Игра как средство развития творческого воображения у младшего школьника
статья по психологии по теме

Мурашова Мария Владимировна

Небольшая, но вполне ёмкая статья о том, что такое творческое воображение и как его развивать посредством игры в младшем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство развития творческого воображения у младшего школьника

В современном обществе существует необходимость пересмотра подходов в развитии творческого воображения детей через игру. Это необходимо для развития у ребёнка навыков решать проблемы и задачи творчески и не однообразно.

Общество и образование нуждаются в разрешении этой проблемы, но в школе учителя практически не обращают внимания на использование игры в развитии творческого воображения у младшего школьника, несмотря на то, что этот метод не только не сложен, но и эффективен.

Проблему развития творческого воображения рассматривали такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и другие.

Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т.е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты.

Теплов Б.М. в своей книге «Способности и одарённость» писал: «Самым важным, решающим условием, определяющим деятельность творческого воображения, является идейная направленность человека. Воображение только тогда заслуживает названия творческого, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел творческого работника», подчёркивая важность творческого воображения в деятельности социума.

По мнению Л.С. Рубинштейна, мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) новизной и оригинальностью, отличными от непосредственно данного его порождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно. Творческое воображение воссоздает образы объектов, пока еще не существующих. Творческий замысел одновременно побуждает человека к действию и воплощает в себе его будущий результат, который должен быть отличным от всего подобного, созданного другими людьми, т.е. иметь личностную или общечеловеческую ценность (научное, техническое, художественное творчество).

С.Л. Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. Образы, которыми оперирует воображение, различны, это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения – более конкретного и более абстрактного.

Какова же роль игры в развитии творческого воображения? Итак, рассмотрим значение игры в воображении.

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игру можно использовать как метод обучения. Существуют научно обоснованные игровые методики и технологии, рассчитанные на детей разного возраста. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели. Конкретное содержание и формы игрового процесса очень разнообразны и определяются рядом факторов.

Среди целого ряда признаков игры выделяется критерий творческой, импровизационной, активной по своему характеру деятельности, что говорит о тесной связи творческого воображения и игры.

У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Дети интенсивнее развиваются и получают значительно больше удовольствия, если одна и та же палочка выполняет в различных играх и роль ружья, и роль лошадки, и еще много других функций. Постепенно необходимость во внешней опоре (даже в символической фигуре) исчезает и происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к игровому преобразованию предмета, к приданию ему нового смысла и представлению действий с ним в уме, без реального действия. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие – создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Неустанная работа воображения – эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Нередко активность воображения лежит в основе формирования личностных качеств, актуальных для конкретного ребенка.

Мы провели исследование в средней общеобразовательной школе №53 г. Курска в 4 «А» классе на тему развитие творческого воображения младших школьников с помощью игры. В результате проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что 3 учащихся имеют низкий уровень творческого воображения, 6 – средний уровень, и лишь 2 имеют высокий уровень творческого воображения.

На протяжении 3 недель мы проводили формирующий этап эксперимента. В его основе была положена игра, как средство развития творческого воображения у младших школьников.

Мы проводили с детьми такие игры, как: «Море волнуется раз...», «Крокодил», «Игрушечный магазин», «Сказка», «Фигуры», «Фотография на память» и др.

В результате проведения формирующего эксперимента мы выявили, что уровень творческого воображения в целом у класса стал выше: 7 учащихся имеют средний уровень, 3 – высокий уровень  и 1 школьник остался на низком уровне.

В заключение проведенного нами исследования целесообразно подвести следующий итог: при использовании в обучении и воспитании игровых приёмов, методик арт-терапии, различных средств при построении образов таких, как: графические изображения, цвет, интонация, пластика, литературные тропы, в ребёнке будет развиваться творческое воображение.

Также помимо вышеприведённых игр развитию у детей воображения чтение художественной литературы, устные и письменные пересказы прочитанного.

Прекрасным средством формирования творческого воображения являются сочинения на заданную и особенно на свободную тему. С первых лет обучения необходимо стимулировать всякого рода творческие работы школьников по литературе, рисованию, ручному труду и др. Хорошо поставленное эстетическое воспитание школьников также помогает развитию у них воображения.

В целом, итоги нашей работы нашли своё отражение в следующих методических рекомендациях:

  1. включение учащихся в различные виды деятельности;
  2. использование нетрадиционных форм поведения уроков;
  3. создание проблемных ситуаций;
  4. применение ролевых игр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: "Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста"

Сущность опыта заключается в том, как развить творческие способности ребёнка, развить такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Рисование с использованием нетрадиционных техник,...

Статья на тему: "Психологические игры и упражнения во внеурочной деятельности как средство развития творческого воображения школьников"

Воспитывая творческих учеников, способствуя раскрытию их творческого потенциала, мы отойдем от консервативности в решении тех или иных вопросов, найдем новые и, возможно, более рациональные пути, а зн...

Сценарий программы, для развития творческого воображения у младших школьников "Волшебство вокруг нас"

Программа 1. «Волшебство вокруг нас!»Цель: формирование коммуникативных навыков.Задачи:• выявление талантов ребят и создание условий для реализации их творческого потенциала;• фо...

Сценарий программы, для развития творческого воображения у младших школьников "Зажигалочки"

Программа 2. «Зажигалочки!»         Цель: формировать представление у детей младшего школьного возраста о различных танцевальных мероприятия, вызыва...

Сценарий программы, для развития творческого воображения у младших школьников "Искусство танца"

Программа 3. «Искусство танца!»         Цель: стимуляция творческого воображения и активности у детей через танцевально – игровую форму....

Сценарий программы, для развития творческого воображения у младших школьников "Море танца!"

Программа 4. «Море танца!»         Цель: сплочение коллектива через совместную деятельность, создание условий для раскрепощения, выявление лидеров....

Сценарий программы, для развития творческого воображения у младших школьников "Танцевальный диалог"

Программа 5. «Танцевальный диалог!»         Цель: сплочение коллектива через совместную деятельность, создание условий для раскрепощения, выявление ...