Педагогическая практика
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Департамент общего и профессионального образования
Брянской области
ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж»
Педагогическая практика
Методические материалы для студентов
Брянск 2012
Составители:
Козлова Л.П., к.п.н., зам. директора по УВР ГБОУ СПО БППК,
Чиляева А.И., зав. педпрактикой ГБОУ СПО БППК.
Основные задачи практики
- Овладение умениями и навыками учебно-воспитательной деятельности учителя, воспитателя, классного руководителя в условиях городской и сельской школы;
- ознакомление с условиями деятельности школы, педагогическим коллективом, материальным обеспечением учебно-воспитательного процесса;
- ознакомление с системой планирования учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое изучение учащихся (личных дел, медицинской карты, классных журналов, дневников);
- ознакомление с работой методических объединений учителей начальных классов, классных руководителей, педагогического совета.
В процессе практики закрепляются и развиваются следующие профессиональные умения:
- разрабатывать поурочные планы учебных занятий, планировать внеклассную работу на период практики;
- самостоятельно готовить и проводить уроки, добиваться глубокого усвоения учащимися преподаваемого материала, формировать у них научное мировоззрение, логическое мышление, культуру устной и письменной речи, интерес к предмету, проводить дополнительные занятия со школьниками, изготовлять наглядные пособия и дидактический материал;
- проводить разнообразную внеклассную и внешкольную воспитательную работу с позиций комплексного подхода к воспитанию детей;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и их родителями;
- владеть формами и методами организации воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства, проводить профориентационную работу.
Отчетная документация
По окончании практики студент представляет следующую документацию:
а) учебную:
- характеристики с балльной отметкой, подписанные директором школы и учителем, а также заверенные печатью ОУ(по начальной школе и по ддп);
- конспекты зачетных внеклассных мероприятий с балльной отметкой (по начальной школе и по ддп), подписанные директором школы и учителем, тоже заверенные печатью ОУ;
- планы-конспекты уроков по начальной школе и по ддп, подписанные директором школы и учителем, заверенные печатью ОУ;
- табели-дневники с оценками по начальной школе и по ддп, в которых отмечается ежедневно каждый проведённый урок;
- отчеты о проделанной работе (по начальной школе и по ддп);
- педагогический дневник, в котором кратко отмечается содержание работы за каждый день практики.
б) финансовую:
- справка, подписанная директором школы и заверенная печатью, о разрядах учителей в т.ч. эти же сведения и о директоре;
- ксерокопия страниц паспорта учителей: ФИО, дата рождения, кем и когда выдан, прописка с записью почтового индекса;
- ксерокопия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования.
- Номер лицевого счёта карты Сбербанка учителя.
Справку, подписанную директором школы и заверенную печатью ОУ,
о проведении профориентационной работы в школе по форме:
Справка
Выдана _____________________________________ в том, что
он(а) действительно провел(а) профориентационную работу в
_____________________________________________20 года
Директор
М.П.
Схема характеристики практиканта
- Знание программ начальной школы и умение работать в соответствии с ними.
- Умение определять цели и задачи, планировать уроки.
- Овладение практикантом методиками преподавания каждого предмета начальной школы, в том числе новейшими, современными ТСО и другими наглядными средствами.
- Умение осуществлять на уроке связь теории с жизнью, разрешать задачи воспитания, воздействовать на сознание, чувства и волю детей.
- Умение организовать детей на работу. Привлечь их внимание и активизировать их умственную деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу на уроке. Умение осуществлять индивидуальную работу с детьми, предупреждать неуспеваемость и отставание детей в учебных занятиях.
- Умение проводить внеклассные мероприятия, анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
- Умение обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решения задач обучения и воспитания и анализировать результаты работы с родителями.
- Умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами.
- Оценка за весь период практики.
Схема отчета студентов по преддипломной практике
Ф.И.О. _______________________________
Школа _______________________________
Класс ________________________________
- Как Вы оцениваете свою подготовку по методике обучения (по пятибалльной системе).
- анализ учебных программ по предмету;
- анализ действующих стабильных учебников;
- владение словесными методами обучения;
- владение формами организации урока;
- умение вести внеклассную работу;
- умение применять наглядные пособия.
2. С какими трудностями по организации учебного процесса Вы встретились:
- подбор необходимого материала в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему учащихся;
- правильный выбор рационального метода обучения;
- активизация внимания учащихся;
- создание психологического настроя на работу;
- занимательность и доступность изложения материала;
- активизация мыслительной деятельности учащихся;
- вовлечение всех учащихся в работу на уроке;
- контроль за работой учащихся;
- подведение итогов урока, оценка знаний учащихся;
- умение распределять свое внимание;
- другие трудности.
3. Чем Вы объясняете трудности, с которыми столкнулись во время прохождения педагогической практики в школе? (Отметьте три самые для Вас значимые).
- недостатком опыта;
- недостатком педагогической подготовки;
- недостатком теоретической подготовки;
- недостатком методической подготовки;
- недостаточной помощью учителя;
- отсутствием или низким уровнем развития педагогических способностей;
- случайностью выбора педагогической профессии, отсутствием интереса к ней;
- большим количеством детей в классе;
- другими причинами.
4. Испытываете ли Вы удовлетворение от учебной практики (подчеркните):
- удовлетворен;
- скорее удовлетворен, чем не удовлетворен;
- неопределенное мнение;
- не удовлетворен.
5. Как Вы оцениваете свою подготовку к воспитательной работе: достаточная, недостаточная.
6. С какими трудностями по организации воспитательного процесса Вы встретились при прохождении педагогической практики: 1 – очень трудно, 2 – трудно, 3 – не очень трудно. (поставьте номер)
- организация детского коллектива;
- воспитание сознательной дисциплины;
- контакт с младшими школьниками;
- работа со старшеклассниками;
- индивидуальная работа с учащимися;
- работа с родителями;
- установление оптимальных взаимоотношений с учителем и администрацией школы;
- другие трудности (перечислите).
7. Ваши пожелания и конструктивные предложения в адрес колледжа по улучшению организации и проведения педагогической практики.
Основные критерии оценки результатов педпрактики:
- объективность, всесторонний учёт выполненного объёма работы и анализ её качества;
- учёт индивидуально – личностных особенностей каждого студента; степень сформированности профессионально-педагогических умений;
- уровень теоретического, методического осмысления студентами своей педагогической деятельности, ее целей, задач, содержания, методов;
- уровень профессиональной направленности будущих учителей (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, ответственное и творческое отношение к работе, доброжелательное отношение к детям и др.)
Для оценки результатов практики используются следующие методы:
- наблюдения за студентами в процессе практики и анализ качества отдельных видов их работы;
- беседы с учителями, классными руководителями, студентами;
- анализ характеристик студентов, написанных учителями начальных классов и учителями-предметниками и заверенных администрацией школы;
- анализ качества работы студентов на консультациях, конференциях;
- анализ результатов творческой работы;
- самооценка студентами степени своей подготовленности к практической работе и качества своей работы;
- анализ документации студентов по практике (педагогических дневников, конспектов разных видов работы, отчетов о работе, материалов психолого-педагогического изучения школьников и т.д.)
Педагогическая практика начинается с установочной конференции, итоги практики подводятся на итоговой конференции. Студентам, успешно прошедшим преддипломную педпрактику, выставляется оценка.
Педагогический дневник
Студент-практикант на первой странице дневника записывает свою фамилию, имя, отчество, сроки практики, номер школы, фамилии директора и его заместителей, учителей, работающих в закрепленном классе, методистов практики. 2-я страница – список учащихся класса со сведениями об их общественных поручениях, участии в кружках, состоянии здоровья.
Здесь же необходимо поместить схему размещения учеников в классе по рядам и расписание уроков.
На следующих страницах – индивидуальный план-график работы студента на период практики, исследовательская работа по изучению личности ученика, возможно, с использованием методики «Цветовых метафор» (цветопись).
Таким образом, педагогический дневник содержит:
- список учащихся со сведениями об их общественных поручениях, участии в кружках, состоянии здоровья;
- расписание звонков в школе;
- расписание уроков класса;
- записи содержания и анализа посещенных практикантом уроков учителей.
Цветопись
Методика «Цветовых метафор» (цветопись) используется с целью изучения настроения, самочувствия, уровня адаптации к процессу обучения.
Настроение и цвет – явления взаимосвязанные. В настроении не меньше оттенков, чем в палитре красок, окружающих нас. Поэтому каждая цветовая полоса в цветописи – это условный знак настроения.
Красный цвет – восторженное. Оранжевый – радостное, теплое. Желтый – светлое, приятное. Зеленое – спокойное, уравновешенное. Синий – неудовлетворенное, грустное. Фиолетовый – тревожное, напряженное. Черный – полный упадок, уныние.
Далее следуют ежедневные записи студента-практиканта о работе во время практики с глубоким аналитическим осмыслением. Записи должны включать по возможности теорию рассматриваемого вопроса, анализ работы учителя, классного руководителя (воспитателя), школьников; самоанализ, осмысление уровня сформированности профессиональных педагогических умений.
Структура табеля - дневника
Дата | Предмет | Краткое содержание урока, его анализ | Рекомендации учителя- методиста | Оценка | Подпись учителя |
Примерная схема составления плана занятия
Наименование этапов занятия | Краткое содержание |
1. Организационная часть | Приветствие, проверка присутствующих, создание в аудитории рабочей обстановки |
2. Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос, проверочная работа, математический диктант, проверка выполнения упражнения, решения задач, опрос у доски и т.п. |
3. Сообщение темы, целей, плана урока | Указать основные цели урока |
4. Актуализация опорных знаний | Выявление взаимосвязи данной темы с ранее изученными и с другими предметами |
5. Начальная мотивация учебной деятельности | Вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме |
6. Изложение нового и его поэтапное закрепление | Изложение нового учебного материала должно вестись с использованием современных методов обучения |
7. Обобщение и систематизация изучаемого материала | Сформулировать вопросы для закрепления с учётом заданного уровня усвоения |
8. Сообщение домашнего задания | С указанием номеров заданий, страниц, параграфов |
9. Заключительная часть занятия | Оценить деятельность учащихся, сообщить достигнута ли цель занятия |
Виды уроков и их структура
Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
- комбинированные (смешанные);
- уроки изучения новых знаний;
- уроки формирования новых умений;
- уроки обобщения и систематизации изученного;
- уроки контроля и коррекции знаний и умений;
- уроки практического применения знаний, умений (Г.И.Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов).
От Коменского и Гербарта берёт начало классическая четырёхзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят так:
Организация работы | Повторение изученного (актуализация знаний) | Изучение новых знаний, формирование новых умений | Закрепление, систематизация, применение | Задание на дом |
Этапы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным – на нём учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы ( этапы) могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75 – 80% от общего числа всех проводимых уроков. Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам большие возможности приспособления к конкретным условиям.
Нетрудно заметить, что все вышеназванные типы уроков представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит обычно из трёх частей:
1) организации работы (1 -3 мин.);
2) главной части - (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35 -40 мин.);
3) подведения итогов и задания на дом (2-3 мин.).
Структура комбинированного урока чтения
- Подготовка к восприятию текста
- Первичное восприятие текста
- Проверка первичного восприятия текста
- Чтение и анализ произведения
- Обобщение
- Перечитывание произведения с новой читательской целью
- Творческие работы учащихся по следам прочитанного.
Литература
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень среднего профессионального образования). – М.: ИПР СПО, 2002. – 76 с.
- О производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под ред. П.Ф.Анисимова. - М.: НПЦ Профессионал, 2000.
- Педагогическая практика / Сост. Н.А Асташова, В.А. Случко, Л.П. Козлова. - Брянск: БИПК,1998. – 34 с.
- Педагогическая практика в начальной школе / Под. ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Бориковой. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая практика – ответственный этап на пути к педагогическому Олимпу
Педагогическая практика - связующее звено между теоретическим обучением и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов она становится «открытой дверью» в профессию. Во время педагогической пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-260685-1369852338.jpg)
Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/08/picture-76030.jpg)
Конспект конкурсного урока, представленный на Педагогической мастерской для студентов, проходящих педагогическую практику
Конспект урока, представленного на педагогической мастерской для студентов, проходящих педагогическую практику на базе ГБОУ школа №399 по теме "Совершенствование технических элементов баскетбола ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-871895-1603718895.jpg)
Педагогическая практика студентов Сургутского государственного педагогического университета
Документы подтверждающие наставничество при прохождении педагогической практики...
«Педагогическая мастерская как феномен педагогической практики»
Кейс на тему «Педагогическая мастерская как феномен педагогической практики»...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/18/picture-42476.jpg)
Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».
Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/24/picture-1396148-1648110940.jpg)
Презентация "Современные педагогические технологии. Педагогическая практика"
В данной презентации раскрыты пути реализации программы «Тайны природы» для детей дошкольного возраста, через различные образовательные технологии и педагогические приемы....