Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.
статья по теме

Горохова Майя Юрьевна

ИКТ-технологии все прочнее входят в нашу жизнь. Все чаще мы видим их применение на уроках. Как разумно внедрять ИКТ-технологии в учебный процесс? Как внедряя новое, не потерять хорошее из наработанного опыта?

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.Д.Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Использование ИКТ в образовательном процессе школы может привести к решению проблем, стоящих перед образованием. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных ИКТ, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь телекоммуникационные сети Интернет. Если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны строить не только свою судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Думается, в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии

На представленном слайде Вы видите, что при пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти 10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что видят и слыша.

С использованием мультимедиа – ресурсов картина восприятия информации учеником резко меняется. Он усваивает более 80% того, что говорит сам, более 90% того, что делает сам.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

-проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

-обеспечить высокую степень дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;

- повысить объём выполняемой на уроке работы;

-усовершенствовать контроль знаний;

-рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

-организовать виртуальную лабораторную работу, которую нет возможности провести в реальных условиях. Это особенно актуально для учащихся нашей школы, т.к. сам процесс организации надомного обучения затрудняет проведение подобного вида работ, и, кроме того, дети имеют хронические заболевания, не позволяющие им работать с реактивами.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает дополнительные возможности для поддержки и направления личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Компьютер является одним из современных средств обучения, обладающим уникальными возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, дает возможность создавать  виртуальные ситуации всевозможных видов деятельности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественно с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей  и создания благополучного эмоционального фона.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.

“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И. Шамова.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: (Слайд 6)

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность интерес мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

(Слайд 7).Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя

(Слайд 7-1). Воображение можно определить, как способность ребёнка волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. (Слайд 7-2). В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии. С помощью своего воображения ребёнок творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперёд, представлять то, что ещё предстоит сделать. Память в жизни людей играет ещё более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках.

(Слайд 7-3). Полноценное человеческое познание окружающего мира без мышления и речи было бы практически невозможно. Все предметы материальной и духовной культуры, которыми люди пользуются для удовлетворения своих интересов и потребностей, имеют названия, все они созданы при участии мышления. Лишившись мышления, человек перестал бы вообще быть человеком. Мысль человека в процессе познания практически участвует во всех его видах, без неё не могут существовать ни ощущения, ни восприятие, ни воображение, ни память, так как во всех процессах человеку постоянно приходится решать разнообразные задачи.

(Слайд 7-4). Под вниманием понимается избирательность в работе всех органов чувств. Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Она состоит в том, чтобы, во-первых, разделить всю воспринимаемую и неперерабатываемую человеком информацию на части по степени важности; во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той части информации, которая в данный момент наиболее существенна.

Учитель обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.

Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитаельном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий. 

Для формирования звукового образа, эстетического впечатления, эмоционального переживания, для знакомства с интерпретацией художественного чтения можно используовать на уроке аудиозапись. Для формирования наглядных представлений, анализа режиссерской трактовки - видеофрагмент. Дидактических задач может быть сколько угодно. Более того, мультимедиасредства становятся инструментом управления учебной деятельностью. Тренажеры или тесты помогают решать задачу закрепления знаний, организации самодиагностики учащимися своих знаний и умений, для контрольной проверки, а если подключить режим справки – то и организацию самостоятельного поиска информации в ходе работы над ошибками. Создание таблиц, схем, слайдовых презентаций помогает систематизировать материал. Эти средства становятся опорой для запоминания знаний, воспроизведения в речи, практического применения на письме. Многое из сказанного было и в традиционном уроке. Только средства не были столь удобными, не давали новых возможностей в организации восприятия нового материала, актуализации знаний, их закрепления или проверки.

        Мы имеем возможность использовать готовые диски  при подготовке и во время уроков. Комитет по образованию поставил в школу более 300 компьютерных дисков, многие учителя-предметники провели их анализ, составили аннотации и план использования ЦОР по каждому предмету. На уроках наши учителя уже широко применяются материалы из ЦОР.

Работа с учебными дисками позволяет активизировать мыслительный процесс учащихся, отработать умения и навыки с помощью интерактивных тренажеров, а также выявить слабые места в понимании учебного материала.  

Использование компьютерных программ - большая  помощь для учителя при подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, т.к. представляют возможность тестирования, максимально приближенного к экзамену.  Важными достоинствами компьютерного способа контроля уровня подготовки учащихся являются: объективность оценки результатов обучения, возможность выполнения большого числа тренировочных упражнений, простота работы с тестами, оперативность получения результатов.

Использование  программных продуктов  на уроках физики и химии это - прежде всего возможность иллюстрации физических и химических процессов, даже проведение  лабораторных работ на дому. Об этом хочется сказать особо, т.к. демонстрация опытов на уроках в отсутствии специально оборудованных кабинетов при надомном обучении вызывает большие трудности. Применение на уроках таких программных продуктов как «Живая физика», «Открытая физика», «Электронные уроки и тесты., «Физика в школе», «Физикон 7-11» позволит значительно повысить интерес учащихся к изучению предмета. Ученики самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических и химических явлений, и, изменяя параметры взаимодействия, наглядно видеть результат.

При современном процессе обучения «Медиатека» и «Электронные уроки и тесты., «Физика в школе», являются незаменимым помощником учителя, которые помогают   насытить уроки богатейшим иллюстративным материалом – от несложных графических иллюстраций, до интерактивных аннимаций и видеоэкспериментов.

Применение цифровых лабораторий позволяет существенно влиять на психическое состояния обучающихся на дому детей. Оно делает их более уравновешенными, собранными и внимательными.  

         Работа с учебными дисками позволяет воздействовать на сенсорику ребенка и достичь максимальных результатов в освоении учебного материала, а также активизировать мыслительный процесс учащегося и беспристрастно оценить результаты.

При этом особенно важно, что труд на уроке становится не испытанием на выносливость, а процессом осознанного усвоения учебного материала. Как говорит народная мудрость: "Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймёшь".

        Естественно, что все это может реализоваться в нашей школе при хорошем техническом, программном и методическом обеспечении урока, для которого прилагаются все усилия со стороны администрации.

На уроках могут применяться не только готовые методические компьютерные программы, но и разрабатываться авторские презентации уроков по разным темам.

При организации учебного процесса особое внимание необходимо уделять работе над созданием и проведением уроков с использованием презентаций. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

           Как я неоднократно слышала на конференции, особое место в школах занимает создание своей медиатеки, включающей диски, полученные от комитета по образованию, а также авторские презентации, созданные учителями. Каждый учитель в конце учебного года пополняет школьную медиатеку, сдавая презентацию урока, внеклассного мероприятия или методическую разработку, пополняя тем самым банк методических разработок уроков.

 Задача современной школы – не только дать ученику необходимый объём знаний по предмету, но и научить его ориентироваться в огромном море информации, которую предоставляют современные средства обучения.

        Как говорилось ранее, современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности. В этой связи наша задача – научить ребёнка ориентироваться в огромном море информации, которую предоставляет сеть Интернет, сформировать умения и навыки критического мышления учащихся в условиях работы с большими объемами информации, научить их осуществлять выбор и нести за него ответственность;

· Формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);

· Развить умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены, способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;

· Развивать коммуникабельность, предполагающую учет различных точек зрения, умение анализировать их основание, навыки публичных выступлений, участие в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.

Всему этому, безусловно, способствует работа с различными информационными и обучающими сайтами, каталогами сети Интернет. 

Правительство РФ, осознавая необходимость стимулировать  создание, становление и развитие дистанционного обучения, развитие дистанционного образования детей-инвалидов обозначило как  «новое направление приоритетного национального проекта».

 Содержание материалов дистанционного должно  удовлетворять образовательные запросы учащихся самого различного уровня.

В любой общеобразовательной школе дети болеют и пропускают занятия, бывают в санаториях, профилакториях, где программа усваивается ими недостаточно. Приходя после болезни в школу, такой ученик сильно отстает от своих одноклассников. Дистанционное обучение может дать возможность детям, не посещающим школу наряду со всеми, качественно и своевременно ликвидировать пробелы в знаниях.

(Слайд 13). ИКТ на уроках начальной школы, естествознания, истории позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира.

(Слайд 14). Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. По мнению современных учёных: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём. Уже на начальном этапе обучения можно проводить работу, имеющую практическую значимость: после чтения любимых книжек и рассказов можно приготовить к ним иллюстрации. Существует много программ, позволяющих рисовать с помощью ВТ, создавать аппликации.

Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Активизировать внимание ученика, заинтересовать в правильном создании изображения помогает учителю использование специальных программ ЭВМ.

В чём же польза от компьютерных игр? На экране дисплея оживают любые фантазии ребёнка, герои сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры, буквы. Ребёнок может управлять предметами, возникающими на экране компьютера, может заставлять их изменяться, появиться или пропасть, то есть он чувствует их реальность.

Детская память непроизвольна, то есть дети не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запомнить. Они запоминают только яркие, эмоционально важные для них случаи и детали. Любое развивающее обучение не предполагает насильно создавать у детей новые психологические структуры, оно только более эффективно использует тот потенциал, которые уже есть у ребёнка, ускоряя темпы формирования новых психических операций. Компьютер делает значимым, ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности. Компьютерные игры помогают учителю и родителям развивать и поддерживать любознательность и активность ребёнка.

(Слайд 19-1) Направленные на развитие восприятия и воображения. Это весьма распространённые программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Рекомендуются также разнообразные программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или даже картинку из отдельных фигурок разной формы и размера (Слайд 19-2).

Большое значение для развития детей имеют конструкторские программы, (Слайд 19-3) в процессе которых детям надо либо сложить из разных кусков фигуру определённой формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части (Слайд 19-3). Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление.

Основными видами заданий на развитие и совершенствование восприятия являются задания на развитие восприятия формы: (Слайд 19-4) предлагается наложение на геометрические фигуры разных форм; обвести контуры различных геометрических фигур различными цветами (гиперссылка).

Для развития пространственного воображения используется : дорисовка заданной геометрической фигуры (треугольник, овал, квадрат, прямоугольник и др.); задания на отыскание в абстрактных картинках заданных фигур или образов; составление заданной фигуры из других или их частей с постепенным увеличением числа деталей. (“Гараж”, “Водитель”, “Дом”).

(Слайд 19-5). Развитие мыслительных операций, то есть умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку. Задания на развитие умения проводить сравнения: сравнить два предмета (один из заданных предметов дорисовать так, чтобы оба предмета стали совершенно одинаковыми), сравнить группы предметов (сравнение чисел, числовых выражений, примеров).

(Слайд 20). Кроме общеразвивающих программ существуют и специальные программы для обучения детей математике, русскому языку, логике. Ценность этих программ в том, что они в более наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов.

7. Выводы и практические рекомендации

Каковы же функции ИКТ в обучении.

  • Во-первых, ИКТ помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях группового обучения, позволяя школьнику выбирать подходящий для себя темп обучения.
  • Во-вторых, ИКТ даёт учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высокой динамичностью возбудительного процесса, не обладающих, за редким исключением, должным уровнем внимания и памяти.
  • В-третьих, использование компьютерных игр положительно влияет на развитие ребёнка: развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация; они способствуют развитию логического мышления; в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивается моторика (моторная координация) и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов; интерес, который вызывают занятия с компьютером лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Среди дидактических возможностей ВТ можно выделить:

  • фрагментарное использование ВТ в зависимости от цели этапа урока (Слайд 21-1);
  • осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика (Слайд 21-2);
  • сочетание индивидуальной работы с работой группы (Слайд 21-3);
  • сочетание обучения с игрой (Слайд 21-4).

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. (Слайд 22). Он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе на примере преподавания экологии. В работе представлены теоретические аспекты проблемы и практические примеры применен...

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI  века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе по музыке

Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей...

Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.

Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесс...

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ  технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ...

статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение  понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ...