Школьное научное общество - форма развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.
статья (8 класс) по теме

Чепёлкина Людмила Петровна

Востребованность исследовательского обучения, продиктованная материалами федерального государственного образовательного стандарта, требует подготовленности педагогического коллектива к его реализации в рамках не только учебной, но и во внеурочной деятельности.  Научная статья раскрывает проблемы технологии проектно-исследовательского обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьное научное общество – форма развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении

В рамках современной педагогической науки исследовательская деятельность учащихся является составляющей частью поисково-исследовательской теории обучения. Сущностью данной технологии является стремление сформировать учебное познание как совокупность задач, а так же выработать средства, которые помогут учащимся:

  • понять проблемность поставленных задач, т.е. сделать проблему более доступной;  
  • выявить возможности сделать решение поставленных задач для учащихся личностно важным;
  • обнаруживать и изучать проблемные ситуации, выявляя проблему и задачи.

Кроме того, исследовательская деятельность учащихся – это цель технологии проектного обучения, которая заключается в создании условий, в рамках которых учащиеся:

  • независимо и с удовольствием получают отсутствующие знания из разнообразных источников;
  • обучаются использовать полученные знания для того, чтобы решать практические и познавательные задачи;
  • действуя в разнообразных группах, получают навыки коммуникации;
  • формируют умения обнаруживать проблему, собирать информацию, организовывать эксперимент, наблюдать, формулировать гипотезы и обобщения;
  • вырабатывают системное мышление.

Так же следует подчеркнуть, что исследовательская деятельность школьников используется и в традиционных, информационных, модульных и развивающих технологиях обучения, однако, не выступает в качестве базовой цели, на которую направлена их реализация.

Основной целью реформирования российского образования является формирование у ребенка творческих способностей, ориентации на самореализацию и самоопределение, инициативы, самостоятельности. Гуманизация образования, являющаяся способом достижения этой цели, требует максимальной дифференциации, а так же индивидуального подхода в осуществлении педагогического процесса.

Сформировавшийся в рамках учебно-исследовательской деятельности опыт является основой для создания новых концепций организации педагогического процесса в рамках современной педагогической науки, ориентированных на овладение инновациями, направленными на трансформацию образования от простого овладения системой знаний, умений и навыков к исследовательскому, которое формирует у учащихся самоопределение.

На современном этапе,  исследовательская деятельность учащихся – это форма организации учебно-воспитательной работы, взаимосвязанная с решением учащимися творческих и исследовательских задач с отсутствующим заранее итогом в разнообразных сферах искусства, техники и науки, в рамках которой присутствуют базовые этапы, соответствующие процессу научного исследования: выработка проблемы, знакомство с литературой, соответствующей проблеме, освоение методики исследования, сбор личного материала с последующим его обобщением и анализом, вывод.

Использование исследовательской деятельности учащимися в различных образовательных учреждениях содействует:

  • формированию заинтересованности, а так же углублению и актуализации знаний в рамках школьных программ и вырабатыванию межпредметных связей;
  • формированию интеллектуальной инициативы у учащихся в рамках процесса изучения базовых и дополнительных программ образования;
  • организации предпосылок к формированию научного образа мышления;
  • овладению творческим подходом к различным видам деятельности;
  • вырабатыванию ориентации на престижность занятия теоретической и практической наукой;
  • формированию области содержательного предметного общения в рамках ученического коллектива, а так же между учащимися и педагогами с одной стороны и специалистами и учеными с другой;
  • овладению информационными технологиями и взаимодействию со средствами коммуникации;
  • созданию развивающей образовательной среды для учащихся;
  • профориентации учащихся;
  • получению допрофессиональной подготовки учащимися;
  • организации занятого полезной деятельностью досугового времяпрепровождения учащихся;
  • организации научно-педагогического коллектива учащихся, педагогов, специалистов и ученых, ориентированного на воплощение на практике разнообразных программ учебно-исследовательской деятельности.

Изучение положения дел в исследовательской деятельности учащихся в последнее время позволяет говорить о том, что, несмотря на признаваемое всеми значение данного процесса в рамках образовательной практики, оно не реализует своего потенциала в достаточной мере. Основными причинами этого является следующее:

  1. учреждения общего и дополнительного образования в недостаточной мере реализуют потенциал исследовательской деятельности учащихся в рамках оптимизации педагогического процесса. Это объясняется отсутствием нормативной базы, которая подчеркивала бы социальное значение формирования исследовательской деятельности учащихся в рамках педагогической системы, неподготовленностью основной массы педагогов к такому виду работы, отсутствием должного интереса со стороны органов управления образования, а так же слабым финансированием и ресурсным обеспечением, как учреждений общего образования, так и дополнительного, занимающихся организацией исследовательской деятельности детей;
  2. не соответствие программно-методического обеспечения. Подавляющая масса программ направлена на «среднего» учащегося;
  3. отсутствие целенаправленного процесса по обнаружению и воспитанию «творческого» учащегося, который должен соответствовать актуальным концепциям природы одаренности, а так же психологической и педагогической поддержки таких учащихся;
  4. отсутствие федеральной системы социальных гарантий, направленной на поддержку учащихся на различных этапах учебного процесса, и позволяющей улучшить мотивацию к исследовательской деятельности.

В рамках наличия таких проблем можно сформулировать следующие направления развития исследовательской деятельности учащихся:

  • подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, занимающихся организацией исследовательской деятельности учащихся;
  • разработку учебно-методических комплексов для исследовательской деятельности учащихся, позволяющих оптимизировать содержание образования на основе принципов вариативности;
  • формирование очно-заочного направления дополнительного образования учащихся, ориентированного на выработку интеллектуального потенциала личности учащихся, использующего в качестве базы государственные учреждения дополнительного образования;
  • выработку эффективных междисциплинарных и предметных проектов организации исследовательской деятельности учащихся;
  • оптимизацию нормативно-правовой базы исследовательской деятельности учащихся;
  • разработку мер стимулирования данного вида деятельности учащихся;
  • формирование системы психолого-педагогического сопровождения, как исследовательской деятельности учащихся, так и педагогов ее организующих;
  • оптимизацию межведомственного взаимодействия, направленного на организацию исследовательской деятельности учащихся;
  • создание каналов информирования участников данного вида деятельности.

Однако многое в организации исследовательской деятельности старшеклассников по-прежнему остается неизменным, что позволяет говорить об актуальности тех же разноуровневых противоречий: внутрисистемных, надсистемных, теоретико-методологических, обще- частных и практико-методических,  а так же обнаруживает целый ряд новых, демонстрируя потребность в решении совокупности задач по организации исследовательской деятельности старшеклассников в рамках педагогического процесса, происходящего в современной школе. Наиболее распространенными противоречиями являются:

  • для достижения объективных результатов исследования требуется организовать целостное и правильно организованное исследование, однако, это невозможно осуществить даже выпускнику учреждения среднего образования. Путем разрешения противоречия являются формы организации и взаимодействия, разделение на элементы, руководство;
  • между имеющимся материалом для организации исследовательской деятельности старшеклассника и отсутствием требуемых новообразований, необходимых для организации самостоятельного исследования учащихся. Путем разрешения противоречия являются формы работы, взаимодействия, включение элементов исследования;
  • между потребностью в разработанной системе исследовательских знаний для проведения целенаправленной деятельности субъектов по развитию исследовательских умений и ее отсутствием;
  • между результативностью организованного старшеклассником исследованием, зависящим от использованных методов, их значения для решения выявленной проблемы и предлагаемыми методологическими основами содержания учебных дисциплин;
  • между степенью доходчивости источников и степенью развития старшеклассника;
  • между потребностью в повышении методологического уровня педагога в качестве организатора исследовательской деятельности старшеклассников и отсутствием необходимой подготовки в рамках образовательной программы педагогических высших учебных заведений;
  • между потребностью и отсутствием детализированной системы диагностик процесса организации исследовательской деятельности старшеклассников в общеобразовательных учреждениях, например, диагностика уровня исследовательских умений;
  • между отсутствием необходимой материальной базы в общеобразовательных учреждениях, требуемой для организации исследовательской деятельности старшеклассников и необходимостью в ней;
  • между традиционно сформировавшимися особенностями взаимодействия между педагогом и учащимися в рамках педагогического процесса и спецификой педагогического процесса при организации исследовательской деятельностью старшеклассников (происходит процесс трансформации педагога в «менеджера образования»): не учить, а ориентировать познавательную деятельность, оказывать помощь в учебе, консультировать, помогать при выборе проблемы, контролировать ход деятельности, создавать рабочую обстановку в коллективе, уметь оценивать творческую, исследовательскую деятельность на каждом этапе;
  • между потребностью в вариативном построении исследовательской деятельности и строгой регламентацией педагогического процесса. Пути решения ведутся в дополнительных учебных программах, выработке персональных личностно ориентированных траекторий развития старшеклассников;
  • между имеющимися ресурсами и отсутствием должной их реализацией.

Следовательно, мы можем определить следующие направления эволюции организации исследовательской деятельности старшеклассников:

  • от использования нерегулярно и неосознанно к применению целенаправленно и организованно в соответствии с конкретным определением места в рамках образовательного процесса и сформированной технологией обучения;
  • от использования отдельных компонентов исследовательской деятельности старшеклассников к трансформации всего педагогического процесса;
  • от ограниченного понимания исследовательской деятельности старшеклассников как итога выявления особенностей обучения по отношению к научной деятельности к признанию широких возможностей исследовательской деятельности старшеклассников, как инструмента формирования самообразования, самосознания, самореализации, а так же социализации личности учащихся, выработки ключевых компетенций учащихся, приобретения внутренней потребности и общественной направленности учащегося;
  • от эмпирического и личностного понимания исследовательской деятельности к пониманию объективности протекающих процессов, определению теоретических (общих) закономерностей и правил в различных областях, а так же к осознанным действиям на их основе.

По мере развития концептуальных основ этого направления организации педагогического процесса, трансформировался и категориальный аппарат, а вместе с ним, и определение термина «исследовательский метод». На современном этапе развития психолого-педагогической науки данный термин представлен следующими определениями:

  • исследовательский метод обучения – это организация поисковой и познавательной деятельности учащихся через формулирование педагогом познавательных и проектных задач, которые требуется решить творчески и самостоятельно;
  • исследовательский метод обучения – это привлечение учащихся к самостоятельным и прямым наблюдениям, на базе которых выявляется взаимосвязь предметов и явлений действительности, формулируются выводы, постигаются закономерности;
  • обучение в форме исследовательской деятельности самих учащихся требует активной позиции в учении, трансформации его в личностно значимое событие, настоящий процесс «добывания знаний», в рамках которого учащийся совместно с педагогом становится творцом тех событий, в которые они включены и которые создают сами. Для этого необходимо, чтобы обучение стало процессом постановки и решения творческих задач;
  • использование исследовательского принципа в обучении требует такой организации педагогического процесса, в рамках которого учащиеся знакомятся с базовыми методами исследования, используемыми в изучаемых ими областях науки, изучают доступные им компоненты исследовательских методик и овладевают умением получать знания самостоятельно посредством изучения явлений общества и природы;
  • исследовательский метод обучения – это система приемов и методов, которые требуют от учащихся самостоятельного поиска истины и используют в рамках обучения научные методы познания;
  • исследовательский метод обучения – это метод, в рамках которого учащиеся самостоятельно находят решение учебно-исследовательским задачам под воздействием ориентирующей роли преподавателя, который ставит перед учащимися конкретную задачу, в процессе поиска решения которой им необходимо самостоятельно выполнять операции сравнения, определения причин и др., выдвигать гипотезы, подвергать их проверке путем анализа фактов и проведением опытов, наблюдения, выявлять наиболее рациональную гипотезу и сформулировать выводы;
  • исследовательский метод обучения – это организация групповой или индивидуальной исследовательской деятельности учащихся, ориентированная не только на достижение какого-либо результата, имеющего форму конкретного практического вывода, но и на процесс организации достижения данного итога.

Приведенные выше определения демонстрируют выделение учеными разнообразных аспектов этого метода, однако, они не охватывают всех сторон целостного исследования, не отражают структуру исследования целиком, а поэтому необходим дополнительный анализ функций исследования, что показывает потребность в дальнейшей разработке применения исследовательского метода в рамках педагогического процесса, в том числе и в котором участвуют старшеклассники.

Внимание педагогов к организации исследовательской деятельности старшеклассников может быть объяснено обширными возможностями, которые она представляет для поиска решения по целому ряду задач творческого развития старшеклассников. Так же плюсами исследовательской деятельности старшеклассников является:

  • выработка навыков поиска и осознанного гибкого применения знаний;
  • формирование умения создавать личные знания самостоятельно, вырабатывать новые идеи, давать прогнозы;
  • обеспечение постижения методов научного познания;
  • развитие мотивации творческой деятельности;
  • развитее способности ориентироваться в рамках информационного пространства и овладение способами получения информации;
  • организация перспективных самостоятельных наблюдений, итоги которых возможно использовать в дальнейшем на занятиях;
  • высокая интенсивность, познавательная активность;
  • полученные знания глубоки, прочны и действенны;
  • умение принимать решения самостоятельно;
  • формирует толерантное отношение к инакомыслию;
  • формирует коммуникативные умения;
  • формирование навыков анализа, сравнения и сопоставления явлений и фактов;
  • развивает компетенции, требующиеся для успешной профессиональной деятельности в будущем;
  • развивает любознательность, инициативность и активность;
  • формирует мышление, стимулирует потребность старшеклассников к самостоятельному поиску и открытиям;
  • удовлетворяет «исследовательский рефлекс» (И.П. Павлов);
  • увеличивает научную эрудицию, внимание к проблемам науки;
  • формирует навыки творчества в рамках освоения закономерностей явлений, творческую независимость, ответственность за труд.

Недостатками применения исследовательской деятельности старшеклассниками является:

  • снижения скорости обучения,
  • увеличение затраты времени на обучение;
  • эмпиризм,
  • отсутствие дифференциации по степени сложности,
  • высокий уровень требований к степени квалификации педагогов,
  • большие энергетические затраты педагога,
  • низкий уровень мотивации педагогов к применению данного метода,
  • низкий уровень мотивации старшеклассников к принятию участия в деятельности,
  • низкий уровень развитости у старшеклассников компетенций исследовательской деятельности,
  • размытость параметров оценки результативности исследовательской деятельности.

Все это позволяет большинству педагогов и психологов считать, что значение исследовательской деятельности старшеклассников для их развития велико, однако такой вид деятельности – это всего лишь одна из составляющих педагогического процесса.

Наиболее оптимальным способом внедрения основ исследовательской деятельности в учебный процесс является организация школьного научного общества.

Исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества формирует у старшеклассников целый ряд компетенций, в том числе и исследовательских, формирует у них творческие способности и аналитическо-критическое мышление. Так же такой вид деятельности предоставляет старшеклассникам возможность реализовать свои наклонности, определиться с профессиональной ориентацией. Еще одной положительной стороной исследовательской деятельности старшеклассников в рамках школьного научного общества является воспитание у них целеустремленности и системности, как в учебной, так и в других видах деятельности. Немаловажным является и то, что старшеклассники расширяют свою научную информированность.

Основной целью исследовательской деятельности старшеклассников в условиях школьного научного общества является расширенное освоение и закрепление учебных знаний, постижение ведущих методов познания и актуальных научных исследований.

Исследовательская деятельность учащихся на занятиях ШНО по предметам представляет учащемуся возможность наиболее полно раскрыть его творческий потенциал. Такая деятельность направлена на проявления себя, как в рамках индивидуальной, так и групповой деятельности, пробу собственных возможностей, применение полученных знаний для принесения пользы и для публичной демонстрации полученного результата. Данная деятельность ориентирована на поиск решения увлекательных проблем, зачастую определенных самим учащимся в форме задачи, результатом реализации которой является найденный способ решения проблемы, носящий практический  прикладной характер, который важен и интересен для самого первооткрывателя.

С точки зрения педагогов исследовательская деятельность учащихся на занятиях ШНО по предметам является интегративным дидактическим средством воспитания, обучения и развития, позволяющим сформировать и развить у учащегося специальные компетенции проектирования и исследования:

  • рассматривать поле проблемы и определять подпроблемы, определять базовую проблему и ставить из нее исходящие задачи, т.е. проблематизация;
  • целеполагания и планирования содержательной деятельности учащегося;
  • определять результативность и успешность решаемой проблемы, т.е. самоанализ и рефлексия;
  • представлять итоги выполненной деятельности и ее хода;
  • осуществлять презентацию  итогов работы в разнообразных формах, в том числе применяя специально подготовленный продукт (моделей, видео, макета, чертежей, плаката, театрализации, компьютерной презентации, аудио и сценических представлений и др.);
  • искать и выбирать актуальную информацию, с последующим овладением требующимися знаниями;
  • применять на практике полученные знания, в том числе и в не типичных ситуациях;
  • выбирать, овладевать и применять требуемыми технологиями;
  • организовывать исследование.

Овладение исследовательской деятельностью учащихся на занятиях ШНО по предметам необходимо организовывать в форме целенаправленной систематической деятельности на всех этапах педагогического процесса.

Создание необходимой степени развитости компетентности в исследовательской деятельности, т.е. самостоятельное применение на практике исследовательских технологий необходимо достичь к окончанию 11 класса.

Темы и проблемы для исследовательской деятельности учащихся на занятиях ШНО по предметам выбираются в соответствии с интересами учащегося и должны соотносится с их самоопределением. Так же следует отдавать предпочтение индивидуальным или мини групповым формам исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования

В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.

Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...

Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"

Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...

Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма сопровождения исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается одна из наиболее эффективных и последовательных форм образовательной деятельности в школе, способствующая максимальному раскрытию способностей учащихся, их потенциала и интере...

" Организация исследовательской деятельности учащегося в образовательном учреждении"

Данная презентация расскажет об организации исследовательской деятельности учащегося в образовательной организации....

Влияние школьного научного общества на развитие исследовательских и творческих способностей одаренных детей.

Система образования в настоящее время ставит своей главной задачей комплексное развитие личности учащихся, направленное на создание системы научно-практических знаний и умений, ценностных качеств, кот...