Применение технологии развития критического мышления на уроках истории в 5 классе.
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Сургай Елена Васильевна

Данная технология чётко структурирована: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Методы учитель выбирает сам. Главное - получение знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl._rkm.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Урок 1.

Тема: Введение.

Мир древней истории.

Цели:

  1. Помочь учащимся в формировании представления об истории как науке, изучающей прошлое человечества на основе исторических источников;
  2. Создать условия для воспитания у пятиклассников навыков культуры чтения: читать вдумчиво, понимать прочитанное, выделять в нем главное, размышлять над ним.

Описание урока:

Методический комментарий.

1. К уроку заготавливаются разноцветные (белая, красная, зеленая, синяя и т.п.) прямоугольные полоски бумаги, на которых прописывается понятие «история». Количество разноцветных прямоугольников должно соответствовать количеству планируемых групп учащихся в классе. Прямоугольные полоски разрезаются на части произвольно, в соответствии с количеством учащихся в группе (по 4 или по 6 человек).

        Разноцветные части перемешиваются и с целью экономии времени раздаются каждому ученику перед самым началом урока.

2. Заготавливается таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали» на листах любого формата. Количество таблиц должно соответствовать количеству групп учащихся.

3. Цветные мелки.

Способ организации учащихся на уроке.

        Дети делятся на группы по 4 или по 6 человек методом случайного выбора, используя цветные части прямоугольников.

Стадия вызова.

        В группах учащимся предлагается составить из имеющихся у каждого частей прямоугольник и прочитать на нем понятие. Понятие озвучивается и записывается на доске.

(История)

Вопросы и задания:  

  1. О чём пойдёт речь на нашем уроке?

(Высказывания и предложения заслушиваются).

  1. Подумайте и обсудите в группах, что вам уже известно об истории. Свои знания запишите в соответствующую колонку таблицы «Знаем – Хотим узнать – Узнали» («ЗХУ» – сокращенно).

Таблица раздается в группы и учащиеся коллективно записывают все, что им известно о понятии «история».

Понятие

«З» – мы это знаем

«Х» – это мы хотим узнать

«У» – это мы узнали, но остались вопросы.

История


  1. Затем заполняется колонка «Это мы хотим узнать» (последняя колонка таблицы на стадии вызова не заполняется).

Пока дети работают, учитель записывает тему урока «Что такое история?» на доске.

        Предъявляются результаты работы в группах. По возможности подчеркивается, что ученики не так уж мало знают об истории.

Стадия осмысления.

        Внимание ребят привлекается к учебнику по истории Древнего мира для учащихся 5 класса под редакцией В.С. Кошелова. Учитель кратко знакомит пятиклассников с его структурой, иллюстрациями.

        Просит бережно относиться к труду многих и многих людей, а также вписать свои имя и фамилию в табличку состояния учебной книги в самом ее конце. Кроме того, учитель сообщает сведения организационного характера о рабочих тетрадях, о требованиях к ответам и критериям оценок.

Индивидуальное задание.

  1. Откройте стр. 4 в учебнике, прочитайте первую часть параграфа и ответьте на вопрос, почему она называется «Слово, которое всегда с нами?».

Взаимопроверка.

        Проводится в парах. Выполненная работа оценивается «правильно» или «неправильно».

Активное чтение текста.

Задание:

  1. Прочитайте каждый самостоятельно вторую часть параграфа «Что такое история?» на стр. 4 в учебнике. Выделите и обсудите новую информацию о понятии.

Вопросы:

  1. Итак, что же такое история?

Заслушиваются ответы. Подчеркивается, что история – наука, которая изучает жизнь людей в прошлом, а не сочиняет и придумывает её, как считали когда-то древние, относя историю к искусствам.

  1. Какое понятие в этой части параграфа можно считать новым? (всемирная история). Почему?

Идет обсуждение. Понятие записывается на доске.

Самопроверка. Взаимопроверка.

        Предлагается открыть словарь исторических терминов и понятий на стр. 209 в учебнике, прочитать определение понятия истории и сравнить свое представление о нем.

Вопрос:

  1. Подумайте, как историки назвали самый ранний период истории человечества? (Древним миром).

Задание на развитие воображения.

        Представьте себе, что вы астроном и имеете мощный телескоп, с помощью которого можно открыть новую планету на звездном небе. А может быть вы математик? И в вашем распоряжении формулы и уравнения? Если вы географ, то у вас есть шанс отправиться в путешествие и изучить неизведанные уголки нашей планеты. Но так случилось, что вы не астроном, не математик и не географ. Вы – историк! Как же историки могут узнать, что было в прошлом? Как они проникают в прошлое? Почему труд историков сравнивают иногда с работой следователя, сыщика? Да просто потому, что сыщики по следам узнают, что произошло. Именно этим историки и похожи на них, так как изучают следы, которые люди оставили в прошлом. Следов этих не только много, но они еще и разнообразны. Поэтому у науки истории есть «науки-помощницы», каждая из которых умеет «читать» определенные следы, иными словами «следы жизни».

Вопросы:

  1. Как вы думаете, какие следы жизни могли оставить историкам люди, жившие в глубокой древности?

После краткого обсуждения в группах заслушиваются мнения ребят.

Задание:

  1. Попробуйте самостоятельно сделать заключение о том, чем являются для ученых историков следы, оставленные человеком в прошлом. Сверьте свое заключение с содержанием второго и четвертого абзацев на стр. 5 в учебнике.

Заслушиваются ответы. На доске появляются записи, сделанные учителем: источники (начало) знаний; исторические источники.

Активное чтение текста.

        Прочитайте третью часть параграфа «Следы жизни», или «Как мы узнаем о том, что происходило в древности», начиная с третьего абзаца на стр. 5 в учебнике и выполните задание.

        В группы раздаются листы любого формата с таблицей, которую необходимо заполнить по ходу чтения.

Перечислите основные группы исторических источников

Какие науки помогают изучить жизнь людей в далеком прошлом



Взаимопроверка.

        Проводится в группах. Заполненные таблицы передаются по кругу. Выполненная работа оценивается «правильно» или «неправильно». Результаты проверки заслушиваются. На доске записываются понятия: вещественные источники, исторические документы, мифы; археология, этнография.

Индивидуальное задание.

        Выполняются задания № 1 (кроссворд направленный на закрепление понятий «миф», «этнография», «археология», «история» и № 2 (определение исторических источников) на стр. 4-5 в рабочей тетради (проверяются в паре и группе).

Методический комментарий.

        Счёт лет в истории является очень важным моментом. Его усвоение необходимо для понимания хронологии. Задания, предлагаемые авторами учебника и рабочей тетради служат главным образом для обучения школьников умению определять последовательность событий во времени и их длительность, соотносить год с веком и век с тысячелетием, учат правильно понимать и применять счет лет в истории.

        Однако следует подчеркнуть, что учащиеся не сразу освоят «линию времени» и научатся выполнять соответствующие задания по хронологии. Для этого потребуется систематическое развитие их временных представлений на уроках в дальнейшем.

Задание на создание нереальной ситуации.

        Предлагается выполнить задание № 4 на стр. 5 в рабочей тетради (на понимание единиц измерения времени) и придумать фантастический рассказ о племени земледельцев, которое не разбирается во временах года. В рассказе показать последствия такого незнания.

        Рассказы заслушиваются, задается вопрос:

  1. Объясните, с какой целью вы выдумывали такие, на первый взгляд «странные» истории?

(Подвести к пониманию о том, что представление о годе как о единице времени складывалось уже у первобытных земледельцев, которые умели наблюдать, знали времена года и сколько длится год).

        Развитие временных представлений.

         Учитель чертит линию (ленту) времени на доске, используя цветные мелки.

        Графическое изображение времени подкрепляется комментированным чтением текста 5-8 абзацев на странице 6-7 в учебнике. На доске появляются, записанные учителем, имя Иисуса Христа, понятия эра, наша эра, до нашей эры.

        Подчеркивается, что любое событие, случившееся за эти годы с легкостью отмечается на линии (ленте) времени.

        Решение задач и выполнение заданий: № 6 (знание римских и арабских цифр – самостоятельно); № 5, № 7 (с помощью учителя) на стр. 6 в рабочей тетради (работа над понятиями «эра» и «счет лет» в истории.

Стадия рефлексии.

  1. Вопрос № 4 на стр. 8 в учебнике.

Подведение итогов работы в группах:

        Учащиеся обращаются к схеме «ЗХУ», полученной в начале урока, чтобы решить, что дал им урок о понятии история. (В ходе урока некоторые из вопросов могли остаться без ответа, могли возникнуть и новые вопросы).

        Предлагается заполнить последнюю (четвертую) колонку «это мы узнали, но остались вопросы» таблицы-схемы «ЗХУ». Затем таблицы собираются, анализируются, т.к. вопросы, возникшие у учащихся могут стать основой для дальнейшей работы.

        Домашнее задание: № 3 (определение исторических источников) на стр. 5 и № 8 (решение задач на ленте времени) на стр. 7 в рабочей тетради.

Задание № 9 на стр. 7 в рабочей тетради и творческое задание № 2 на стр. 7-8 в учебнике выполняется по желанию, теми учениками, которые интересуются или увлекаются историей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использо...

Авторская программа "Применение технологии развития критического мышления на уроках истории"

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  обеспечении условий для развития  интеллектуальной деятельности учащихся  через  использование технологии развития критического мыш...

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии...