Главные вкладки

    Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
    методическая разработка (6 класс) на тему

    Голубева Татьяна Алексеевна

    Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным содержанием. Школьники самостоятельно создают учебные пособия и материалы, которые применяются в дальнейшем обучении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Планы уроков.

    Класс: 6в.

    ОУ: МБОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г. Волжского Волгоградской обл.

    Предметы: русский язык, математика.

    Тема «Понятия «целое» и «часть».

    Цель: Освоение процедур (процессов) надпредметной учебной деятельности.

    Задачи:

    1. Установление связей между темой и жизненным опытом.
    2. Применение новых знаний в практических заданиях.

    Ход первого урока.

    1. 1. Целое и часть в жизненной ситуации: описание опыта и вашего представления об    этом (работа в группах) - 4 минуты.

    2. Рефлексия: представление работы и формулирование понятия целого и части с вашей точки зрения на основе бытовой ситуации;

    1. Запись в тетради самого удачного и чёткого определения понятий целого и части (по 4 минуты на каждую группу).
    1. Работа в группах: встречались ли вам в учебной деятельности эти определения и понятия и на каких этапах, конкретнее, в русском языке и математике? Привести примеры.

    1.Одна группа работает с выходом на теоретические понятия в русском языке, вторая - с выходом на теоретические понятия в математике, третья – наблюдатели (5 минут).

    2.Рефлексия каждой группы: представление своей работы; во время обсуждения работ должны вестись записи в общей тетради для русского языка и математики(по 3-4 минут каждой группе) (слайд №2, слайд №3) (критерии оценивания работы группы распечатаны для каждой группы).

    1. Рефлексия: вспомним, что мы делали, чем занимались, что было самым эмоциональным, ярким, с вашей точки зрения, что изменило ваше представление по данной проблеме (2-3 минуты).

    Ход второго урока.

    Применение приобретённых  в ходе групповой работы, рефлексии представлений, знаний в решении конкретных учебных задач.

    1. Фронтальная работа:

    1.Написание текста с применением выведенных формул, схем, понятий (текст диктует учитель).

    2.Сверка написанного с текстом на слайде (слайд №4)

    3.Вынесение своих ошибок.

    4.Выставление себе отметки (всего 10 минут) (критерии оценивания на слайде №5).

    1. А) Работа в парах:

    1.Решение задачи (2-3минуты) (слайд №6);

    2.Представление учителем способов решения(3-4 минуты) (слайд №7);

    3.Ваше объяснение своего выбора решения задачи (1-2 минуты).

    Б) Индивидуальная работа: 

    1.Решение задачи (5 минут) (слайд №8).

    2.Представление способа решения у доски (одним учеником) (3-4 минуты).

    1. Общая рефлексия. Выводы. На каких этапах решения конкретных учебных действий были использованы общие знания категории «целого» и «части»? (Представление целого части на плакатах, схемах и в мультипликационном виде «Мы делили апельсин» учениками) (5 минут).
    2. Домашнее задание: опишите свой опыт после сегодняшних уроков в рефлексивном аспекте.


    Предварительный просмотр:

    Таблицы и схема, которые помогают ученикам сформировывать теоретическое понятие:

    Модель обучения, основанная на собственном опыте учащегося

    Конкретный опыт

                                                      

    Активное экспериментирование

    Рефлексивное наблюдение

                                                                                        

    Концептуализация

    Таблица 1. Стратегия формирования понятий

    № шага

    Внешне          выраженныемыслительные    действия

    Внутренние мыслительные операции

    Побуждающие вопросы

    1

    Перечисление

    объектов и

    составление их перечня

    Дифференциация (выявление различающихся объектов)

    «Что вы увидели?  Услышали? Заметили?»                

    2

    Объединение в группы

    Выявление общихсвойств,

    абстрагирование

    «Что связано  (сочетается) друг с другом? По какому критерию                  (признаку)?»  

    3

    Обозначение,

    категоризация

    Установление иерархической последовательности объектов, их взаимосвязей

    «Как бы вы назвала эти группы? Какие объекты к чему относятся»

    Таблица 2. Стратегия интерпретации данных

    № шага

    Внешне

    выраженные

    мыслительные

    действия

    Внутренние

    мыслительные

    операции

    Побуждающие      вопросы

    1

    Выявлениеосновных черт

    Дифференциация

    «Что вы заметили? Увидели? Обнаружили?»

    2

    Объяснение выявленных данных

    Соотнесение данных. Определение причинно-следственных отношений

    «Почему это произошло?»

    3

    Построение выводов

    Выход за пределы непосредственных данных. Поиск неявных следствий. Экстраполяция

    «Что это означает? Что из этого следует? Какая картина 1 происходящего у вас создается? Какие выводы можно из этого сделать?»

    Таблица 3. Применение правил и принципов

    № шага

    Внешне

    выраженные

    мыслительные

    действия

    Внутренние

    мыслительные

    операции

    Побуждающие      вопросы

    1

    Предсказание последствий, объяснение незнакомых явлений

    Анализ сущности проблемы (ситуации). Привлечение      соответствующих сведений

    «Что могло бы произойти, если бы...»  

    2

    Объяснение и (или)

    подтверждение предсказаний и гипотез

    Определение причинных соотношений, подводящих к предсказанию или гипотезе

    «Почему, по-вашему, это могло бы произойти?»              

    3

    Проверка предсказаний

    Использование логических суждений, фактических сведений для определения необходимых и достаточных условий

    «Что понадобилось бы, чтобы это утверждение было     \ полностью (или по большей части) справедливым?»        

    Таблица 4. Модель формирования индуктивного мышления

    1

    Фазы

    1. Формирование понятий

    1.        Перечисление и составление перечня

    2.        Группировка

    3.        Обозначение, категоризация

    2. Интерпретация данных

    4.        Выявление основных черт

    5.        Объяснение выявленных данных          

    6.        Построение гипотез

    3. Применение правил и принципов

    7.        Выдвижение гипотез, предсказание последствий                                              

    8.        Объяснение и (или) подтверждение
    предсказаний и гипотез

    9.        Проверка предположений

    Целый

    Такой, от которого не убавлено, непочатый, содержащий полную меру чего-нибудь.

    Весь, полный, полностью, без изъятия.

    Большой, значительный (по количеству, величине, роли, важности, значению).

    Неповрежденный, без изъянов.

    В целом - во всей совокупности, целиком....

    Обладающий внутренним единством.

    То, что представляет собою нечто единое, нераздельное, монолитное.

    Число без дроби (математический).

    Часть

    Доля целого.

    Любой предмет, входящий в систему какого-нибудь единства, какого-нибудь целого, рассматриваемый по отношению к этому целому.

    Композиционный отрезок, Отдел какого-нибудь произведения.

    Отдел какого-нибудь учреждения, отдельная отрасль управления.

    Доля, пай (разговорный).

    Целое и часть

    философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность.

    философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и связью, объединяющей эти предметы и приводящей к появлению у их совокупности новых свойств и закономерностей.

    Целым называется то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно (Аристотель).



    Предварительный просмотр:

    Критерии оценивания работы в группе

    Итого

    1

    Понимание проблемы

    Понимают проблему (1 балл) или нет (0 баллов)

    2

    Распределение по ролям

    Распределялись по ролям (1 балл) или нет (0 баллов)

    3

    Работа командой

    Умеют работать вместе (1 балл) или нет (0 баллов)

    4

    Активность

    Активно работают (1 балл) или нет (0 баллов)

    5

    Умение представить результаты

    Умеют представить результаты (1 балл) или нет (0 баллов)

    6

    Владение рефлексией

    Умеют ли они описывать все действия, которые выполняли в процессе групповой работы (алгоритм) (1 балл), или не умеют (0 баллов)

    Общее количество баллов

    (критерии разработаны в ходе совместной деятельности учителя и учеников)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Понятия «целое» и «часть» Цель : освоение процедур (процессов) надпредметной деятельности. Задачи : Установление с вязей между темой и жизненным опытом. 2. Применение новых знаний в практических заданиях.

    Слайд 2

    Неопределенное (Инфинитив) Прошедшее Настоящее Будущее Физическое представление времени суф. + окончан.

    Слайд 4

    Правильность написания Море по-прежнему было спокойным. Без устали парили чайки, как напоказ. Вдоль берега летали кулички, бегая то вперёд, то назад от неугомонных волн.

    Слайд 5

    Основные критерии отметки Отметка Грамотность «5» Допускается : 1 орфографическая, или 1 пунктуационная ошибка «4» Допускаются : 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки «3» Допускаются : 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки «2» Допускаются : 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок

    Слайд 6

    Первая задача по математике В школе всего 60 учеников шестых классов. 30% из них учится в 6в классе. Сколько учащихся в 6в классе?

    Слайд 7

    Первая задача по математике В школе всего 60 учеников шестых классов. 30% из них учится в 6в классе. Сколько учащихся в 6в классе ? I V способ 60 * 0,3=18 (чел .) II способ ( чел.) Ответ: 18 человек V способ 1) 60:10 = 6 (чел.) - 10%; 2) 6 * 3=18(чел.) III способ 60:100 30 = 0,6 30=18 (чел.) I способ ; ; (чел.)

    Слайд 8

    Найдите число к , если от числа 15 равно от числа к . Вторая задача по математике


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку развивающего обучения "Простые механизмы" часть 1

    В данной презентации представленны слайды к уроку развивающего обучения по физике "Простые миханизмы" первая часть....

    Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

    Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

    Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касающихся окружностях.

    Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать  в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...

    Решение задач из Единого государственного экзамена по математике. Часть С4. Задачи о касательной к окружности.

    Данная работа может быть ценным методическим пособием, которое учителя математики смогут использовать  в дальнейшем как на уроках планиметрии, так и при подготовке учащихся 10-11 классов к сдаче ...