Главные вкладки

    ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ
    презентация к уроку по теме

    Горбунова Нина Валентиновна

    Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

    В. А. Сухомлинский.

    Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                            

    .

    ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

    Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

    В. А. Сухомлинский.

    Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

    Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

    Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность».

    Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.

    Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

    Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

    Одаренность  можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости..)

    При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

    - у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

    Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

    - .работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

    - необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

    Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.

     В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:

    • возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,

    • с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

    ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе

    Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

    Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД

    1. Создать систему выявления ОД:

    — психолого-педагогическое исследование первоклассников;

    — системное наблюдение за детьми из класса в класс,

    — выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,

    — системное диагностирование психологом.

    2. Организация учебного процесса:

    — нестандартные уроки,

    — включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,

    — работа с дополнительной литературой,

    — обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,

    — предпрофильное  и профильное  обучение,

    — выставка творческих работ

    3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету

    — организация исследовательской работы учащихся,

    — опережающие задания творческого плана,

    — участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,

    — обеспечение базового дополнительного образования:

    (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),

    — проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,

    4. Общеразвивающие мероприятия

    — традиционные мероприятия в школе

    — предметные декады

    Разминка:

    Предлагаю коллегам перечень личностных  и деловых  качеств, которые учитель встречает у своих учеников.Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.

    1. Дисциплинированный.

    2. Неровно успевающий.

    3. Организованный.

    4. Выбивающийся из общего темпа.

    5. Эрудированный.

    6. Странный в поведении, непонятный.

    7. Умеющий поддержать общее дело.

    8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

    9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

    10. Занятый своими делами (индивидуалист).

    11. Быстро, “на лету” схватывающий.

    12. Не умеющий общаться, конфликтный.

    13. Общающийся легко, приятный в общении.

    14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

    15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

    16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

    Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

    * Работа  с ОД диктует определенные требования к личности педагога:

     - желание работать нестандартно;

    - поисковая активность, любознательность;

    — знание психологии подростка и психологии одаренных детей;

    - готовность педагога к работе с одаренными детьми.

    Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

    Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

    * Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе.  По окончанию учебного года руководители  предметных МО определяют сроки декад и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их  раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские   способности.

    * Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских, и окружных конференциях .

     1. Активизация интеллектуальной деятельности учителей и учащихся через исследовательские работы.

           

    2. Создание условий,  стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:

     создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности. 3. Как учить? —  находить необычные нестандартные решения.

    Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нуж¬но как можно раньше. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач).

    *Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.

    Предлагаю в качестве разминки задачку:

    Дается шоколадная конфета в виде бутылочки, наполненная густым малиновым сиропом. Как она изготавливается?

    1-й ответ. Сначала делают шоколадную бутылку, а потом заливают сироп.

    Учитель. Сироп должен быть густым, иначе конфета будет непрочная. А густой сироп трудно залить в бутылочку.

    2-й ответ. Можно его нагреть, и он станет жидким.

    Учитель. Но вот беда — горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Нужно сделать наоборот: не сироп заливать в бутылочку, а шоколадом покрыть сироп.

    Но как покрыть шоколадом жидкий сироп? Пусть будет жидким шоколад, а сироп твердым. Сироп замораживают в виде бутылочки и окунают в жидкий шоколад. Шоколад застынет, а сироп растает. Конфета готова.

    4. Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ Горбунова Нина Валентиновна МОУ СОШ им А.С.Попова

    Слайд 2

    Одаренные дети и особенности работы с ними Одаренные дети или вундеркинды – от немецкого Wunderkind - «Чудесное дитя»

    Слайд 3

    Одаренные дети и особенности работы с ними «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» В. А. Сухомлинский.

    Слайд 4

    Одаренные дети и особенности работы с ними Особенности познавательного развития одаренных детей Любознательность; Сверхчувствительность к проблемам; Высокий уровень развития логического мышления; Повышенный интерес к дивергентным задачам;

    Слайд 5

    Одаренные дети и особенности работы с ними Особенности познавательного развития одаренных детей Оригинальность мышления; Гибкость мышления; Продуктивность мышления; Легкость ассоциирования Способность к прогнозированию;

    Слайд 6

    Одаренные дети и особенности работы с ними Особенности познавательного развития одаренных детей Высокая концентрация внимания; Отличная память; Способность к оценке;

    Слайд 7

    Одаренные дети и особенности работы с ними

    Слайд 8

    Одаренные дети и особенности работы с ними Вопросы ?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему "Одаренные дети и формы работы с ними"

    Раскрывается работа с одаренными детьми...

    Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

    Методический семинар в форме исследования темы "Одарённые дети и особенности работы с ними" сопровождается презентацией....

    Методический семинар "Одарённые дети и особенности работы с ними"

    Методический семинар проведён в форме исследования темы, сопровождается презентацией....

    Одаренные дети и особенности работы с ними.

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Материал пригодиться для аттестации педаг...

    «Одарённые дети и особенности работы с ними в старшей профильной школе» из опыта работы Сидельниковой И.В., учителя русского языка и литературы

    Тезисы выступления. «Ничто не служит таким очевидным показателем умст­венной одаренности, как постоянное возникновение у че­ловека новых мыслей». А. Н. Леонтьев. Под одарённостью ребёнка пон...

    Одаренные дети и особенности работы с ними

    Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.Поэтому так важно именно в ш...

    Выявление музыкально одаренных детей и методы работы с ними.

    Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме выявления музыкально одаренных детей....