Главные вкладки

    Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"
    материал по химии (9 класс) на тему

    Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатывать, делать соответствующие выводы, планировать свою дальнейшую деятельность.

    Организация исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочной деятельности будет способствовать реальному продвижению учащихся по пути овладения основными образовательными компетенциями, необходимыми для продолжения образования, по требованиям ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_doklad.docx117.24 КБ
    Файл master-klass.pptx2.3 МБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии.

    Андреева Наталья Владимировна

    Учитель химии и биологии

    МБОУ СШ №68 города Липецка

    Наше время характеризуется стремительным темпом развития всех сфер жизни. Жизненный уклад подвержен непрерывным изменениям появляются качественно новые области и виды деятельности, и люди оказываются не настолько мобильными, чтобы динамично меняться вместе с окружающим миром, что приводит к неэффективности деятельности, конфликтам, стрессам, депрессиям и в итоге  неудовлетворенности жизнью. Все актуальнее становится вопрос о сохранении личностной целостности, а также о том, как гибко адаптироваться к миру, развиваться и изменятся, сохраняя индивидуальность, оставаясь успешным и довольным своей судьбой.

    Есть такая поговорка «Поймай человек рыбу - он будет сыт, научись рыбачить - будет жить».

    Основную воспитательную и развивающую функцию (помимо семьи) выполняет школа, а потому социальные, экономические, политические, культурные преобразования, происходящие в нашей стране, обуславливают изменение социального заказа системы образования, основная задача которой - научить ребенка мыслить, научить  легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире и применять свои знания в нестандартных ситуациях. Ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатывать, делать соответствующие выводы, планировать свою дальнейшую деятельность.

    Нынешнее образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

    Организация исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочной деятельности будет способствовать реальному продвижению учащихся по пути овладения основными образовательными компетенциями, необходимыми для продолжения образования, по требованиям ФГОС.

    К общим исследовательским умениям и навыкам следует отнести: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, работать с текстом, проводить классификацию, обладать умениями и навыками наблюдения и проведения эксперимента, определять методику эксперимента, планировать и проводить исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

    Но когда речь идет об исследовательской деятельности учащихся, то в первую очередь такой вид деятельности подразумевается вне урока. Мы же рассматриваем проблему включения исследовательской деятельности в урок, её организацию в сочетании с различными методами и средствами обучения.

    Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Современная система образования (ФГОС) ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Лернер И.Я., отмечал ценность творческого подхода к решению проблем. «Это предполагает готовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рамки нормативных систем».

    По своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, работой в особом аналитико-прогностическом режиме сочетания «проб и ошибок», с личностными открытиями. И «втиснуть» такой вид деятельности в рамки обычного урока порой очень сложно.

    Возрастные особенности подростков таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические знания, а самостоятельная практическая деятельность. Учитывая это, всё же необходимо обеспечить поэтапное овладение исследовательскими умениями:

    1. Подготовительный (5-6 класс).
    2. Развивающий (7-8 класс).
    3. Завершающий (9-11 класс). Здесь заложенные ранее навыки исследовательской деятельности способствуют самоопределению ученика к самостоятельному поиску и решению проблемных вопросов. Обучающиеся 9-11 классов должны уже полностью владеть практическими навыками исследования, темы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося, активно используются различные образовательные ресурсы. Роль учителя на данном этапе кардинально меняется. Учитель становится рецензентом или даже оппонентом.

    В этой связи незаменимыми в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности становятся индивидуальные образовательные маршруты, которые предоставляют детям возможность выбора.

    ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
    Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

    Индивидуальный маршрут учащегося представляется как персональная траектория освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

    Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий, целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

    При выстраивании  ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии  необходимо учитывать следующие принципы:

    1) систематическая диагностика;

    2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

    3) контроль и корректировка;

    4) систематические наблюдения;

    5) пошаговая фиксация.

     Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей. На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов.

    Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.

     Принято считать, что процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога.

    Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых документов РФ:

    «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании»);

    «… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020);

    «… Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики »);

    «… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

    Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой – различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

    Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

    Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) ) .

    Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности обучения одаренного ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ, по мнению С.В. Воробьевой, адекватен личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного одаренного учащегося. Причем на стадии разработки ИОМ одаренный учащийся выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением и как заказчик образовательных услуг, предъявляя свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности. А на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования. В этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как ИОМ при условии использования функциональных возможностей психолого-педагогической поддержки. Важно, что поддержка одаренного учащегося в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в ИОМ. Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению программы) и его родителей в достижении необходимого образовательного результата, содержанием базовой образовательной программы.

    Эффективность разработки ИОМ обуславливается  осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения  самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения.

    Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

    • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

    -  самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

    • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
    • конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),
    • оформление маршрутного листа.

    При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

    http://www.saripkro.ru/konf_psi/images/image1.jpg

    1. Базовые предметы.

            Исследовательская деятельность способствуют формированию мыслительных и творческих способностей, умение ставить и решать проблемы, способность ориентироваться в разных потоках информации, умение общаться, формулировать и высказывать свое мнение; прогнозированию последствий тех или иных последствий; проведению анализов результатов.

            Одной из форм организации исследовательской деятельности, которую мы применяем это проблемное ведение уроков химии, а также системно-деятельностный подход.

    (пример – интерактив для учителей: видео «Почему они улетают?» - мотивация и организация беседы по актуализации знаний, постановка проблемы, цели, темы урока и следовательно варианты дальнейшей работы на уроке)

    Например, после самостоятельной работы с текстом учебника предлагаю ответить на вопросы, заполнив следующую таблицу:

    Что из прочитанного ты уже знал?

    Что узнал нового?

    О чём думал иначе?

    О чём хотел бы узнать больше?

    1. Природе есть красный и белый фосфор.

    2.Белый фосфор светится.

    3.Красный фосфор используют в производстве спичек.

    1. Фосфор открыл Х. Бранд.

    2. Белый фосфор ядовит и воспламеняется на воздухе.

    3. Что первые спички появились в Швеции.

    4. Красный фосфор может превращаться в белый фосфор.

    1. Фосфор не ядовитое вещество.

    2. Собака Баскервилий могла быть в реальности.

    3. Спички загораются из-за обычного трения.

    1. История открытия фосфора.

    2. Свойства красного и белого фосфора.

    3. Почему светиться белый фосфор?

    4. Технологию производства спичек.

    5. Где ещё применяется фосфора?

    6. Есть ли ещё модификации фосфора?

    Такой анализ текста вполне может дальше стать основой учебного исследования.

    1. Метод наблюдений в обучении основан на восприятии изучаемого явления или объекта на особом уровне, что помогает направлять мыслительную деятельность учащихся, особенно на первом этапе формирования исследовательских умений. Это метод наиболее эффективен в практике обучения химии, потому что здесь мы опираемся на лабораторные и практические работы.
    2. Эксперимент как метод обучения включает в себя умение ставить цель, продумывать методику проведения эксперимента, анализировать и систематизировать полученные данные, делать выводы. На начальном этапе цель эксперимента перед учеником ставится учителем, совместно с ним определяется и последовательность его проведения. На втором этапе учитель может поставить только цель, остальные этапы исследования, учащиеся выполняют самостоятельно. На последнем этапе формирования исследовательских умений – учащиеся намечают цель эксперимента и планируют его проведение, обобщают данные, делают выводы. Всё это требует от учащихся не только хороших знаний, но и нестандартного мышления. Учитель может выполнять здесь роль консультанта.

    Эффективное развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности возможно в ходе выполнения практических работ, которые предусматривают непосредственное использование знаний на практике. Поэтому для дальнейшего формирования и развития исследовательских умений стараюсь уйти от заданий, которые уже включают в себя алгоритм действий. Например, при выполнении практической работы в 9 классе «Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств» предлагаю формулировку задания по своей форме близкой к заданию № 22 ОГЭ:

    1 вариант задания

    2 вариант задания

    1. Налейте в пробирку 2 мл раствора хлорида алюминия, добавьте по каплям раствор разбавленной щелочи до образования студенистого осадка. Напишите ионные уравнения проведенной реакции.

    Даны вещества оксид меди(II), цинк и растворы нитрата магния, гидроксида натрия, хлорида алюминия, серной кислоты, соляной кислоты, карбоната натрия. Используя воду и вещества только из этого списка, получите гидроксид алюминия и исследуете его химические свойства. Опишите признаки проведённых реакций. Для реакций ионного обмена запишите сокращённое ионное уравнение.

    Сделайте выводы.

    2. Разделите содержимое пробирки пополам и добавьте к одной части раствор серной кислоты, к другой — раствор гидроксида натрия до «исчезновения» осадка. Напишите ионные уравнения осуществленных реакций.

    3. Сделайте вывод о характере химических свойств гидроксида алюминия.

    Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской деятельности.

    2. Элективные курсы.

    Эффективным способом формирования и развития исследовательских умений старшеклассников является организация курса дополнительного образования  «Химия и медицина» на основе исследовательской деятельности учащегося. Вся работа в кружке осуществляется в процессе свободного использования эксперимента и общения, открытого обмена мнениями. Определяющими условиями при этом является личная включенность учащегося в исследовательскую деятельность, придание приобретаемым знаниям общественной направленности, что способствует выходу за рамки образовательного процесса формирования знаний, умений и навыков, а также способствует развитию способности к поиску альтернатив, открытости, к восприимчивости, анализу и критике.

    Старшекласснику предоставляется право и возможность выбора темы исследовательской работы. Обязательной частью исследовательской деятельности на кружке является химический эксперимент. Организация экспериментальной работы на кружковом заседании дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученного, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая в эксперименте знания учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости. Такое знание является осмысленным, требующим своего закрепления в сознании логическими связями со сформированными ранее личностными ценностями, т.е. стимулирует ребенка к новым исследовательским действиям.

            Результат работы мы видим в виде законченной исследовательской работы и презентации ее на научно-практических конференциях и конкурсах. Любой исследователь даже юный должен заявить о себе, умело представить результаты своей исследовательской деятельности, отстоять точку зрения, доказать правильность своих выводов.

    Как результат работы по интересующей теме на курсе дополнительного образовании является участие в школьном научном обществе и выступление на школьной конференции. Учащиеся исследовали  такие вопросы как «Вред курения», «Яды и противоядия», «Эффективность адсорбентов, используемых в медицине». Во время работы над темами исследования предлагалось пользоваться следующим алгоритмом:

    1.Сформулировать проблему

    2. Выявить предмет и объект исследования

    3. Выдвинуть гипотезу

    4. Провести экспериментальное исследование.

          5. Сделать вывод.

    Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет помогать ребёнку учиться, направлять его на самостоятельную деятельность.

    Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии, показали, что:

    • усилилась мотивация учебной деятельности;
    • повысилась успешность обучения;
    • повысился интерес учащихся к предмету химия;
    • улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;
    • в процессе интеграции учебной и вне учебной деятельности учащихся расширился их кругозор;
    • дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
    • наблюдается интеллектуальный рост;
    • сформирование у учащихся способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности, то есть активизировать обучение.

    Изучив литературу и проведя большую методическую работу, можно прийти к следующим выводам:

    1. Необходимо формировать и развивать исследовательские умения учащихся.
    2.  Формированию и развитию исследовательских умений учащихся способствует:

         а) проблемное ведение уроков химии;

         б) системно-деятельностный подход;

         в) применение различных приемов мыслительной деятельности (синтез, обобщение, анализ и т.д.) на уроках химии;

    г) разработка индивидуальны образовательных маршрутов (с их помощью  реализуется  положительная динамика качества обучения, повышается  уровень предметных и метапредметных результатов, повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности)

    3. Одной из оптимальных форм организации исследовательской деятельности является внеурочная деятельность учащихся, где наиболее эффективно формируются и развиваются исследовательские умения старшеклассников.

    На мой взгляд,  обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования

     

    Список использованной литературы
    1.   Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2015.
    2. Соколова Е.Н. МБОУ «СШ№17» Г.Нижневартовск  Реализация индивидуального образовательного маршрута в образовательной деятельности школьника

    3. Кротикова Оксана Владимировна учитель химии и биологии МБОУ «Слинская С0Ш» «Развитие исследовательских умений школьников в процессе обучения предмету химии»

    4. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках химии , Хапугина Светлана Владимировна, учитель химии МБОУ «Липкинская СОШ» Ромодановского района Республики Мордовия

    Приложения.

    1. ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут)

     ученика (цы) _9в_ класса Порядиной Анны, учитель химии Андреева Н.В..

    Цель: ликвидация пробелов по предмету химия

    Тема

    ЗУН

    ОУУН

    Задания, способы работы

    Сроки

    Форма контроля

    Отметка о выполнении

     Реакции ионного обмена, ОВР

     Сформировать умения по составлению и написанию реакций ионного обмена, знать признаки реакций ионного обмена, составление полных и кратких ионных уравнений.

    Совершенствование знаний о восстановителях, окислителях, умение расставлять коэффициенты  методом электронного баланса  

     Формировать химическое мышление;

    Развивать умения поиска и анализа информации; развивать навыки овладения речевых средств в познавательной деятельности; формировать умение работать в сотрудничестве;

    Формировать умения сбора портфолио

     ИРМ

     01.10-15.10

     Тест

     зачет

    Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

    1. Индивидуальный образовательный маршрут  исследовательской деятельности ученика по предмету ------------

    Этапы работы

    Форма отчёта / демонстрации результатов

    Сроки

    1. Формулирование проблемы, целеполагание

    Собеседование с учителем

    2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности

    Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.

    3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

    Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования

    4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

    Собеседование с учителем

    5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)

    Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества и т.п.

    6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом

    7. Обобщение, выводы

    8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Мастер-класс «Формирование и развитие исследовательской деятельности при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии» Андреева Наталья Владимировна Учитель химии и биологии МБОУ СШ №68 города Липецка

    Слайд 2

    «Поймай человек рыбу – он будет сыт, научись человек рыбачить – будет жить» пословица

    Слайд 3

    Основная задача системы образования - научить ребенка мыслить, научить легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире и применять свои знания в нестандартных ситуациях. Ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатывать, делать соответствующие выводы, планировать свою дальнейшую деятельность.

    Слайд 4

    Исследовательская деятельность Организация исследовательской деятельности на уроках химии и во внеурочной деятельности будет способствовать реальному продвижению учащихся по пути овладения основными образовательными компетенциями, необходимыми для продолжения образования, по требованиям ФГОС. К общим исследовательским умениям и навыкам следует отнести: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, работать с текстом, проводить классификацию, обладать умениями и навыками наблюдения и проведения эксперимента, определять методику эксперимента, планировать и проводить исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

    Слайд 5

    Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Лернер И.Я. отмечал : «Это предполагает готовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблем двигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоваться готовыми схемами и стереотипами, выходить за рамки нормативных систем».

    Слайд 6

    По своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с глубоко осмысленной и творческой переработкой информации. Необходимо обеспечить поэтапное овладение исследовательскими умениями: Подготовительный (5-6 класс). Развивающий (7-8 класс). Завершающий (9-11 класс). Здесь заложенные ранее навыки исследовательской деятельности способствуют самоопределению ученика к самостоятельному поиску и решению проблемных вопросов. Учитель становится рецензентом или даже оппонентом.

    Слайд 7

    Индивидуальные образовательные маршруты В этой связи незаменимыми в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности становятся индивидуальные образовательные маршруты , которые предоставляют детям возможность выбора. ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования

    Слайд 8

    При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы: 1) систематическая диагностика; 2) индивидуальный подбор педагогических технологий; 3) контроль и корректировка; 4) систематические наблюдения; 5) пошаговая фиксация.

    Слайд 9

    Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей , которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей. Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой – различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных детей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования.

    Слайд 10

    Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Эффективность разработки ИОМ обуславливается осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости этого маршрута как одного из способов самоопределения самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения.

    Слайд 11

    Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута может включать в себя следующие этапы: постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки), самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля); выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели, конкретизация цели (выбор курсов, факультативов), оформление маршрутного листа.

    Слайд 12

    Примеры индивидуальных образовательных маршрутов 1. ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика ( цы ) _9в_ класса Порядиной Анны, учитель химии Андреева Н.В.. Цель: ликвидация пробелов по предмету химия Тема ЗУН ОУУН Задания, способы работы Сроки Форма контроля Отметка о выполнении Реакции ионного обмена, ОВР Сформировать умения по составлению и написанию реакций ионного обмена, знать признаки реакций ионного обмена, составление полных и кратких ионных уравнений. Совершенствование знаний о восстановителях, окислителях, умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса Формировать химическое мышление; Развивать умения поиска и анализа информации; развивать навыки овладения речевых средств в познавательной деятельности; формировать умение работать в сотрудничестве; Формировать умения сбора портфолио ИРМ 01.10-15.10 Тест зачет

    Слайд 13

    2. Индивидуальный образовательный маршрут исследовательской деятельности ученика Этапы работы Форма отчёта / демонстрации результатов Сроки 1. Формулирование проблемы, целеполагание Собеседование с учителем 2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п. 3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования 4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез. Собеседование с учителем 5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.) Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества и т.п. 6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом 7. Обобщение, выводы 8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности

    Слайд 15

    Базовые предметы и курсы Исследовательская деятельность на основе проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов способствуют формированию мыслительных и творческих способностей, умение ставить и решать проблемы, способность ориентироваться в разных потоках информации, умение общаться, формулировать и высказывать свое мнение; прогнозированию последствий тех или иных последствий; проведению анализов результатов. Одной из форм организации исследовательской деятельности, которую мы применяем это проблемное ведение уроков химии, а также системно-деятельностный подход.

    Слайд 17

    Эффективное развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности возможно в ходе выполнения практических работ, которые предусматривают непосредственное использование знаний на практике. Например, при выполнении практической работы в 9 классе «Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств» предлагаю формулировку задания по своей форме близкой к заданию № 22 ОГЭ:

    Слайд 18

    1 вариант задания 2 вариант задания 1. Налейте в пробирку 2 мл раствора хлорида алюминия, добавьте по каплям раствор разбавленной щелочи до образования студенистого осадка. Напишите ионные уравнения проведенной реакции. Даны вещества оксид меди(II), цинк и растворы нитрата магния, гидроксида натрия, хлорида алюминия, серной кислоты, соляной кислоты, карбоната натрия. Используя воду и вещества только из этого списка, получите гидроксид алюминия и исследуете его химические свойства. Опишите признаки проведённых реакций. Для реакций ионного обмена запишите сокращённое ионное уравнение. Сделайте выводы. 2. Разделите содержимое пробирки пополам и добавьте к одной части раствор серной кислоты, к другой — раствор гидроксида натрия до «исчезновения» осадка. Напишите ионные уравнения осуществленных реакций. 3. Сделайте вывод о характере химических свойств гидроксида алюминия.

    Слайд 20

    Элективные курсы ( курсы дополнительного образования) Работа на занятиях курса дополнительного образования осуществляется в процессе свободного использования эксперимента и общения, открытого обмена мнениями. Определяющими условиями при этом является личная включенность учащегося в исследовательскую деятельность, придание приобретаемым знаниям общественной направленности, что способствует выходу за рамки образовательного процесса формирования знаний, умений и навыков, а также способствует развитию способности к поиску альтернатив, открытости, к восприимчивости, анализу и критике.

    Слайд 21

    Определить наличие ионов натрия, кальция, магния и железа в образце воды из реки Матыра . Пригодна ли эта вода для использования человеком?

    Слайд 22

    Как результат работы по интересующей теме на курсе дополнительного образовании является участие в школьном научном обществе и выступление на школьной конференции. Учащиеся исследовали такие вопросы как «Вред курения», «Яды и противоядия», « Эффективность адсорбентов, используемых в медицине ». Во время работы над темами исследования предлагалось пользоваться следующим алгоритмом: 1.Сформулировать проблему 2. Выявить предмет и объект исследования 3. Выдвинуть гипотезу 4. Провести экспериментальное исследование. 5. Сделать вывод.

    Слайд 23

    Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет помогать ребёнку учиться, направлять его на самостоятельную деятельность. Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе обучения химии, показали, что: усилилась мотивация учебной деятельности; повысилась успешность обучения; повысился интерес учащихся к предмету химия; улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований; в процессе интеграции учебной и вне учебной деятельности учащихся расширился их кругозор; дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний; наблюдается интеллектуальный рост; сформирование у учащихся способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности, то есть активизировать обучение.

    Слайд 24

    Изучив литературу и проведя большую методическую работу, можно прийти к следующим выводам: Необходимо формировать и развивать исследовательские умения учащихся. Формированию и развитию исследовательских умений учащихся способствует: а) проблемное ведение уроков химии; б) системно-деятельностный подход; в) применение различных приемов мыслительной деятельности (синтез, обобщение, анализ и т.д.) на уроках химии; г) разработка индивидуальны образовательных маршрутов (с их помощью реализуется положительная динамика качества обучения, повышается уровень предметных и метапредметных результатов, повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности) 3. Одной из оптимальных форм организации исследовательской деятельности является внеурочная деятельность учащихся, где наиболее эффективно формируются и развиваются исследовательские умения старшеклассников.

    Слайд 25

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов

    ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...

    Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве

    Исследовательская деятельность способствует формированию обучающегося, наделенного набором универсальных учебных действий владеющего различными способами деятельности, готового к самостоятельной конст...

    Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы

    В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание обр...

    "Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсовой подготовки учащихся подросткового возраста" (внеурочная деятельность)

    Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного...

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.

    В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах  к обучению ребенка,  правильно оценить  степень его готовности воспринимать знани...