Статья по теме "Индивидуальные образовательные траектории учащихся старших классов"
статья (химия) по теме

Шмелева Марина Генриховна

Доклад по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

        Для соответствия современным жизненным потребностям развития страны  необходимо достижение нового качества образования. Реализация продуктивного обучения в рамках общеобразовательной школы   при  условии наличия небольшого количества классов-комплектов может быть осуществлена с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Индивидуальный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации .    

         Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

- Закон «Об образовании», который указывает «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения. … Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта … регламентируется уставом данного образовательного учреждения (п.1 ст.50)

- концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования

- федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу МО РФ от 09.03.2004 №1312)

-  рекомендации по организации профильного обучения ( Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования МО России от 20.04.04 № 14-51-102\13)

- устав общеобразовательного учреждения

1.ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ            

       Индивидуальная образовательная программа средней школы является нормативно-управленческим документом, который позволяет реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса путем создания условий для индивидуального обучения.

Цель документа- получение индивидуумом среднего образования на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

       Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

- проведение государственной итоговой аттестации за курс средней школы в форме и по материалам ЕГЭ

- качественная подготовка на профильном уровне того набора предметов, который нужен непосредственно конкретному учащемуся  для продолжения образования в высших и средних специальных учебных заведениях

- наличие целых педагогических систем, рассматривающих индивидуализацию обучения, как основной педагогический инструмент

2. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА

         Настоящий документ определяет нормативную сторону построения индивидуальной образовательной программы для учащихся 10 классов средней школы, начинающих профильное обучение, являющихся учащимися образовательного учреждения, имеющего государственную лицензию и аккредитацию.

         Целесообразность перехода ученика на индивидуальное обучение определяется школой на основании четко выраженного желания ребенка и при согласии родителей.

3. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

          Индивидуальная образовательная программа рассчитана на двухгодичный курс получения среднего образования после завершения основного образования или часть его. Это означает, что индивидуальная учебная программа может заменить одно или два полугодия 10 или 11 класса. Однако в случае перехода учащегося на экстернатную форму обучения, продолжительность обучения по индивидуальной учебной программе может быть меньше того отрезка учебного времени, который она заменяет. Уменьшение срока обучения освобождает время для профессиональной подготовки, углубленного изучения ряда предметов, развития творческой активности учащихся в различных формах.

          Рекомендуется составлять индивидуальную программу сначала на первое полугодие 10 класса, чтобы по ее реализации дать обоснованные рекомендации о целесообразности продолжения такой формы обучения.

4. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

         Успешное освоение всех учебных дисциплин в объеме, предусмотренном государственным стандартом и изучение выбранных профильных дисциплин в объеме, необходимом для  прохождения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и поступления в высшие учебные заведения.

Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю, самооценке, ответственности за правильность выбранного решения.

5. ОБЩИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

           Индивидуальная образовательная программа не самостоятельный объект в образовательных программах, она, скорее, способ индивидуального освоения существующих учебных программ. Составление индивидуального учебного плана базируется на базисном учебном плане и на соответствующем ему соотношении между различными образовательными областями и видами учебной работы. В то же время следование выбранному учебному плану при индивидуальной образовательной программе допускает определенную свободу действий.

              Индивидуальная программа, как правило, определяет ориентацию одного отрезка обучения  (и может измениться при переходе к другому отрезку) или всего двухгодичного периода обучения в целом. Скажем, ученик ориентированный на один учебный план в 1 полугодии, может перейти на другой во втором и т п. Возникающие при  таких изменениях проблемы решаются школой в индивидуальном порядке.

            Расширяются возможные пути достижения учебных целей, предусмотренных выбранной общей программой, за счет использования дополнительных часов на профилизацию обучения, новых форм учебной работы.

 6. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ 

           Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы по образовательным предметам на базовом и профильном уровне.

            Учебные программы могут быть разбиты на небольшие блоки - учебные модули (учебный модуль – это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету, наиболее простым образцом учебного модуля является тема или раздел программы). Учебные модули могут быть двух различных типов:

  1. Учебный модуль, составленный на основе учебной программы.

Программа при этом модуле может быть любой: типовой, авторской, профильной

В индивидуальный учебный план могут быть включены модули программы с углубленным изучением предметов, хотя в школе эти программы не реализуются.

      2.   Учебный модуль интегративного типа.

            Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам (например     в курсе естествознания), сочетать общеобразовательную подготовку с профильной или           профессиональной, предусматривать пути достижения поставленных целей заменой содержания. Как правило, такой модуль относится к части учебного плана, реализуемого  по выбору учащегося, в этом случае утверждение модуля относится к компетенции школы.

            В случае если модуль затрагивает инвариантную часть учебного плана, он проходит лицензирование в другом порядке

Приведенная типология учебных модулей  фактически учитывает два основных источника их происхождения- учебные программы по предметам на базовом и профильном уровне и формы самостоятельной работы учащегося, включающие в себя элементы общеобразовательной подготовки. Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса (учитель, ученик, администрация, родитель и т п). Этот документ должен содержать следующие позиции

- учебный предмет или группа предметов (интегрированный курс)

- тип программы (базовая, профильная, углубленная, авторская и т п)

- название модуля (тема учебной программы)

- число часов учебной программы, раскрываемое модулем

- программное содержание (текст типовой программы и т п)

- способ выполнения

- форма отчетности

           Способ выполнения вместе с формой отчетности образует учебное задание. Лицензированный модуль может допускать разнообразные способы выполнения (обучение в группе, классно-урочная форма, самостоятельное изучение) и различные формы контроля знаний (зачет, реферат, индивидуальное домашнее задание). Учебное задание носит персональный характер и уточняется при составлении индивидуального учебного плана.

7. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

        Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

        Временная структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

  1. Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением (например 10 и 11 класс, или 1 полугодие 10 класса, или 2 полугодие 11 класса)
  2. Фиксируется  общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком, а может и нет, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный темп развития ученика
  3. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям (календарно-тематическое планирование) с указанием дат контроля.

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута

           Она основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.

  1. Фиксируются обязательные модули, входящие в инвариантную часть реализуемого учебного плана.
  2. Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для исполнения часть индивидуального образовательного маршрута.
  3. Выбираются элективные курсы или факультативные модули

        Эта структура соответствует трем видам учебных занятий: обязательным (инварианту), занятиям по выбору (вариативная часть) и факультативных занятий.

         Соотношение между тремя видами деятельности определяется стандартом. Каждый модуль при  его построении определяется числом часов учебной программы, тем самым количество часов, приписанных к модулям различных типов, должны укладываться в рамки максимальной учебной нагрузки учащихся и не превышать ее.

         Модули интегрированного типа, соединяющие различные формы деятельности ученика, могут, например, предполагать учебные занятия различных видов, входящие в инвариантную часть вместе с элективными курсами и факультативами

Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута

              В эту структуры входят контрольные точки соприкосновения ученика со школой. Они могут быть подразделены следующим образом.

        1. Текущий контроль, подразумевающий посещение учебных занятий (тьютором), выполнение учебных заданий, консультирование.

         2. Отчетность по выполнению учебных модулей ( контрольные работы, тестирование, собеседование, зачет, реферат и т п)

         3. Составление портфолио (достижения учащегося в учебной и внеклассной работе)

         4. Итоговая аттестация                           

                Все эти структуры могут быть отражены в одном документе - временном графике.

Корректировка индивидуального образовательного маршрута

                В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она проводится тьютором (классным руководителем) и доводится до сведения администрации школы и родителей. В случае когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (существенное перераспределение времени), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.

Организационно-педагогические условия.

               Переход ученика на индивидуальную учебную программу происходит по правилам, устанавливаемым учебным заведением. Эти правила должны предусматривать.

  1. Оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу.
  2. Желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения
  3. Согласие родителей

           Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами обучения. Перечислим основные из них.

  1. Занятия в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение модулей инвариатной части учебного плана по обычной классно-урочной системе.
  2. Групповые занятия. Для группы учащихся, выбравших учебные модули на профильном уровне, организуются групповые занятия по выполнению отдельного модуля.
  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности, для ускоренного курса характерны консультации, которые получает ученик в процессе обучения.
  4. Внеурочная деятельность. Посещение элективных курсов, факультативных или кружковых занятий.

           Обеспечивает индивидуальное обучение и несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор ( роль тьютора может выполнять классный руководитель при условии корректировки его должностных обязанностей администрацией школы), в обязанности которого входит:

- оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение

- выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута

- регулярные встречи с учеником, обсуждение хода прохождения индивидуального маршрута

- корректировка образовательного маршрута

- контакты с родителями ученика

- оформление результатов аттестации (внесение оценок в школьную документацию, на сайт школы в виртуальный дневник учащегося)

- внесение достижений учащегося в портфолио

               Использование школой индивидуальных программ предполагает наличие в ней организационно- педагогических условий. К их числу можно отнести.

  1. Наличие в школе психологической, социальной, валеологических служб, позволяющих принимать грамотные и взвешенные решения
  2. Широкий спектр реализуемых школой образовательных программ и форм обучения
  3. Наличие связи с высшими и средними специальными учебными заведениями города и региона, позволяющих использовать образовательные ресурсы вне школы
  4. Техническая оснащенность школы, внедрение в учебные программы новых информационных технологий как важного средства индивидуализации обучения.

8. АТТЕСТАЦИЯ   ДОСТИЖЕНИЙ

           Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной учебной программе, имеет некоторые особенности.

  1. Текущий контроль. Ведущее место в этом виде контроля занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального образовательного маршрута.
  2. Самоконтроль и самооценка. Эти способы обучения приобретают первостепенный характер. Умелая организация самоконтроля служит как целям организации обучения, так и развития индивидуальных черт личности.
  3. Нацеленность на результат. Изучение учебных модулей профильного обучения позволяет более сконцентрированно направлять ученика на достижение поставленной цели. Этот результат должен входить в описание модуля и желательно в конкретном виде: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), защита проекта (с теоретическим описанием и презентацией), компьютерное тестирование и т п.
  4. Итоговая аттестация. По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые формы итоговой аттестации: выпускные экзамены, ЕГЭ. При этом следует учесть, что выполнение отдельных модулей может предполагать оценку, даваемую вне стен школы (экзамены в форме ЕГЭ).

 Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе той или иной формы обучения или образовательной программы.

                                   ЛИТЕРАТУРА

  1. Логинова О.Н. Индивидуальный  учебный план на старшей ступени обучения. «Проблемы просвещения», 2007 г.
  2. Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа средней школы. «Концепции и модели», 2008 г.
  3. Воробьева С.В., Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут. «Административное управление общеобразовательным учреждением. Теория и практика» изд. «Учитель» 2010 г.
  4. Индивидуальный учебный план. «Просвещение, профильная школа» 2009г.
  5. Модели реализации индивидуального учебного плана в школах Санкт-Петербурга. 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...

Презентация к статье "Формирование индивидуальных образовательных траекторий"

Данная презентация создана для того, чтобы донести до аудитории основный смысл статьи  "Формирование индивидуальных образовательных траекторий", которую Вы также можете найти на моем сайте....

Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"

В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....

Статья "Понятие индивидуальная образовательная траектория"

Ключевые слова: индивидуализация образования, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут.Keywords: individualization of education, individual educational traject...

Статья по теме: «Проектная деятельность учащихся старших классов на внеурочной деятельности по французскому языку» Учитель: Кирсанова В.В. ГБОУ гимнази

В нашей гимназии  всегда уделяется большое внимание участию старшеклассников в проектной деятельности,  вовремя занятий на внеурочной деятельности.Новый образовательный стандарт делает подго...

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся старших классов на основе модульных принципов построения учебного материала....