Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала.
методическая разработка

Федорова Елена Анатольевна

 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад36.5 КБ
Office presentation icon презентация2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Шимановска

 Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала.

 Долудина Елена Анатольевна,

учитель физики и информатики первой

квалификационной категории

Одна ученица 10 класса как-то заявила мне:

- Ваша физика мне не нужна!Я буду менеджером по туризму.

-Зачем нужна  нам физика , если мы не планировали связывать с ней свою дальнейшую жизнь. Такую фразу часто можно услышать, среди обучающихся старших классов, которые определились с дальнейшим образованием.

        Перед мной встала проблема, как организовать обучение в одном классе, высокомотивированных учеников и тех учеников кто решил не связывать свою жизнь с физикой?  

        Я решила применить индивидуальные образовательные маршруты учащихся  на основе модульных принципов построения учебного материала.         Они дают возможность выбора и реализации требований учебной программы в соответствии с индивидуальными возможностями, склонностями и потребностями учащихся.

Этапы проектирования ИОМ

  1. Постановка образовательной цели
  2. Самоанализ, рефлексия  (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями)
  3. Выбор пути (вариантов) реализации
  4. Поставленной цели
  5. Конкретизация цели
  6. Оформление маршрутного листа

Ожидаемые результаты

  1. создание равных стартовых возможностей для всех учащихся
  2. рост мотивации учения у обучающихся;
  3. качественное изменение ценностных ориентаций,
  4. рост удовлетворенности участников образовательного процесса от обучения в школе.

Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль включает в себя целевой план действий, информацию и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Ученик учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке, что дает ему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Практика показала, что результативно сочетать традиционную систему обучения с модульной.

При использовании ИОМ я  включаю в планирование элементы дистанционных курсов: ученики могут работать в виртуальной физической лаборатории, смотреть ролики и презентации по изучаемой теме, выполнять интересные задания, изучать интерактивные модели – и все это в удобное для них время! Я могу дистанционно контролировать и время, проведенное учеником за изучением темы, и полученные результаты.

Какой должен быть индивидуальный образовательный маршрут, его структура?

При составлении маршрутной карты самостоятельной работы школьника я включаю следующие разделы:

  1. Название модулей и их учебные цели (т.е. цели, которые ставит педагог перед учащимися, а не перед собой).
  2.  Прогнозируемые результаты при изучении модулей (требования к знаниям, умениям, навыкам уровней стандарта образования).
  3. Количество занятий по каждому модулю и их характер (вводный урок, закрепления знаний, проектная деятельность и т.п.).
  4. Возможные темы рефератов, докладов, творческих работ.
  5. Объем домашних заданий с возможной ситуацией выбора для учащихся различных способностей.
  6. Контроль и самоконтроль. Возможные варианты проверочных, тренировочных, контрольных заданий.

Первоначально я проектировала образовательные маршруты для изучения целой большой темы, рассчитанной на 3-4  часа.

Маршрутный лист для учащегося при изучении большой темы у меня выглядел так:

Название

Модуля

Учебные цели

Вид деятельности на уроке

Домашнее задание

Количество модулей или учебных элементов может быть различным. Однако при любом их количестве, существуют обязательные учебные элементы, которые включаются в каждый модуль. Это УЭ-В, на котором я сообщаю сроки изучения; цели; последовательность изучения учебных элементов; особенности работы над содержанием модуля; основные результаты, которые должны быть достигнуты; способы их оформления и проверки; критерии оценивания результатов и т.д.

Второй обязательный учебный элемент – контрольный УЭ-К. он завершает изучение модуля и представляет собой итоговую проверочную работу.

        Впоследствии я стала проектировать маршруты на урок. Примерный вид  маршрута составленного на один урок.

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Примечания

Структура урока по модульной технологии может выглядеть так:

  1. Постановка целей урока.
  2. Повторение учебного материала, изученного ранее.
  3. Изучение теоретического материала по новой теме. Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и маршрутного листа.
  4. Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач.
  5. Осмысление. Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока.
  6. Экспертный контроль. Ответы на вопросы, проверочная работа, тестовые задания.

Разработывая  индивидуальный образовательный маршрут я :

  • имею чёткое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно я буду использовать его.
  • изучаю и узнаю общую готовность детей к учебной деятельности, восприятию конкретного учебного материала.
  • предвижу затруднения, которые могут возникнуть у детей при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий.
  • использую в системе уроков индивидуальные и групповые задания.
  • постоянно анализирую эффективность индивидуального и дифференцированного обучения.
  • имею чёткое представление о том, как будет продолжена работа на следующих  уроках.

К числу позитивных сторон следует отнести следующие положения:

-ИОМ позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся;

-Реализуются две педагогические истины: главное на уроке – самостоятельная работа учеников, учитель – организатор самостоятельного учения;

-У учеников вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки;

-Благодаря наличию ближайших ориентиров повышается прочность знаний;

-Ученику предоставляется возможность выбора уровня сложности изучения.

Негативные стороны использования ИОМ:

-Многие ученики не привыкли работать самостоятельно;

-С использованием ИОМ возрастают трудозатраты педагога.

Применение технологии индивидуального образовательного маршрута, позволяет по – новому строить уроки изучения нового материала и обобщения, систематизации знаний, работу по ликвидации пробелов в знаниях и работу с одаренными учащимися.

Источники

  1. https://multiurok.ru/index.php/files/individual-nyi-marshrut-uchitielia.html
  2. https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2015/10/15/proektirovanie-individualnyh-obrazovatelnyh-marshrutov
  3. https://pandia.ru/text/79/399/38320.php
  4. http://fiz.na5bal.ru/fizika/851/index.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долудина Е.А. учитель физики и информатики первой квалификационной категории МОАУ СОШ №2 с углубленным изучение отдельных предметов г. Шимановска

Слайд 2

Актуальность вопроса Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях и различиях. Индивидуальными особенностями обусловлено формирование всех качеств. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей ученика происходят в ходе образовательного движения по индивидуальному маршруту.

Слайд 3

Модульные принципы построения учебного материала . возможность выбора и реализации требований учебной программы в соответствии с индивидуальными возможностями, склонностями и потребностями учащихся.

Слайд 4

Постановка образовательной цели Самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями) Выбор пути (вариантов) реализации Поставленной цели Конкретизация цели Оформление маршрутного листа Этапы проектирования ИОМ

Слайд 5

Ожидаемые результаты создание равных стартовых возможностей для всех учащихся рост мотивации учения у обучающихся; качественное изменение ценностных ориентаций, рост удовлетворенности участников образовательного процесса от обучения в школе.

Слайд 6

Сущность технологии модульного обучения ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем.

Слайд 7

Модуль целевой план действий руководство по достижению дидактических целей. информация

Слайд 8

Работа с дистанционными курсами по физике как элемент ИОМ При использовании ИОМ целесообразно включать в планирование элементы дистанционных курсов: ученики могут работать в виртуальной физической лаборатории, смотреть ролики и презентации по изучаемой теме, выполнять интересные задания, изучать интерактивные модели – и все это в удобное для них время! Учитель может дистанционно контролировать и время, проведенное учеником за изучением темы, и полученные результаты.

Слайд 10

Маршрутная карта самостоятельной работы школьника Название модулей и их учебные цели ; Прогнозируемые результаты при изучении модулей ; Количество занятий по каждому модулю ; Возможные темы рефератов, докладов, творческих работ; Объем вариативных домашних заданий; Возможные варианты проверочных, тренировочных, контрольных заданий.

Слайд 11

Маршрутный лист учащегося при изучении большой темы : Название модуля; Учебные цели; Вид деятельности; Форма контроля; Сроки реализации.

Слайд 12

Маршрутный лист для учащегося при изучении большой темы Название Модуля Учебные цели Вид деятельности на уроке Домашнее задание

Слайд 13

Пример использования ИОМ при обучении физике слабомативированных детей ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика(цы) ________________________________ учитель ___________________________________ ЦЕЛЬ : ликвидация пробелов по предмету физика № п/п Тема Задание Форма контроля Срок, отметка о выполнении 1. Электрический ток Изучить текст учебника Создать конспект по теме Самостоятельная работа с учебником, ведение записей в тетради, разбор сложных моментов с учителем До 19 января 2019

Слайд 14

Пример использования ИОМ при обучении физике высокоматевированных детей ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика(цы) _____________________________ учитель _________________________________ ЦЕЛЬ : углубление знаний по предмету физика__ Тема для изучения на базовом уровне Работа на уроке Индивидуальные занятия Срок Форма контроля Механическое движение и его относительность. Положение точки в пространстве. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Перемещение. Решение задач на расчет координат тела в пространстве при прямолинейном равномерном и прямолинейном равноускоренном движениях. Координатный и векторный способы описания движения. Решение задач со случаями равномерного и равноускоренного прямолинейного движения. До 15 сентября 2018 Решение задач повышенной сложности

Слайд 15

Вид маршрута составленного на один урок. Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Примечания

Слайд 16

Структура урока по модульной технологии Постановка целей урока. Повторение учебного материала, изученного ранее. Изучение теоретического материала по новой теме. Самостоятельная работа учащихся с использованием учебника и маршрутного листа. Закрепление материала. Ответы на вопросы и решение задач. Осмысление. Ученик возвращается к целям, поставленным в начале урока. Экспертный контроль. Ответы на вопросы, проверочная работа, тестовые задания.

Слайд 17

Ожидаемый результат ИОМ Разработав индивидуальный образовательный маршрут учитель : Имеет чёткое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет использовать его. изучает и знает общую готовность детей к учебной деятельности, восприятию конкретного учебного материала. предвидит затруднения, которые могут возникнуть у детей при усвоении нового материала и выполнении дифференцированных заданий. использует в системе уроков индивидуальные и групповые задания. постоянно анализирует эффективность индивидуального и дифференцированного обучения. имеет чёткое представление о том, как будет продолжена работа на следующих уроках.

Слайд 18

Позитивные стороны использования ИОМ: -ИОМ позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся; - главное на уроке – самостоятельная работа учеников, учитель – организатор самостоятельного учения; -вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки; -повышается прочность знаний; -возможность выбора уровня сложности изучения.

Слайд 19

Негативные стороны использования ИОМ: -Многие ученики не привыкли работать самостоятельно; -С использованием ИОМ возрастают трудозатраты преподавателя.

Слайд 21

Название модуля Учебные цели Вид деятельности на уроке Домашнее задание 0.Вводный (15 мин) Целеполагание и мотивация. Постановка задач перед учащимися. Беседа 1.Колебательное движение. Свободные колебания. Изучить свойства периодических (колебательных) движений. Выяснить природу свободных колебаний. Составить перечень понятий §§ 24,25. Ответить на вопросы 1-4 с.88, 1-7 с.92. Выполнить упр.24 №1 §§24,25. упр. 23 №2

Слайд 22

2.Величины, характеризующие колебательное движение. Изучить основные характеристики периодических (колебательных) движений. Прочитать § 26. Изучить характеристики колебательных движений по следующему плану: а)определение величины, б)обозначение величины, в)единицы измерения в СИ, г)формула для нахождения данной величины. Ответить на вопросы 1-6 на с.96 Выполнить упр.24 №1, 2, 3. §26, упр.24 №4

Слайд 23

3.Практическая работа Определение периода и частоты колебаний колебательных систем. Задание по вариантам: 1. Определить период и частоту сердечных сокращений без физических нагрузок и с ними. 2. Определить период и частоту дыхания без физических нагрузок и с ними §26. 4.Исследование зависимости периода и частоты колебаний нитяного маятника от его длины. Определение зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины. Выполнить лабораторную работу № 3 с.232 учебника Повторить §§24,25,26, упр24№5,6

Слайд 24

5.Гармонические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Научиться строить и читать графики гармонических колебаний. Изучить возможные превращения энергии в колебательных системах. Подтвердить справедливость закона сохранения механической энергии в колебательных системах. Прочитать §§ 27, 28. ответить на вопросы 1-5 с.102, выполнить упр. 25 №2. выполнить самостоятельную работу (задания на чтение графиков гармонических колебаний, на построение графиков гармонических колебаний) §§27,28, упр. 25 № 1, задачи № 34,35 с.246 Творческие задания (по желанию): приготовить сообщение о роли резонанса в технике и быту.

Слайд 25

6.Вынужденные колебания. Резонанс. Выяснить природу вынужденных колебаний. Изучить физическое содержание явления резонанса. Прочитать §§ 29, 30, выполнить упр. 26, 27. Роль явления резонанса в технике и быту; доклады учащихся. Консультация учителя. §§ 29,30, повторить §§24-28. Творческие задания (по желанию): нарисовать плакат (рисунок) на тему «Резонанс в технике» R . Зачет Проверка уровня знаний и умений. Выполнение зачетных заданий по вариантам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 11 класса по русскому языку

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 11 класса   выступает как средство индивидуализации и дифференциации обучения....

Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"

Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 5 класса

Пример индивидуального образовательного маршрута учащегося 5 класса...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 11 класса по русскому языку

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 11 класса   выступает как средство индивидуализации и дифференциации обучения....

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося 9 класса по устранению учебных дефицитов при подготовке к ОГЭ по биологии

Индивидуальный образовательный маршрут по устранению учебных дефицитов при подготовке к ОГЭ по биологии способствует созданию условий для успешного индивидуального развития учащегося по предмету...

Технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с ОВЗ

Индивидуальные образовательные маршруты учитывают личностные особенности обучающихся, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В них определяется оптимальный педагогический маршрут школь...