Статья по теме: «Проектная деятельность учащихся старших классов на внеурочной деятельности по французскому языку» Учитель: Кирсанова В.В. ГБОУ гимнази
статья по французскому языку (9 класс)

В нашей гимназии  всегда уделяется большое внимание участию старшеклассников в проектной деятельности,  вовремя занятий на внеурочной деятельности.

Новый образовательный стандарт делает подготовку проектов обязательной  частью учебного процесса в школе. Работая  над проектом, учащиеся лучше подготовлены к решению как учебных, так и жизненных проблем, для успешного продолжения дальнейшего образования после школы.

В данной статье, мне хотелось бы уделить внимание основным аспектам в работе над проектом, с учащимися старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kirsanova.docx319.81 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Проектная деятельность учащихся  старших классов на внеурочной деятельности по французскому языку»

                                                       Учитель: Кирсанова В.В.                  

                              ГБОУ гимназия №631

                                                       г. Санкт – Петербург

 В нашей гимназии  всегда уделяется большое внимание участию старшеклассников в проектной деятельности,  вовремя занятий на внеурочной деятельности.

Новый образовательный стандарт делает подготовку проектов обязательной  частью учебного процесса в школе. Работая  над проектом, учащиеся лучше подготовлены к решению как учебных, так и жизненных проблем, для успешного продолжения дальнейшего образования после школы.

В данной статье, мне хотелось бы уделить внимание основным аспектам в работе над проектом, с учащимися старших классов.

 

 Главная отличительная особенность учебного проекта – наличие результата, имеющего личностную значимость для ученика .

 Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником, или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.

Этапы в создании проектов.

  1. Выбор проблемы.
  2. Постановка целей.
  3. Постановка задач.
  4. Информационная подготовка.
  5. Внутригрупповая или индивидуальная работа.
  6. Внутригрупповая дискуссия.
  7. Общественная презентация.

Работа над проектом заключается в совместной деятельности учителя и ученика, с учетом использования следующих этапов:


  1. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

При определении темы необходимо учитывать самостоятельность выбора ученика, его интересы в различных областях жизнедеятельности и его ответственность за процесс и результат работы.

Учитель  может сам  предложить список примерных тем для работы над проектом.   В ходе дальнейшего обсуждения и возникает идея , зарождение замысла выбранной темы.

Для проекта, важно найти проблему , которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.

Умение увидеть проблему- найти что-то необычное, противоречивое. Выявить какая проблема волнует тебя больше других, что хотелось бы узнать в процессе работы над проектом.

Тема должна быть актуальной, содержательной, вызвать интерес  на различные точки зрения по  проблеме. Например имеются те или иные противоречия, их надо разрешить или установить сходства и различия, установить причинно-следственные связи, обосновать выбор, подтвердить  примерами из собственного опыта и теоретическими закономерностями.

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, ее решение должно быть важно для ученика.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП 

 

На основе выявленной учащимся проблемы, он ставит цель своего проекта.

Цель исследования - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты (чтобы результат был получен).

Задачи исследования обычно уточняют его цель.

Затем каждая задача дробится на шаги,  которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени.  Ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности.  Планирует необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).

Как правило, учащиеся сообщают о соблюдении или нарушении сроков работ, своих успехах или неудачах.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.

После постановки цели проекта необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

Учащийся применяет известный им или предложенный учителем способ получения информации из нескольких источников.

Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

Для решения проблемы потребуется гипотеза.

Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

На этом этапе учащийся выполняет запланированные действия самостоятельно. Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результат. Консультируется с учителем. В процессе работы можно использовать различные методы: прочитать книги, найти информацию в сети Интернет, понаблюдать, провести эксперимент.

 

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта.

Подготовка к защите

Собрав все сведения,  проведя эксперименты. Нужно кратко изложить самое главное. Все  мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны - их надо защищать.

Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям,

выработать суждения и умозаключения;

сделать выводы по результатам исследования;

указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

подготовить текст выступления;

приготовить тексты, схемы,  и другие пособия;

подготовиться к ответам на вопросы.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП

После проведения презентации учащимся проводится оценка, как полученного продукта, так и собственного продвижения в проекте.

Важным шагом будет являться обсуждение критериев оценки качества продукта. Инициатива по подготовке критериев должна исходить от учителя, а учащиеся должны получить опыт работы с  заданными критериями. Так например следует учитывать: важность темы проекта, глубину исследования проблемы, оригинальность предложенных решений, качество выполнения продукта, убедительность презентации.  

При обсуждении итогов работы над проектом, учащиеся  оценивают свои результаты работы как возможность использования освоенных умений и способов деятельности, своих перспектив на будущее.

Эффективность презентации

      Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта проектной работы.

 Это так называемая защита проекта.

Презентация – абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания аудитории и донесение до неё важности вашего сообщения.

Презентация должна быть не перегруженной, убедительной, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой.                                                                                                                    

Во вступлении необходимо:
 

  • представиться;
  • сказать, сколько будет длиться ваша презентация;
  • договориться о том, когда можно задавать вопросы - во время презентации или после;
  • представить тему вашей презентации;
  • установить доверительные отношения со слушателями;
  • заставить аудиторию слушать вашу презентацию.

Оформление проектной папки

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.

В состав проектной папки входят:

1) паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта.

 2) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;

3) результаты исследований и анализа;

4) эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;

5) материалы к презентации (сценарий);

6) другие рабочие материалы и черновики группы.

Паспорт проекта

Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1. Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Консультант(ы) проекта.

4. Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту.

5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.

6. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).

7. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

8. Типология проекта.

9. Цель проекта (практическая и педагогическая).

10.Задачи проекта (акцент на развивающих задачах).

11.Необходимое оборудование.

Титульный лист.

-         название учебного заведения;

-         тема творческого проекта;

-         ФИ исполнителей (ля), № группы, наименование специальности;

-         ФИО учителя, осуществляющего научное руководство;

-         год выполнения.

 2.         План или оглавление с указанием страниц, глав, разделов и т.д.

3.         Введение. Обоснование выбора темы проекта, цель, задачи работы.

4.                  Изложение основного содержания, работы над проектом:

-         условия, необходимые средства, материал;

-         подробное описание работы на каждом этапе, возможно выделение глав, разделов и т.д.;

-         описание конкретного результата работы над творческим проектом, выводы, обобщения;

-         обоснование практического значения проекта, предложения по возможному применению результатов.

 5. Список использованной литературы

Оформление списка литературы:

1.ФИО автора,  наименование источника, место издания, издательство, год.

2.…..

 6.            Приложения: 

-         документы;

-         таблицы;

-         схемы;

-         иллюстрации (по желанию).  

Также в результате проектной деятельности учитель оформляет отчет о работе учащихся над творческим проектом. В отчете отражаются все этапы деятельности, обозначается конкретная работа каждого участника проекта. Учитель, кроме того, указывает цели и задачи работы, описывает результаты, уточняет, что получилось хорошо, а на что надо обратить внимание в последующей работе. 

Список обще методической литературы по проектной деятельности

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
  4. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3
  5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9,.
  6. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1
  7. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1.
  8. (Информация и рекомендации по разработке проекта, использованы материалы http://portfolio.1september.ru/)

F:\img12.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме: «Реализация проектной деятельности по географии через внеурочную деятельность».

      Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит разв...

Статья на тему "РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ."

Статья на тему "Развитие проектно-исследовательских навыков учащихся во внеурочной деятельности по математике"...

Мероприятие в рамках фестиваля "Инновационной деятельности" мастер класс по внеурочной деятельности Игра «Военно - спортивный калейдоскоп».

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности Игра "Военно - спортивный калейдоскоп" для  разновозрасных команд обучающихся 1 - 9 классов....

Статья на тему "Изучение фитонцидных свойств растений во внеурочной деятельности по биологии в школе"

В статье отражена одна из тем для более подробного изучения во внеурочной деятельности по биологии для учащихся 6-7 классов....

«Научно-исследовательская деятельность школьников по биоэкологии» (внеурочная деятельность) 5 класс

Программа «Исследовательская деятельность» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, ...

Статья на тему "Изучение фитонцидных свойств растений во внеурочной деятельности по биологии в школе"

В статье отражена одна из тем для более подробного изучения во внеурочной деятельности по биологии для учащихся 6-7 классов....

Статья на тему: "Психологические игры и упражнения во внеурочной деятельности как средство развития творческого воображения школьников"

Воспитывая творческих учеников, способствуя раскрытию их творческого потенциала, мы отойдем от консервативности в решении тех или иных вопросов, найдем новые и, возможно, более рациональные пути, а зн...