Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников.
статья

Гордеева Наталья Николаевна

Статья "Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников" поможет учителям - преподавателям творческих дисциплин шире познакомиться с проектной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah_izo.docx353.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Выступление на августовской                                                                                                               педагогической конференции.C:\Users\user\Pictures\62927227.jpg

   Секция учителей изобразительного искусства

23.08.2016г.

Проектно-исследовательская деятельность, как средство развития творческого потенциала школьников.

Скажи мне - и я забуду, 
Покажи мне - и я запомню, 
Вовлеки меня - и я пойму.

          В настоящее время проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.  

     В своей работе я определила: изучать, системно разрабатывать и внедрять метод проектов. Использование мною проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.

  Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время

Проект может быть:

  • Исследовательским,  основанный на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть;
  • Творческим – основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся (рисунок, плакат, передача по радио, видеофильм и т.п.);
  • Игровым – участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта;
  • Информационным,  основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализе и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории через рисунки, плакаты и др.

     План работы над проектом.                     

Предварительная подготовка учителя.

1.Определить тему проекта.

2. Продумать ключевые понятия темы.

3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.

4. Представить возможные итоговые работы.

5.Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

Первый этап (проектировочный)

1. Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.

2. Учитель уточняет или задает наводящие вопросы, обращает перечень вопросов, сформулировав несколько тем.

3. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.

4.Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.

5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена( рис, описание модели, макет)

6. Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.

Второй этап (практический)

1. Ко второму этапу должны быть подготовлены необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.

2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.

3. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.

Заключительный этап (аналитический).

1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.

2. Оглашается последовательность выступления групп.

3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.

     

             Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставится проблема, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учеников  и  их интересами.  Проектная деятельность является интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучить задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

     В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

       Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся парную, групповую или индивидуальную.

      Организация работы над проектом включает выбор темы, определение состава участников, планирование работы, сбор и анализ информации, постановку целей и задач, разработку этапов, определение вида проекта и способа его защиты.

    Прежде чем приступать к проектам, учитель должен многому научить детей. Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать свои наблюдения, формировать выводы и проверять их в повседневной жизни.

     Так как выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, то привлекаю и родителей.  Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности – важные факторы поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников.

      Слежу за процессом осмысления, приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Совместно мы корректируем недостатки, дополняем содержание. Не навязываю свое мнение, тактично направляю ребенка на самостоятельный поиск.

      Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта. Доводим каждый проект до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат.      

         Представление проекта для многих стало ярким, волнующим событием года. Вдруг неожиданно ярко раскрылись некоторые дети. Они смогли побороть робость, заинтересовали одноклассников, показали свою артистичность. А некоторые ребята преодолели желание бросить начатый проект, довели дело до конечного результата. Чем больше проектов осуществляли мои дети, тем стремительнее повышалась их самостоятельность, развивалось творчество.

     Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а, значит, становится более самостоятельным и ответственным. Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.

     Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Я преподаю несколько предметов и стараюсь интегрировать темы в проектах.  Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами, помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков.

На представлении результатов проекта часто присутствуют дети из других классов, родители. Используются  различные формы презентаций: викторины, выставки рисунков и поделок, мини-проекты, сборники, рефераты, игры, проекты.

    Очень важным этапом после презентации является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Формы продуктов проектной деятельности:

  • мультимедийный продукт,
  • исследовательская работа,
  • реферат, альбом, плакаты, фоторепортаж, видеоматериал.

 

  Проектная деятельность  обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

•      самостоятельно конструировать свои знания;

•      ориентироваться в информационном пространстве;

•      планировать свою деятельность;

•      приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

•      способствует практической реализации деятельности ребёнка;

•      развивает его индивидуальные интересы.

 

       Проектная деятельность развивает у обучающихся фантазию, коммуникабельность, речь, память, интерес к предмету.

 

    Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в результате проекта: ВКЛАД - ПРОЦЕСС – ПРОДУКТ.

     С методом проектов я столкнулась несколько лет назад. Сначала  было трудно, но потом с каждым новым проектом становилось понятнее и легче. Конечно, данная работа требует от учителя больших усилий, но результаты, порой, стоят того.  Проекты были разные:  выполненные как в урочное, так и во внеурочное время:

  • Исследовательская работа «Русский народный костюм»,
  • «Что в имени моём таится»,
  • Учебный проект по литературе и ИЗО «Осень в произведениях русских художников и писателей», защита которого состоялась на заседании ММО  учителей гуманитарного цикла,
  • Исследовательская работа «История открытки»,
  • Исследовательская работа «Праздники на Руси»,
  • Исследовательская работа «История военного плаката в годы Великой Отечественной войны».

    Со своими проектами мы выходим на конкурсы различного уровня, так учащиеся 6 класса Гордеев Никита и Апарина Аня принимали участие в муниципальном конкурсе «Мир странствий Николая Гумилёва» с работой «Африка в сердце моём». Проект «Цвет в творчестве Сергея Есенина» занял 2 место в муниципальном конкурсе «Слово доброе посеять…»

 ДЛЯ СПРАВКИ:  Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он был разработан и предложен в 1920 году американским философом и педагогом Дж. Дьюи.  Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности и получая в итоге реальный результат.

    В России в 1905 году С.Т.Шацкий пытался активно использовать проектные методы в практике образования. В настоящее время метод проектов снова востребован и популярен. Его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала лицеиста на уроках географии

Творческий потенциал заложен в человеке, а уровень его реализации определяется ценностными ориентациями, мотивами, направленностью личности, способностями, условиями, в которых она развивается. Учебно...

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...

Проектно – исследовательская деятельность, как форма развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии.

Современное общество предлагает учащимся совершенно разные виды деятельности, которые увлекают их все больше и больше. Цифровое пространство и интернет-сообщество предлагают учащимся целый спектр разв...

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка

Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

Статья на тему: "Психологические игры и упражнения во внеурочной деятельности как средство развития творческого воображения школьников"

Воспитывая творческих учеников, способствуя раскрытию их творческого потенциала, мы отойдем от консервативности в решении тех или иных вопросов, найдем новые и, возможно, более рациональные пути, а зн...

«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»

Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое м...