Статья "Понятие индивидуальная образовательная траектория"
статья на тему

Трипольская Лилия Сергеевна

Ключевые слова: индивидуализация образования, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут.

Keywords: individualization of education, individual educational trajectory, individual educational route.

Аннотация: В статье определена сущность термина индивидуальная образовательная траектория ученика, центральным понятием которой является«способ учебной работы». Показано, что индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Abstract: The article defines the essence of the term individual educational trajectory of the student, which is the central concept of "method of study." It has been shown that the individual educational trajectory provides for individual educational route (a substantial component) , and developed the method of its implementation (technology organization educational process) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tripolskaya_liliya_759m.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.013

ГРНТИ 14.01.33

ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

THE CONCEPT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Трипольская Лилия Сергеевна

Научный руководитель: Сартакова Елена Евгеньевна, д.п.н.

Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия

Ключевые слова: индивидуализация образования, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут.

Keywords: individualization of education, individual educational trajectory, individual educational route.

Аннотация: В статье определена сущность термина индивидуальная образовательная траектория ученика, центральным понятием которой является«способ учебной работы». Показано, что индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Abstract: The article defines the essence of the term individual educational trajectory of the student, which is the central concept of "method of study." It has been shown that the individual educational trajectory provides for individual educational route (a substantial component) , and developed the method of its implementation (technology organization educational process)

Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо.

Э. Ильенков

Современный педагог ищет эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости. ФГОС второго поколения требуют создания условий для обеспечения положительной динамики самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством построения индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальная образовательная траектория выступает как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания и как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития.

Система индивидуальных образовательных траекторий позволяет реализовать системно - деятельностный подход в образовании детей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Ее внедрение позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Индивидуализация – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика: он становится субъектом, а не объектом образования. Если понимать сущность образования как поиск и обретение конкретным человеком своего «человеческого образа», собственного «я», то становится понятно, что этот поиск требует от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа и самовоспитания в соответствии с ним (М.С. Каган, Н.С. Розов, Е.В. Бондаревская, Н.М. Воскресенская, А.В. Кирьякова и другие представители аксиологического подхода к образованию). Б.Д. Эльконин утверждает: «Индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором. Образовательные процессы понимаются «как пробное поле и пробное отношение». В процессе индивидуализации рождается творец, то есть тот, кто может сам что-то создать». [1, С.6]

Само по себе понятие индивидуализации обучения не ново. В самом упрощенном виде («учитель – ученик» «с глазу на глаз») оно встречается еще в Древнем мире – обучение высших слоев общества (фараоны, цари, императоры). Если же говорить об индивидуализации обучения в современном ее понимании, то общие подходы были разработаны в трудах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.М. Монахова, Ю.В. Сенько, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой и др. Психологические аспекты проблемы индивидуального развития личности изучались Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др. Идеи личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и др.) существенно актуализировали проблему индивидуализации обучения. Условия, формы, средства и технологии индивидуализации обучения школьников обсуждают в своих научных трудах В.А. Адольф, В.П. Беспалько, Б. Блум, Э.И. Гельфман, Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский, И.Э. Унт, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Е.А. Ямбург, А.А. Ярулов и др. [2, С. 3]

Селевко Г.К. в своей Энциклопедии образовательных технологий отдельное внимание уделяет технологиям индивидуализации обучения [7, С. 347-370]. Он так определяет технологию индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация обучения и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными. [6, С.225].

Селевко Г.К. классифицирует вышеуказанные технологии, выделяя отдельно обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова. Основой индивидуализации обучения является диагностика индивидуальных особенностей ребенка. При условии, если обучающемуся предоставлена возможность получать «картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен». [6, С.226]

Энциклопедия, впрочем, не выделяет понятие «индивидуальной образовательной траектории» в рамках вышеуказанной технологии совсем. Определено исключительно понятие «индивидуальный образовательный маршрут» как «структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения». То есть, в целом, индивидуальный образовательный маршрут является содержательным компонентом образовательной технологии педагога.

С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др. определяют индивидуальный образовательный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [С. 4]

Общие подходы к пониманию таких близких терминов как индивидуальные учебные (образовательные) программы, маршруты, траектории учащихся обозначены Е.А. Александровой, О.Е. Лебедевым, Н.Ф. Талызиной, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторским, П.Г. Щедровицким. [2, С. 3]

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» вводится наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.). Оно обладает более широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). [3, С. 4]

Выявление проблематики понятия «индивидуальная образовательная траектория» разрабатывалось Г.Н. Прозументовой, Н.В. Рыбалкиным, Г.М. Ковалевой, А.Б. Воронцовым, А.В. Хуторским, Е.А. Александровой, И.С. Якиманской. Вышеуказанные авторы излагают в своих работах различные подходы к трактовке данного термина. [4, С.139]

А.В. Хуторский и И.С. Якиманская под индивидуальной образовательной траекторией понимают, прежде всего, персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. [9, 10]

При этом Якиманская И.С. делает акцент на том, что ИОТ зависит не только от обучения, но и от психофизиологических особенностей, жизненных ситуаций, в которых живет и воспитывается человек [11, С.37] Определяя содержание индивидуальной образовательной территории, Якиманская И.С., в первую очередь, рассматривает способ учебной работы и избирательность школьника к овладению учебным материалом, устойчивость его интересов к содержанию предметного знания [4, С.139]

Способ учебной работы, по Якиманской И.С. - это «устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операциональную сторону познавательной деятельности. [5, С. 27].

Хуторский А.В. в своей технологии эвристического образования выделяет индивидуальную образовательную траекторию как один из основополагающих принципов, при условии наличия осознанного и согласованного с педагогом выбора смысла, темпа, форм и методов обучения, целей и задач, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов. [8]

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Литература

  1. Индивидуализация образования в старшей школе: опыт, проблемы, перспективы: материалы межрегион. науч.-практ. конференции (Пермь – Усть-Качка, 11–13 декабря 2013 г.) / под общ. ред. О.Н. Новиковой. 2-е изд., испр. и доп. – Пермь: ОТ и ДО, 2014. – 173 с.
  2. Лебединцев, Владимир Борисович. Коллективные учебные занятия как средство обеспечения индивидуальных учебных траекторий учащихся малочисленных сельских школ. Diss. Красноярск, 2008. -170с.
  3. Логинова Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования //Биб-ка журнала «Методист. – 2006. – №. 9. – С. 4-7.
  4. Носова Е. П. Индивидуальная образовательная траектория: сущность и механизмы проявления //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2009. – №. 91. – С.138-144.
  5. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / Под научн. Ред. И.С. Якиманской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. 140с.
  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. - 556с.
  7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816с.
  8. Селевко ГК. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий. 2005. 224с.
  9. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000.
  10. Якиманская, И. С. "Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки её деятельности." Директор школы 6 (2003): 27-36.
  11. Якиманская, И.С. "Концепция личностно - ориентированного образования." Ученые записки Петрозаводского государственного университета.-2010.-№ (2010): 36-40.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Индивидуальная образовательная траектория для ученика

Этот  материал  я  предложу  учащимся  9  класса  для  заключения  догшовора-соглашения  по  осознанной  подготовке  к  экзаменам....

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...

Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...