Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"
методическая разработка по теме

Никиенко Александра Аркадьевна

      

        Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Ленинград».

        Мне кажется, что нет такого педагога, который не разговаривал бы с ребятами о героическом подвиге Ленинграда, о 900 днях мужества, о величии ленинградцев. Поэтому, можно не рассказывать, а с помощью данной игры вновь совершить с учащимися экскурс в историю Великой Отечественной войны – в осаждённый Ленинград 1941 года, дать возможность почувствовать ужасно тяжёлую атмосферу, но героический дух того времени, тем самым активизировать познавательный интерес ребят к чтению произведений и просмотру документальных и художественных фильмов по истории Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepokoryonnyy_leningrad.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России –

27 января – Дню снятия блокады Ленинграда –

«Непокорённый Ленинград».

Составлен Никиенко А.А.

10.01.2011г.

Цель мероприятия:

        Воспитание у школьников чувства патриотизма, уважения и гордости к героическому прошлому нашего народа, готовности встать на защиту Родины.

Задачи:

  1. Закрепление знаний учащихся, полученных ими на музейных уроках о героическом прошлом нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
  2. С помощью игры вновь совершить с учащимися экскурс в историю Великой Отечественной войны – в осаждённый Ленинград 1941 года, дать возможность почувствовать ужасно тяжёлую атмосферу, но героический дух того времени.
  3. Показать учащимся величие подвига ленинградцев.
  4. Активизировать познавательный интерес ребят к чтению произведений и просмотру документальных и художественных фильмов по истории Великой Отечественной войны.
  5. Воспитывать у школьников чувство любви и долга перед страной.

Оформление:

  • Стендовая выставка «Ленинград – символ славы»;
  • Макеты правительственных наград, которых удостоен город-герой Ленинград:
  • медаль «Золотая Звезда»;
  • два ордена Ленина;
  • орден Октябрьской Революции;
  • орден Красного Знамени.

Подготовить:

  • Два поля для игры «Крестики-нолики», разлинованные на 9 клеточек:

                одно – с названиями конкурсов;

                другое – с пустыми клеточками, куда будут вписываться крестики или нолики;

  • Вопросы для клеточки «Путь мужества и славы»;
  • Карточки с названиями профессий или места работы для клеточки «Труд ленинградцев»: Бойцы народного ополчения, мальчик на заводе, в типографии, работница-печатница, врач, учитель, научный сотрудник в ленинградском институте растениеводства, сотрудник музея, водитель.
  • Рисунки для клеточки «Что бы это значило?»;
  • Для каждой команды по 2 фотографии для клеточки «Так было!»;
  • 2 комплекта карточек со словами одного предложения: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» для клеточки «Таня Савичева»;
  • 2 карточки: «блокада» и «900 дней мужества» для клеточки «Ассоциация»;
  • Листы и фломастеры для клеточки «Город победил!».

Путь

мужества

 и славы

Труд

ленинградцев

Что бы это

значило?

Так

было…

Таня

Савичева

Юные

ленинградцы

защищали

город

Ленинградские

дети

учились

Ассоциация

Ленинград

победил!

Ход проведения тематической игры:

Добрый день, дорогие друзья и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас в школьном музее «Истоки».

В нашей школе, ребята, уже давно стало традицией вспоминать знаменательные даты календаря, Дни воинской славы России.

Наша сегодняшняя тематическая игра вновь посвящена Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда и называется она «Непокорённый Ленинград».

Как вы думаете, ребята, почему игру, посвящённую подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, мы назвали именно так? (Ответы ребят).

Вы правы, потому что Ленинград находился 900 дней в кольце вражеской блокады, но он жил, боролся, трудился и выстоял!

Блокада!

Скудный ломтик хлеба –

Обычный суточный паёк.

Блокада!

Воющее небо,

Коптилки смутный огонёк.

Блокада –

Выстоять,

Не сдаться,

Собой всю Родину прикрыв…

Кто знает лучше ленинградца

Святого мужества порыв?

Но разве может кто-нибудь забыть,

Кто был под грозным, под военным небом,

Кому пришлось блокаду пережить,

Кто плакал над кусочком малым хлеба?

Кто близких здесь своих похоронил,

Запомнил звук «Воздушная тревога»,

Кто на Большую землю выходил

По ледовой – Ладожской дороге?

  1. «Путь мужества и славы»

Проводим игру «Брейн-ринг». Обеим командам читаем вопрос. Первой отвечает команда, которая первой подняла руку.

Задача каждой команды – первой ответить на поставленный вопрос, причём правильно.

Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.

  • Если команды дали одинаковое количество верных ответов – дополнительное задание – команда должна суметь придумать и задать свой вопрос другой команде.

Вопросы:

  1. За что городу Ленинграду присвоено почётное звание «Город-герой»? (За героический подвиг во время Великой Отечественной войны).
  2. Что такое блокада? (Блокада – полная изоляция города с целью прекращения его связей с внешним миром).
  3. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней).
  4. Какие испытания принесла ленинградская блокада? (Ленинградцы голодали, жили в неотапливаемых квартирах, замёрз водопровод, остановился транспорт).
  5. Почему ленинградских школьников называли «часовыми ленинградских крыш»? (Школьники дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары(.
  6. Назовите боевой девиз ленинградцев. («Всё для фронта, всё для Победы!»).
  7. Как называлась дорога, по которой в исключительно трудных условиях в Ленинград доставлялись продукты и другие, жизненно важные грузы. (Дорога Жизни).
  8. Водная трасса летом и ледовая зимой – знаменитая Дорога Жизни, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной, по какому озеру проходила? (По Ладожскому озеру).
  9. Какое место городу Ленинграду отводилось в гитлеровском плане «Барбаросса»? (Ленинград рассматривался как один из главнейших стратегических объектов. Город намечалось стереть с лица земли, а всех его жителей уничтожить).
  10. Когда над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады? (8 сентября 1941 года).
  11. Когда прибыла в Ленинград первая колонна грузовиков по льду Ладожского озера с 33 тоннами продовольствия? (23 ноября 1941 года).
  12. Назовите имя поэтической музы осажденного Ленинграда. (Ольга Берггольц).
  13. Назовите имя композитора, жившего в блокадном Ленинграде и создавшего седьмую симфонию. (Дмитрий Шостакович).
  14. Когда было прорвано вражеское кольцо блокады в результате соединения войск Ленинградского и Волховского фронтов, и Ленинград получил связь с Большой землёй? (18 января 1943 г.)
  15. Когда Ленинград был полностью освобождён от блокады? (Советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду 27 января 1944 года).
  16. Назовите командующего Ленинградским фронтом. (Генерал армии Л.А. Говоров)
  17. 27 января 1944 года ровно в 20.00 часов в городе прогремел первый торжественный артиллерийский залп. В честь какого события? (По радио прозвучала долгожданная и радостная весть о снятии блокады. В честь победителей Родина салютовала 24-мя залпами из 324-х орудий. Такое количество пушек собрали с трудом, так как вся боевая техника была на фронте. А вот ракет было достаточно. Каждый залп из орудий, каждый всплеск ракет, озарявших тёмное небо, встречался тысячеголосым «Ура!». Люди радовались, поздравляли друг друга с победой).
  18. Кому посвящены торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища: «Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так как их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто» (Всем погибшим во время блокады).
  19. Ежегодно 9 мая, в День Победы, ленинградцы приходят на Пискарёвское кладбище. Семьями и в одиночку, старые и молодые. Они кладут на холмы братских могил цветы, а некоторые – конфеты, папиросы и хлеб – маленький кусочек хлеба. Как вы думаете, зачем они это делают? (Они отдают дань памяти погибшим людям. А в этом кусочке хлеба так нуждался каждый из похороненных там ленинградцев).
  20. Сколько граммов хлеба в день получали дети? (125 граммов).
  21. Что собой представлял блокадный хлеб? (Муки в этом хлебе не было, его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы).

  1. «Труд ленинградцев»

Чтобы жить и бороться с врагом, ленинградцы трудились. Трудились на разных предприятиях.

Вывешиваются карточки с вариантами ответов к подготовленным воспоминаниям.

Я буду читать несколько фраз о труде людей – о том, что и как они делали.

Задача каждой команды – угадать, о какой профессии идёт речь или где работал этот человек.

Задание можно поменять. Назвать человека – кто оставил такие воспоминания.

Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Воспоминания людей:

  1. «Мы просили и требовали отправить нас на фронт, а потом мы стали формировать дивизии народного ополчения. Наше народное ополчение объединило двести тысяч мирных людей самых мирных на свете профессий: рабочих, служащих, учёных, людей сугубо штатских, пожилых, близоруких. Мы построили 35 километров баррикад, создали отряды противовоздушной обороны, организовали дежурство в домах, оборудовали медпункты». (Бойцы народного ополчения).
  2. «Я, 12-летний Михаил там работал вместо ушедшего в ополчение отца вместе с другими подростками, женщинами и стариками. Мы изготавливали стальные корпуса танков, на которых писали краской «Гитлеру – смерть!» Где он работал? (Мальчик на заводе).
  3. «Я работала, где мы ежедневно закладывали в печатные машины листы разноцветной бумаги. Клочок такой бумаги, выходя из машины, означал жизнь. Потому что, пройдя печатный пресс, он становился продовольственной карточкой. Отпечатать несколько лишних карточек – это было несложно, но мы сами решали проблемы долга и чести. Немало работниц умерло от голода рядом со стопками продовольственных карточек». Где трудилась эта женщина? (В типографии. Работница-печатница).
  4. «Мне вспоминать страшно и горько. Раненым очень хотелось есть, а кормить мне было их нечем. Голодному организму было трудно бороться. А бывало и так – человек от ранения идёт на поправку, а от голода умирал». Кем работал этот человек? (Врач).
  5. «Наши занятия проходили то в подвале, то в бомбоубежищах, где стоял мороз такой, что коченели руки. Придут дети, посмотрю на них, и сердце плачет – на меня смотрели лица маленьких старичков. Порой, у меня на глазах дети умирали». Кем по профессии был этот человек? (Учитель).
  6. «Мы в дни блокады сберегали уникальную коллекцию хлебных злаков, зерновые культуры из 118 стран мира, более 100 тысяч образцов пшеницы, ржи, кукурузы, риса, гречихи, пшена! Мы их спасали не только от снарядов и бомб, морозов и пожаров, но и от голодных крыс, которых было неимоверное количество. Многие мои коллеги умерли от голода и холода, но коллекцию мы сберегли».  Кем работал этот человек? (Научный сотрудник в ленинградском институте растениеводства).
  7. «В годы блокады мы пытались сохранить выдающиеся памятники искусства, старинные полотна, скульптуры. Золочёный купол Исаакиевского собора мы закрасили маскировочной краской. Большинство статуй на улицах и площадях города мы смогли укрыть мешками с песком, обшить досками». (Сотрудник музея).
  8. «Мне пришлось однажды подожженными руками разогревать мотор, застывший на морозе, чтобы довести продукты в осаждённый город. А другой человек, увидев, что дети замёрзли, снял с себя всю тёплую одежду, накрыл ей малышей, а сам продолжал в трескучий мороз работать полураздетым». (Водитель).

  1. «Что бы это значило?»

Командам даются картинки, им надо пофантазировать – что бы это значило?

Побеждает команда, которая сможет больше разгадать картинок.

  1. «Так было!»

Обеим командам даётся по 2 фотографии блокадного Ленинграда. Задача каждой команды придумать к ним подходящую надпись или заголовок, или название.

Задача каждой команды – первой справиться с заданием.

Побеждает команда, придумавшая наиболее удачные надписи.

  1. «Таня Савичева»

В те жуткие дни 11-летняя ленинградская школьница Таня Савичева вела в записной книжке страшный дневник.

Задача команд – сложить из слов последнюю запись в дневнике Тани.

Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее.

Каждое слово – на отдельной карточке.

(«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»).

  1. «Юные ленинградцы защищали город!»

Несмотря на голод и холод, бомбёжки и обстрелы, юные ленинградцы наравне со взрослыми защищали город.

Задача обеих команд – составить рассказ о том, чем занимались и что делали юные ленинградцы.

Побеждает команда, чей рассказ получится более взаимосвязанным.

  1. «Ленинградские дети учились!»

Вызовом врагу была работа школ в осаждённом Ленинграде. Дети продолжали учиться.

Задача каждой команды – составить (придумать) небольшой рассказ о том, как дети в осаждённом городе учились. Каждый участник команды должен сказать по 1 предложению.

Задача каждой команды – первой справиться с заданием.

Побеждает команда, чей рассказ получится более взаимосвязанным.

  1. «Ассоциации»

Задание – один человек от каждой команды подходит к ведущему игры.

Задача этого игрока – написать 4 слова, которые у него возникают, когда он слышит:

  • Представитель одной команды – блокада Ленинграда;
  • Представитель другой – 900 дней мужества.

Задача игроков каждой команды – также назвать слова, которые у них ассоциируются с конкретным выражением.

Победит команда, у которой будет больше совпадений.

  • Если у обеих команд одинаковое количество совпадений, предлагается дополнительное задание – составить предложение (каждое слово – на отдельной карточке).

Предложения: 1. Всё для фронта!

2. Всё для Победы!

  1. «Ленинград победил!»

Ленинград выстоял! Несмотря ни на что. И город не просто выстоял, он победил!

Задача обеих команд – нарисовать любой сюжет, по которому будет ясно, что речь идёт именно о блокадном Ленинграде.

Победит команда, выполнившая задание первой.

ИТОГ ИГРЫ

Как только одна из команд первой выстроит в игровом поле линию из трёх своих знаков, необходимо подвести итог игры «Непокорённый Ленинград».

Вот и завершена наша тематическая игра «Непокорённый Ленинград». Победила команда…

Но проигравших сегодня нет! Все вы, ребята, потрудились на славу! Показали свои знания, а главное – вспомнили одну из самых героических страниц не только в истории Великой Отечественной войны, но и всей мировой истории.

Думаю, эта игра не стала для вас бесполезной, ведь знаний – это такое богатство, копить которое никому не стыдно и никогда не поздно.

Дорогие ребята! Не забывайте о героическом прошлом нашей страны! Читайте книги, смотрите документальные и художественные фильмы. Учитесь благородству, выдержке и мужеству у литературных и экранных героев и, конечно же, людей старшего поколения – ветеранов Великой Отечественной войны.

Звучит фонограмма песни «Ленинградский метроном».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий линейки, посвящённой дням воинской славы России

08 сентября –Бородинское сражение русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 г.) Цель: расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества; показат...

«День Воинской Славы 27 января – День снятия блокады с города Ленинграда»

   «ДеньМероприятие"День Воинской Славы 27 января – День снятия блокады с города Ленинграда»Цель: Воспитание гражданско-патриотического чувства.Задачи:1) Формировать представлени...

27 января - День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. Данному событию были посвящены классные часы :

Отчёто воспитательной  работе,проведённая в 1 – 9 классах в начале 3 учебной четверти  соответствовала общешкольному плану воспитательной работы...

27 января - День воинской славы России. Снятие блокады Ленинграда

Цель воспитательного мероприятия - создать условия для формирования:- гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины через сохранение исторической памяти о мужестве советско...

Сценарий мероприятия, посвященного «Дню воинской славы 27 января – Дню снятия блокады с города Ленинграда»

Много несчастий выпало на долю нашего народа в те далёкие дни Великой Отечественной войны. Но одним из страшных испытаний стала битва за город Ленинград. Ленинградская битва занимает особое место в ми...

Классный час , посвящённый Дню воинской славы России «Великого мужества вечный урок»

Цель мероприятия: создание патриотической атмосферы обучающихся школы искусств, изучение славных страниц истории Отечества, воспитание мужества у подрастающего поколения, пропаганда исполнительства на...