Статья на тему: "Психологические игры и упражнения во внеурочной деятельности как средство развития творческого воображения школьников"
статья (5 класс)

Наурзалиева Малика Олеговна

Воспитывая творческих учеников, способствуя раскрытию их творческого потенциала, мы отойдем от консервативности в решении тех или иных вопросов, найдем новые и, возможно, более рациональные пути, а значит, будем делать наш мир ярче и интереснее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические игры и упражнения во внеурочной деятельности как средство развития творческого воображения школьников

Проблема развития творческого воображения детей особо актуальна в наше время. Многие дети познают окружающий мир через просмотр различных американских мультсериалов, бесполезных фантастических фильмов с совершенно нереальными, а порой и неадекватными героями. Все это откладывает свой отпечаток на психике ребенка, его уровне развития и взглядах на окружающую действительность - дети начинают мыслить «шаблонами».

При такой проблеме нам, как учителям и наставникам, особое внимание следует уделять воспитанию нравственной стороны детей и развитию творческого воображения, памяти, мышления и других процессов, которые станут базой для их саморазвития и самосовершенствования.

На мой взгляд, игра – это самый лучший способ научить ребенка чему-либо, сформировать в нем нравственно-волевые качества. Следуя этой мысли, с самого начала своей работы я активно внедряю во внеурочную деятельность психологические игры и упражнения, направленные  на развитие не только творческого воображения, но и других познавательных процессов, а также на формирование у школьников нравственно-этических норм поведения, правильного отношения к окружающим, оценки своих поступков.  Мы с детьми играем, причем играем в различные игры, проводим небольшие тренинги, и, хочу заметить, им это очень нравится.  Психологические игры и упражнения это еще и замечательная диагностика для выявления уровня эмпатии каждого ребенка, его отношения к своим одноклассникам, изучение психологической атмосферы в классном коллективе.

Да, мы проводим беседы о вреде никотина и наркотиков, говорим о важности соблюдения здорового образа жизни, обсуждаем политические ситуации в стране и в мире. Но этого недостаточно для того, чтобы воспитательный процесс стал многогранным и эффективным. Я считаю, что стоит уделять большое внимание чувствам ребенка, его отношению к себе и окружающим, развитию воображения, мышления, внимания, способствовать раскрытию их творческого потенциала. Именно это поможет детям стать самостоятельными, творческими людьми, поможет найти решение в реальных жизненных ситуациях.

Хочу привести примеры некоторых упражнений и игр, направленных на развитие творческого воображения школьников, которые я использую в своей практике.

  1. Оживший рисунок.

    Вы получили замечательный дар, все, что вы нарисуете - оживает! Что бы вы нарисовали?
    Великих людей? Вымирающих животных?
    Новых животных и растений?

  1. Превращение человека в любой объект (основывается на методе фокальных объектов)

    Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.

  1. Дети вместе с учителем встают в круг. Одному дают в руки мягкую игрушку или мячик и просят бросить ее кому-либо с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли", или "Держи большую конфету", или "Дарю тебе часть своего сердца", "Я дарю тебе бельчонка", "Это стеклянный шарик, не разбей его", "Это кактус, не уколись".
  2. Придумайте сказку с  невероятным сюжетом по цепочке

Начинает сказку, как правило, учитель. Придумывает имя герою, место жительства, занятие, причем сочиняя сказку так же «на ходу». Вдруг герой попадает в какую-нибудь интересную ситуацию или встречает нового героя и право продолжить сказку передается ученику, затем следующему и так, пока сказка не подойдет к своему завершению. Эта игра замечательно развивает воображение учащихся, особенно творческое, т.к. дети на основе уже знакомых им сказок придумывают новый сюжет и новых героев.

  1. Игра «Буриме»

Всем знакомая игра, интересная детям, как среднего школьного возраста, так и младшего. Проводим мы ее так: у каждого ребенка лист бумаги и ручка. По команде учителя участник пишет фразу на любую тему (в размере и теме у нас ограничений нет), по сигналу учителя он передает свой листок соседу, который пишет продолжение фразы обязательно в рифму с последним словом. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не окажется свой лист. Игра развивает не только творческое воображение, мышление и память, но так же формирует способность работать в коллективе и соблюдать порядок.

Существует  закон развития творческого воображения и говорит он о следующем:

 Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.  То есть, для того, чтобы ребенок стал творческим человеком, нужно помогать ему накапливать опыт, образы и знания. Учитывая важность этого закона, я стараюсь обогащать багаж опыта и знаний моих ребят, расширять их кругозор. Мы проводим интересные классные часы с использованием психологических игр и упражнений, совместно готовимся к классным и общешкольным мероприятиям, стараясь, всегда как-то творчески подойти к каждому конкурсу и заданию, выезжаем, по возможности, в музеи, планетарии, на экскурсии в Астрахань.  Результаты своей и нашей совместной работы я вижу в поведении каждого своего ученика, в подходе к различным ситуациям, в отношении его к своим одноклассникам и к учебе. Плоды нашей деятельности можно рассмотреть и наглядно. В прошлом 2011-2012 учебном году мы с классом решили издать школьную газету, сформировали штат, дали ей название «Школьные вести». В нашей газете несколько рубрик: «Лицо на обложку», «Уголок родителей», «Стол заказов», «Играем и решаем». Каждый ребенок отвечал за свою рубрику. Они брали интервью у учителей, у администрации школы, собирали поздравления с днем рождения, писали о том, какие мероприятия были в школе проведены.  К сожалению, мы выпустили лишь три номера газеты, но в следующем году планируем продолжить начатое дело, которое, на наш взгляд, не только интересно, но и весьма познавательно. Творчески подошли мы к организации открытого классного часа – подготовили слайд шоу с музыкой и короткие видеоролики с участием ребят – и к оформлению класса: самостоятельно и своими руками  дети изготовили красочный и веселый плакат дружбы, оставив на нем отпечатки своих рук. Теперь этот плакат украшает наш класс.

В конце своего выступления хотелось бы еще раз сказать о важности развития у детей творческого воображения, творческого потенциала через систему заранее изученных и разработанных психологических игр и упражнений.  Творческая личность – это превноситель нового в обыденное, это креативное мышление, а, следовательно, и креативное решение различных проблем. Я считаю, что воспитывая творческих учеников, способствуя раскрытию их творческого потенциала, мы отойдем от консервативности в решении тех или иных вопросов, найдем новые и, возможно, более рациональные пути, а значит, будем делать наш мир ярче и интереснее.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития творческого воображения у младшего школьника

Небольшая, но вполне ёмкая статья о том, что такое творческое воображение и как его развивать посредством игры в младшем школьном возрасте....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...

Обобщение опыта работы на тему: "Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста"

Сущность опыта заключается в том, как развить творческие способности ребёнка, развить такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Рисование с использованием нетрадиционных техник,...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников.

Статья "Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников" поможет учителям - преподавателям творческих дисциплин шире познакомиться с проектно...