Авторская программа "Применение технологии развития критического мышления на уроках истории"
опыты и эксперименты по истории

Ильин Евгений Владимирович

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  обеспечении условий для развития  интеллектуальной деятельности учащихся  через  использование технологии развития критического мышления.  Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Опыт использования технологии развития критического мышления представляет практический интерес и методические разработки уроков будут полезны для учителей истории, особенно в условиях введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avt.rabota_ilina_e.v.doc408.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Бимская средняя общеобразовательная школа

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Применение технологии развития

критического мышления

на уроках истории

Автор опыта: Ильин Евгений Владимирович,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

Бима - 2015г.

Информация об опыте

Условиями возникновения опыта  «Применение технологии развития критического мышления»  для меня стали:

1. Социальный заказ общества: воспитать человека с высокой нравственной позицией, способного  определиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир. Исходя из концепции модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Считаю, что особая роль в этом отводиться  социально-общественным дисциплинам. Ценность этих дисциплин уникальна, они не могут быть заменены никакими другими предметами, так как

  • вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные политические и социальные процессы;
  • способствуют  формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего;
  • являются основой для изучения комплекса наук об обществе;
  • способствуют формированию толерантности, гражданской позиции, способности человека найти взаимопонимание с людьми, представляющими разные культурные традиции.

2. Потребность общества в интеллектуально – развитой, деятельной личности способной мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Мало знать исторические факты, важно уметь  оценивать их историческое значение для судеб страны, народа; анализировать их, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения, учесть разные мнения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек; избегать категоричности в утверждениях; — быть честными в своих рассуждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

3. Формирование интереса школьников к социально-общественным дисциплинам, при условии  их преподавания в муниципальном образовательном учреждении «Бимская средняя общеобразовательная школа», где  профильными являются предметы естественно-математического цикла. Логика ребенка такова: если я учусь в школе, где профильными дисциплинами являются математика, физика, химия, биология, значит, остальное для меня не важно. Естественно, что большинство учащихся  относится к истории и обществознанию, как второстепенным предметам, не понимая их значимости. Поэтому, одна из основных  задач - формирование интереса школьников к этим дисциплинам через интеллектуальную деятельность, сочетающую как элементы естественно-математического цикла (решение хронологических задач, построение логических цепочек, составление схем), так и гуманитарного (решение познавательных задач, дискуссии, диспуты, написание эссе, рефератов, творческих работ).

Представленный опыт считаю актуальным, так как на сегодняшний день показателем интеллектуальности и интеллигентности человека является коммуникабельность, терпимость, восприятие информации и понимание чужой позиции, критичность мышления. В литературе встречается достаточно много определений понятия критическое мышление, но большинство современных дидактиков  приходят к  следующему определению: критическое мышление не означает негативность суждения или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения; это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно - психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.

Под критическим мышлением, прежде всего, понимаю проявление детской любознательности, выработку у учеников собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

За восемнадцать лет работы учителем  истории и обществознания я обратил внимание на то, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно развить интеллектуальные способности ребенка, способствовать его становлению как человека и гражданина.

Во - первых,  большинство учащихся не обладает культурой чтения, т.е. не  умеет читать вдумчиво, не понимает прочитанное, не выделяет главное, не размышляет. Школьные учебники либо написаны слишком научно (Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., «История нового времени» ч.I-II. 7-8 класс), либо перегружены материалом (Сахаров А.Н., Буганов В.И., Зырянов П.Н., «История России с древнейших времен до конца XIX века» 10-11 класс). На чтение домашнего параграфа у большинства учащихся  уходит от 30-40 мин. И как следствие – снижение интереса  к истории как к  предмету.

Во - вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило,  учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно- следственные связи.

В - третьих,  в большинстве случаев учащиеся, особенно в 5-6 классах, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения  вопрос, который звучит так же, как раздел параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу же возникают затруднения. Например, в курсе История Древнего мира, 5 класс, в параграфе  «Древний Египет»  пункт 1-  «Природа древнего Египта», пункт 2- «Занятия древних египтян».

Если поставить перед учащимися эти вопросы так, как они звучат в учебнике, проблем не возникнет. Учащиеся перескажут текст учебника. Но если вопрос изменить, сделать его проблемным, например:

  • Как природа Древнего Египта влияла на занятия египтян?
  • Как вы считаете, какое влияние оказали природные условия на занятия древних египтян? - у ребенка возникают затруднения.

Обозначив  для себя круг проблем, я ставлю  перед собой  следующие задачи:

  1.  Убедить учащихся в важности и значимости иметь определенный объем знаний (чем больше, тем лучше) по предметам история и обществознание;
  2. Активизировать интеллектуальную  деятельность учащихся; систематизировать  имеющиеся у него знания;
  3. Способствовать выработке у учащихся  нравственных критериев отношения к себе в мире и к миру в себе.
  4. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Решить эти задачи помогает применение элементов технологии развития  критического мышления, которые я использую на своих уроках в течение пяти лет.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в  обеспечении условий для развития  интеллектуальной деятельности учащихся  через  использование технологии развития критического мышления.

 Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Теоретической базой  опыта является методика обучения, предложенная  в середине 90-х годов  XX века  американскими педагогами Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, а в России - красноярскими учеными и практиками А.Бутенко, Е.Ходос, как основную, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. В основу технологии положены идеи развивающего обучения  великих психологов  и педагогов от Жана Пиаже, Лоуренса Колберга до Льва Выготского. О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги: Блонский П.П., Байрамов А.С., ЛипкинаА.И.,  Векслер С.И..

Данная технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения, направлена на развитие интеллектуальной деятельности учащихся. Большинство приемов, представленных в технологии, существовали разрозненно в рамках традиционной  отечественной методики (маркировка текста, систематизация материала, работа в группах,  и т.д.). Объединение и структурирование  таких приемов для формирования критического мышления,

во - первых, повышает интерес учащихся к предмету, а во- вторых,  дает высокие результаты обученности.

Описание опыта

В технологии развития критического мышления выделяются  социокультурный,  технологический и методический  аспекты.

Социокультурный аспект – основой его является идея  нравственного воспитания граждан открытого общества.  Чтобы подготовить ребенка к жизни в нем,  учебный процесс тесно увязывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни (приложение № 2).

Технологический аспект -  основу составляет модель из трех стадий:

Вызов - осмысление - рефлексия.

В методическом аспекте - технология включает совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности не зависимо от предметного содержания.

Базовая модель  технологии критического мышления состоит из трех стадий:  

  • вызов  - постановка задач
  • осмысление - изучение нового материала
  • рефлексия - закрепление, обобщение

Первая стадия – вызов.  Присутствие этой стадии на каждом уроке обязательно.      Цель  стадии:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; активизировать ранее полученные знания; создать ассоциативные ряды;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, воображают, создают свое видение данного предмета или любого понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их. Следует заметить, что ассоциации могут быть адекватными и неадекватными, т.е. искаженными. Ценность данной технологии в том, что на первой стадии обе они имеют место быть - мнение каждого ценится, принимается во внимание.    Обычно на первую стадию  я отвожу 5-7 минут, однако за столь короткое время можно применить различные приемы такие как: свободное письмо, перепутанные логические цепи, ключевые термины, прием «Корзина» (идей, понятий, имен… )

Из опыта работы могу сказать, что  наиболее интересными для учащихся является  такие приемы как:

Составление кластера, т.е. графических систематизаторов, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. (Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны. На первом этапе работы
ученики выписывают на отдельном листке всё то, что вспомнилось им по поводу данной темы (возникает как бы  некоторый  хаос различных данных).

Например, на уроке обществознания в 8 классе, при изучении темы «Типология обществ», на стадии вызова прошу учащихся  перечислить известные им общества, изобразив это схемой. В результате получается примерная схема:

                                                общество

На следующем  этапе работы предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.

        

             Вторым приемом, который я использую для систематизации материала является  прием  перепутанных логических цепей, который эффективно используется как при проверке знаний, так и  при изучении нового материала. Предлагаю ученикам  записанные на доске или карточках 5-6 событий (даты, события, исторические личности и т.д.). Учащимся требуется  восстановить порядок, объяснить его. Например: 9 класс, История России:

    Задание: Восстановите хронологию событий:

Оборона Москвы,  Курская битва,   введение в действие  приказа №227, выход к Государственной границе, Прохоровское  сражение,  битва  за Днепр, первый салют в честь победы советских войск, операция «Багратион», операция «Уран».

Интересен прием «Корзина» идей, понятий, имен,  который  я использую на семинарских занятиях и во внеклассной работе, т.к. на уроке  он занимает достаточно большое количество времени, тем не менее, он достаточно эффективен, помогает организовать индивидуальную и групповую работу  учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока или занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Далее обмен информацией проводится по следующей схеме:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради или на листке все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме. Далее в ходе занятия эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
  6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

         Приемы стадии вызова эффективно работают на любом уроке, включая лекцию. Особенность  использования  лекции в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано (прием «Лекция со «стопами»). После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

На второй стадии – осмысление я ставлю перед учениками задачи, которые помогают им:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

 Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником. На данной стадии применяется прием «Пометки на полях».

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации, воспитывает культуру чтения.

На практике ученики часто пропускают то, что не поняли.  В данном случае маркировочный знак «вопрос» подсказывает им быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Весьма интересным, на мой взгляд, в данном приеме  является знак «вопрос».  Именно он заставляет включить интеллектуальную деятельность учащегося, заставляет искать его ответы на вопросы, формулировать их. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на неизвестное, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей - что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

 Прием «Пометки на полях» эффективен  в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, я прошу их применять данный прием при чтении домашнего параграфа.

 Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление «Маркировочной таблицы». В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

З ( знаю)

У ( узнал)

Х ( хочу узнать)

 

 

 

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» дает возможность мне проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется  прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на  уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Возможен и другой вариант работы с данной таблицей. Я использую ее на первом этапе работы (вызов) для проверки домашнего задания и актуализации темы. В первой колонке  «Знаю» ученики тезисно записывают все, что им известно по теме. Вторая колонка «Узнал» заполняется либо после прочтения учебника, либо после  объяснения учителя или после  лекции. Это заставляет сосредоточить  и активизировать внимание учеников  на изучаемом вопросе.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • получение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Наиболее эффективной формой работы на этом этапе является написание синквейна.  (Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк).

                      Первая строка

Вторая строка

Третья строка

Четвертая строка

Пятая строка

Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации, развития речи.

Для развития исследовательских навыков, навыков работы с энциклопедической литературой, я использую прием «Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ. Например: кого на Руси называли зернышками, что значит «кавалерственная дама», откуда в русский язык пришло слово «маршал» и другие. Первый, кто находит  ответ на вопрос, получает «5». Ценится информация,  «добытая» из энциклопедий, справочников, пособий,  художественной литературы, средств массовой информации.

Кроме описанных выше приемов, которые я использую на уроках, технология развития критического мышления предполагает групповую работу учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность в познавательной деятельности, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь раскрываются познавательные, мыслительные, интеллектуальные способности каждого ученика, развиваются коммуникативные умения корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими, понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно для развития толерантности. Наиболее эффективной и интересной формой групповой работы для учащихся являются, на мой взгляд, дискуссии, которые помогают учащимся определиться в своих взглядах, развить  критическое мышление.

Противоречия должны рождать умения думать, делать выводы, применять их к современной общественной ситуации, правильно, самостоятельно ее анализировать. Именно поэтому, начиная уже с первого урока обществознания в 8 классе, когда ученики знакомятся с понятиями «общество», «сферы общественной жизни» и с их характеристикой, обязательным домашним заданием является просмотр новостей и чтение периодической печати. С этой целью я делю  класс на четыре группы (по сферам общества: политическая – «политики», социальная – «социологи», экономическая - «экономисты», духовная -  «искусствоведы»). Каждая группа собирает информацию   по своей сфере в течение недели,  на следующем  уроке отводится 4-5 минут на обсуждение новостей.

Помимо всего выше сказанного,  считаю, что,  развитию критического мышления способствует работа с картой. История – единственный школьный предмет, при изучении которого события рассматриваются и во времени и в пространстве. Знакомство с  историческим фактом, будь то отдельное событие или общественное явление, как правило, начинается с  его временной и пространственной локализации.  Историческая карта является источником знаний. Посредством карты можно изучать новый материал, заполнять таблицы, составлять схемы, сравнительные таблицы. Например, при изучении темы «Древнегреческая цивилизация» (10 класс, всемирная история) учащимся дается задание: Используя карту дать характеристику местоположения Греции, ее природным и  климатическим условиям, сравнить с древним Востоком. В итоге работы с картой и ее легендой  в тетрадях учащиеся  появляется запись:

  • юг Балканского полуострова;
  • большая часть страны - горы;
  • полноводных рек нет;
  • с трех сторон окружено морем;
  • плодородной земли нет;
  •  климат засушливый, но создать оросительную систему невозможно, т.к. нет рек - земледелие не развито;
  • Полезные ископаемые: золото, серебро, медь, свинец, мрамор.

Таким образом, критическое мышление - это научное мышление, нацеленное на приобретение умения и навыков интеллектуальной  деятельности, необходимых для общения в открытом гражданском обществе, в межличностном общении; умении аргументировано опровергать страдающие недочетами доказательства и контролировать правильность выдвигаемых собственных суждений, умении давать объективную, обоснованную, ценностную оценку изучаемой действительности, собственным действиям и мыслям.

Результативность

        Применение элементов технологии развития критического мышления дало положительные результаты.

Анализ качества знаний  учащихся  8 и 10 классов показывает достаточно высокий их уровень.

Предмет

Класс

Общее кол-во уч-ся

Успеваемость

Качество

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

История

5

9

9

100

7

78

История

6

15

15

100

12

80

Обществознание

6

15

15

100

12

87

История

7

8

8

100

6

75

Обществознание

7

8

8

100

6

75

История

8

18

18

100

13

72

Обществознание

8

18

18

100

14

78

История

9

14

14

100

12

86

Обществознание

9

14

14

100

13

93

История

10

13

13

100

12

92

Обществознание

10

13

13

100

13

100

История

11

10

10

100

10

100

Обществознание

11

10

10

100

10

100

По школе:

История

87

87

100

72

82

Обществознание

78

78

100

68

88

Значительно изменилось отношение учащихся к предметам история и обществознание, что  определялось с помощью проведения теста «Расписание». Ученикам было предложено составить расписание по своему усмотрению, затем было подсчитано, сколько раз  в расписании каждого ученика встречаются предметы  история и обществознание, проведено сравнение этого числа  с «частотой встречаемости» других предметов. В результате было выявлено, что история и обществознание входят в группу предметов, наиболее встречающихся в расписаниях, составленных учащимися.

В тесте, направленном  на выявление отношения к предметам,  учащимся предлагалось на каждую букву, встречающуюся в словах «история» и «обществознание», подобрать ассоциации. В своих тестах учащиеся отмечают,  что на уроках им «нравится высказывать свои мысли», «обсуждать проблемы», «спорить с учителем», «свободно общаться  на уроке», «не бояться получить «2» за неправильный ответ», «развивать интеллект» и т.д.

Повысился интерес к творческой и общественной деятельности. Учащиеся активно участвуют на  ежегодных научно-практических конференциях в районных и республиканских конкурсах творческих  исследовательских работ.

Применение элементов технологии развития критического мышления  повысило значимость предметов  в сознании учеников. Многие их них при поступлении в ВУЗ выбирают факультеты, где профильными являются  

история и обществознание. (выпуск 2002/2003уч. г. Мошкин В. закончил исторический факультет  Казанского государственного университета, Исенбаева Ю. закончила исторический факультет  Сарапульского педагогического колледжа. Выпуск 2009/2010 уч.г. Павлов А. закончил экономический факультет филиала КНИТУ-КАИ в г.Елабуге. Выпуск.2011/2012 уч.г. Ишмурзина В. поступила  на экономический факультет ИНЭКА г.Набережные Челны, Яркеева К. – Набережночелнинский торгово-технологический институт. Выпуск 2014/2015 уч.г. Ишмурзина Э. поступила в Набережночелнинский институт КФУ, Николаева И. – Елабужский институт КФУ, Маркин С. – колледж информационных технологий УдГУ).

Средний балл по истории составил:

Год

Средний балл

2015

69

Средний балл по обществознанию составил:

Год

Средний балл

2010

59

2012

60

2015

56,5

Показатели ЕГЭ -  выше  показателей по району, республике и России. При анализе выполнения заданий различного уровня, я отметил, что ребята хорошо справляются с заданиями части В и заданиями части С, направленными на применение знаний в нестандартной ситуации.

Литература:

  1. Богатенкова Н.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения  Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001.
  2. Загашев И.О. Критическое мышление : технология развития /И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек под редакцией Загашева И.О./.- СПб.: «Скифия», 2003.
  3.  Кулютин Ю.Н. Образовательные технологии  (из опыта развития глобального мышления учащихся).- М.: «Каро», 2002.
  4. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Чтение и письмо для развития критического мышления / Под ред. Казаковой Е.И.. – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1999.

        

Приложение 1.

Урок истории в 9 классе.

Тема: Итоги гражданской войны.

Цели урока:

                        1. Образовательная. Показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну.

2. Развивающая. Развивать умения учащихся работать с историческими источниками, анализировать их; выражать собственную точку зрения.

3. Воспитательная. Воспитывать любовь к истории страны. Воспитывать гражданственность, ориентировать учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Тип урока: Изучение новой темы.

Методы: устный (словесный), наглядный, частично-поисковый.

Ведущие приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, работа с картой, обобщающая характеристика, решение проблемных заданий.

Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методическое оснащение (средства обучения):

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М., 1998.
  2. Данилов А.А. История России. ХХ век: Справочные материалы. М., 1996.
  3. Данилов А.А. История России в таблицах. ХХ век. 9 – 11кл.: Справочное пособие. М., 1998.

Оборудование урока: карточки с текстом, карточки с тезисами.

Технологическая карта урока:

Стадия I. Вызов.

Мозговой штурм, работа с тезисами

Стадия II. Осмысление.

Самостоятельная работа с текстом

Стадия III. Рефлексия.

Составление кластера, синквейна

        Ход урока:

  1. Орг.момент. (1 мин.)
  2. Работа по теме урока.  1 стадия – «вызов».

Вступительное слово учителя.   – Сегодня мы поставим перед собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа. Каждое поколение россиян решало эти проблемы по-своему, теперь настал наш черед. Итак, что такое Гражданская война для вашего поколения?

Перед вами карточки с тезисами. Определите, какие из тезисов, на ваш взгляд, являются верными, какие – нет. Работаете парами. И в тетрадях даете ответы: верно или неверно.

 (Учащиеся самостоятельно работают с тезисами)

Слайд 1.    Тезисы:

1. Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 13-16 млн. чел.

2. В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России.

3. Победа большевиков в гражданской войне привела к установлению демократии, формированию многопартийности.

4. В результате гражданской войны были  заложены основы нового общества, которые вели Россию  на западный путь цивилизационного развития.

5. Большевики сохранили, в том числе силой оружия, значительную часть территории бывшей Российской империи, подавляли попытки  ряда национальных регионов отделиться от Республики Советов.

6. Промышленное производство уменьшилось в семь раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находились на уровне конца 19 века; резко сократились посевные площади.

Учитель.   – Давайте выясним, какие у вас получились ответы.   (Отвечают две пары).

- А теперь,  опираясь на тезисы, попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.  

(Отвечают ученики)

Слайд 2.     Название темы урока появляется на экране.                                                                    Тема урока: Итоги гражданской войны.

2 стадия – «осмысление».     Ученики работают в парах по заданию учителя над текстом.

   Учитель.   – Перед вами текст об исторических последствиях и итогах гражданской войны. Ваша задача – самостоятельно осмысленно прочесть текст и выделить из каждого абзаца самое  главное и записать у себя в тетради по одному предложению для каждого абзаца. Необходимо, чтобы оно было очень кратким и понятным.

          Ученики работают самостоятельно в теч. 5-7 мин.

          Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, а  о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.

                    

          В ожесточенной Гражданской войне, длившейся более 5 лет, большевики сумели захватить и удержать власть.  Белое движение так и осталось разрозненным, разнородным, не имевшим четких и популярных лозунгов со слабой идеологической основой.        В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, сторонники прогерманской и проантантовской ориентации, люди идеи и люди без определенных политических убеждений, но все они были против Советской власти.        В  цивилизационном плане в антисоветском лагере были представлены как сторонники традиционного пути развития, так и выступавшие за развитие России по западным образцам. Из-за политических разногласий у белых не было общепризнанного лидера. Программы белых (Колчака, Деникина, Врангеля) не учитывали интересы большинства населения.          Отсутствие идеологии у этого движения во многом способствовало его перерождению и «начатое «почти святыми», оно попало в руки «почти бандитов».            Большевики же, напротив, сумели соединить коммунистическую идеологию (на уровне лозунгов) с теми особенностями российского менталитета, в котором новая идеология нередко замещала религию. Большую роль в победе большевиков сыграла поддержка значительной части населения и центральное положение РСФСР, что позволяло с успехом использовать промышленную базу страны и маневрировать резервами.

Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 13-16 млн. чел. «Разорение, нужда, обнищание «- так характеризовал сложившееся после окончания гражданской войны положение В.И.Ленин. К 1921 году население России по сравнению с осенью 1917 года сократилось более чем на 10 млн. человек; промышленное производство уменьшилось в семь раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находились на уровне конца 19 века; резко сократились посевные площади. Народ был измучен. На протяжении ряда лет жили впроголодь, не хватало одежды, обуви, медикаментов. Последствия гражданской войны сказались и на городе. Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. Потери Красной Армии в боях составили 939.755 чел., примерно столько же составили боевые потери ее противников. Остальные погибли от голода и эпидемий, связанных с войной. Эмигрировало из России около 2 млн.чел. Если же учесть снижение прироста населения в годы войны, т.е. посчитать не родившихся россиян, то сумму потери можно оценить примерно в 25 млн.чел.

             В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России. С образованием в 1922 г. СССР был практически воссоздан российский цивилизационно-неоднородный конгломерат с явными имперскими признаками. Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, заложению  основ авторитарного государства, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро и фактически Ген сек или его окружение. В результате гражданской войны были не только заложены основы нового общества, апробирована его модель, но и во многом сметены те тенденции, которые вели Россию на западный путь цивилизационного развития.
             

Учитель.  – Давайте теперь послушаем, какие у вас получились ответы.

(Отвечают две-три  пары).

3 стадия – «рефлексия».  

Учитель.   – Давайте, ребята, вновь вернемся к первоначальным тезисам, и, используя полученные из текста знания, проверьте ваши ответы и, если необходимо, внесите изменения.  

(Отвечают две-три пары).

Учитель.  – А теперь, используя ваши выводы из тетради  по тексту, составьте опорную схему (кластер). Образцы кластеров находятся перед вами.

     Слайд 3.

Слайд 4.           Учитель показывает на экране правильную опорную схему.

                     

Учитель.  – Итак, вернемся к поставленному в начале урока вопросу:  Что означает для вашего поколения Гражданская война? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте составим пятистишие (синквейн – от англ. «путь мысли»), состоящее из пяти строк:

Образцы составления синквейна  перед вами.

      Слайд 5.                 Правила написания синквейна:

1 строка – Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2 строка – Два слова.  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

3 строка – Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4 строка – Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

5 строка – Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Например, по теме Александр II:

Александр

Умный и дальновидный

Думает, верит, «ломает»

Открывший стране дорогу  вперед

«Освободитель»

Учитель.   Первая строка -  гражданская война

(Учащиеся самостоятельно составляют пятистишие, а потом учитель просит учащихся прочесть свои записи).

      Слайд 6.         Учитель показывает на экране наиболее правильную версию синквейна:

Гражданская война

Губительная, братоубийственная

Раскалывает, разоряет, уничтожает

Нравственное и моральное разложение общества

                         Трагедия

Учитель.  – Итак, ребята, мы изучили  с вами одну из трагических страниц  истории нашей страны. Какие уроки Гражданской войны могло бы извлечь наше общество на современном этапе своего развития?

( Отвечают ученики).

         

 Слайд 7.  Учитель показывает слайд на экране.

-  Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией.

– Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.

– В Гражданской войне не может быть победителей.

– Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Слайд 8.     

Учитель.  Многие поэты и писатели очень глубоко переживали гражданскую войну. Среди них – Марина Цветаева – в одном из стихотворений написала такие строчки: «Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белый стал:

Смерть победила».  Мне кажется, как никто лучше Цветаева отметила трагедию Гражданской войны.  А как вы понимаете эти строчки?

  1.   Дом. Задание.  Написать эссе по цитате из стихотворения М.Цветаевой

«Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белый стал:

Смерть победила».

Приложение 2.

Тематическая разработка урока истории в 9 классе

Тема урока: Восстановление экономики страны в послевоенный период.

Цели урока:

Образовательная – охарактеризовать состояние советской экономики после войны, проанализировать альтернативы развития народного хозяйства в послевоенные годы; выяснить причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития, проследить ход восстановления и развития промышленности и сельского хозяйства.

Развивающая - способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать,  самостоятельно находить в источниках  подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная -  поддержать интерес к истории своей страны, края, города, способствовать осознанию нравственного долга перед поколениями тех лет.

Тип урока: Изучение новой темы с использованием элементов технологии критического мышления.

Методы урока: устный (словесный), наглядный, частично-поисковый.

Ведущие приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, работа с картой, обобщающая характеристика, решение проблемных заданий.

Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методическое оснащение (средства обучения):

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.,1998.
  2. Данилов А.А., История России. XX век: Справочные материалы. М,, 1996.
  3. Данилов А.А. История России в таблицах. XX век. – 9-11кл.: Справочное пособие. М., 1998.
  4. Компьютерная презентация.

Оборудование: карточки с текстом, карточки с кластерами, карточки с памятками, компьютер с проектором.

План урока

  1. Мотивация.  Введение в новую тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
  2. Изучение нового материала:
  • Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  • Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  • Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
  2. Домашнее задание.

  1. Ход урока:  Орг.момент. (1 мин.)

Учитель.   – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ильин Евгений Владимирович. И сегодня урок истории проведу у вас я, участник конкурса «Учитель года 2010». Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем. В течение урока вы будете работать индивидуально, в парах, в группах.      Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, активно работать.

  1. Работа по теме урока.  1 стадия – «вызов».

Вступительное слово учителя.    – Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

 – В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия    Великой Отечественной войны  для СССР?

   Слайд 1.

Отвечают ученики  (2-3 чел.)

Слайд 2.

Учитель. -  СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд. руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек, были огромные разрушения.

Столь долгожданный мир настал,  и перед страной встали новые задачи.

– Какие задачи встали  перед Советским Союзом  после окончания войны?

    Слайд 3.

Отвечают ученики.  (2-3 чел.)

   Слайды  4.

Учитель.  -  На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Отвечают ученики.  

На экране появляется тема урока:  «Восстановление экономики  страны в послевоенный период».

  Слайд 5.

Учитель.  -  Ребята, сегодня  во время урока нам  предстоит выяснить:

  • Какие были возможные пути, т.е.  альтернативы  восстановления экономики СССР;
  • особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки;
  •  сельскохозяйственную политику государства в послевоенное время;
  • итоги экономического развития к 1953 г.,
  • источники послевоенного восстановления.

А также ответить на  следующие вопросы:

  1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
  2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

Слайд 6.

 II стадия – «осмысление».

Учитель.  – К восстановлению разрушенного хозяйства  советское государство приступило еще в годы войны по мере того  как освобождались занятые врагом территории.  Однако, как  центральная задача восстановления встала перед страной  лишь после окончания войны. Так как война сумела изменить  общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в  30-е гг., после ее окончания начались дискуссии по  выбору пути дальнейшего экономического развития страны.

        Слайд  7.

Перед вами карточки с историческим текстом о двух возможных альтернативах восстановления экономики СССР после войны:

1) «демократическая альтернатива» Вознесенского;

2) довоенная модель развития страны Сталина.

- Ваша задача -  самостоятельно осмысленно прочесть текст, выявить отличительные признаки этих двух моделей и в карточках заполнить кластеры.

Альтернативы восстановления экономики  СССР после войны

В августе 1945 года правительство дало поручение Н.А.Вознесенскому, стоявшему  в те годы во главе Госплана подготовить проект 4-го пятилетнего плана. Сын своего времени Вознесенский пытался внедрить  в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования. Были предложены предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. Наряду с признанием приоритета государственной собственности допускать существование мелких частных хозяйств, крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. Возникла идея о необходимости децентрализации экономической жизни предоставления больших прав регионам и наркоматам.

Другую точку зрения по дальнейшему пути развития страны имел Сталин, который в феврале-марте 1946 года вновь вернулся к лозунгу, выдвинутому незадолго до войны: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин считал, что для построения материально-технической базы коммунизма нужно продолжить преимущественное развитие тяжелой промышленности, ускорить процесс преобразования сельского хозяйства в сторону все более государственных и «социалистических» форм собственности и организации труда (совхозы). Это означало и возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики.

Учащиеся самостоятельно работают с карточками с текстом и заполняют бланки с кластерами.  (3-4 мин.)

Учитель.  – Давайте послушаем, какие у вас получились ответы. Сначала отличительные черты альтернативы Вознесенского.

Отвечают ученики.

На экране появляются слайд с кластерами.

Слайды 8.

Учитель. - А теперь отличительные черты довоенной модели развития Сталина.

Отвечают ученики. На экране появляется слайд с кластером.

Слайд 9.

Слайд 9.

Учитель.  –  Как вы думаете, по какой модели стала восстанавливаться страна? И почему?       (Отвечают учащиеся).

Учитель.  -  Вот таким образом СССР вернулся к  довоенной модели развития экономики.

В параграфе        ваших учебников рассказывается о послевоенном развитии промышленности и сельского хозяйства.

- Я разделяю класс на две группы: 1 группа – сидящие слева, 2 группа – сидящие справа. Первая группа читает о развитии промышленности, 2-ая – о развитии сельского хозяйства. Ваша задача – внимательно прочитать текст учебника и, обсудив его всей группой, совместно заполнить кластер. По окончании работы группа заявляет о готовности презентовать свой кластер.

Учащиеся самостоятельно работают в группах в теч. 5 мин.

Учитель. – Давайте послушаем, какие у вас получились ответы. Сначала выслушаем по развитию промышленности.

Отвечают ученики. На экране появляется слайд.

Слайд 10.

Учитель. – А теперь выслушаем другую группу, работавшую с текстом о послевоенном развитии сельского хозяйства.

Отвечают ученики. На экране появляется слайд.

Слайд 11.

III стадия – «рефлексия».

Обсуждение проблемных заданий.

Учитель. -  Итак, ребята, мы сегодня с вами изучили послевоенное восстановление экономики нашей страны. Каковы были итоги экономического развития СССР в послевоенное время?

Отвечают ученики. (Восстановление произошло за 5 лет, всего восстановлено и построено заново 6200 крупных предприятий, экономика переведена на мирный лад, наметился  подъем военной и тяжелой промышленности, хотя отставали легкая и пищевая промышленности, сельское хозяйство переживало небывалый кризис).

Слайд 12.

Учитель.  – Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли?      

Отвечают ученики.   (Трудовой энтузиазм советских людей, неустанный и самоотверженный труд миллионов простых советских людей, чрезвычайщина, жесткий сталинский режим).

- Каковы были источники восстановления хозяйства в советском государстве в послевоенный период?

Отвечают ученики.  (Репарация от Германии, бесплатный труд заключенных и военнопленных, перекачивание денег из легкой  и пищевой промышленности  в тяжелую, а также средств из деревни в город).

        Слайд 13.

         Вывод.    Учитель.  - Таким образом, после войны СССР вернулся к довоенной модели экономического развития, которая впоследствии привела к господству дефицитной экономики: нехватке продовольствия, жилья, тяжелейшему положению  в деревнях и селах. Но в то же время выдающиеся свершения в промышленности, достижения в науке и технике стали реальностью благодаря неустанному труду и самоотверженности миллионов простых советских людей.

У кого-то из вас есть бабушки и дедушки, родственники, знакомые, которые жили и работали в тот тяжелый период. Расспросите их, как они жили тогда, как трудились, и напишите об этом краткое сообщение.

Это будет домашним заданием. Дополнительно к этому написать эссе

 «Преимущества и недостатки довоенной модели развития страны Сталина».

Слайд 14.

Учитель.  – Сегодня мы с вами плодотворно работали на уроке. Давайте каждый из вас ответит на вопросы «памятки рефлексии».

Отвечают учащиеся – происходит самооценка.

Наш  урок  подошёл  к концу, и я хочу сказать:

  1.  Мне больше всего удалось ...
  2. Я  могу себя похвалить за…
  3. Я  могу похвалить одноклассников за...
  4. Меня удивило…
  5. Для меня было открытием то, что ...
  6. На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  7. На будущее я учту…                                                

    Слайд 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология развития критического мышления на уроках истории

Данную презентацию можно использовать руководителям шмо учителей истории...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»

Мастер – класс«Технология развитиякритического мышленияна уроках истории и обществознания как одна из инновационных технологий ФГОС второго поколения»...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...