Статья на тему: "Психологические игры и упражнения во внеурочной деятельности как средство развития творческого воображения школьников"
статья (5 класс)
Воспитывая творческих учеников, способствуя раскрытию их творческого потенциала, мы отойдем от консервативности в решении тех или иных вопросов, найдем новые и, возможно, более рациональные пути, а значит, будем делать наш мир ярче и интереснее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы классного руководителя | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические игры и упражнения во внеурочной деятельности как средство развития творческого воображения школьников
Проблема развития творческого воображения детей особо актуальна в наше время. Многие дети познают окружающий мир через просмотр различных американских мультсериалов, бесполезных фантастических фильмов с совершенно нереальными, а порой и неадекватными героями. Все это откладывает свой отпечаток на психике ребенка, его уровне развития и взглядах на окружающую действительность - дети начинают мыслить «шаблонами».
При такой проблеме нам, как учителям и наставникам, особое внимание следует уделять воспитанию нравственной стороны детей и развитию творческого воображения, памяти, мышления и других процессов, которые станут базой для их саморазвития и самосовершенствования.
На мой взгляд, игра – это самый лучший способ научить ребенка чему-либо, сформировать в нем нравственно-волевые качества. Следуя этой мысли, с самого начала своей работы я активно внедряю во внеурочную деятельность психологические игры и упражнения, направленные на развитие не только творческого воображения, но и других познавательных процессов, а также на формирование у школьников нравственно-этических норм поведения, правильного отношения к окружающим, оценки своих поступков. Мы с детьми играем, причем играем в различные игры, проводим небольшие тренинги, и, хочу заметить, им это очень нравится. Психологические игры и упражнения это еще и замечательная диагностика для выявления уровня эмпатии каждого ребенка, его отношения к своим одноклассникам, изучение психологической атмосферы в классном коллективе.
Да, мы проводим беседы о вреде никотина и наркотиков, говорим о важности соблюдения здорового образа жизни, обсуждаем политические ситуации в стране и в мире. Но этого недостаточно для того, чтобы воспитательный процесс стал многогранным и эффективным. Я считаю, что стоит уделять большое внимание чувствам ребенка, его отношению к себе и окружающим, развитию воображения, мышления, внимания, способствовать раскрытию их творческого потенциала. Именно это поможет детям стать самостоятельными, творческими людьми, поможет найти решение в реальных жизненных ситуациях.
Хочу привести примеры некоторых упражнений и игр, направленных на развитие творческого воображения школьников, которые я использую в своей практике.
- Оживший рисунок.
Вы получили замечательный дар, все, что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?
Великих людей? Вымирающих животных?
Новых животных и растений?
- Превращение человека в любой объект (основывается на методе фокальных объектов)
Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.
- Дети вместе с учителем встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли", или "Держи большую конфету", или "Дарю тебе часть своего сердца", "Я дарю тебе бельчонка", "Это стеклянный шарик, не разбей его", "Это кактус, не уколись".
- Придумайте сказку с невероятным сюжетом по цепочке
Начинает сказку, как правило, учитель. Придумывает имя герою, место жительства, занятие, причем сочиняя сказку так же «на ходу». Вдруг герой попадает в какую-нибудь интересную ситуацию или встречает нового героя и право продолжить сказку передается ученику, затем следующему и так, пока сказка не подойдет к своему завершению. Эта игра замечательно развивает воображение учащихся, особенно творческое, т.к. дети на основе уже знакомых им сказок придумывают новый сюжет и новых героев.
- Игра «Буриме»
Всем знакомая игра, интересная детям, как среднего школьного возраста, так и младшего. Проводим мы ее так: у каждого ребенка лист бумаги и ручка. По команде учителя участник пишет фразу на любую тему (в размере и теме у нас ограничений нет), по сигналу учителя он передает свой листок соседу, который пишет продолжение фразы обязательно в рифму с последним словом. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не окажется свой лист. Игра развивает не только творческое воображение, мышление и память, но так же формирует способность работать в коллективе и соблюдать порядок.
Существует закон развития творческого воображения и говорит он о следующем:
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. То есть, для того, чтобы ребенок стал творческим человеком, нужно помогать ему накапливать опыт, образы и знания. Учитывая важность этого закона, я стараюсь обогащать багаж опыта и знаний моих ребят, расширять их кругозор. Мы проводим интересные классные часы с использованием психологических игр и упражнений, совместно готовимся к классным и общешкольным мероприятиям, стараясь, всегда как-то творчески подойти к каждому конкурсу и заданию, выезжаем, по возможности, в музеи, планетарии, на экскурсии в Астрахань. Результаты своей и нашей совместной работы я вижу в поведении каждого своего ученика, в подходе к различным ситуациям, в отношении его к своим одноклассникам и к учебе. Плоды нашей деятельности можно рассмотреть и наглядно. В прошлом 2011-2012 учебном году мы с классом решили издать школьную газету, сформировали штат, дали ей название «Школьные вести». В нашей газете несколько рубрик: «Лицо на обложку», «Уголок родителей», «Стол заказов», «Играем и решаем». Каждый ребенок отвечал за свою рубрику. Они брали интервью у учителей, у администрации школы, собирали поздравления с днем рождения, писали о том, какие мероприятия были в школе проведены. К сожалению, мы выпустили лишь три номера газеты, но в следующем году планируем продолжить начатое дело, которое, на наш взгляд, не только интересно, но и весьма познавательно. Творчески подошли мы к организации открытого классного часа – подготовили слайд шоу с музыкой и короткие видеоролики с участием ребят – и к оформлению класса: самостоятельно и своими руками дети изготовили красочный и веселый плакат дружбы, оставив на нем отпечатки своих рук. Теперь этот плакат украшает наш класс.
В конце своего выступления хотелось бы еще раз сказать о важности развития у детей творческого воображения, творческого потенциала через систему заранее изученных и разработанных психологических игр и упражнений. Творческая личность – это превноситель нового в обыденное, это креативное мышление, а, следовательно, и креативное решение различных проблем. Я считаю, что воспитывая творческих учеников, способствуя раскрытию их творческого потенциала, мы отойдем от консервативности в решении тех или иных вопросов, найдем новые и, возможно, более рациональные пути, а значит, будем делать наш мир ярче и интереснее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему "Использование инновационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности школьников"
В работе раскрываются особенности использования ИКТ-технологии на уроках географии и во внеурочной деятельности. ...
Игра как средство развития творческого воображения у младшего школьника
Небольшая, но вполне ёмкая статья о том, что такое творческое воображение и как его развивать посредством игры в младшем школьном возрасте....
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...
Обобщение опыта работы на тему: "Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста"
Сущность опыта заключается в том, как развить творческие способности ребёнка, развить такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Рисование с использованием нетрадиционных техник,...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...
Презентация Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей каждого обучающегося, включая одарённых детей
Данная презентация будет полезна не толко учителям английского языка, но и преподавателям других дисциплин....
Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников.
Статья "Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников" поможет учителям - преподавателям творческих дисциплин шире познакомиться с проектно...