связей.

Оборудование и  реактивы. На столе у учителя: химические стаканы, ступка и пестик; хлорида железа (II) и гидроксид натрия.

На столах учащихся: спиртовка, пробирки, держатель для пробирок, химический стакан; вода, мрамор или мел, раствор соляной кислоты.

                ХОД УРОКА        

Учитель. В окружающем нас мире постоянно происходят различные явления (изменения). Химия изучает вещества их свойства, чтобы затем найти им применение.

Стадия «Вызов»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Демонстрирует несколько явлений. Обращает внимание учащихся на признаки веществ до и после действий с ними.

Опыт 1. К раствору хлорида железа (III) добавляет раствор гидроксида натрия.

Опыт 2.Медную проволоку скручивает в спираль, затем распрямляет.

Опыт 3. В ступке измельчает кусочек серы.

Опыт 4. В крахмальный клейстер добавляет каплю йодной настойки.  

Учитель: Предлагает найти принцип, по которому можно разделить его  действия в опытах на две группы.

 Учитель: Обратимые изменения свойств называются физическими, а необратимые – химическими .Предлагает учащимся сформулировать тему урока.

Учитель: Исходя из темы урока сформулируйте цель урок.

 Как бы вы сформулировали проблему урока?

Описывают устно свои наблюдения

Ученик: до смешивания взяты две прозрачные жидкости (жёлто-бурая  и бесцветная), а после смешивания образовалось твёрдое вещество бурого цвета.

Ученик: до скручивания: твёрдое, пластичное вещество красно-бурого цвета, с блеском. После скручивания свойства не изменились, а форма поменялась

Ученик: твёрдое вещество жёлтого цвета, хрупкое; после измельчения изменилась форма, свойства не изменились.

Ученик: до внесения капли йода клейстер – жидкость белого цвета, непрозрачная; после добавления цвет становится синим.

Ученики в процессе обсуждения выясняют, что в некоторых случаях свойства веществ изменились, а в некоторых – нет или изменились обратимо.

Формулируют тему урока: «Физические и химические явления».

Формулируют цель: выяснить, что такое физические и химические явления.

Формулируют проблему: как отличить физические явления от химических.

Актуализация знаний

Учитель. Для достижения цели урока, необходимо повторить то, что вы знаете  о свойствах веществ.

Самостоятельная работа

Найдите соответствие между веществами и их свойствами.

1) Вода                                                            а) не поддерживает горение

2) Алюминий                                                 б) пластичный

       3) Сера                                                            в) электропроводный

       4) Углекислый газ                                         г) жидкое агрегатное состояние

       5) Ртуть                                                            д) горючее вещество

                                                                                 Е) ядовитое вещество

О т в е т: 1 – г;  2 – б;  3 – д, е;   4 – а;  5 – г, е.

Стадия осмысление.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель. Предлагает вернуться к цели урока.  

Для её достижения необходимо поставить учебную задачу, которая приведёт к открытию нового знания.

Выполните лабораторные работы по учебнику. По результатам работы составьте схему, в которой отразите наблюдаемые явления, предложите определение, приведите примеры.

Учитель. Предлагает перейти к обсуждению составленных схем, выбирают лучший вариант.

Учитель. По каким признакам физические явления отличаются от химических?

Учитель. Запишите в тетрадях составленный нами алгоритм и отличительные признаки химических явлений.

К перечисленным признакам добавим ещё 3:

  • выделение и поглощение энергии
  • выделение света
  • появление запаха или звука

Первичное закрепление материала – демонстрация видеофрагмента опыта по разложению дихромата аммония, предлагает назвать признаки реакции.

Проводят лабораторную работу, в ходе которой выясняют различия между физическими и химическими явлениями.

Варианты схем учащиеся составляют на доске.

Под руководством учителя выбирают варианты схемы – алгоритма для нахождения решения проблемы «Как отличить физические явления от химических?» (схема 1).

Ученик. Мы выделили химические явления по таким признакам:

-выпадение осадка

- изменение цвета

- выделение газа

Помещают в тетради схему и  записывают отличительные признаки

Называют и записывают признаки реакции разложения дихромата аммония:

  • изменение цвета
  • выделение света
  • появление звука

Стадия «Рефлексия»

Цель рефлексии – закрепить новые знания, формировать умение соотносить прежние знания с новыми, научить определять то, что ещё предстоит узнать. Рефлексия включает в себя индивидуальную самостоятельную работу, позволяющую проверить степень усвоения нового знания. Работа не должна быть объёмной (5-7 мин.), но содержит задания более сложные, чем при первичном закреплении.

Самостоятельная работа

Укажите физические и химические явления:

Вариант 1                                                                           Вариант 2

1) ржавление железа                                      1) горение природного газа

2) скисание молока                                          2) разложение угольной кислоты

3) горение угля                                                  3) плавление льда

4) растворение соли в воде                           4) растворение сахара в воде

5) плавление металла            5) испарение воды

Схема 1.

ЯВЛЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКИЕ                                                                                                                       ХИМИЧЕСКИЕ

Обратимые изменения формы                                                  Необратимые изменения свойств

 или агрегатного состояния                                                          веществ

ПРИМЕРЫ

Скручивание проволоки                                                  Выпадение осадка при сливании двух

Измельчение серы                                                            растворов

Кипение и конденсация                                                   Изменение цвета крахмального                                  

воды         клейстера

         Обугливание лучинки

                                                                                                Выделение света

                                                                                                Выделение газа при приливании

                                                                                                кислоты к мрамору.

Формирование критического мышления включает в себя формирование способности проанализировать свою степень усвоения знаний. Этому процессу помогает собственно рефлексия.

Формы собственно рефлексии:

 1) «Вырази своё отношение к приобретённым знаниям»

 2) «Задай вопрос, который остался неясным в процессе изучения нового»

 3) «Я знаю, я умею/я не знаю, я не умею»

 4) «Синквейн»

Использованная литература

1. Корабельникова Т.А., Деятельностный подход к обучению и его применение на уроках химии – М.: Чистые пруды, 2009 г

2. www.schoolnano.ru/node/8964

3. rono-dankov.narod.ru/metodika/tech.doc

4.Малышева Г.И., Использование технологии критического мышления при реализации экологической компоненты на уроках химии – М.: Чистые пруды, 2010 г


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления на уроках истории в 5 классе.

Данная технология чётко структурирована: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Методы учитель выбирает сам. Главное - получение знаний....

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использо...

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...

Презентация по химии на тему "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии" (8-11 класс)

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, п...

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии...