"Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в рамках курсовой подготовки учащихся подросткового возраста" (внеурочная деятельность)
методическая разработка по русскому языку по теме

Валерия Владимировна Николаева

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Педагогическая стратегия по изучаемому предмету в рамках разработки индивидуальных образовательных маршрутов на курсовом занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut_2.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ  №136

603065, Нижний Новгород, ул. Дьяконова, д. 1б, тел/факс. 253-53-09, тел. 253-29-46; E-mail: schooln136@inbox.ru

Система работы

 учителя русского языка и литературы Николаевой В.В.

"Построение и реализация индивидуальных   образовательных маршрутов в рамках курсовой подготовки  учащихся  подросткового возраста"

 (внеурочная деятельность)

        Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Для построения индивидуального  образовательного  маршрута  учитель учитывает:

  1) индивидуально-психологические особенности учащихся подросткового возраста;

2) особенности мотивации учения у учащихся 8-9  классов (стойкий  интерес  к определенному предмету; мотив  избегания неудачи; желание  иметь высокую отметку, даже если оно (желание) не подкрепляется знаниями ; познавательный  интерес  только у высокомотивированных учащихся; подростковая   установка  на достижение результатов в учении ,  отсутствие развития мотива  достижения успеха в учебе;  мыслительного спад;

3) Базирование содержания курсовых занятий на  программном  материале   по русскому языку  в 8-9  классах (расширение и углубление знаний в рамках темы).

4) Планирование   уровня   усвоения  материала курсовых занятий с учетом индивидуальных  возможностей ученика  на основе  технологической  карты.

Педагогическая стратегия по изучаемому предмету в рамках разработки индивидуальных образовательных маршрутов на курсовом занятии по целеполаганию:

  1. Распределение учащихся по группам с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся подросткового возраста.

Высший  уровень знаний ( группа 1 – уровень усвоения материала А) :

Для таких учащихся характерен высокий темп овладения новыми знаниями и самостоятельность в их применении. Эти ученики легко усваивают материал в максимальном объеме, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения поставленных перед ними задач и способностью свободно переключаться с одной умственной операции на другую. В работе с такими учениками важна организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одаренных из них возможна разработка индивидуальной стратегии обучения и развития, выбор педагога-наставника, занятия в специальных кружках и факультативах.

Высокий уровень знаний ( группа 2-  уровень усвоения материала  Б) :

Они способны овладеть необходимым объемом знаний, определенным программой. Учащиеся этой группы отличаются неустойчивостью познавательных интересов, причиной чего является выраженная интеллектуально-личностная направленность на определенный тип учебных предметов. Поэтому для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они умеют анализировать, делать выводы на основании изученного, но к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работ. Значительная роль в работе с такими учащимися отводится внешней мотивации.

Средние учебные способности( группа 3 – уровень усвоения материала  С)

Учащиеся этой группы отличаются многообразием вариантов индивидуального развития. У большей части школьников этой группы отмечается несформированность положительных качеств ума, диагностируется низкий уровень психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Среди учащихся этой группы есть дети, имеющие высокий уровень специальных способностей: художественные способности,  у части группы - способности к спорту,  некоторые обладают  практическим складом ума. С такими учениками учитель выстраивает  обучение и воспитание,  основываясь на положительных личностных качествах подростков.

2.  На вводных занятиях целеполагания  учитель  руководит выстраиванием образовательного  маршрута  в рамках темы занятия. Это зафиксировано в  технологической карте.  При выстраивании индивидуального образовательного маршрута ученик находится в ситуации выбора. Именно эти вводные курсовые занятия  способствуют тому, чтобы цели, зафиксированные в технологической карте, стали понятными, осознанными, принятыми и достигнутыми учащимися в ходе усвоения новых понятий.

2.Каждый ученик вырабатывает личное отношение к освоению темы, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, прогнозирует результаты своей деятельности. На таких занятиях,  ученик выстраивает свой индивидуальный  образовательный маршрут:  формулирует цели, определяет конкретные задачи, составляет план работы по теме, знакомится с видами работ в рамках темы,  с мониторинговыми  исследованиями.

Разработка  темы "Наречие" на курсовых занятиях по русскому языку

  1. Анализ ситуации, представленный  лингвистической  задачей.

1.1.Для учащихся со средними учебными возможностями ситуация  проговаривается  еще раз, в диалоге вычленяется  главное. Ученики с высокими возможностями объяснят свое  решение еще раз, подробнее останавливаются  на логике рассуждений. Только после этого формулируется тема курсового занятия  «Наречие».

1.2.  Анализ ключевых  слов  темы, под руководством учителя приведет к  к осмыслению следующего вопроса – истории появления названия «наречие». В процессе обсуждения учащиеся делают вспоминают этимологию названия.

       2. Целеполагание и  определение значимых тем.  Определение  результатов деятельности (для обучающихся с разным уровнем подготовки – фиксировать цели на доске).

Цели, поставленные на курсовом занятии  «Наречие»:

знать

уметь

– общее значение наречий (А);
– морфологические признаки наречий, их синтаксическую роль (А);
– степени сравнения наречий и их образование (А, В);
– способы образования наречий (А, В);
– орфограммы, изучаемые в теме(А, В).

– находить наречия в тексте, отличать его от других частей речи (А);
– определять синтаксическую роль наречий (А);
– образовывать степени сравнения наречий (А);
– различать степени сравнений наречий и прилагательных (В);
– образовывать наречия от других частей речи (В);
– находить и аргументировать выбор изучаемой орфограммы (В);

На повышенном уровне

– о текстообразующей роли наречий (С)

– использовать в речи наречия как средство связи предложений в тексте (С);
– определять место наречия в системе других частей речи (С)

3. Конструирование  учебной деятельности в рамках занятия

Определение  способов учебной деятельности;

Определение средств  достижения  целей;

 Определение средств  источников  информации;

 Определение критериев  оценки результатов

Определение процессов их достижения

 Выстраивание  плана  изучения темы

 Определение количество курсовых занятий по теме;

 4. Анализ содержания технологической карты с целью деления изучаемого материала на блоки.

5. Анализ содержания технологической карты с целью определения специфики заданий: творческие работы,  котрольные  работы.

6. Самостоятельный выбор учащимися уровня  усвоения знаний и способа контроля (задания  разноуровневого характера: индивидуальные работы по карточкам; цифровой диктант; конструирование предложений с наречиями и нахождение наречий в тексте с определением их синтаксической роли; свободный диктант; объяснительный диктант; самостоятельную работу, работу по редактированию текста, выборочный диктант, диктант «Проверь себя», задания тестового характера).

7. Определение  учащимися объема  изучаемого материала, порядка  изучения его,  примерные сроки (учет индивидуальных особенностей: в работе с учениками 2 группы – использование  проблемных ситуаций, формулирование учащимися самостоятельно той или иной проблемы;  в работе с учениками  3 группы -  помощь  и консультация учителя для определения  знаний  и умений, необходимых  для успешного усвоения темы. Эффективные  приемы для учащихся 2 группы:  опора на жизненный опыт, прогнозирование успеха. Целесообразно предложение  плана –опоры,  где обозначены основные разделы работы по планированию:

Мой образовательный маршрут по теме

Тема

Буду знать

Буду уметь

Программа изучения

Самооценка

Оценка учителя

Подобная работа дает возможность осознания  уровня сложности предложенного для изучения материала.

8. Для оценки своих возможностей, видения перспективы в процессе овладения материалом - выбор учащимися уровня  изучения данной темы, каждая  из которых отличается объемом, сложностью и глубиной изучаемого материала ( выбор 2-го уровня ( А) оценивается «3», 3-го уровня ( В) – «4», четвертого уровня (С) – «5»).

9. Беседа учителя с учащимися целью фиксации  выбранных уровней изучения материала для отслеживания продвижения учеников по индивидуальным маршрутам.

10. Оценка достижений учащимися и сравнивание их с реальными результатами (занятие  систематизации и обобщения знаний).

11. Рефлексия (анализируются успехи, проблемы и трудности, возникшие во время изучения темы, а также способы, с помощью которых они преодолевались).Возможная форма рефлексии:  письменное анкетирование, размышление по предложенной теме, составление схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"

Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...

Этапы построения индивидуального образовательного маршрута в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР в МБОУ «Школа № 87» (МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА ОТ 25.02.2021)

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается не только как  специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями зд...

Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимает замысел обучающегося относительно его собственного продвижения в образовании. Это проект, который конкретизирует образовательную программу и планы...