Метод проектов как средство развития личности школьника (из опыта работы учителя технологии МОУ:СОШ №41 г.Борзи Татьяны Борисовны Багаевой)
учебно-методический материал по теме

Багаева Татьяна Борисовна

      Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности, её творческого мышления, формирование духовного мира человека, гражданина.

Формирование  ученика как субъекта своей жизнедеятельности невозможно без существенных изменений форм учебного занятия. Одним и из таких направлений, положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектное обучение или проектный метод. 

Цель работы: раскрыть суть проектного метода обучения и показать его влияние на развитие личности школьника.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.rar35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как средство развития личности школьника

(из опыта работы учителя технологии МОУ: СОШ № 41 г.Борзи

Татьяны Борисовны Багаевой)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….........3        1.Метод проектов как средство развития личности школьника

1.1Сущность понятий «метод проектов», «личность ребёнка», «развитие личности»………………………………………………………………………4

1.2 Психолого-педагогическое обоснование использования метода проектов на уроках технологии как средства развития личности………10

2. Описание опыта работы по использованию метода проектов как

      средства  развития личности школьника на уроках технологии

  1. Описание системы работы по применению метода проектов как

средства развития личности школьника на уроках технологии…………..11

  1. Описание и анализ результатов развития личности школьника  через

метод проектов на уроках технологии……………………………………..16

      Заключение…………………………………………………………………...27

Список литературы…………………………………………………………..28

Приложение 1 ………………………………………………………………..29

Приложение 2…………………………………………………………………30

 

 

Введение

   Актуальность темы

  На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

  Одной из важнейших задач современной школы является создание условий для реализации познавательных и коммуникативных запросов учащегося с целью эффективного развития личности, её творческого мышления, формирование духовного мира человека, гражданина.  Кроме того «реалии глобальной взаимосвязи и культурного разнообразия нашей планеты в ХХI веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни, поколения, способного успешно самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира» (Кулюткин,2002)  

 Во всем цивилизованном мире провозглашена концепция опережающего образования, происходит смена самой парадигмы образования, в центре которой теперь стоят «обучаемый и его потребности в образовании. Исходя из этого, следует построить обучение таким образом, чтобы учащиеся систематически приобретали навыки анализа художественного, научного, учебного текстов как основы аргументированной и общезначимой интерпретации его смысла, чтобы они сами становились полноценными соавторами образовательного процесса, перерастающего в созидательную деятельность, ощущали причастность к собственному росту, перерастающую в созидательную деятельность» (Гармаш,2003).

 Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться. «В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе» (Новикова,2000).

 Формирование  ученика как субъекта своей жизнедеятельности невозможно без существенных изменений форм учебного занятия. Одним и из таких направлений, положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектное обучение или проектный метод.

  Уходящее в прошлое традиционное трудовое и профессиональное обучение школьников имело один очень серьёзный недостаток. Он проявлялся в том,  что, овладевая технико-технологическими знаниями, умениями и навыками,  у них формировались чисто исполнительские умения и навыки. При этом у учащихся, недостаточно развивались такие личностные качества, как: умение видеть проблемы, принимать по ним решение, получать и использовать для этого необходимую информацию, планировать свою деятельность, оценивать её с социальной, экономической, экологической и других точек зрения. Это происходило потому, что в содержание учебно-технологической деятельности не включались элементы, развивающие эти качества и, прежде всего, ими не выполнялась проектная деятельность, предваряющая исполнение технологического процесса.  

Цель работы: раскрыть суть проектного метода обучения и показать его влияние на развитие личности школьника.

Задачи:

1.Раскрыть методологические основы проектного метода.

2.Обосновать применение метода проектов как средства развития личности.

3.Представить личный опыт по изучаемой теме, привести примеры реализации метода проектов.

1.Метод проектов как средство развития личности школьников на уроках технологии

1.1 Сущность понятий «метод проектов», «личность ребёнка», «развитие личности»

Теория и практика проектной деятельности и проектного обучения начала активно развиваться в конце ХIХ - начале ХХ века. Подходы к пониманию сущности этих понятий в отечественной и зарубежной педагогике несколько   отличались друг от друга.

       Русские ученые связывали методы обучения (в том числе и проектный

 метод) прежде всего с проблемой развития личности, подготовкой её к

 жизни и труду.

        Значительный вклад в разработку проектного метода обучения внёс

  один из  основоположников отечественной педагогической науки П.П.

Блонский.

  Многие принципы, на которых разработана сегодняшняя образовательная область «Технология» и непосредственно связанная с ней проектная деятельность, были заложены П.П. Блонским в народной школе. Он писал: «В народной школе ребёнок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. Итак, школа должна быть местом жизни ребёнка, должна создать рациональную организацию этой жизни» (Блонский, 1979). П.П. Блонский подчеркивал, что при таком обучении в народной школе учитель - лишь сотрудник, помощник и руководитель ребёнка в его ответственной работе.

Большое внимание проектному методу обучения уделял один из создателей новой школы и педагогики в России С.Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, и разрешение детского вопроса не в том, чтобы все дети были грамотны, а  в том, чтобы они умели жить.    С.Т. Шацкий  считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

 За рубежом научной основой метода проектов были прагматические идеи американского философа и педагога Джона Дьюи. Он предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей детей.

 Метод проектов возник во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США. Вначале его называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог Уильям Херд Килпатрик дал следующее определение метода проектов: « Это метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке».

 Идея метода проектов со временем претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования», считает д.п.н. профессор Полат Е.С., но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой

знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирование уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.  «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса или проблемы для разрешения, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

  Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus – «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел». Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели.

 Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояние, в некоторых случаях – план, замысел какого- либо действия.

   В педагогике проект понимается не только как замысел чего-либо, но и как результат воплощения замысла.

 Учебное проектирование связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой – средством практического применения усвоенных знаний и умений.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных

методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (Полат, 2000).

 Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

  Сегодня метод проектов – одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующего в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

 Проекты классифицируются по нескольким принципам (приложение 1).

  Являясь одной из основных педагогических технологий ХХI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология».

 Однако, основываясь на исследованиях В.В. Колотилова, О.А. Кожиной, Н.В. Матяш, М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева, можно сказать, что учебные проекты в рамках образовательной области «Технология» и методика их применения имеют свои отличительные особенности. Учебный проект по технологии предусматривает «определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров».  

 Под учебным творческим проектом понимается самостоятельно разработанное и  изготовленное изделие (услуга) от идеи до её воплощения в совместной деятельности с учителем.

 Учебный творческий проект выполняется в три этапа: исследовательский, технологический, заключительный. На каждом этапе в совместной деятельности учащихся и учителя решаются определенные задачи.

 Схема процесса выполнения творческих проектов с позиции совместной деятельности в системе «учитель – ученик» представлена (приложение 2).

Главной целью образовательной области «Технология»  является развитие личных качеств  школьника, которые понадобятся для осознанного выбора будущей профессии и проектирования жизненной карьеры.

Поэтому прежде всего нужно иметь представление об объекте и субъекте воспитания – личности школьника.

 Личность – совокупность взятых в единстве антропологических, социальных и психологических характеристик человека.

 Объективное проявление личности выражается во взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется в осознании человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных (самосознание).

 Личность – это психическая, духовная сущность человека, проявляющаяся в разнообразных обобщенных системах качеств таких как:

-совокупность социально значимых свойств человека;

-система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

-система деятельности, осуществляемых ролей, совокупность поведенческих актов;

-осознание окружающего мира и себя в нём;

-система потребностей;

-совокупность способностей, творческих возможностей;

-совокупность реакций на внешние воздействия и т.д.

Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть. Поэтому для определения образовательного результата введена  характеристика – компетентность.

 Личность можно представить как совокупность компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность.

Для школьников наиболее важны следующие ключевые компетентности:

-математическая  - умение работать с числом – владение математическими умениями;

- коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

- информационная – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

- автономизационная – умение саморазвития и самопрезентации;

- социальная – умение жить и работать с другими людьми;

- продуктивная – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести за них ответственность;

- нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Современная педагогическая  наука рассматривает личность как единое целое,  в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности,  но и на образе жизни.  Однако решающую роль играют результаты социальной жизни,  которые,  определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития  человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Личность, по определению Л. С. Выготского,  это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека,  чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного  опыта  и  включение человека  в систему общественных отношений.  Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и  в  отношениях  с  другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный  облик человека,  всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия  в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления,  как  простое  повторение,  увеличение или уменьшение изучаемого явления.  Последователи  диалектического  материализма при  изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, При таком  подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс,  в котором происходят не только  количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития.  Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

противоречие между новыми потребностями,  порождаемыми  деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

противоречие между возросшими физическими и  духовными  возможностями ребенка и старыми,  ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

противоречие между растущими требованиями со стороны общества,  группы  взрослых  и  наличным  уровнем   развития   личности.   Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности.  В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития.  Потребность удовлетворяется,  противоречие  снимается.  Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность,  более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается. Проблема соотношения  обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение  содержания образования,  выбор форм и методов обучения. Обучение  может  идти  не  только вслед  за  развитием,  не только нога в ногу с ним,  но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.

Эту существенно новую идею выдвинул Л. С. Выготский.  Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности.  В связи с  этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика,  который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то,  что ребенок не может выполнить самостоятельно,  но  с чем он справляется с небольшой помощью.  То,  что сегодня ребенок делает с помощью взрослого,  отмечал Л. С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития,  в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Современная отечественная педагогика стоит на  точке  зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. С развитием  теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия:  субъект и объект управления. Субъект – это личность,  для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:  самостоятельная, предметная, совместная и творческая.  А.Н.Леонтьев отмечал,  что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий,  качественные  особенности  которых  зависят  от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с  окружающей  действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания. Работа над собой – самовоспитание – начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного,  желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка ребенком определенной цели поведения или своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности на завтрашний день. Осуществление  этой  цели  неизбежно  сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера.

 Таким образом,  на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания  человек  начинает понимать не только внешние для него цели,  но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания.

1.2 Психолого-педагогическое обоснование использование метода проектов на уроках технологии как средства развития личности школьника

Процесс обучения должен соответствовать возрастным особенностям детей, так как в разные периоды детства ребенок чувствителен к разным формам и видам деятельности.

Содержание образования подростков и юношей должно быть иным, нежели обучение младших школьников. Иначе обучение потеряет своё развивающее значение: обучение будет продолжаться, а развитие прекратиться.

 В традиционной школе обучение подростков не выполняет функции развития. Это произошло, потому что принципы организации обучения, отработанные на начальной школе, были распространены на среднюю.

Именно подростковый возраст является наиболее трудным для «прямого формирования», для школьного образования.

Стержнем этого возраста является становление собственного целостного «Я».

В развитии мышления, по Ж. Пиаже, в подростковом возрасте выделяется стадия формальных операций, которую также называют стадией маневрирования между реальностью и возможностью. Важнейшей характеристикой её является способность проецировать себя в будущее, отличать реальное от возможного и думать, как могло бы быть. Формальные операции характеризуются четырьмя признаками: интероспективное мышление (мысль о мысли), абстрактное мышление, логическое мышление, гипотетическое мышление.

Таким образом, подросток предстает человеком, строящим связь между своим действием и полем возможностей. Эту задачу возраста называют – модным термином «позиционирование».

Подростковый возраст – есть период поиска пространства удовлетворения в сфере полагания себя (через своё действие) в пространство возможностей его существования.

Эти глобальные задачи подросткового возраста и задают общий вектор мотивации. Потребность в  самоидентификации может опредметиться в пространстве учебного действия, найти средства своего удовлетворения в школе. Тогда направления образования и направления самостроительства будут однонаправлены, образование станет пространством удовлетворения основной возрастной потребности.

Деятельность, в которой происходит испытание связи действия и его последствий, мы называем проектной. Если ситуации, в которых такое испытание возможно, созданы в школе, подросток будет мотивирован находиться в школе, там он будет решать  собственную задачу развития.

Для определения деятельности, помимо её мотивов, необходимо задать её предмет и систему действий.

В основной школе целью образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному, ответственному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории, приобретению знаний о мере своих прав и обязанностей.

Содержанием развития подростка является экспериментирование на любом материале. Если учебный материал не дает пространства для эксперимента, подросток берет этот материал в реальной жизни. Поэтому грамотная организация процесса обучения  не только решает задачи образования, но и становится основой профилактики разных форм асоциального поведения подростков.

Критерием отбора учебного содержания для основной школы является его пригодность к осуществлению экспериментирования. Важно развивать у подростков способность не просто предлагать решения, а использовать полученные предметные знания и способы действий. Все это непосредственно относится к проектному методу обучения.

Выполняя подобные виды учебной работы в форме проектной деятельности, школьники учатся самоорганизации собственной деятельности в относительно свободных ситуациях – выбора и выполнения заданий проектного типа.

Технологическое образование в школе происходит на этапе основной школы, т.е. учеников подросткового возраста. Следовательно, для нормального развития личности ведущей деятельностью на уроках технологии  должна стать проектная деятельность.

2.Описание опыта работы по использованию метода проектов как средства развития личности школьника

2.1 Описание системы работы по применению метода проектов как средства развития личности школьника на уроках технологии

 

   Работая над данной темой несколько лет, автор  работы сделал для себя следующие выводы:

 - в процессе осмысления и организации труда у учащихся развиваются  такие личностные качества как: самостоятельность, ответственность за принятое решение, чувство долга, стремление к результатам, бережливость, деловитость, умение взаимодействия с людьми и др.

 - учащиеся видят социальную и личную значимость своей предметно-преобразующей деятельности, что ведет к повышению мотивации их труда;

- при проектном обучении ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс;

- проектное обучение активизирует не только сильных учащихся, но и вовлекает в работу при достаточной мотивации и более слабых учеников;

- приносит удовлетворение ученикам и повышает их самооценку;

- возможен выход учащихся с проектными работами на разные уровни участия в олимпиадах по технологии и научно-исследовательских конференциях, что повышает имидж учащихся.

  Что касается самого учителя, то здесь, (на личном опыте доказано) нужно отметить:

- возникновение потребности в самосовершенствовании и повышении квалификации;

- расширение кругозора (как в своём предмете, так и в других областях знаний;

- возможность пропагандировать интерес к своему предмету, что актуально в современной школе (постоянное сокращение часов);

- возможность проектировать не только в рамках своей профессиональной деятельности, но и в других сферах жизни;

 - работать становится настолько интересней, что на некоторое время можно забыть о недостатках в материальном обеспечении занятий.

  Данная технология, т.е. проектное обучение (метод проектов) может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 На уроках технологии - используется  при обобщении учебного материала на обобщающих уроках по какой-то одной теме или как итоговая самостоятельная работа.

  Во внеурочной деятельности – для разработки проектов разных типов: социальных, практико-ориентированных.

   Приведу примеры реализации метода проектов из своей практики:

Все проекты, разработанные в моей педагогической практике можно разделить по типам:

- межпредметные

- монопредметные

- надпредметные

-внеурочные

- в рамках одной темы

-итоговые

- индивидуальные

- групповые.

Как правило, один и тот же проект можно отнести к нескольким типам

Например: групповой проект в рамках урока,  или индивидуальный межпредметный, долгосрочный.

  Используя проектный метод на уроках технологии, следует учитывать тот факт, что творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и поэтому перед началом работы или в ходе работы над проектом он должен эти знания получить.

   Примеры проектов в рамках предмета.

Проект «Сервировка стола к  завтраку»

Тип проекта: межпредметный, групповой, краткосрочный.

Основные стадии проекта: 1) определение потребности 2)планирование работы 3)проведение исследования 4)обоснование выбора проекта 5) практическое решение  6) оценка и защита проекта.

   Проектная работа выполняется в рамках обобщения знаний по теме «Технология обработки пищевых продуктов», 5 класс.

   Класс поделен на  группы, у каждой своё задание: разработать меню и приготовить завтрак из блюд,  которые они научились готовить на уроках технологии,  провести мини-маркетинговое исследование цен на аналогичные блюда в кафе,  сервировать стол.

    Защита происходит на уроке-игре «Кафе», в качестве посетителей кафе присутствуют мальчики и классный руководитель класса, которые дали положительную оценку работе участников проекта. Данный проект «спровоцировал» высокую мотивацию изучения предмета.

В результате работы над проектами у учащихся 5-6 классов формируются следующие основные качества личности: коммуникативные способности -  в процессе обсуждения и защиты проекта; организаторские способности – при определении функции каждого в процессе выполнения проекта и организации совместной деятельности по его реализации; художественные способности – оформление изделия или блюда; практические умения по преобразованию материалов; умения проводить анализ, синтез, сравнение; определять потребности и возможности деятельности и планировать их; так же они учатся образно представлять, сравнивать, осмысливать и критически оценивать то, что они проектируют.

 

Творческий проект «Болеро – пестрее радуги»

Тип проекта: межпредметный, индивидуальный, долгосрочный.

 Основные этапы проекта: 1) обоснование выбора темы 2) исследования 3)технология изготовления 3) экономическое и экологическое обоснование 4) практическое изготовление изделия 5) самооценка и защита.

   Данный проект выполнялся как итоговая самостоятельная работа ученицей 8 класса. Тема проекта была выбрана самостоятельно самой учащейся, так как она увлекается вязанием и имеет практические навыки.

   Проведя исследования и анализ журналов мод, была поставлена конкретная задача. Изготовить модную, коротенькую кофточку – болеро, используя способ вязание крючком.

   В процессе работы над проектом, ученица исследовала историю и современность вязания.  Используя, метод дизайн-анализа, разработала форму, модель, стиль и  цветовое решение будущего изделия.

    В экологическом обосновании было отражено, что для изготовления изделия были использованы остатки пряжи, что является решением экологической задачи безотходного производства.

   Защита проекта  проводилась в форме демонстрации моделей. Материал проекта в дальнейшем используется на уроках технологии по теме «Вязание», а так же внесен в «Банк проектов».

   Основными личностными качествами, формирующимися при выполнении индивидуальных проектов, учащихся 7-8 классов, являются: самостоятельность – умение выдвигать проблему, планировать и изготавливать конструкцию или изделие, находить возможности реализации проектов, выполнять оценку итогов деятельности; ответственность – поиск наиболее рациональных вариантов решения проблемы и  реализация идеи; чувство достижения результатов, значимость выполняемой работы; развитие коммуникативных способностей – обсуждение проекта, защита; литературных – описание идеи, разработка рекламы; художественных – дизайн изделия; технологических способностей – умение составлять чертежи, разрабатывать конструкции; формирование широкого круга интересов и развитие кругозора; формирование осознанного профессионального намерения.

   

Проектная деятельность вне урока.

   Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения – это всего лишь форма обучения, причем очень часто внеурочная.  «Вместить» его в классно-урочную систему бывает очень трудной задачей для преподавателя. Чаще всего во внеурочной деятельности используются социально-исследовательские проекты.

Творческий проект «Вторичное использование материалов»

Тип проекта: надпредметный, индивидуальный, долгосрочный

Основные этапы проекта: 1) обоснование проблемы 2)  самообразование и исследования  4) технология изготовления  5) практическая работа 6) самооценка и защита.

   Творческий проект осуществляется как интегрированный проект (технология, экология), в котором  способ решения  проблемы экологии предлагается с точки зрения предмета «Технология».

   Была поставлена экологическая проблема -  «Загрязнение окружающей среды», как одна из актуальных проблем  всего цивилизованного мира.

    Используя исследовательские методы (поисковый, аналитический, анкетирование), ученица предложила в качестве решения проблемы, варианты и способы вторичного использования сырья,  а именно старых вещей из кожи. Обоснованием этого выбора  послужила ценность и трудоёмкость получения натуральной кожи, а также быстрое изменение современной моды.

    Предложены пути реализации проекта – изготовление художественных картин из кожи для оформления интерьера квартир, офисов, различных учреждений.

   

Творческий проект  «Ремонт и дизайн»

Тип проекта: надпредметный, групповой, долгосрочный.

Основные этапы проекта: 1) обоснование проекта 2) плановая организация работы 3) исследования 4) технологическая часть проекта 5) самооценка.

    Являясь классным руководителем,  вместе с учениками  класса, мы разработали проект по благоустройству классной комнаты.

   Идея проекта – на основе исследований разработать дизайн  кабинета  «Технологии». Теоретические исследования сопровождаются конкретной работой, то есть ремонтом кабинета и внутренним его оформлением – дизайном.

  В  процессе работы над проектом ученики познакомились с основами дизайна, узнали, что большое значение  для дизайнера имеет выбор цвета. На цветовые решения влияет ряд факторов: назначение помещения, его размеры и конфигурация, освещенность, продолжительность пребывания человека в помещении.

   Были очень тщательно разработаны технологическая и  экономическая части проекта, подсчитаны все затраты.

   Большую помощь в выполнении практической  части проекта оказали родители учеников, как материальную, так и физическую.

  Работу учащиеся выполняли с удовольствием, так как они понимали важность и необходимость своего дела, и это повышало их самооценку.

   Данный проект можно отнести к области производства. Приобретенный учениками опыт и практические навыки помогут не только в жизни, но и в профессиональном самоопределении.

Темы проектов, реализованные в личной педагогической практике:

  1. Украшения из бисера для современной девушки (9 класс)
  2.  Объемный берет, декорированный вязаным цветком и бусинами (8 класс)
  3. Стильные аксессуары (8 класс)
  4. «Моё платье» (8 класс)
  5. Дизайн интерьера «девичьей комнаты» (8 класс)
  6. «День рождения» (9 класс)
  7. «Праздник влюбленных, или завоюй свою любовь» (9 класс)
  8. «Болеро – пестрее радуги» (8 класс)
  9. «Модница» (8 класс)

10.Вторичное использование вещей из кожи (8 класс)

     11.Костюм для Юного инспектора движения (7 класс)

     12.Чехол из бисера для мобильного телефона (7 класс)

     13. «Ремонт и дизайн» (7 класс)

     14. Новогодняя игрушка (вязание крючком) (7 класс)

     15. « Летний топ» (6 класс)

     16. Картина из кожи «Рождественская ночь»(8 класс) и др.

      Предварительный выбор темы, над которой работают ученики, проходит с учётом рекомендаций учителя. Осуществление проектной деятельности возможно лишь в том случае, если ученики имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами.

      Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Такой подход позволяет перевести ученика из  слушателя в активного участника процесса обучения, т.е. субъекта обучения.

2.2Описание и анализ результатов развития личности школьника через метод проектов

Существует множество показателей качественного развития личности, которые могут служить критериями развития.

        При исполнении проектной деятельности у учащихся появляется внутреннее вознаграждение от самого процесса работы, чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите.

 Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

           Проектная деятельность развивает у учащихся  самостоятельность. Учащиеся должны уметь выдвигать замысел проекта, находить возможности реализации тех или иных проектов, планировать и изготавливать приспособления и конструкции, выполнять оценку итогов деятельности. Сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка – это важнейшая задача образования подрастающего поколения.

          Ни один другой метод так не формирует ответственность, как это делает проектное обучение.

  Выполняя творческие проекты от идеи до её полного воплощения, учащиеся должны самостоятельно принимать решения, нести ответственность за реализацию своих идей. В процессе проектной деятельности ученик равноправный участник, он в равной с учителем степени отвечает за свои успехи, промахи  и недостатки. Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в проектной деятельности заключается не в принятии готового образца, а в выработке гипотез, нахождения наиболее целесообразных путей решения.

  Так же очень важным компонентом личности, являются его возможности или способности.  Способности формируются в деятельности, развиваясь на основе задатков.

  Способности не могут возникнуть вне соответствующей практической деятельности. Это означает, что проектное обучение формирует определенные способности, обеспечивающие успешность практической деятельности.

   В проектной деятельности в различных сочетаниях у школьников развиваются следующие общие и специальные способности:

- коммуникативные способности: обсуждение проекта, консультации учителя, защита, импровизация;

- организаторские способности: определение функций каждого в процессе выполнения проекта, организация совместной деятельности по его реализации;

- литературно- лингвистические способности: описание идеи, разработка рекламного прайс- листа, импровизация в процессе защиты;

- математические способности: расчет затрат, сочетание формы и объема, пространства и времени;

- художественные способности: разработка клаузулы, дизайн изделий и др.;

- мыслительные способности: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др.;

- двигательные способности: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями;

- технологические способности: умение составлять и читать чертежи, решать технологические задачи.

 В ходе выполнения творческих проектов школьники осуществляют профессиональные пробы, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющие завершенный процесс и способствуют адекватному профессиональному самоопределению.

   Именно при выполнении творческого проекта учащиеся проверяют свои профессиональные способности, получают первоначальную профессиональную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

   Введение проектной деятельности в образовательный процесс школьников меняет систему оценивания. Прежде всего, это связано с возможностью появления у школьников новых способностей.

 При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.

Учебно-практическая самостоятельность может быть обнаружена только в ситуациях, требующих действовать и организовывать свои действия. В начале обучения в основной школе эта способность формируется через умение ребенка выбрать тему проекта и выполнить его. По окончании основной школы сформированная самостоятельность проявляет себя в осознанном и обоснованном выборе профиля обучения в старшей школе.

Одним из основных  качеств личности является ответственность.

  Формирование ответственности невозможно без специальной организации системы оценивания.

Четырехуровневая (2-3-4-5) оценка применима там, где есть эталон исполнения (например, написать без единой ошибки). Если же речь идет о ситуации принятия решения о действии, эталон исполнения отсутствует. Следовательно, необходимо вводить новые критерии оценки. Во-первых, они дифференцируются. Каждая часть работы может быть оценена отдельно. Во-вторых,  оценка превращается в развернутый анализ деятельности ученика.

В своей практике я применяю следующую систему оценивания:

  Оценка творческого проекта.

Критерии оценивания:

  1. Аргументированность выбора темы, обоснование выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
  2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта.
  3. Аргументированность предполагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитаты.
  4. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта.
  5. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.
  6. Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

Критерии оценивания защиты:

  1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность и убежденность.
  2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
  3. Педагогическая ориентация: культура речи, манера использования наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.
  4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного развития темы и сильных сторон проекта.
  5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссиям, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления.

Структура контрольно-оценочного листа зависит от тематики творческого проекта и от возраста учащихся.

 Таким образом, на этапе 5-7 классов дети впервые сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Главный образовательный результат – умение различать виды работ и виды ответственности за них.

 На этапе 8-9 классов ученики приобретают необходимые навыки – планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект – профиль продолжения образования, мера ответственности за собственную работу возрастает.

Заключение

 Введение проектного обучения в школе обусловлено современными тенденциями культурно-экономического развития общества и производства, развитием научного познания.

 В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта.

 «Метод проектов» помогает воспитать мыслящего, самостоятельного, кооперативного ученика, понимающего, что знание  - это не самоцель, а средство развития личности. «Метод проектов» учит самостоятельно отыскивать информацию, включает ученика в интеллектуальный творческий поиск. В процессе обучения проектной деятельности происходит становление двух взаимосвязанных сторон – усвоение знаний внутри предметных дисциплин, с одной стороны, и развитие личности учащегося – с другой.

Развитие личности в процессе проектной деятельности, так же как и в рамках учебной деятельности в целом, происходит как процесс формирования самостоятельного и сознательного субъекта деятельности в связи с тем, что человек становится личностью, только лишь являясь субъектом целенаправленной деятельности.

 Проектное обучение представляет школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов, и затем через них оказывает влияние на формирование идеалов, убеждений и мировоззрения личности.

 Введение проектной деятельности в образовательный процесс существенно меняет систему оценивания. Прежде всего это связано с возможностью появления у школьников новых способностей.

При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач.

Список литературы

1.Гузеев В.В. «Метод проектов как частный случай интегральной

технологии обучения/ Директор школы. – 1995. - № 6. – С. 39-47.

2.Кулюткин Ю.Н., Спасская Е.Б. Глобальные ориентиры в образовании// Образовательные технологии. Из опыта развития глобального мышления учащихся. – СПб.: Каро, 2002. С.8

2.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной

деятельности// Народное образование.-2000.-№ 7.-С.151-157.

3.Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования/ под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4.Матяш Н.В. Психология проектной деятельности в условиях технологического образования/ Под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

5.Павлова М.Б., Питт Дж.., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя. М.:

Вентана-Граф, 2003.

6.Педагогические технологии: Учебное пособие/ Авт.-сост. Т.П. Сальникова.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

7.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н. Поливанова.- М.: Просвещение, 2008.

8.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

9.Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/ авт.-сост. О.А. Нессонова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

10.Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/ М.И. Гуревич, М.Б.Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А.Сасова/ Под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вентана-Граф, 2004.

11.Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие/ Л.А.Турик, Н.А. Осипова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Приложение 1. Классификация учебных проектов

По содержанию

По организационной форме

По времени, затраченному на создание

  1. Монопредметный: проект по одному из учебных предметов.
  2. Межпредметный: проект, объединяющий несколько предметных областей и требующий глубокой интеграции
  1. Индивидуальный: проект одного учащегося – ученик обретает чувство ответственности, так как на всех этапах все зависит от него.
  2. Групповой: проект осуществляется группой учащихся.
  1. Долговременный: от недели до года.
  2. Кратковременный: несколько уроков.
  3. Мини-проект: один урок.

3. Надпредметный: проект, затрагивающий не только предметные области, но и социальные вопросы

Классификация учебных проектов по виду деятельности

Вид деятельности

Содержательная специфика

Исследовательский

Научное исследование через актуализацию темы, выдвижение гипотезы

Информационный

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления

Практико-ориентированный

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика

Ролевой

Разрабатывается и реализуется как разыгрывание роли

Творческий

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов

Телекоммуникационный

Выполнен с помощью компьютерных средств

Приложение 2. Деятельностно-процессуальный подход к выполнению творческого проекта

         

                                                                                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоуправление как средство развития личности школьника

Презентация демонстрирует структуру рвботы классного руководителя с активом класса. Подводится итог развития детей за четыре года. Показаны успехи, достижения учеников по разным направлениям работы. С...

Содержательные и методические аспекты применения метода проектов как средства развития компетентной личности с использованием ЭОР.

Метод проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития познавательной активности учащихся.        Музыкально-проектн...

Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС

Актуальный педагогический опыт по теме "Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС"...

«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»

Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СОЮЗ МИНЕРВЫ И МЕЛЬПОМЕНЫ» (ИСТОРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ)

Школьный театр – особый вид учебно-воспитательной деятельности ученика и учителя, требующий собственной системы методических приемов и способов органичного включения театрального творчества в уч...